Разработка классного часа "день славянской письменности и культуры" 7-9 классы
Оценка 4.9
Культурные мероприятия
docx
классное руководство
9 кл
01.06.2017
Цель мероприятия: расширить кругозор, познакомившись с истоками русской письменности. Задачи:
1) познакомить с житием святых Мефодия и Кирилла, дать понятие о церковно- славянском языке;
2) формировать уважительное отношение к родным истокам, русскому языку;
3) развивать познавательный интерес к истории русского языка.
Просвещение славян – одно из важнейших свершений 9 века, оно неразрывно связано с изобретением славянского письма и с приобщением славян к культурному достоянию греческой образованности и духовной жизни. А осуществилось оно в результате деятельности двух солунских братьев, Константина-Кирилла и Мефодия, ставших для славянских народов апостолами и учителями. Многие века письменное слово позволяет передавать из поколения в поколение нажитую мудрость, идеи красоты, добра, справедливости и нерушимости нравственных устоев.Будущее России главным образом определяется возрождением её духовности и культуры, гармоничным развитием всех населяющих её народов.
ДЕНЬ СЛАВЯНСКОЙ КУЛЬТУРЫ И ПИСЬМЕННОСТИ.docx
День славянской письменности и культуры
Цель: Расширять знания и представления учащихся об истории
возникновения славянской письменности и его роли в развитии человечества.
Задачи:
1. Пробудить интерес к истории письменности и культуры своего народа.
2. Развивать речь, мышление, творческие способности учащихся.
3. Воспитывать уважение и понимание русской культуры, славянских
традиций.
Ход классного часа:
Ведущий 1
Не каждый знает, что сегодня
Мы отмечаем день Кирилла и Мефодия.
Для тех, кто слышит имена их в первый раз,
Последует сей наш рассказ.
(Звучит колокольный звон)
Ведущий 1
Все народы, что пишут кириллицей,
Что зовутся издревле славянскими,
Славят подвиг первоучителей,
Христианских своих просветителей.
Ведущий 2
По широкой Руси – нашей матушке
Колокольный звон разливается.
Ныне братья святые Кирилл и Мефодий
За труды свои прославляются.
Ведущий 2
Вспоминают Кирилла с Мефодием –
Братьев славных, равноапостольных
В Белоруссии, Македонии,
В Польше, Чехии и Словакии.
Хвалят братьев премудрых в Болгарии,
В Украине, Хорватии,Сербии.
Ведущий 1
Русоволосые и сероглазые,
Лицом все светлые и сердцем славные, Древляне, русичи, поляне,
Скажите, кто вы?
МЫ – СЛАВЯНЕ!
Ведущий 2
В храмах Божиих братьев чтут,
К святым их причислили, благодарные,
Через их труды, по молитвам их
Стала Русь святой, Православною.
Ведущий 2
Своею статью все пригожие,
Все разные и все похожие,
Зоветесь ныне россияне,
Издревле, кто вы?
МЫ – СЛАВЯНЕ!
Ведущий 1
Святые Кирилл и Мефодий пред нами,
Их праздник великий и славный мы чтим.
Украсьте же, дети, их лики цветами,
Пролейте слезу благодарности им.
Простые их буквы не искры ли это?
Не брызги ли это небесных лучей?
Снопами великого вечного света
Они воссияли над жизнью людей.
Ведущий 2
На север славянский от светлого юга
Те искры святые они принесли,
И их не задула суровая вьюга,
Они разгорелись по лону земли.
Светильника их чудотворная сила
Святою лампадой горит в темноте.
Нет бури, что светоч бы тот погасила,
Нет моря, что искры бы залило те!
Ведущий 1
Вы, чистые, юные, милые дети!
Любите угодников этих святых!
И пусть перед вами в таинственном свете
Сияют их лики в венцах золотых.
В тяжелом сомнении, в житейской невзгоде,
В беде призывайте вы их имена.
Учители наши, Кирилл и Мефодий, Хранят нас молитвой на все времена.
Ежегодно 24 мая в нашей стране отмечается День славянской
письменности и культуры. Связан этот праздник с именами святых
равноапостольных братьев Кирилла и Мефодия – славянских просветителей,
создателей славянской азбуки, проповедников христианства, первых
переводчиков богослужебных книг с греческого на славянский язык. Именно
они – болгарские просветители Кирилл и Мефодий, создали первую
славянскую азбуку, которой мы пользуемся по сей день. Азбука получила
свое название от имени младшего из братьев — кириллица. История
кириллицы неразлучно связана с православием. Пользуясь созданной азбукой,
братья выполнили перевод с греческого языка Священного Писания и ряда
богослужебных книг.
Первыми словами, написанными славянской азбукой, были начальные
строки пасхального Евангелия от Иоанна:
В начале было Слово,
И Слово было у Бога,
И Слово было Бог.
Жизненный подвиг Кирилла и Мефодия неслучайно приравнивают к
апостольскому, именуя их «первоучителями» славян. К лику святых
равноапостольные Кирилл и Мефодий причислены в древности. В Русской
Православной Церкви память равноапостольных просветителей славян
чествуется с XI века.
Торжественное празднование памяти святых Кирилла и Мефодия было
установлено в Русской Церкви в 1863 году. Установленный церковью день
памяти Кирилла и Мефодия 24 мая по новому стилю отмечается сейчас в
России как государственный праздник.
День славянской письменности и культуры – это единственный в нашей стране
церковногосударственный праздник.
В Дни славянской письменности и культуры во многих городах проводятся
научные конференции, чтения, выставки и концерты. В храмах Русской
Православной Церкви совершаются праздничные Богослужения и
торжественные крестные ходы.
Праздник славянской письменности напоминает об истоках нашей
духовности, о том, что русская культура наследует древние и великие
традиции славянской культуры, о роли письменности в ее становлении и
развитии. В 2013 году мир отметил 1150 лет со времени возникновения
славянской письменности – 24 мая 863 года в городе Плиске, тогдашней
столице Болгарии, солунские братья Кирилл и Мефодий огласили
изобретение славянского алфавита.
Настало время узнать о том, кто же такие Кирилл и Мефодий?
Когда – то на берегу теплого Эгейского моря в городе Солуни (сейчас
он называется Салоники), где кончалась Византия и начинались необъятные земли славян, жила семья, в которой было семеро детей – Мефодий был
старшим из семи братьев, а младшим был Константин. Имя Кирилл он
получил при пострижении в монашество уже перед самой кончиной. Отец
мальчиков по имени Лев был греком, занимал высокий пост помощника
управителя города. Был он благоверен и праведен, храня все заповеди Божьи.
Мать Мефодия и Кирилла (тогда ещё Константина) была славянкой, и она
всегда говорила с детьми на своем родном языке, братья с детства знали
славянский язык так же хорошо, как и греческий.
Младший брат нередко задавал старшему один и тот же вопрос:
«Почему учитель все время говорит по–гречески, а в лавке он прекрасно
изъясняется по – славянски». Да то в лавке, говорил брат, а в школе можно
говорить только по – гречески, потому что книги, знания – все от греков».
«А почему нельзя писать на славянском языке? Вот возьму и напишу
«дом»», не унимался Константин.
«Не напишешь, так как нет таких букв», отвечал Мефодий.
Когда Константин обратился с подобным вопросом к учителю, тот ответил:
«В мире существуют два культурных языка – латынь и греческий. Остальные
грубые, и писать на них нельзя».
« Нет, можно! Вот возьму и придумаю для славян буквы!» сказал
Константин.
И придумал, а брат Мефодий ему помог. И взялся Константин за учение, уча
на память книги святого Григория Богослова (IV век). И овладел всей
грамматикой, и за иные взялся науки, учился же и геометрии, и диалектике, и
всем философским учениям, и риторике, и астрономии, и музыке, и так
изучил их все, как ни один из учеников, так как скорость в нем с прилежанием
слились, помогая одна другой.
Будущие славянские просветители получили прекрасное воспитание и
образование. Константин с младенчества обнаружил необычайные умственные
дарования. Как человек больших знаний, Константин был назначен
хартофилаксом (библиотекарем) при патриаршей библиотеке. Но это занятие
не соответствовало настроению Константина. Слух о даровитости
Константина достиг Константинополя, и тогда он был взят ко двору, где
учился вместе с сыном императора у лучших учителей столицы Византии. У
знаменитого ученого Фотия, будущего константинопольского патриарха,
Константин изучал античную литературу. Учился он также философии,
риторике (ораторскому искусству), математике, астрономии и музыке.
Константина ожидала блестящая карьера при императорском дворе,
богатство и женитьба на знатной красивой девушке. Но он предпочел
удалиться в монастырь. И еще больше, чем способность к учению, проявлял
Константин кроткий нрав: с теми беседовал, с кем это было полезно,
уклоняясь от тех, кто склонен к кривым путям. И известен стал всем
Константин как самый мудрый философ христианский, и называть его стали Константин Философ. А Мефодий, старший брат его, правил в это время
славянским княжеством, как будто предвидя, что пошлет его Бог к славянам
как учителя и первого архиепископа, чтобы научился он всем славянским
обычаям.
В 857 году оба брата были посланы императором проповедовать
христианство в могучий тогда Хазарский каганат, угрожавший постоянными
разрушительными набегами Византийской империи. Задача обратить в веру
Христову этот враждебный народ, сделать его союзником Византии была
непростой. Прибыв к хазарам, святые братья дружественно и с любовью долго
беседовали с ними о сущности Православия. Убеждённый ими хазарский
князь вместе со своими приближёнными приняли христианство. Князь хотел
наградить своих учителей подарками, но они просили только отпустить с
ними на родину греческих пленников, захваченных хазарами во время набегов.
И он отпустил с ними 200 пленников.
В 862 году князь Ростислав Моравский (Моравия тогда была одним из
сильнейших славянских государств в Европе) попросил Византийского
императора прислать христианских проповедников.
В 863 году византийский император направил братьев в Моравию на
проповедь славянам. Прибыв в Моравию, святые братья создали славянскую
азбуку, перевели на славянский язык Евангелие, Псалтирь и многие
богослужебные книги. В православных храмах Моравии стали служить на
понятном местному населению языке. Это было главным делом жизни святых
Кирилла и Мефодия. Проработав более трех лет в Моравии, Константин и
Мефодий с группою своих учеников отправились в Рим, чтобы представить
папе сведения о своем деле. По пути они на некоторое время остановились в
Паннонии, где обучили около 50 учеников славянским книгам.
Слабый здоровьем, но проникнутый сильным религиозным чувством и
любовью к науке, Константин с детства мечтал об уединенной молитве и
книжных занятиях. Вся его жизнь была наполнена частыми трудными
поездками, тяжелыми лишениями и очень напряженной работой. Такая жизнь
подорвала его силы, и в 42 года он сильно заболел. Предчувствуя свой
близкий конец, он принял монашество, переменив свое мирское имя
Константин на имя Кирилл. После этого он прожил еще 50 дней, последний
раз прочел сам исповедальную молитву, простился с братом и учениками и
тихо скончался 14 февраля 869 года. Случилось это в Риме, когда братья в
очередной раз приехали искать у папы римского защиты своего дела
распространения славянской письменности.
Умирая, Кирилл сказал брату: « Вот, брат, были мы с тобой парой в
одной упряжке и пахали одну борозду. И я на поле падаю, окончив день свой.
Не смей оставлять учительство свое…»
Мефодий, похоронив брата, вернулся к славянам, но по ложному доносу был
заключен в темницу. На два с половиной года померк свет для того, кто сам нес свет людям. С огромным трудом ученикам удалось добиться
освобождения Мефодия. Его просветительская и учительская деятельность
продолжалась до самых последних дней.
Слава Вам, братья, славян просветители,
Церкви Славянской Святые Отцы!
Слава Вам, правды Христовой учители.
Слава Вам, грамоты нашей творцы!
Будьте ж славянству звеном единения,
Братья святые: Мефодий, Кирилл!
Да осенит его дух примирения
Вашей молитвой пред Господом сил!
Вы узнали сейчас о том, когда и кем была создана наша азбука. Сегодня
мы пользуемся с вами алфавитом, который нам кажется простым и удобным,
но не всегда наша азбука была такой, и выучить ее было гораздо труднее.
Глаголица и Кириллица – это первые славянские азбуки. Название
азбуки «Глаголица» происходит от слова ГЛАГОЛ, что обозначает «речь». А
«Кириллица» названа в честь её создателя. В Древней Руси глаголица
использовалась для передачи церковных текстов и просуществовала 3 века, а
в бытовой письменности использовали кириллицу. В кириллице 43 буквы,
впоследствии эта азбука стала основой русского алфавита.
Кириллица то же, что кириллический (или кирилловский) алфавит: одна из
двух (наряду с глаголицей) древних азбук для старославянского языка.
Кириллица система письменности и алфавит для какоголибо языка, основанные на старославянской кириллице. На основе кириллицы построены
алфавиты многих славянских языков, а также некоторых неславянских
языков, которые ранее не имели письменности либо имели другие системы
письменности и были переведены на кириллицу в конце 1930х годов.
Первоначально кириллицей пользовались восточные славяне и часть южных, а
также румыны; со временем их алфавиты несколько разошлись друг от друга,
хотя начертание букв и принципы орфографии оставались в целом едиными
(за исключением западносербского варианта, так называемой босанчицы).С
10 века на основе глаголицы и кириллицы на древнерусском языке
распространяется литература. Чаще всего это были церковные книги,
поучения, учёные труды.
Внешний вид букв славянского алфавита помогает нам увидеть мир
глазами наших предков. Каждая буква индивидуальна, неповторима и имеет
свое имя: веди, люди, буки, аз, земля.
Названия букв должны были напоминать людям о таких словах, которые
забывать нельзя: «добро», «живете», «земля», «люди», «покой».
Всего 44 буквысестрицы смотрят на нас со старинного свитка. Именно они
стали основой современной русской азбуки.
А теперь прочитаем название букв славянского алфавита. Так почему
названная книга, по которой вы учились читать Азбука?
Посмотрим на первый славянский алфавит кириллицу.
Аз – я; Буки – буквы, книги;
Веди – ведать, знать; Глаголь говорю, слово; Добро – добро;
Есть – есть; Живете – жизнь; Земля земля; И – и; Како как;
Люди люди; Мыслите – мыслите;
Почему буквы стоят именно в таком порядке?
Что хотели сказать потомкам создатели азбуки?
Какое важное значение хотели зашифровать Кирилл и Мефодий?
Попытайтесь найти след тайных слов азбуки. Составим текст.
(Я, книга, знающая слово добро, есть жизнь земли, и как люди мыслю.
Я – буквы, знающие и говорящие добро, есть жизнь земли, и как люди
мыслю.)
То есть азбука учит добру, она рассказывает о жизни земли.
В старину учились дети –
Их учил церковный дьяк,
Приходили на рассвете
И твердили буквы так:
А да Б – как Аз да Буки,
В – как Веди, Г – глаголь.
И учитель для науки
По субботам их порол.
Вот такой чудной вначале Наша грамота была!
Вот каким пером писали –
Из гусиного крыла!
Этот нож не без причины
Называли «перочинным»:
Очиняли им перо,
Если не было остро.
Трудно грамота давалась
Нашим предкам в старину,
А девицам полагалось
Не учиться ничему.
Обучались лишь мальчишки.
Дьяк с указкою в руке
Нараспев читал им книжки
На славянском языке.
Более 700 лет славянский язык и письменность просуществовали в
неизменном виде. Лишь при Петре I изменили количество букв, внесли новые
(Ё и Й).
В 1918 г была проведена реформа русского языка алфавит упростили:
в нем оставили лишь 33 буквы, которыми мы все пользуемся и по сей день.
Ведущий 1:
В любой старинной книжице ты можешь прочитать
Жила на свете ИЖИЦА, а с нею буква ЯТЬ
Но время быстро движется, и жизнь уже не та,
Где нынче буква ИЖИЦА? Где ЯТЬ? А где ФИТА?
Без них правописание сумело обойтись.
Новейшие издания без них вступают в жизнь.
Ведущий 2:
Уж так на свете водится, как говорил мудрец:
Когда без нас обходятся, то значит нам конец.
Мы благодарны просвещенью, наука – солнце, душу грей,
Рукой отцов благославленный иди в историю смелей.
К апостолам высокославным любовь святая глубока
Дела Кирилла и Мефодия в славянстве будут жить века. До сих пор
русский язык считается одним из красивейших в мире и вызывает восхищение
у большинства великих людей.
Будем же повторять заповедные нам строки великого русского поэта
Анны Ахматовой (отрывок из стихотворения "Мужество"), написанные в
феврале грозного 1942 года:
Не страшно под пулями мертвыми лечь, Не горько остаться без крова,
И мы сохраним тебя, русская речь,
Великое русское слово.
Свободным и чистым тебя пронесем,
И внукам дадим, и от плена спасем навеки.
Россия является многонациональным государством. В Российской
федерации помимо русских проживает свыше 180 других народов.
Кириллический алфавит как система письма родного (русского) языка
является основой вхождения ребенка в передаваемую из поколения в
поколение культуру родного народа. Родной язык и славянская азбука
основа формирования ребенка как языковой личности, его языковой картины
мира, его языкового сознания; это культурноисторическая среда,
формирующая национальную языковую личность, осознающую свою
причастность к родной культуре.
Кириллический алфавит является ключом к проникновению в
богатейший мир русской литературы, многие народы России успешно
пользовались кириллицей на протяжении полувека. За это время было создано
немало литературных произведений на национальных языках, развивалась
культура народов, выросло новое высокообразованное поколение, для
которого кириллические алфавиты были органической частью их родных
языков.
День славянской письменности и культуры является для нас
праздником просвещения, праздником родного слова, родной книги, родной
литературы, родной культуры. Обучаясь различным наукам на родном языке,
мы, по выражению древнерусского летописца, пожинаем то, что было посеяно
древнейшими просветителями Руси, воспринявшими письменность от
первоучителей славянских народов святых Кирилла и Мефодия.
Солунские братья Кирилл и Мефодий – гордость всего славянского
мира.
Они говорили: «Разве не для всех светит солнце, разве не для всех идет
дождь, разве не всех кормит земля? Все люди равны, все люди – братья, все
равны перед Господом, и всем нужна грамота». Православная церковь братьев
Кирилла и Мефодия причислила к лику святых.
Ведущий
За алфавит мы благодарны
Грамоты нашей творцам!
Низкий поклон от всех нас братьям,
Церкви славянской святым Отцам!
Ведущий 2.
Все народы, что пишут кириллицей,
Что зовутся издревле славянскими,
Славят подвиг первоучителей, Христианских своих просветителей.
Ведущий 1.
Ныне братья святые Кирилл и Мефодий
За труды свои прославляются.
Ведущий 2.
Все народы, что пишут кириллицей,
Перед подвигом их преклоняются.
Ведущий: Уважаемые гости и дети наш классный час подошел к концу,
спасибо за внимание!
Разработка классного часа "день славянской письменности и культуры" 7-9 классы
Разработка классного часа "день славянской письменности и культуры" 7-9 классы
Разработка классного часа "день славянской письменности и культуры" 7-9 классы
Разработка классного часа "день славянской письменности и культуры" 7-9 классы
Разработка классного часа "день славянской письменности и культуры" 7-9 классы
Разработка классного часа "день славянской письменности и культуры" 7-9 классы
Разработка классного часа "день славянской письменности и культуры" 7-9 классы
Разработка классного часа "день славянской письменности и культуры" 7-9 классы
Разработка классного часа "день славянской письменности и культуры" 7-9 классы
Разработка классного часа "день славянской письменности и культуры" 7-9 классы
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.