Разработка классного часа для 9 класса, посвященного памяти Алишера Навои.
Оценка 4.7

Разработка классного часа для 9 класса, посвященного памяти Алишера Навои.

Оценка 4.7
Занимательные материалы
docx
русская литература
9 кл
15.01.2019
Разработка классного часа для 9 класса,        посвященного памяти Алишера Навои.
Классный час для учащихся 9- го класса,приуроченный к дню рождения великого мыслителя и поэта Алишера Навои, позволит сплотить учащихся в творческие группы,объединенные общей работой и целью.Учащиеся узнают много новой информации о личности,биографии и творчестве Навои. Урок носит большое воспитательное значение
разработка.docx

                    Разработка классного часа для 9 класса,

                     посвященного памяти Алишера Навои.

Тема урока: Великие мыслители Востока. Алишер Навои.

Цели: вспомнить славное имя и биографию Алишера Навои, пополнить знания учащихся интересными сведениями о поэте, пропагандировать труды Навои; воспитывать в учащихся высокие нравственные качества на примере жизни А.Навои.

Оборудование: портрет А.Навои, видеопроектор, экран, подборка книг, иллюстрации по творчеству поэта,                                                                                (плакаты с цитатами: «Народ-поэт, а я при нем- писец,

 И вот за то к народу я приближен так и взыскан, как никто!»

«Чем больше пользы людям принесёшь,

Тем больше пользы в том себе найдешь»).

Ход урока: I. Организационный момент.

  Слово учителя о целях и задачах урока. (Предварительно класс был поделен на несколько творческих групп, каждая из которых подготовила выступления в соответствии со своими названиями).

 

II. Введение. Учитель: Алишер Навои- выдающийся поэт, произведения которого известны и любимы во всем мире. Каждый год 9 февраля отмечается день рождения Навои, и сегодня наше занятие посвящено памяти этого уникального человека.

 

III. Выступления групп.

Группа «Биографы».

      В 1441 году 9 февраля в столице Хорасанского государства Герате в семье Гиясаддина Кичкины родился сын, которого назвали Алишер. Позже у него появился поэтический псевдоним «Навои», что значит «мелодичный». Навои учился в Герате вместе с будущим правителем Хорасана Хусейном Байкарой, с которым дружил всю жизнь. Затем он продолжил свое образование в Мешхеде и Самарканде.

         В раннем детстве будущий поэт знал наизусть около десяти тысяч поэтических строк.

         В 1466-1469 годах Алишер жил в Самарканде и учился в медресе. Здесь он приобрел много друзей.

         В 1469 году он был назначен на должность хранителя печати при правителе Хорасана Хусейне Байкара, а в 1472 году получил чин визиря и титул эмира.

         В 1976 году поэт подал в отставку, но остался приближенным султана, который доверял ему важные дела в Герате и Астрабаде.

         Навои оказывал протекцию и поддерживал материально ученых, мыслителей, художников, музыкантов, поэтов и каллиграфов. При нем в Герате был сформирован кружок учёных и творческих людей, в который входил он сам, Джами, известные историки, художники и архитекторы.

         По инициативе Навои и под его руководством в Герате велось строительство: на берегу канала Инджил были возведены медресе, ханака, библиотека, больница. (В сокращении).

 

Учитель: Всю свою жизнь Алишер Навои сочетал политическую деятельность с литературой.

 

Группа «Литераторы».

         С ранних лет Алишер увлекался поэзией, он был потрясён поэмой Фаридиддина  Аттара «Разговоры птиц» и даже решил стать отшельником опасаясь за жизнь сына, родители запретили ему читать эту книгу. Но юноша выучил поэму наизусть и мог читать ее по памяти.

         Алишер Навои был энциклопедически образован, он не только писал стихи, но и сочинял музыку, прекрасно рисовал. Вершиной его творчества стала «Хамса», состоящая из пяти поэм («Пятерица»). Это произведение он написал за три года на староузбекском языке. В «Хамсу» вошли поэмы «Смятение праведных», «Лейли и Меджун», «Фархад и Ширин», «Семь планет», «Стена Искандера». Написанные по мотивам народного творчества, они оказали огромное влияние на узбекский фольклор и восточную литературу в целом. Стихи Алишера Навои были собраны в большой сборник «Сокровищница мыслей», включающий в себя 2,500 газелей. В них он писал о любви к Родине, о верности в дружбе и любви. Алишер Навои по праву считается основателем узбекской литературы, его вклад в развитие узбекского языка и узбекской литературы невозможно переоценить. ( в сокращении).

 

Группа «Актёры».

         Учащиеся показывают инсценировку одной истории из жизни Навои и эпизод из поэмы «Фархад и Ширин». Рассказывают, что, когда Алишер и Хусейн Байкара учились в школе, однажды их учитель показал им два рисунка. На одном была изображена голова, на другом- меч. Учитель сказал: «Выберите каждый себе рисунок и сочините газель о нём».

         Султан Хусейн выбрал меч, Алишеру понравился второй рисунок, и он написал о нём.

         - Ты – Темурид, - обратился к юному султану учитель, - покрепче держись за меч, ибо будешь править большим государством!

         Алишеру сказал:

         -В твоих строках я вижу божественные искры, со временем они разгорятся и охватят весь мир!...

 

Учитель: Алишер Навои прожил короткую жизнь, но за четыре десятилетия своей творческой деятельности он оставил огромное поэтическое наследие:

                                                         Моих стихов затейлива страницы,

                                                         Слова в них – странники

                                                                                      причудливой страны.

                                                         Мой каждый стих – приют

                                                                                       для многих смыслов, -

                                                         Странноприимный дом,

                                                                                        И келья в нем полны!

 

Группа «Чтецы».

         Звучат стихотворения Алишера Навои на русском и узбекском языках. В том числе газели из «Сокровищницы мыслей».

 

Учитель: группа «Репортёры» подготовила для нас интересные факты, связанные с личностью и именем Навои.

 

Группа «Репортеры».

(Материал может быть систематизирован и предложен к рассмотрению в виде слайдовой презентации).

·        Отец Алишера Навои – выходец из известного монгольского племени Барлас, был дружен с другими тимуридскими семьями.

·        Как мыслитель Алишер Навои входил в дервишский суфийский орден Накшбанди.

·        Один из проспектов в Ташкенте и Баку (Азербайджан) носит имя Алишера Навои.

·        Алишеру Навои установлены памятники в Москве, Баку, Токио, Душанбе.

·        В честь Навои назван кратер на Меркурии.

·        В Северном Афганистане в городе Мизари – Шариф установлен барельеф в честь Алишера Навои.

·        В 1947 году в Узбекистане был снят художественный фильм «Алишер Навои».

·        В апреле 2007 года в Вашингтоне состоялась конференция «Алишер Навои и его влияние на культурное развитие народов Центральной Азии» (и другие факты).

 

IV. Афоризмы Навои.(проецируются на экране).

 

Учитель: Афоризмы Алишера Навои называют ожерельем из мудрых изречений. Давайте вспомним их.

 

Слово – жемчуг из морского рудника,

Слово – роза из мирского цветника.                                                                          _________

 

Кто честен и порядочен во всём,

Тому добро отплатится добром.

 

                   _________

 

Мне в этой жизни не любовь ценна,

Быть человеком – вот мечта одна.

 

                   __________

 

Кто раз солгал, того уж и потом,

Хоть правду скажет, все зовут лжецом.

 

                   __________

 

Не могут люди вечно быть живыми,

Но счастлив тот, чье помнить будут имя.

 

                   _________

 

            Высоким званьем «Человек» достоин зваться тот,

           Кто о народе никогда не ослаблял забот.

 

                            __________         

 

         Век трудись! И дело жизни даже годы не сотрут.

         Есть ключи от счастья в жизни, людям их дают за труд.

( и другие афоризмы).

 

V. Учитель: Алишер Навои… Сколько бы веков ни прошло с тех пор, как жил и творил, он всегда будет жив, потому что служил общечеловеческим ценностям добра, культуры и просвящения.

 

Оценивание работы учащихся. 

 

VI. Домашнее задание: написать эссе на тему «Какие ценности жизни Алишер Навои считал важными».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Нурманова Замира                   Аблокуловна, учитель

русского языка и литературы,

классный руководитель 9 «Б»

класса общеобразовательной

школы №21 г.Ангрена.

Ташкентская область.

Тел. +998909571197


 

Разработка классного часа для 9 класса, посвященного памяти

Разработка классного часа для 9 класса, посвященного памяти

Навои оказывал протекцию и поддерживал материально ученых, мыслителей, художников, музыкантов, поэтов и каллиграфов

Навои оказывал протекцию и поддерживал материально ученых, мыслителей, художников, музыкантов, поэтов и каллиграфов

Алишеру сказал: -В твоих строках я вижу божественные искры, со временем они разгорятся и охватят весь мир!

Алишеру сказал: -В твоих строках я вижу божественные искры, со временем они разгорятся и охватят весь мир!

В апреле 2007 года в Вашингтоне состоялась конференция «Алишер

В апреле 2007 года в Вашингтоне состоялась конференция «Алишер

Есть ключи от счастья в жизни, людям их дают за труд

Есть ключи от счастья в жизни, людям их дают за труд
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
15.01.2019