Разработка классного часа для 9 класса,
посвященного памяти Алишера Навои.
Тема урока: Великие мыслители Востока. Алишер Навои.
Цели: вспомнить славное имя и биографию Алишера Навои, пополнить знания учащихся интересными сведениями о поэте, пропагандировать труды Навои; воспитывать в учащихся высокие нравственные качества на примере жизни А.Навои.
Оборудование: портрет А.Навои, видеопроектор, экран, подборка книг, иллюстрации по творчеству поэта, (плакаты с цитатами: «Народ-поэт, а я при нем- писец,
И вот за то к народу я приближен так и взыскан, как никто!»
«Чем больше пользы людям принесёшь,
Тем больше пользы в том себе найдешь»).
Ход урока: I. Организационный момент.
Слово учителя о целях и задачах урока. (Предварительно класс был поделен на несколько творческих групп, каждая из которых подготовила выступления в соответствии со своими названиями).
II. Введение. Учитель: Алишер Навои- выдающийся поэт, произведения которого известны и любимы во всем мире. Каждый год 9 февраля отмечается день рождения Навои, и сегодня наше занятие посвящено памяти этого уникального человека.
III. Выступления групп.
Группа «Биографы».
В 1441 году 9 февраля в столице Хорасанского государства Герате в семье Гиясаддина Кичкины родился сын, которого назвали Алишер. Позже у него появился поэтический псевдоним «Навои», что значит «мелодичный». Навои учился в Герате вместе с будущим правителем Хорасана Хусейном Байкарой, с которым дружил всю жизнь. Затем он продолжил свое образование в Мешхеде и Самарканде.
В раннем детстве будущий поэт знал наизусть около десяти тысяч поэтических строк.
В 1466-1469 годах Алишер жил в Самарканде и учился в медресе. Здесь он приобрел много друзей.
В 1469 году он был назначен на должность хранителя печати при правителе Хорасана Хусейне Байкара, а в 1472 году получил чин визиря и титул эмира.
В 1976 году поэт подал в отставку, но остался приближенным султана, который доверял ему важные дела в Герате и Астрабаде.
Навои оказывал протекцию и поддерживал материально ученых, мыслителей, художников, музыкантов, поэтов и каллиграфов. При нем в Герате был сформирован кружок учёных и творческих людей, в который входил он сам, Джами, известные историки, художники и архитекторы.
По инициативе Навои и под его руководством в Герате велось строительство: на берегу канала Инджил были возведены медресе, ханака, библиотека, больница. (В сокращении).
Учитель: Всю свою жизнь Алишер Навои сочетал политическую деятельность с литературой.
Группа «Литераторы».
С ранних лет Алишер увлекался поэзией, он был потрясён поэмой Фаридиддина Аттара «Разговоры птиц» и даже решил стать отшельником опасаясь за жизнь сына, родители запретили ему читать эту книгу. Но юноша выучил поэму наизусть и мог читать ее по памяти.
Алишер Навои был энциклопедически образован, он не только писал стихи, но и сочинял музыку, прекрасно рисовал. Вершиной его творчества стала «Хамса», состоящая из пяти поэм («Пятерица»). Это произведение он написал за три года на староузбекском языке. В «Хамсу» вошли поэмы «Смятение праведных», «Лейли и Меджун», «Фархад и Ширин», «Семь планет», «Стена Искандера». Написанные по мотивам народного творчества, они оказали огромное влияние на узбекский фольклор и восточную литературу в целом. Стихи Алишера Навои были собраны в большой сборник «Сокровищница мыслей», включающий в себя 2,500 газелей. В них он писал о любви к Родине, о верности в дружбе и любви. Алишер Навои по праву считается основателем узбекской литературы, его вклад в развитие узбекского языка и узбекской литературы невозможно переоценить. ( в сокращении).
Группа «Актёры».
Учащиеся показывают инсценировку одной истории из жизни Навои и эпизод из поэмы «Фархад и Ширин». Рассказывают, что, когда Алишер и Хусейн Байкара учились в школе, однажды их учитель показал им два рисунка. На одном была изображена голова, на другом- меч. Учитель сказал: «Выберите каждый себе рисунок и сочините газель о нём».
Султан Хусейн выбрал меч, Алишеру понравился второй рисунок, и он написал о нём.
- Ты – Темурид, - обратился к юному султану учитель, - покрепче держись за меч, ибо будешь править большим государством!
Алишеру сказал:
-В твоих строках я вижу божественные искры, со временем они разгорятся и охватят весь мир!...
Учитель: Алишер Навои прожил короткую жизнь, но за четыре десятилетия своей творческой деятельности он оставил огромное поэтическое наследие:
Моих стихов затейлива страницы,
Слова в них – странники
причудливой страны.
Мой каждый стих – приют
для многих смыслов, -
Странноприимный дом,
И келья в нем полны!
Группа «Чтецы».
Звучат стихотворения Алишера Навои на русском и узбекском языках. В том числе газели из «Сокровищницы мыслей».
Учитель: группа «Репортёры» подготовила для нас интересные факты, связанные с личностью и именем Навои.
Группа «Репортеры».
(Материал может быть систематизирован и предложен к рассмотрению в виде слайдовой презентации).
· Отец Алишера Навои – выходец из известного монгольского племени Барлас, был дружен с другими тимуридскими семьями.
· Как мыслитель Алишер Навои входил в дервишский суфийский орден Накшбанди.
· Один из проспектов в Ташкенте и Баку (Азербайджан) носит имя Алишера Навои.
· Алишеру Навои установлены памятники в Москве, Баку, Токио, Душанбе.
· В честь Навои назван кратер на Меркурии.
· В Северном Афганистане в городе Мизари – Шариф установлен барельеф в честь Алишера Навои.
· В 1947 году в Узбекистане был снят художественный фильм «Алишер Навои».
· В апреле 2007 года в Вашингтоне состоялась конференция «Алишер Навои и его влияние на культурное развитие народов Центральной Азии» (и другие факты).
IV. Афоризмы Навои.(проецируются на экране).
Учитель: Афоризмы Алишера Навои называют ожерельем из мудрых изречений. Давайте вспомним их.
Слово – жемчуг из морского рудника,
Слово – роза из мирского цветника. _________
Кто честен и порядочен во всём,
Тому добро отплатится добром.
_________
Мне в этой жизни не любовь ценна,
Быть человеком – вот мечта одна.
__________
Кто раз солгал, того уж и потом,
Хоть правду скажет, все зовут лжецом.
__________
Не могут люди вечно быть живыми,
Но счастлив тот, чье помнить будут имя.
_________
Высоким званьем «Человек» достоин зваться тот,
Кто о народе никогда не ослаблял забот.
__________
Век трудись! И дело жизни даже годы не сотрут.
Есть ключи от счастья в жизни, людям их дают за труд.
( и другие афоризмы).
V. Учитель: Алишер Навои… Сколько бы веков ни прошло с тех пор, как жил и творил, он всегда будет жив, потому что служил общечеловеческим ценностям добра, культуры и просвящения.
Оценивание работы учащихся.
VI. Домашнее задание: написать эссе на тему «Какие ценности жизни Алишер Навои считал важными».
Нурманова Замира Аблокуловна, учитель
русского языка и литературы,
классный руководитель 9 «Б»
класса общеобразовательной
школы №21 г.Ангрена.
Ташкентская область.
Тел. +998909571197
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.