Разработка классного часа в 7 классе на тему "азбука нравственности".
Оценка 5
Разработки уроков
doc
родителям
7 кл
03.06.2017
Достойный, говорится в старинном словаре Даля, это – стоящий, заслуживающий, надлежащий, должный, приличный, сообразный с требованиями правды, чести. Иначе говоря, достойный уважения, стоящий доверия, заслуживающий внимания, надлежащий – такой, каким должен быть Человек с большой буквы, должный – обладающий высоким чувством долга, соответствующий требованиям своего времени, приличный в поведении, сообразный с требованиями правды, чести, не отступающий от правил правды и чести ни при каких обстоятельствах.
Как много смысла в одном, единственном слове, которое мы не часто вспоминаем. Между тем вся наша жизнь состоит из поступков – достойных, соответствующих законам, по которым живет наше общество, и недостойных. И не только в законах, принятых государством и записанных в главах нашей конституции, дело, а в так называемых неписаных законах человеческих отношений. Ведь нельзя же записать в конституции, что Иван не должен подсказывать Сергею на уроке или что Наталья, случайно услышав чужой секрет, не должна его сообщать всем знакомым. Это нигде не записано, но мы-то знаем, что это делать неприлично. И человек с чувством собственного достоинства не допустит такого, потому что уважает достоин
azbuka_nravstvennosti.doc
Азбука нравственности
– Тема нашего занятия – «Азбука нравственности». Как вы думаете, о чем мы будем с вами
говорить?
О составляющих нравственного облика человека.
– В какой стране мы с вами живем?
В демократической. Демократия – власть народа.
– Что это значит «власть народа»?
Это значит, что люди непосредственно ответственны за построение свободного и
справедливого общества. Это означает, что они должны быть достойными и порядочными
людьми. Они должны быть преданными нравственным идеалам демократии.
– О каких идеалах идет речь?
Речь идет об уважении прав гражданина, соблюдении закона, добровольном участии в
общественной жизни и заботе об общем благе.
Существует такое понятие: человеческое достоинство, им, собственно, определяется, чего
стоит человек, каков он.
– Что значит «достойный человек»?
Достойный, говорится в старинном словаре Даля, это – стоящий, заслуживающий,
надлежащий, должный, приличный, сообразный с требованиями правды, чести. Иначе
говоря, достойный уважения, стоящий доверия, заслуживающий внимания, надлежащий –
такой, каким должен быть Человек с большой буквы, должный – обладающий высоким
чувством долга, соответствующий требованиям своего времени, приличный в поведении,
сообразный с требованиями правды, чести, не отступающий от правил правды и чести ни
при каких обстоятельствах.
Как много смысла в одном, единственном слове, которое мы не часто вспоминаем. Между
тем вся наша жизнь состоит из поступков – достойных, соответствующих законам, по
которым живет наше общество, и недостойных. И не только в законах, принятых
государством и записанных в главах нашей конституции, дело, а в так называемых
неписаных законах человеческих отношений. Ведь нельзя же записать в конституции, что
Иван не должен подсказывать Сергею на уроке или что Наталья, случайно услышав чужой
секрет, не должна его сообщать всем знакомым. Это нигде не записано, но мыто знаем, что
это делать неприлично. И человек с чувством собственного достоинства не допустит
такого, потому что уважает достоинство других.
Задание. Подумайте и приведите примеры из жизни, литературы, периодической печати,
где вы сталкивались с поступками, достойными уважения.
Учащиеся отвечают. Учитель. А вот пример из жизни иркутского писателя Марка Сергеева, происшедший с ним
в годы войны.
Чтение рассказа.
Во время войны в школе, где учился М. Сергеев, как и во многих других, появились ребята
из эвакуированных в Иркутск семей. Одного из них, москвича, звали Витя. Он был очень
знающим, рассказывал много интересного. Никто из ребят в то время не был в Мавзолее В.
И. Ленина, не видел Выставки достижений народного хозяйства, ее удивительных
павильонов, изобилующих буквально чудесами, никто не гулял по Красной площади, не
слушал оперы в Большом театре. А Виктор все это знал, да еще и рассказчик он был
хороший. Девочки все в него влюбились, мальчишки все хотели с ним дружить.
И вдруг все перевернулось: девочки недоумевали, мальчики запрезирали новичка. В чем же
дело? А в том, что Виктор, прекрасно зная математику и русский язык, никому ни разу,
даже ближайшему другу, не дал списать выполненное домашнее задание. Он обычно
говорил: «Я тебя уважаю, поэтому давай я тебе помогу, ты приходи ко мне или я к тебе,
порешаем вместе». Одноклассники обижались: «Ничего себе – «уважаю, уважаю», а
списать не дает».
И охладели к Виктору девочки, и сторонились его мальчики, и рассказы его уже не
казались такими интересными.
А ведь если вдуматься, Виктор был прав. У него были несомненные дарования, он и в
Москве был первым учеником в школе, поэтому домашнее задание, выполненное им, сразу
можно было отличить, тем более учительским взглядом. А ребята не знали, вернее, не
понимали, что он не жадничал, а берег их человеческое достоинство. Конечно, стыдно
стоять у доски и говорить: «Извините, Мария Васильевна, я не решил задачку». И дальше
уже от уровня честности: один скажет правду, что забыл, увлекся игрой в хоккей (тогда
гоняли кривыми палками тряпичные самодельные мячи), другой придумает себе
отговорки, наплетет сто коробов, лишь бы было похоже на правду. Да, вот так стоять у
доски стыдно. Но в тысячу раз стыднее, когда учитель уличит тебя в том, что ты
воспользовался чужим трудом. Он скажет «списал», а в подтексте этого слова слышится
«украл». Да какое же это воровство? Ведь ты же не вырываешь страничку из тетради, а
только списываешь?! Но что делать, вещи надо называть своими именами. Ты списал
чужую работу. Вот представь, что это не домашнее задание, а, скажем, написанные твоим
товарищем стихи. И ты отдал их в редакцию под своим именем. Правда рано или поздно
выяснится. И за такой поступок человека по головке не погладят… А если это будут не
стихи, а чертеж изобретения? Видишь, как далеко завели рассуждения о том, достойно или
недостойно человека списывать чужую домашнюю работу. Все это понимал Виктор и даже
пытался объяснить ребятам, но далеко не все его понимали. У каждого из нас не сразу
вырабатывается вот это самое чувство человеческого достоинства, оно в нас есть, но мы
еще не знаем, что же это такое…
Инсценировка французской баллады «Белая шаль».
Действующие лица: ведущий, Мать.
Ведущий. Баллада рассказывает о юном революционере, который был в отряде повстанцев,
борющихся за свободу народа. Его поймали враги, королевские солдаты. Он, почти мальчик, осужден на смертную казнь, и утром на большой площади, где установили
эшафот, ему должны отрубить голову. Ночью в камеру сына, подкупив стражу, приходит
мать.
Мать. Рано утром меня примет король – я на коленях буду умолять его помиловать тебя,
ведь ты совсем мальчик. Если моя просьба будет услышана королем и ты будешь прощен,
утром в толпе увидишь меня в белой шали. Если же король ответит отказом, шаль будет
черная.
Ведущий. И вот утро казни, бушует толпа у эшафота, она негодует, что казнят такого
юного паренька. И все ему сочувствуют. А он с улыбкой выходит к плахе, спокойно кладет
голову: вотвот прозвучат слова прощения, ведь мать стоит в толпе в белой шали. Палач
заносит топор, казнь свершена. В толпе рыдает женщина в белой шали. Она боялась, что
сын струсит, увидев плаху, топор и одетого в красные одежды палача, что ее мальчик
начнет просить прощения, тем самым унизив свое достоинство, достоинство
революционера. А так он умер спокойно и достойно.
Учитель. Во время войны сколько молодых юношей достойно, как подобает солдатам и
патриотам, прошли через огонь и смерть, спасая Родину от коричневой фашистской
нечисти, скольким мальчишкам и девчонкам, попавшим в руки врагов, пришлось вынести
муки пострашнее, чем герою «Белой шали», – допросы, пытки! И сколько матерей, страдая
от невыносимого горя, думали о том, чтобы их многострадальные дети сохранили в себе
человеческое достоинство, не показали слабость врагам.
Декламация стихотворения С. Михалкова.
Жили три другатоварища
В маленьком городе Эн.
Были три другатоварища
Взяты фашистами в плен.
Стали допрашивать первого,
Долго пытали его –
Умер товарищ замученный
И не сказал ничего.
Стали второго допрашивать,
Пыток не вынес второй –
Умер, ни слова не вымолвив,
Как настоящий герой. Третий товарищ не вытерпел,
Третий язык развязал.
– Не о чем нам разговаривать! –
Он перед смертью сказал.
Их закопали за городом,
Возле разрушенных стен.
Вот как погибли товарищи
В маленьком городе Эн.
Учитель. Чтобы быть порядочным человеком, обязательно ли быть героем?
Не каждый достойный человек обязательно станет героем. Но ни один герой не может быть
человеком без высокого чувства: именно достоинство лежит в основе подлинной гордости,
чести, веры в правое дело.
Послушаем, что же случилось дальше с Виктором, эвакуированным в Иркутск из Москвы.
Чтение продолжения рассказа.
Однажды, возвращаясь вечером из школы, Виктор увидел, что в сумерках три довольно
крепких «лба», как говорили тогда о дылдах, доказывающих всем свою «правоту»
кулаками, колотят паренька. Он не разглядел, кто это, как выяснилось потом, – его же
одноклассники, за пару минут до того вышедшие из школы. Увидев явную
несправедливость – трое на одного, он крикнул парням, чтобы они прекратили подлость, те
только хмыкнули, и тогда худенький, не очень приспособленный, казалось, к драке Витя
ринулся в бой. Откуда у него взялись только силы?.. Видимо, вот от этого, свойственного
ему чувства собственного достоинства и справедливости. Ведь только тот в самом деле
имеет чувство собственного достоинства, кто дорожит чужим.
Самое любопытное в этой истории состоит в том, что Витя поколотил, и весьма ощутимо,
парня, которого все побаивались и от драки с которым все уходили, а он любил
похвастаться силой, щелкнуть когонибудь по лбу или по затылку. А тут, побитый, с
синяком пришел в школу… с матерью. Она, увидев следы драки на физиономии своего
«младенца», возмутилась и, не считаясь с его просьбой не ходить в школу, пришла к
директору, да еще и учинила ему скандал.
Во время урока директор и мать пострадавшего вошли в класс.
Директор велел ему подняться, и в голосе его чувствовалась ирония. Конечно, безобразие,
что ученик поколотил ученика, но директор явно не сочувствовал пострадавшему. Ведь на
то он и директор, чтобы знать об учениках все на свете.
– Итак, – сказал директор, – чья это работа? – Моя, – встал Виктор.
Кого угодно можно было представить в роли драчуна, только не Виктора. Да и не годился
он для драки, поэтому сначала ему даже не поверили. А Виктор и оправдываться не стал, а
просто сказал:
– Ему попало за дело. Пусть расскажет сам…
Но пострадавшему мужества не хватило. Он упорно молчал, уставясь в пол, потом начал
чтото выдавливать из себя. А мать его все повторяла: «Вот видите, вот видите! И это
называется воспитание?»
Но тогда встали двое других участников драки и все сами рассказали. Мать пострадавшего
покраснела и стала извиняться.
И выяснилось, что и тот, за кого вступился Виктор, потому не встает, что нечестно
поступил по отношению к товарищам, и за это они решили его проучить.
– И все равно, – сказал Виктор, – трое на одного – это подло.
И все с ним согласились.
Учитель. Вот какая произошла непростая и неоднозначная история. Девчонки снова
полюбили Виктора, а мальчишки захотели с ним дружить, несмотря на то что он по
прежнему не давал списывать.
– Что же такое порядочность?
Это когда человек делает разграничение между тем, что ему хочется делать (например,
списать у товарища выполненное домашнее задание, украсть чтолибо в магазине), и тем,
что он должен делать (уважать сделанное другими людьми, права собственности и т. д.).
Работа в группах.
Задание. Опишите качества, которыми должен обладать достойный и порядочный человек.
Аргументируйте свою точку зрения.
Группа 1 – внутренние качества: отношение человека к миру, к людям, его собственная
линия поведения.
Группа 2 – качества предоставления: что человек дает другим людям.
Учитель. Таким образом, мы с вами определили 10 качеств, характеризующих порядочного
человека. (Учитель записывает их на доске.)
Внутренние качества, которые развиваются из внутренних установок личности и
определяют отношение к миру, к людям и линию поведения: честность, смелость,
дисциплинированность, верность, неконфликтность. Качества предоставления – то, что человек в процессе общения и взаимодействия дает
другим и что в конечном итоге влияет на его внутренний облик: уважение, любовь,
доброта, преданность, бескорыстие.
Разработка классного часа в 7 классе на тему "азбука нравственности".
Разработка классного часа в 7 классе на тему "азбука нравственности".
Разработка классного часа в 7 классе на тему "азбука нравственности".
Разработка классного часа в 7 классе на тему "азбука нравственности".
Разработка классного часа в 7 классе на тему "азбука нравственности".
Разработка классного часа в 7 классе на тему "азбука нравственности".
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.