Разработка классного часа в 7 классе на тему "азбука нравственности".
Оценка 5

Разработка классного часа в 7 классе на тему "азбука нравственности".

Оценка 5
Разработки уроков
doc
родителям
7 кл
03.06.2017
Разработка классного часа в 7 классе на тему "азбука нравственности".
Достойный, говорится в старинном словаре Даля, это – стоящий, заслуживающий, надлежащий, должный, приличный, сообразный с требованиями правды, чести. Иначе говоря, достойный уважения, стоящий доверия, заслуживающий внимания, надлежащий – такой, каким должен быть Человек с большой буквы, должный – обладающий высоким чувством долга, соответствующий требованиям своего времени, приличный в поведении, сообразный с требованиями правды, чести, не отступающий от правил правды и чести ни при каких обстоятельствах.   Как много смысла в одном, единственном слове, которое мы не часто вспоминаем. Между тем вся наша жизнь состоит из поступков – достойных, соответствующих законам, по которым живет наше общество, и недостойных. И не только в законах, принятых государством и записанных в главах нашей конституции, дело, а в так называемых неписаных законах человеческих отношений. Ведь нельзя же записать в конституции, что Иван не должен подсказывать Сергею на уроке или что Наталья, случайно услышав чужой секрет, не должна его сообщать всем знакомым. Это нигде не записано, но мы-то знаем, что это делать неприлично. И человек с чувством собственного достоинства не допустит такого, потому что уважает достоин
azbuka_nravstvennosti.doc
Азбука нравственности – Тема нашего занятия – «Азбука нравственности». Как вы думаете, о чем мы будем с вами говорить?  О составляющих нравственного облика человека. – В какой стране мы с вами живем?  В демократической. Демократия – власть народа.  – Что это значит «власть народа»? Это значит, что люди непосредственно ответственны за построение свободного и  справедливого общества. Это означает, что они должны быть достойными и порядочными  людьми. Они должны быть преданными нравственным идеалам демократии. – О каких идеалах идет речь? Речь идет об уважении прав гражданина, соблюдении закона, добровольном участии в  общественной жизни и заботе об общем благе.  Существует такое понятие: человеческое достоинство, им, собственно, определяется, чего  стоит человек, каков он. – Что значит «достойный человек»?  Достойный, говорится в старинном словаре Даля, это – стоящий, заслуживающий,  надлежащий, должный, приличный, сообразный с требованиями правды, чести. Иначе  говоря, достойный уважения, стоящий доверия, заслуживающий внимания, надлежащий –  такой, каким должен быть Человек с большой буквы, должный – обладающий высоким  чувством долга, соответствующий требованиям своего времени, приличный в поведении,  сообразный с требованиями правды, чести, не отступающий от правил правды и чести ни  при каких обстоятельствах. Как много смысла в одном, единственном слове, которое мы не часто вспоминаем. Между  тем вся наша жизнь состоит из поступков – достойных, соответствующих законам, по  которым живет наше общество, и недостойных. И не только в законах, принятых  государством и записанных в главах нашей конституции, дело, а в так называемых  неписаных законах человеческих отношений. Ведь нельзя же записать в конституции, что  Иван не должен подсказывать Сергею на уроке или что Наталья, случайно услышав чужой  секрет, не должна его сообщать всем знакомым. Это нигде не записано, но мы­то знаем, что это делать неприлично. И человек с чувством собственного достоинства не допустит  такого, потому что уважает достоинство других. Задание. Подумайте и приведите примеры из жизни, литературы, периодической печати,  где вы сталкивались с поступками, достойными уважения. Учащиеся отвечают. Учитель. А вот пример из жизни иркутского писателя Марка Сергеева, происшедший с ним в годы войны. Чтение рассказа. Во время войны в школе, где учился М. Сергеев, как и во многих других, появились ребята  из эвакуированных в Иркутск семей. Одного из них, москвича, звали Витя. Он был очень  знающим, рассказывал много интересного. Никто из ребят в то время не был в Мавзолее В.  И. Ленина, не видел Выставки достижений народного хозяйства, ее удивительных  павильонов, изобилующих буквально чудесами, никто не гулял по Красной площади, не  слушал оперы в Большом театре. А Виктор все это знал, да еще и рассказчик он был  хороший. Девочки все в него влюбились, мальчишки все хотели с ним дружить. И вдруг все перевернулось: девочки недоумевали, мальчики запрезирали новичка. В чем же дело? А в том, что Виктор, прекрасно зная математику и русский язык, никому ни разу,  даже ближайшему другу, не дал списать выполненное домашнее задание. Он обычно  говорил: «Я тебя уважаю, поэтому давай я тебе помогу, ты приходи ко мне или я к тебе,  порешаем вместе». Одноклассники обижались: «Ничего себе – «уважаю, уважаю», а  списать не дает». И охладели к Виктору девочки, и сторонились его мальчики, и рассказы его уже не  казались такими интересными. А ведь если вдуматься, Виктор был прав. У него были несомненные дарования, он и в  Москве был первым учеником в школе, поэтому домашнее задание, выполненное им, сразу  можно было отличить, тем более учительским взглядом. А ребята не знали, вернее, не  понимали, что он не жадничал, а берег их человеческое достоинство. Конечно, стыдно  стоять у доски и говорить: «Извините, Мария Васильевна, я не решил задачку». И дальше  уже от уровня честности: один скажет правду, что забыл, увлекся игрой в хоккей (тогда  гоняли кривыми палками тряпичные самодельные мячи), другой придумает себе  отговорки, наплетет сто коробов, лишь бы было похоже на правду. Да, вот так стоять у  доски стыдно. Но в тысячу раз стыднее, когда учитель уличит тебя в том, что ты  воспользовался чужим трудом. Он скажет «списал», а в подтексте этого слова слышится  «украл». Да какое же это воровство? Ведь ты же не вырываешь страничку из тетради, а  только списываешь?! Но что делать, вещи надо называть своими именами. Ты списал  чужую работу. Вот представь, что это не домашнее задание, а, скажем, написанные твоим  товарищем стихи. И ты отдал их в редакцию под своим именем. Правда рано или поздно  выяснится. И за такой поступок человека по головке не погладят… А если это будут не  стихи, а чертеж изобретения? Видишь, как далеко завели рассуждения о том, достойно или  недостойно человека списывать чужую домашнюю работу. Все это понимал Виктор и даже  пытался объяснить ребятам, но далеко не все его понимали. У каждого из нас не сразу  вырабатывается вот это самое чувство человеческого достоинства, оно в нас есть, но мы  еще не знаем, что же это такое… Инсценировка французской баллады «Белая шаль». Действующие лица: ведущий, Мать. Ведущий. Баллада рассказывает о юном революционере, который был в отряде повстанцев,  борющихся за свободу народа. Его поймали враги, королевские солдаты. Он, почти мальчик, осужден на смертную казнь, и утром на большой площади, где установили  эшафот, ему должны отрубить голову. Ночью в камеру сына, подкупив стражу, приходит  мать. Мать. Рано утром меня примет король – я на коленях буду умолять его помиловать тебя,  ведь ты совсем мальчик. Если моя просьба будет услышана королем и ты будешь прощен,  утром в толпе увидишь меня в белой шали. Если же король ответит отказом, шаль будет  черная. Ведущий. И вот утро казни, бушует толпа у эшафота, она негодует, что казнят такого  юного паренька. И все ему сочувствуют. А он с улыбкой выходит к плахе, спокойно кладет  голову: вот­вот прозвучат слова прощения, ведь мать стоит в толпе в белой шали. Палач  заносит топор, казнь свершена. В толпе рыдает женщина в белой шали. Она боялась, что  сын струсит, увидев плаху, топор и одетого в красные одежды палача, что ее мальчик  начнет просить прощения, тем самым унизив свое достоинство, достоинство  революционера. А так он умер спокойно и достойно. Учитель. Во время войны сколько молодых юношей достойно, как подобает солдатам и  патриотам, прошли через огонь и смерть, спасая Родину от коричневой фашистской  нечисти, скольким мальчишкам и девчонкам, попавшим в руки врагов, пришлось вынести  муки пострашнее, чем герою «Белой шали», – допросы, пытки! И сколько матерей, страдая от невыносимого горя, думали о том, чтобы их многострадальные дети сохранили в себе  человеческое достоинство, не показали слабость врагам. Декламация стихотворения С. Михалкова. Жили три друга­товарища В маленьком городе Эн. Были три друга­товарища Взяты фашистами в плен. Стали допрашивать первого, Долго пытали его –  Умер товарищ замученный И не сказал ничего. Стали второго допрашивать, Пыток не вынес второй –  Умер, ни слова не вымолвив, Как настоящий герой. Третий товарищ не вытерпел, Третий язык развязал. – Не о чем нам разговаривать! –  Он перед смертью сказал. Их закопали за городом, Возле разрушенных стен. Вот как погибли товарищи В маленьком городе Эн. Учитель. Чтобы быть порядочным человеком, обязательно ли быть героем? Не каждый достойный человек обязательно станет героем. Но ни один герой не может быть человеком без высокого чувства: именно достоинство лежит в основе подлинной гордости,  чести, веры в правое дело. Послушаем, что же случилось дальше с Виктором, эвакуированным в Иркутск из Москвы. Чтение продолжения рассказа. Однажды, возвращаясь вечером из школы, Виктор увидел, что в сумерках три довольно  крепких «лба», как говорили тогда о дылдах, доказывающих всем свою «правоту»  кулаками, колотят паренька. Он не разглядел, кто это, как выяснилось потом, – его же  одноклассники, за пару минут до того вышедшие из школы. Увидев явную  несправедливость – трое на одного, он крикнул парням, чтобы они прекратили подлость, те только хмыкнули, и тогда худенький, не очень приспособленный, казалось, к драке Витя  ринулся в бой. Откуда у него взялись только силы?.. Видимо, вот от этого, свойственного  ему чувства собственного достоинства и справедливости. Ведь только тот в самом деле  имеет чувство собственного достоинства, кто дорожит чужим.  Самое любопытное в этой истории состоит в том, что Витя поколотил, и весьма ощутимо,  парня, которого все побаивались и от драки с которым все уходили, а он любил  похвастаться силой, щелкнуть кого­нибудь по лбу или по затылку. А тут, побитый, с  синяком пришел в школу… с матерью. Она, увидев следы драки на физиономии своего  «младенца», возмутилась и, не считаясь с его просьбой не ходить в школу, пришла к  директору, да еще и учинила ему скандал. Во время урока директор и мать пострадавшего вошли в класс. Директор велел ему подняться, и в голосе его чувствовалась ирония. Конечно, безобразие,  что ученик поколотил ученика, но директор явно не сочувствовал пострадавшему. Ведь на  то он и директор, чтобы знать об учениках все на свете.  – Итак, – сказал директор, – чья это работа? – Моя, – встал Виктор. Кого угодно можно было представить в роли драчуна, только не Виктора. Да и не годился  он для драки, поэтому сначала ему даже не поверили. А Виктор и оправдываться не стал, а  просто сказал:  – Ему попало за дело. Пусть расскажет сам… Но пострадавшему мужества не хватило. Он упорно молчал, уставясь в пол, потом начал  что­то выдавливать из себя. А мать его все повторяла: «Вот видите, вот видите! И это  называется воспитание?» Но тогда встали двое других участников драки и все сами рассказали. Мать пострадавшего покраснела и стала извиняться. И выяснилось, что и тот, за кого вступился Виктор, потому не встает, что нечестно  поступил по отношению к товарищам, и за это они решили его проучить.  – И все равно, – сказал Виктор, – трое на одного – это подло. И все с ним согласились. Учитель. Вот какая произошла непростая и неоднозначная история. Девчонки снова  полюбили Виктора, а мальчишки захотели с ним дружить, несмотря на то что он по­ прежнему не давал списывать. – Что же такое порядочность? Это когда человек делает разграничение между тем, что ему хочется делать (например,  списать у товарища выполненное домашнее задание, украсть что­либо в магазине), и тем,  что он должен делать (уважать сделанное другими людьми, права собственности и т. д.). Работа в группах. Задание. Опишите качества, которыми должен обладать достойный и порядочный человек.  Аргументируйте свою точку зрения. Группа 1 – внутренние качества: отношение человека к миру, к людям, его собственная  линия поведения. Группа 2 – качества предоставления: что человек дает другим людям. Учитель. Таким образом, мы с вами определили 10 качеств, характеризующих порядочного человека. (Учитель записывает их на доске.) Внутренние качества, которые развиваются из внутренних установок личности и  определяют отношение к миру, к людям и линию поведения: честность, смелость,  дисциплинированность, верность, неконфликтность. Качества предоставления – то, что человек в процессе общения и взаимодействия дает  другим и что в конечном итоге влияет на его внутренний облик: уважение, любовь,  доброта, преданность, бескорыстие.

Разработка классного часа в 7 классе на тему "азбука нравственности".

Разработка классного часа в 7 классе на тему "азбука нравственности".

Разработка классного часа в 7 классе на тему "азбука нравственности".

Разработка классного часа в 7 классе на тему "азбука нравственности".

Разработка классного часа в 7 классе на тему "азбука нравственности".

Разработка классного часа в 7 классе на тему "азбука нравственности".

Разработка классного часа в 7 классе на тему "азбука нравственности".

Разработка классного часа в 7 классе на тему "азбука нравственности".

Разработка классного часа в 7 классе на тему "азбука нравственности".

Разработка классного часа в 7 классе на тему "азбука нравственности".

Разработка классного часа в 7 классе на тему "азбука нравственности".

Разработка классного часа в 7 классе на тему "азбука нравственности".
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
03.06.2017