Разработка тематических физкультминуток с учетом возрастных особенностей
Оценка 4.8
Занимательные материалы +1
docx
физическая культура
Детсад
13.11.2018
Активный отдых во время проведения малоподвижных занятий с детьми дошкольного возраста очень важен. Это наиболее интересная и эффективная форма. Тем самым повышается и сохраняется умственная активность и работоспособность детей во время занятия. Дети с удовольствием выполняют физкультминутки и заряжаются позитивом на всё время проведения занятия и на весь день.
Разработка тематических физкультминуток.docx
БДОУ г. Омска «Детский сад № 95»
Методическая разработка
Разработка тематических
физкультминуток с учетом возрастных
особенностей
Авторсоставитель: Братченко Татьяна Викторовна,
воспитатель
г. Омск 2018 Сегодня физкультминутки в детском саду применяются достаточно
широко, так как являются наиболее интересной и эффективной формой
активного отдыха во время проведения малоподвижных занятий с детьми
дошкольного возраста. Малыши всегда с удовольствием выполняют
разнообразные кратковременные физические упражнения в перерывах между
занятиями, так же, как и во время самого процесса обучения.
Целью проведения физкультминутки, в первую очередь, является
желание повысить и сохранить умственную активность и работоспособность
детей во время занятий. А также обеспечение непродолжительного
динамичного отдыха в то время, когда организм ребенка испытывает
значительную нагрузку. Органы слуха и зрения, мышцы туловища и особенно
спины, кисть работающей руки все находится в статическом состоянии и
нуждается в периодическом непродолжительном отдыхе.
Значение физкультминутки заключается в упорядоченной смене
деятельности и позы малыша путем двигательной активности, которая в свою
очередь снимет усталость и восстановит положительное эмоциональное
состояние психики.
В процессе самого занятия физкультминутка может быть проведена,
стоя у стола, за которым занимается ребенок, или сидя за ним. Состоит она,
как правило, из двухтрех упражнений на сгибание и разгибание туловища,
круговых движений рук, упражнений, активизирующих работу мышц и
раскрывающих грудную клетку, а также ходьбы на месте. Время, затраченное
Если
на физкультминутку,
физкультминутка проходит между занятиями, то она может принимать вид
составляет в среднем 12 минуты.
какойнибудь подвижной игры.
Свежий воздух является обязательным условием для проведения
полноценной физкультминутки в детском саду, поэтому летом окна, а в
зимний период фрамуги должны быть открыты. После выполнения всех
2 упражнений следует непродолжительная ходьба и предложение занять свои
места.
Обычно физкультминутки в ДОУ сопровождаются какимлибо текстом,
который может как напрямую быть связан с занятием, так и носить
отвлеченный характер. Главное следить за тем, чтобы при произнесении
определенных слов текста дети производили выдох и успевали сделать
глубокий и спокойных вдох перед началом следующих, тогда после
физкультминутки дыхание ребенка не собьётся, а останется ритмичным и
спокойным. Особенно нравятся детям физкультминутки, проходящие с
музыкальным сопровождением, они получаются намного интересней и
эмоциональней. Малыши могут спеть пару куплетов хорошо знакомой им
песенки, при этом выполняя несложные танцевальные шаги к примеру,
присесть, покружиться, легонько наклониться. Проводя такие занятия, как
что
аппликация,
педагог должен учитывать,
лепка,
рисование,
физкультминутка может прервать творческий замысел ребенка, поэтому если
у детей не отмечается особой усталости, то её можно и не проводить.
Физкультминутки проводятся в середине занятия в течение 1,52 минуты;
рекомендуется проводить начиная со средней группы.
Основные формы проведения физкультминуток:
• В форме общеразвивающих упражнений подбираются по тем же
признакам, что и для утренней гимнастики. Используется 34 упражнения (по
общепринятой
методике)для
разных
групп
мышц,
закончить физкультминутку можно прыжками, бегом на месте или ходьбой;
• В форме подвижной игры подбираются игры средней подвижности, не
требующие большого пространства, с несложными и хорошо знакомыми детям
правилами;
3 •. В форме дидактической игры с движениями хорошо вписываются в
занятия по ознакомлению с природой, по звуковой (фонетической) культуре
речи, по математике;
• В форме танцевальных движений используются между структурными
частями занятия под звукозапись, пение воспитателя или самих детей. Больше
всего подходят мелодии умеренного ритма, негромкие, иногда плавные.
• В форме выполнения движений под текст стихотворения при подборе
стихотворений обращается внимание на следующее:
текст стихотворения должен быть высокохудожественным, используются
стихи известных авторов, потешки, загадки, считалки;
преимущество отдается стихам с четким ритмом;
содержание текста стихотворения должно сочетаться с темой занятия,
его программой и задачей;
• В форме любого двигательного действия и задания
отгадывание загадок не словами, а движениями;
использование различных имитационных движений: спортсменов
отдельных трудовых
конькобежец,
(лыжник,
боксер,
гимнаст,
действий (рубим дрова, заводим мотор, едем на машине).
Требования к проведению физкультминуток:
• Проводятся на начальном этапе утомления (81215я минута занятия в
зависимости от возраста, вида деятельности, сложности учебного материала);
• Упражнения должны быть просты по структуре, интересны и хорошо
знакомы детям;
• Упражнения должны быть удобны для выполнения по ограниченной
площади;
• Упражнения должны включать движения, воздействующие на крупные
группы мышц, улучшающие функциональную деятельность всех органов и
систем;
4 • Содержание физкультминуток должно органически сочетаться с
программным содержанием занятия;
• Комплексы физкультминуток подбираются в зависимости от вида
занятия, их содержания.
Комплекс физкультминутки обычно состоит из 34 упражнений: для рук и
плечевого пояса, для туловища и ног. Если комплекс делать 1,52 минуты,
получается по 2530 сек. на одно упражнение. Вполне достаточно 1520
секунд на одно упражнение, тогда комплекс становится более динамичным и
интересным, состоящим из 57 простых упражнений.
Для рук и плечевого пояса включаются упражнения типа потягивания –
для выпрямления и расслабления позвоночника, расширения грудной клетки;
для туловища – наклоны, повороты; для ног – приседания, подскоки, бег на
месте, поднимание ног. Большая часть упражнений связанных с развитием
больших групп мышц и общей координации, а так же и зрения, должны
выполняться в позе свободного стояния или лежания, в режиме моторной
свободы динамических поз.
В помощь воспитателю детского сада в настоящее время существует
множество подборок физкультминуток для дошкольников, которые будут не
только их радовать, но и развивать координацию движения, речь и мелкую
моторику.
Так же в детском саду можно оформить тематическую папку
физкультминуток (Приложение 1).
5 Библиографический список
1. Куоваленко В.И.
Азбука физкультминуток для дошкольников:
Средняя, старшая, подготовительная группы. Издательство: Вако,
2011 г. – 176 с.
2. Нищева Н.В. Картотеки подвижных игр, упражнений, физкульт
минуток, пальчиковой гимнастики, «ДЕТСТВО ПРЕСС», 2014 г.
3. Сайт для воспитателей детский садов «Дошколенок». Подборка
– Режим доступа:
физкультминуток.
https://dohcolonoc.ru/fizicheskoevospitanie/435podborka
[Электронный ресурс]
fizkultminutok.html, свободный (дата обращения: 09.07.2018)
6 Разминка
Приложение 1
Чтоб головка не болела,
Ей
вращаем
вправовлево.
(Вращение головой.)
А теперь руками крутим —
И для них разминка будет.
Не бездельничай, смотри.
Продолжаем приседать,
Раздватричетырепять.
(Приседания.)
Шаг на месте. Ходим строем,
(Вращение прямых рук вперёд и
Чтоб дыханье успокоить. (Ходьба
назад.)
Тянем наши ручки к небу,
на месте.)
Хоть приятно разминаться,
В стороны разводим. (Потягивания
Вновь пора нам заниматься. (Дети
— руки вверх и в стороны.)
Повороты вправовлево,
Плавно производим.
(Повороты
туловища влево и вправо.)
Наклоняемся легко,
Достаём руками пол.
(Наклоны
вперёд.)
Потянули плечи, спинки.
садятся за парты.)
Раз — подняться, потянуться
Раз — подняться, потянуться.
Два — согнуться, разогнуться.
Три — в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре — руки шире.
Пять — руками помахать.
А теперь конец разминке. (Дети
Шесть — за парту тихо сесть.
садятся.)
Разомнёмся мы сейчас
Руки резко разгибаем
И обратно их сгибаем.
Раздва, раздва, раздва, раз,
Разомнёмся мы сейчас. (Руки перед
грудью, рывки руками.)
Приседаем, раздватри,
(Выполняем движения по
тексту.)
Раз — цветок, два — цветок
Чтоб сорвать в лесу цветочки,
Наклоняйся до носочков.
Раз — цветок, два — цветок.
7 А потом сплетём венок. (Наклоны
вперёд, сначала к правой ноге,
потом к левой.)
8 Продолжение приложения 1
Гимнастика для глаз «Весёлая неделька»
Всю неделю попорядка
Глазки делают зарядку.
В понедельник, как проснутся,
Глазки солнцу улыбнутся.
Вниз посмотрят на траву
И обратно в высоту.
Поднять глаза вверх. Опустить их
книзу;
голова неподвижна
(снимает глазное напряжение).
Во вторник часики глаза
Водят взгяд тудасюда.
Ходят влевоЮ ходят вправо.
Не устанут никогда.
Повернуть глаза вправую сторону,
а затем в левую; голова
неподвижна (снимает глазное
напряжение).
В среду в жмурки мы играем,
Крепко глазки закрываем.
Раз, два, три, четыре, пять –
Будем глазки открывать.
Жмуримся и открываем,
Так игру мы продолжаем.
закрыть
Плотно
глаза,
досчитать до пяти и широко
открыть глазки (упражнение для
снятия глазного напряжения).
По четвергам мы смотрим вдаль,
На это времени не жаль.
Что вблизи и что в дали
Глазки рассмотреть должны.
прямо
перед
Смотреть
собой;поставить
палец на
расстоянии 2530 см от глаз,
перевести взор на кончик пальца и
смотреть на него. Опустить руку
(укрепляет мышцы глаз и
совершенствует их координацию).
В пятницу мы не зевали
Глаза по кругу побежали.
Остановка, и опять
В другую сторону бежать.
Поднять глаза вверх, вправо, вниз,
влево и вверх; и обратно: влево,
вниз, вправо и снова вверх;
(совершенствует
сложные
движения глаз)
Хоть в субботу выходной,
Мы не ленимся с тобой.
Ищем взглядом уголки,
Чтобы бегали зрачки.
Посмотреть взглядом в верхний
правый угол,
затем нижний
левый; перевести взгляд в верхний
левый угол и нижний правый
(совершенствует
сложные
движения глаз)
В воскресенье будем спать,
А потом пойдём гулять,
Чтобы глазки закалялись
Нужно воздухом дышать.
Закрыть веки, массировать их с
помощью круговых движений
пальцев: верхнее веко от носа к наружному краю глаз, нижнее
веко от наружного края к носу,
затем наоборот (расслабляет
мышцы
и
улучшает
кровообращение)
Без гимнастики, друзья, нашим
глазкам жить нельзя! Упражнение «Воробей»
Воробьишка потянулся,
Распрямился, встрепенулся.
Головой кивнул три раза,
Подмигнул нам черным глазом,
Лапки в стороны развёл,
И по жёрдочке пошёл.
Прогулялся и присел,
Свою песенку запел:
Чикчирикчирикчирик.
15 движений глазами вверх и вниз,
вниз и вверх.
15 круговых движений глазами
слева направо.
15 круговых движений глазами
справа налево.
Пингвин
(выполнять упражнения по тексту)
Неуклюжий шёл пингвин
Посреди холодных льдин.
И по ледяной дорожке
Прыгал он на правой ножке.
А теперь подскок на левой –
И присел, согнув колени.
Встал, присел –
И пять прыжков:
Очень климат уж суров!
Физкультминутка. Прыгайте
кузнечики
Поднимайте плечики,
Прыгайте кузнечики,
Прыгскок, прыгскок.
Сели, травушку покушаем,
Тишину послушаем.
Тише, тише, высоко,
Окончание приложения 1
Прыгай на носках легко.
(Надо
оттолкнуться одной ногой и
мягко приземлиться на другую.)
Прыг да прыг, скок да скок!
Ловко прыгают зайчата:
Прыг да прыг, скок да скок!
Быстро бегать зайцам надо,
Чтоб не скушал серый волк!
(Прыжки на месте.)
Медвежонок не боится
Волка, кабана, лисицы.
Мишка по лесу идёт:
«Где здесь пчёлы, где здесь мёд?»
(Ходьба на месте.)
А по небу ходят тучи,
Вот пробился солнца лучик.
(Потягивания — руки вверх.)
И вокруг запели птицы!
(Потягивания — руки в стороны.)
Прочь, усталость, лень и скука
Мы к плечам прижали руки,
Начинаем их вращать.
Прочь, усталость, лень и скука,
Будем мышцы разминать! (Руки к
плечам, вращение вперёд и назад.)
А теперь покрутим шеей,
Это мы легко сумеем.
Как упрямые все дети,
Скажем: «Нет!» — на всё на свете.
(Вращение головой в стороны.)
А теперь мы приседаем
И колени разминаем.
Ноги до конца сгибать!
Раздватричетырепять.
(Приседания.)
Напоследок пошагаем,
Выше ноги поднимаем! (Ходьба на
месте.)
Разработка тематических физкультминуток с учетом возрастных особенностей
Разработка тематических физкультминуток с учетом возрастных особенностей
Разработка тематических физкультминуток с учетом возрастных особенностей
Разработка тематических физкультминуток с учетом возрастных особенностей
Разработка тематических физкультминуток с учетом возрастных особенностей
Разработка тематических физкультминуток с учетом возрастных особенностей
Разработка тематических физкультминуток с учетом возрастных особенностей
Разработка тематических физкультминуток с учетом возрастных особенностей
Разработка тематических физкультминуток с учетом возрастных особенностей
Разработка тематических физкультминуток с учетом возрастных особенностей
Разработка тематических физкультминуток с учетом возрастных особенностей
Разработка тематических физкультминуток с учетом возрастных особенностей
Разработка тематических физкультминуток с учетом возрастных особенностей
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.