Разработка урока " Была ли неизбежна Первая мировая война?"
Оценка 5

Разработка урока " Была ли неизбежна Первая мировая война?"

Оценка 5
Работа в классе
docx
история
11 кл
17.02.2017
Разработка урока " Была ли неизбежна Первая мировая война?"
Материал урок позволяет рассуждать об альтернативах исторического пути стран, регионов, мира. Используются элементы исследовательской деятельности и игровой технологии. Форма урока - деловая игра. Обсуждение проблемы идет по пути моделирования различных геополитических ситуаций, в ходе которого ведется поиск основ для межгосударственных союзов.
разработка урока.docx
Муниципальное общеобразовательное учреждение Школа п.Харп  1 Разработка урока по теме уроку по теме  «Была ли неизбежна Первая мировая война?» Учитель высшей квалификационной категории МОУ Школа п.Харп Приуральский район ЯНАО Бекало Инна Леонидовна 2 Пояснительная записка к уроку по теме «Была ли неизбежна Первая мировая война?» Курс «История» 11 класс С этого урока начинается изучение темы «Первая мировая война». Он занимает особое место в курсах истории России и всеобщей истории. В конце –  XIX  начале ХХ веков сформировались геополитические интересы великих держав, оказавшие влияние на судьбы мира, наметился круг проблем,   которые   человечество   решало   в   ХХ   столетии.   Чтобы   определить   мотивы внешнеполитической деятельности государств, необходимо изучить экономические, политические и социально­культурные аспекты их развития. Учитывая важность темы и большой объем анализируемого материала, в классах с высоким уровнем познавательных возможностей желательно затратить 2 часа на изучение данных проблем, использовав время уроков, где подается в основном информативный материал, овладеть которым учащиеся могут самостоятельно. Поскольку урок предназначен для учащихся второго концентра исторического образования, то он  позволяет   при  повторном  обращении  к  прошлому  развивать  познание   в  глубину,   вычленять актуальные   проблемы,   рассуждать   об   альтернативах   исторического   пути   отдельных   стран, регионов, мира, о роли объективных и субъективных факторов в истории, о случайностях и общих закономерностях. Таким способом легче убедить учащихся в актуальности исторических знаний, в пользе   истории   как   науки,   научить   старшеклассников   критически   анализировать   учебные   и документальные тексты. При подготовке и проведении урока используются элементы исследовательской деятельности и игровой технологии. Нетрадиционная   форма   урока   ­   деловая   игра   под   условным   названием   «Совещание разведчиков»   ­   стимулирует   познавательную   активность.   Образ   разведчика   покрыт   ореолом романтики, тайны, быть приобщенным к тайне для ребят интересно. I. Подготовительный Этапы игры ­ с учетом интересов и индивидуальных особенностей ребят формируются рабочие группы по З человека (один отвечает за сбор информации, другой оформляет отчет, третий представляет отчет на «совещании»); ­ каждая разведывательная группа «забрасывается» в одну из выбранных стран (Англия, Франция, Германия, Австро­Венгрия, США, Япония) для сбора информации, ее анализа и выводов; ­   перед   группами   ставится   цель:   найти   союзников   России,   чтобы   предотвратить   войну   или обеспечить победу. Для достижения цели необходимо решить задачи: • узнать экономическую и военную мощь государства; • выяснить особенности государственного устройства для определения возможности союза; • определить социальную стабильность возможного союзника, • выявить основные внешнеполитические мотивы деятельности государства. Создается группа экспертов для оценки собранного материала, сделанных выводов (возможно предварительное знакомство с материалом). Этот этап занимает примерно 2 недели. II. Подготовка аудитории. Формируется цель игры, решаемая проблема, определяются правила 3 III. Проведение игры ­ Выступления участников совещания. ­ Ответы на вопросы, возникающие в процессе обсуждения. ­ Защита учащимися своих решений, выводов. ­ Эксперты определяют результативность работы группы, объективность выводов IV.   Анализ,   обсуждение   и   оценка   результатов   игры.  Работа   оценивается   по   пятибалльной системе Страны  я и л г н А я и ц н а р Ф я и н а м р е Г А Ш С я и н о п Я ­ о р т с в А я и р г н е В Критерии результативности Качество собранного материала   Оригинальные находки (особо ценная информация) Качество оформления Представление отчета: ­ свободное владение материалом, использование карты; ­ умение выдерживать роль Активность, проявленная на совещании (вопросы, ответы) Роль   учителя   заключается   в   организации   игры,   в   консультациях   при   сборе   материала,   в координации действий участников на уроке, если они отклоняются от цели, в контроле, разборе ошибок. Обсуждение проблемы идет по пути моделирования различных геополитических ситуаций, в ходе которого ведется поиск основ для межгосударственных союзов. В процессе игры не стоит торопиться   с   формулировкой   точных   ответов   на   каждый   задаваемый   вопрос.   Гораздо   важнее заставить   ребят   мыслить,   так   как   навыки   геополитического   анализа   очень   пригодятся   в дальнейшем. Внутренняя логика занятия ­ активизация учащихся и концентрация их внимания с помощью вопросов ­ подводит учеников к нужным выводам. Считаю, что данный урок цели достигает. Тема урока: «Была ли неизбежна Первая мировая война?» Цели урока:  1. Воспитывать   критичность   и   самостоятельность   мышления,   независимость   оценок   и суждений, терпимость к иным точкам зрения, формировать представление о возможности существования других взглядов и оценок. 2. Развивать умения собирать и анализировать материалы из различных источников, относясь к ним критически, рассматривая в конкретном историческом контексте. Формулировать независимые и взвешенные суждения, делать обоснованные заключения на основе анализа источников. 4 3. Дать   конкретные   знания   об   экономическом,   политическом   и   социальном   развитии ведущих стран мира в начале ХХ века. Выявить наиболее значимые мотивы внешнеполитической деятельности государств. Формировать представление о геополитических интересах великих держав. Тип урока: формирование новых знаний Форма урока: деловая игра «Совещание разведчиков» Основные методы: работа с печатными источниками, словесный метод с элементами наглядности Основные   понятия:  геополитика,   национальные   интересы,   имперские   интересы,   «блестящая изоляция», план «Натиск  на Восток», «лоскутная империя», политика «изоляционизма»,  планы «Великая Азия». Наглядные пособия:  настенная карта «Территориальный раздел мира 1876 – 1914 гг.», атласы «Новейшая история»  СОДЕРЖАНИЕ УРОКА I. Изучение нового материала План 1. Англия                   2. Германия                     3. Австро­Венгрия 4. Франция                5. США                            6. Япония Начало ХIХ века Оформление доски Геополитика Проблемное задание Противостояние двух блоков породило первую мировую войну. Но была ли она неизбежной? Может быть, если европейские державы сгруппировались как­то по­иному, создали   бы   другие   по   составу   коалиции,   войны   можно   было   избежать.   Как могло случиться, что Россия заключила союз с недавними противниками? Задача   разведывательных   групп:   найти   те   государства,   с   которыми   союз России был бы возможен и нужен Отчет группы, работавшей с источниками по истории Англии  Вспомогательные вопросы учителя, учеников ­ Почему Англия предпочитала  положение «блестящей  (особенно в 1837­1901 гг.) общество стабильным Тезисы выступающих  Англия   ­   одно   из   самых   могущественных   государств   мира  Социальные   реформы   Ллойд   Джорджа   делали   английское изоляции»? ­ Мог ли сложиться  естественный союз  держав, в которых  правили Николай II,  Вильгельм II, Эдуард  VII – близкие  родственники? ­ Почему подданным  Великобритании мог не понравиться союз с  Россией? ­ Почему Лондону  лучше было видеть  Россию в  Константинополе, чем  Германию в  Персидском заливе? ­ Какие общие цели  могли объединить  Англию и Россию?  Особую роль играла колониальная политика: 5 а) успешная англо­бурская война 1899­1902 гг. б)   но   нерешенный   ирландский   вопрос   мог   всплыть   в   период войны и ослабить Англию  Англия   сначала   предпочитала   сохранять   положение   «блестящей изоляции»,   но   активные   действия   Германии   на   Балканах, строительство   железной   дороги   Берлин   ­   Багдад   ­   Персидский залив заставили отказаться от  «блестящей изоляции» Англия будет воевать чтобы: 1) защитить подступы к своим колониям и сферам влияния (Ирану, Индии) 2) усилить свое влияние во владениях слабевшей Османской империи (в Иране, Аравии, Палестине) Вывод. Союз с Англией выгоден для России и возможен 1) Англия ­ могучее государство с самым сильным флотом 2) монархические государства 3) Николай II и Эдуард VП ­ родственники (кузены) 4)   англо­русские   противоречия   на   Ближнем   Востоке   можно урегулировать, т.к. в Лондоне считали, что «лучше видеть Россию в Константинополе,   чем   Германский   военный   арсенал   в   Персидском заливе» Отчет группы, работавшей с источниками по истории Германии ­ В чем опасность для  Германии союза  Франции, России и  Австро­Венгрии? ­ Почему война с  Россией приведет, по  мысли Бисмарка,  Германию к  поражению? ­ Канцлер Брюлов  заявил: «Мы требуем и  для себя места под  солнцем». Что означает это высказывание? ­  Почему  геополитические интересы Германии и   После   франко­прусской   войны   образовалась   единая Германская       империя,   усиленная   за   счет   аннексии   Эльзаса   и Лотарингии  Темпы экономического развития выше, чем у Англии  Создание   Пангерманского   союза,   объединившего консерваторов   и   национал­либералов   с   военщиной   и шовинистическими кругами   Строительство стратегической железной дороги Берлин – Багдад  ­Персидский   залив   и   необходимость   обеспечить   безопасность этой   трассы,   включая   ее   сербский   участок   и   Черноморские проливы.   Здесь   неминуемо   произойдет   столкновение геополитических интересов России и Германии  Милитаризм (в 1913г. ­ 1/2 всех расходов ­ военный бюджет)  держава)     Строительство флота (вторая после Англии морская Экспансия в Переднюю Азию и на Ближний Восток  Реформы   Бисмарка   и   «эра   рабочего законодательства» делали общество достаточно устойчивым 6 ставил недопущение союза Франции, России и Австро­Венгрии  Бисмарк ­ осторожный политик, главной целью своей дипломатии  Бисмарк предупреждал об опасностях войны с Россией  Разработан   план   «натиск   на   Восток»   («Дранг   нах   Остен»), направлен   и   против   России   с   целью   захвата   её   плодородных земель и полезных ископаемых. России важнее династических, экономических и традиционных политических связей? ­ Почему Вильгельм II  не боялся войны на два фронта? Вывод. До 1888 г. союз с Россией был возможен в силу тесных экономических, династических и традиционных политических связей. С приходом к власти Вильгельма П и отставки Бисмарка союз становится невозможным. Отчет группы, работавшей с источниками по истории Австро­Венгрии ­ Почему союз России и Австро­Венгрии невозможен? ­ На чем может быть основан союз Германии и Австро­Венгрии? Союз с Австро­Венгрией для России невыгоден. Австро­Венгрия отставала от великих держав в области экономики  В наиболее развитых землях Австрии и Чехии ведущую роль играл немецкий   капитал,   а   это   неминуемо   ориентировало   Австро­ Венгрию на союз с Германией  Австро­Венгрия   оставалась   «лоскутной   империей»,   а   это порождало   межнациональные   и   межрелигиозные   конфликты   и ослабляло империю  Экспансия   Австро­Венгрии   на   Балканы   для   упрочения   единства государства  Октябрь   1908   г.   присоединены   к   Австро­Венгрии   Босния   и Герцеговина ­ бывшие турецкие провинции, населенные в основном сербами и хорватами.  Стремление подчинить Сербию, к которой тяготели многие южные славяне, обитавшие на территории империи. Вывод.  Балканы,   а   особенно   Сербия   (православное   государство),   были   стратегическим плацдармом России в борьбе за овладение Черноморскими проливами, за свободный выход в Средиземное море. Столкновение России и Австро­Венгрии в случае войны неминуемо. Отчет группы, работавшей с источниками по истории Франции ­ Смогла бы Россия  остаться нейтральной в случае войны? ­ Почему Россия была  уверена, что не  останется в  одиночестве в войне с Германией и Австро­ Венгрией? ­ Существовали ли  между Францией и  Россией серьезные  конфликты геополитических интересов? ­ Почему Франции был выгоден союз именно с Россией? ­ Был ли союз России и Франции  взаимовыгодным? 7  В   конце   ХIХ   ­   начале   ХХ   в.в.   темпы   экономического   развития Франции   снизились,   но   все   же   она   сохраняла   статус   великой державы.  Республиканская форма правления должна затруднить контакты с монархической Россией.  Многопартийность,   приводившая   к   созданию   коалиционных правительств,   делала   политическую   систему   Франции неустойчивой   (с   1900   по   1914   гг.   во   Франции   сменилось   13 правительств).  Союз России и Франции был невозможным и невыгодным После поражения во франко­прусской войне и потере Эльзаса и Лотарингии, во Франции широко распространилась идея «реванша», за проигранную войну. Именно в это время  начинается  сближение Франции и России в области культуры (французы, познакомились с русской литературой и музыкой). С   70­х   годов   ХIХ   в.   началось   активное   проникновение французского капитала в Россию, который занял первое место среди иностранных   предприятий.   Естественно,   это   было   взаимовыгодное сотрудничество, настораживает другое.  В 1888 г. подписано первое соглашение о русском золотом займе во Франции. К 1904 г. долг России достиг огромной суммы (5,5 млрд. франков). Одновременно   с   соглашением   о   займе   шли   переговоры   о подписании   секретной   конвенции   о   взаимной   военной   помощи.   В свете этого становится понятно, почему Александр Ш на церемонии встречи   французской   военной   эскадры   слушал   исполнение французского   национального   гимна   «Марсельеза»,   которая   была запрещена в России как революционная песня. Вывод. Считаем, что союз с Россией Франция купила за 5,5 млрд. франков. России следовало сохранять нейтралитет Отчет группы, работавшей с источниками по истории США  В   конце   ХIХ   ­   начале   ХХ   вв.   бурный   подъем   американской экономики.   США   превращались   в   экономически   сильное государство.  Высокая заработная плата рабочих делала американское общество свободным от социальных потрясений.  Внешнеполитическая экспансия привела к созданию мощных армии и флота. ­ Могли ли США стать гарантом мира? На сторону какого  блока должны были  встать США, чтобы предотвратить войну? ­ «Изоляционизм»  является стратегией  или тактикой  внешнеполитической деятельности США? Вывод. Союз с таким государством был бы очень выгоден, но, к сожалению, невозможен.  Экономическая и военная экспансия в направлении Латинской Америки: ­ 1898 г ­ испано­американская война;  ­ строительство Панамского канала; ­ займы Панаме, Мексике, Гватемале и другим странам Латинской Америки.  Политика «изоляционизма» предполагала невмешательство США в дела Европы. 8 Отчет группы, работавшей с источниками по истории Японии изоляции. национальной стратегией.  Реализация планов «Великая Азия»:  Япония в последней трети ХIХ века выходит из международной  Развивается экономически, наращивает военную мощь.  Внешнеполитическая   экспансия   Японии   в   Азии   становится ­ Могла ли Япония воспользоваться  военными действиями  в Европе, чтобы  продолжить  осуществление планов создания «Великой  Азии»?  ­ Действительно ли  важны были русско­ японские соглашения  1907, 1911 – 1912 гг. для России? Вывод.  Учитывая  экономическое и военное усиление Японии, особенности государственного строя двух стран, веротерпимость, менталитет японского солдата, союз с таким государством был бы выгоден, но не нужен.  Театр предстоящих военных действий будет развертываться в Европе. Необходимо было просто обезопасить себя со стороны Японии и заключить соглашение, что и сделала Россия в 1907, 1911­1912 гг. ­ японо­китайская война 1895­1898 гг. ­ русско­японская война 1904­1905 гг. ­ англо­японское соглашение 1902 г. ­ тайные соглашения (1907, 1911­1912 гг.) между Россией и  Японией о разделе «сфер влияния» в Китае Выступление экспертной группы Решение проблемного задания Почему ведущие  промышленные страны в конце ХIХ ­ начале  ХХ вв. стремились расширять  свои владения,  захватывать или  ставить под контроль  все новые территории? Ни   личные   отношения   правителей,   ни   экономические   и культурные   связи   между   великими   державами   не   смогли   стать решающими   факторами   в   их   стратегическом   притяжении   или отталкивания. Поиск новых источников сырья, дешевых рабочих рук, рынков сбыта   и   сфер   приложения   капиталов   приводили   в   движение   столь большие   деньги,   такие   мощные   интересы,   с   которыми   не   могло   не считаться любое правительство. Ни одно из крупных европейских государств не могло остаться в стороне от войны. России нужны союзники. Ими могли быть только Англия и Франция, противоречия, с которыми были разрешимы, в то время   как   отношения   с   Австро­Венгрией   и   Германией   вели   к военному конфликту II. Закрепление (сопутствующее) Термины: геополитика национальных интересов; имперские интересы; политика «изоляционизм»; планы «Великая Азия»; «лоскутная империя»; план «Натиск на Восток»; «блестящая изоляция» III. Домашнее задание Выяснить: Как сработал механизм развязывания Первой мировой войны? 9

Разработка урока " Была ли неизбежна Первая мировая война?"

Разработка урока " Была ли неизбежна Первая мировая война?"

Разработка урока " Была ли неизбежна Первая мировая война?"

Разработка урока " Была ли неизбежна Первая мировая война?"

Разработка урока " Была ли неизбежна Первая мировая война?"

Разработка урока " Была ли неизбежна Первая мировая война?"

Разработка урока " Была ли неизбежна Первая мировая война?"

Разработка урока " Была ли неизбежна Первая мировая война?"

Разработка урока " Была ли неизбежна Первая мировая война?"

Разработка урока " Была ли неизбежна Первая мировая война?"

Разработка урока " Была ли неизбежна Первая мировая война?"

Разработка урока " Была ли неизбежна Первая мировая война?"

Разработка урока " Была ли неизбежна Первая мировая война?"

Разработка урока " Была ли неизбежна Первая мировая война?"

Разработка урока " Была ли неизбежна Первая мировая война?"

Разработка урока " Была ли неизбежна Первая мировая война?"

Разработка урока " Была ли неизбежна Первая мировая война?"

Разработка урока " Была ли неизбежна Первая мировая война?"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
17.02.2017