Разработка урока физики в 8 классе на тему "Электрические явления. Электризация тел"
Оценка 4.6 (более 1000 оценок)

Разработка урока физики в 8 классе на тему "Электрические явления. Электризация тел"

Оценка 4.6 (более 1000 оценок)
Карточки-задания +2
doc
физика
8 кл
06.01.2017
дополнительные задания

150.000₽ призовой фонд • 11 почетных документов • Свидетельство публикации в СМИ

Опубликовать материал

Организационный момент.doc
Урок физики в 8­м классе  Электрические явления. Электризация тел. Цели урока: образовательные: формирование первоначальных представлений об электрическом заряде, о  взаимодействии заряженных тел, о существовании двух видов электрических зарядов. выяснение сущности процесса электризации тел развивающие: развитие навыков выделять электрические явления в природе и технике показать применение электризации в практической жизни ознакомление с краткими историческими сведениями изучения электрических зарядов. воспитательные: воспитание умения работать в коллективе, воспитание любознательности.        Оборудование: электроскоп, электрометры, гильза из фольги на подставке стеклянная и  эбонитовая палочки, кусок меха и щелка, полиэтилен, бумага, проектор, электрофорная  машина. План урока 1. 2. Организационный момент. Объяснение нового материала: 3. 4. 5. Первичный контроль. Решение качественных задач. Подведение итогов. Выставление оценок. (Полный ход урока со словами учителя) Организационный момент. “Отыщи всему начало и ты многое поймёшь”. (Козьма Прутков.)  Мы сегодня с вами начинаем новый совсем новый раздел физики, для вас во всяком случает по урокам, поэтому давайте искать начало, что бы многое понимать. Давайте искать начало. О чем же мы будем говорить?  1.Попробую немного подсказать: выносим принтер!  вторая подсказка 2.  Представьте себе такую сцену: 1 ученик: В Древней Греции, в красивом городе Милете жил философ Фалес. И, вот однажды вечером к  нему подходит его любимая дочь. Объясни, почему у меня путаются нити, когда я работаю с  янтарным веретеном, к пряже прилипают пыль, соломинки. Это очень не удобно.Фалес берет  веретено, потирает его и видит маленькие искорки. 2 ученик: Правду говорят: “Гром не грянет — мужик не перекрестится”. А какой же  гром без молнии? Сколько же миллионов раз должна сверкнуть молния, чтобы мужик,  перекрестившись, наконец­то задумался: а что же это такое?  ( вешаем картинку) Так какая же связь?  Между натертым янтарным веретеном, притягивающим предметы, и молнией, казалось бы ничего общего. А оказывается между ними есть связь, да еще и связь с принтером. Какая? А ведь все это —ЭЛЕКТРИЧЕСКИЕ ЯВЛЕНИЯ. Это нам предстоит выяснить на сегодняшнем и ближайших уроках. Итак, по порядку. О чем же нам, сначала нужно узнать? o Каковы задачи на этот урок? (взгляните на подсказки – лежат на столе.) o где применяется?  o Как происходит? o от чего зависит? o можно ли попробовать? (для напоминания повешу картинки на доску) Объяснение нового материала    В тетрадях записываем дату. Берем ОК ( дома приклеите его в тетрадь.)                               Электрические явления Рассмотрим сначала происхождение термина “электричество” История развития электричества начинается в Древней Греции с Фалеса Милетского. Вначале,  свойство притягивать мелкие предметы приписывалось только янтарю (окаменевшая смола  хвойных деревьев). От названия которого произошло слово электричество, т.к  греч. elektron— янтарь. (запись на доске) Перевесить картинку, со словами­ мы выяснили, что янтарное веретено имеет  отношение к электричеству.  А что же было дальше? 4 ученик: Лишь в конце XVI века и начале XVII века вспомнили об этом открытии.  Английский врач и естествоиспытатель Ульям Гильберт(1544—1603) выяснил, что при трении  могут электризоваться многие вещества. Он был одним из первых ученых, утвердивших опыт,  эксперимент как основу исследования. Научное исследование электрических явлений началось в книге Гильберта, которому и  принадлежит и термин “электричество”. Гильберт кропотливо исследовал множество самых  различных тел установил, что способностью притягивать обладают многие тела, “не только  созданные природой, но и искусственно приготовленные”. Он показал, что при трении  электризуется не только янтарь, но и многие другие вещества: алмаз, стекло, сургуч и эбонит и  что притягивают они не только соломинки, но и металлы, дерево, листья, камешки, комки  земли и даже воду и масло.Тела обнаруживающие способность притяжения, Гильберт назвал  электрическими Учитель: Если кусочек янтаря потереть о шерсть или стеклянную палочку — о бумагу  или шелк, то можно услышать легкий треск, в темноте искорки, а сама палочка приобретает  способность притягивать к себе мелкие предметы. Где мы встречаемся с этим явлением?  Значит искорки, и большая искра МОЛНИЯ тоже имеют отношение к электризации. Перевесить картинку, со словами­ мы выяснили, что молния­ как большая искра  между наэлектризованными телами имеет отношение к электризации. Про тело, которое после натирания притягивает к себе другие тела, говорят что оно  наэлектризовано или что ему сообщили электрический заряд. Опыт 1. Давайте наэлектризуем расческу (пластмассовую ручку) о сухие волосы,  проверьте наэктризовалась ли она? Опыт 2 Попробовать вращать линейку, стоящую на подставке. По притяжению тел друг к другу можно судить, сообщен ли телам электрический заряд. Существуют приборы при помощи которых можно судить о наэлектризованности тел —  электрометр  (электрон – измеряю) называют физический прибор, который используют для обнаружения у тела электрического  заряда. Электроскоп имеет цилиндрический корпус в который проходит металлический стержень,  изолированный от корпуса пластмассовой пробкой. На одном конце стержня находится  металлический шарик, а на другом легкая подвижная стрелка. ­­­­­­­Кто хочет попробовать, проверить заряжена  ли ваша ручка, или пластмассовая линейка? Чтобы разрядить электроскоп можно просто дотронуться до него рукой. Можно это сделать,  например железной или медной проволокой, но по стеклянной или эбонитовой палочке заряды  не уйдут в землю. Электризация может происходить несколькими способами:  например  ТРЕНИЕМ Гильберт указывает, как производится электризация трением: “Их натирают телами, которые  не портят их поверхность и наводят блеск, например, жестким шелком, грубым немарким  сукном и сухой ладонью. Трут так же янтарь о янтарь, об алмаз, о стекло и многое другое. Так  обрабатываются электрические тела”. Тела трут друг о друга, чтобы увеличить площадь их соприкосновения. Опыт 2. Положите на бумажную полоску полиэтиленовую пленку и сильно прижмите  полоски рукой. Разведите полоски, а затем приблизьте их друг к другу. Полоски _______________наэлектризовались_______. Вывод: тела можно наэлектризовать ___трением___________. В электризации участвуют всегда ____два_______ тела. электризуются после разделения_____оба_____ тела. Мы сделали очень важный вывод: Один из способов электризации ­ это трение тел. При этом участвуют всегда два (или  больше) тела. Электризуются оба тела. Как вы заметили, в электризации всегда участвуют два тела: янтарь с мехом; стекло с шелком и т.д. При этом электризуются оба тела. 6 ученик: Покоритель Джомолунгмы Н. Тенсинг в 1953 году в районе южного седла этой горной вершины на высоте 7,9 км над уровнем моря при  ­300 С и сухом ветре до 25 м/с  наблюдал сильную электризацию обледеневших брезентовых палаток, вставленных одна в  другую. Пространство между палатками было наполнено многочисленными электрическими  искрами. Движение лавин в горах в безлунные ночи иногда сопровождается зеленовато­желтым свечением, благодаря чему лавины становятся видимыми. Почему это происходит? Все ученики: Открыли книжки, которые у вас лежат на столах.            Стр 45  задание 2.  Работа с книжкой  Балашов «О природе» Прочитайте, ответьте на вопрос. Электрофорная машина    Существуют устройства, с помощью которых можно быстро наэлектризовать тела. Два диска, при вращении трутся друг о друга, и передают заряд этим двум шарикам. Все наэлектризованные тела притягивают к себе другие тела, например листочки бумаги. По  притяжению нельзя отличить электрический заряд стеклянной палочки, потертой о шелк, от  заряда полученной от эбонитовой палочки, потертой о мех. Ведь обе наэлектризованные  палочки притягивают к себе кусочки бумаги. 7 ученик: Шарль Дюфэ установил два рода электрических взаимодействий: притяжение  и отталкивание. Сначала он установил, что “наэлектризованные тела притягивают  ненаэлектризованные и сейчас же их отталкивают, как только они наэлектризуются вследствие  соседства или соприкосновения с наэлектризованными телами”. В дальнейшем он открыл  “другой принцип, более общий и более замечательный, чем предыдущие”. “Этот принцип, —  продолжает Дюфэ, — состоит в том, что существует электричество двух родов, в высокой  степени отличной один от другого : один род я называю “стеклянным” электричеством, другой  —“смоляным”…Особенность этих двух родов электричества: отталкивать однородное с ним и  притягивать противоположное. Так, например, тело, наэлектризованное стеклянным  электричеством, отталкивает все тела со стеклянным электричеством, и, обратно, оно  притягивает тела со смоляным электричеством. Точно так же смоляное отталкивает смоляное  и притягивает стеклянное”. Учитель : Этот закон был опубликован Дюфэ в Мемуарах Парижской Академии наук за  1733 г. Итак, электрический заряд ­ это мера свойств заряженных тел взаимодействовать друг с  другом. ­ Какие виды взаимодействия вы заметили в последнем опыте? (притяжение и  отталкивание) Условно заряды назвали положительный (на стекле потертым о шелк) и отрицательным (на  янтаре, эбоните, сере, резине потертых о шерсть). Положительный заряд в физике обозначается +q или q Отрицательный заряд — ­q Учитель: Давайте посмотрим как взаимодействуют заряженные тела Демонстрация. Бумажный султан. Сделать вывод в тетради Итак, тела, имеющие электрические заряды одного знака, взаимно отталкиваются, а тела,  имеющие заряды противоположного знака, взаимно притягиваются.  Первичный контроль:  Сейчас мы выполним небольшое тестовое задание, которое проверите сами друг у друга и сразу поставите оценки. На выполнение дается пять минут. Ответы: 1 вариант АБАВБ  2 вариант ББАВБ       Поменяйтесь листочками проверьте соседа по парте. Поставьте оценку. Поднимите руку, у  кого 3? у кого 4? у кого 5? Закрепление:  КАЧЕСТВЕННЫЕ ЗАДАЧИ  ­­Как знания этого замечательного явления помогут нам в жизни? ( на листочках задача) 4. Почему сразу после посадки нельзя приставлять металлический трап  к самолету? Почему  опускают на землю металлический трос, соединенный с обшивкой самолета? (Могут появиться искры и возникнет пожар. Из­за электризации приходится сначала разряжать самолет) А польза какая­нибудь есть от электризации? Б) Вы умеете красить? Легко окрасить забор, а представьте, что вам нужно окрасить  автомобиль, или металлическую сетку. Здесь нужна аккуратность, и если красить кисточкой, будет некрасиво. Как же призвать на помощь госпожу Электризацию? Демонстрация                 Попробуем? Итог урока.  Подведем итоги. Что мы узнали на уроке? А как же начало нашего урока? При чем тут  принтер? Картинка с принципом работы принтера или ксерокса.  Фотобарабан заряжают отрицательно, после этого на нем лазером рисуется изображение, которое надо напечатать. В тех местах, куда попал лазер, поверхность барабана становится  проводящей, и отрицательный заряд стекает с поверхности на металлическую сердцевину. На  отрицательно заряженном барабане получается невидимое изображение из незаряженных  областей. После этого барабан проходит через тонер — отрицательно заряженный красящий  порошок. Благодаря статическому электричеству тонер прилипает к нему, но только в тех  местах, где поверхность барабана не заряжена: частицы с одинаковым зарядом отталкиваются. Тут в процесс вступает бумага. Положительно заряженный валик прижимает бумагу к  фотобарабану, и отрицательно заряженные частицы тонера липнут к бумаге: частицы с  противоположными зарядами притягиваются. Потом бумагу с тонером нагревают примерно до 180 °С, и тонер вплавляется в нее. Это,  собственно, и есть печать. Сегодня все хорошо поработали. Особенно хочется отметить  ___________________________________  Д.з § 25, 25 упр 12( 2) всем. Для желающих приготовить сообщение по теме :  «Электризация это польза или вред? « Для сильных учеников зад №2,3 на листочках.
скачать по прямой ссылке