Разработка урока истории по теме I Мировая война в 11 классе
Оценка 4.6
Контроль знаний +2
docx
история
11 кл
08.12.2018
Цели и задачи: 1. Подвести уч-ся к пониманию причин, целей, итогов участия России в Первой мировой войне.
2. Познакомить уч-ся с основными военными операциями.
3. Продолжить формирование умений работать с ист.картой.
Тип урока: комбинированный
Тип обучения: словесно-наглядный
Методы: беседа, рассказ учителя, работа с ист. картой, ист. документами просмотр презентации.
Основные понятия: сфера влияния, суверенитет, аннексия, ультиматум, блицкриг(молниеносная война), «внутренний мир», Земгоры, ВПК, прогрессивный блок, «революционное пораженчество».
РАЗРАБОТКА УРОКА ПО ИСТОРИИ 11 КЛАСС
НА ТЕМУ:
«РОССИЯ В ПЕРВОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЕ»
Урок разработал: Бобровский Ю.А.
учитель истории
Цели и задачи: 1. Подвести учся к пониманию причин, целей, итогов участия
России в Первой мировой войне.
2. Познакомить учся с основными военными операциями.
3. Продолжить формирование умений работать с ист.картой.
Тип урока: комбинированный
Тип обучения: словеснонаглядный Методы: беседа, рассказ учителя, работа с ист. картой, ист. документами
просмотр презентации.
Основные понятия: сфера влияния, суверенитет, аннексия, ультиматум,
блицкриг(молниеносная война),
ВПК,
прогрессивный блок, «революционное пораженчество».
Оборудование: учебник, тетрадь, портреты политич. деятелей, презентация
«Россия в Первой мировой войне19141918 гг.» 9 кл.
«внутренний мир»,
Земгоры,
Ход урока:
1. Орг. момент: приветствие, перекличка, тема, цели и задачи урока.
2. Актуализация известных знаний: работа по вопросам с.5152.
3. Формирование новых знаний:
Европа накануне войны.
В нач.ХХ в. в Европе завершился процесс формирования двух
противостоящих друг другу блоков – Тройственного союза (Германия, Австро
Венгрия и Италия) 1882г. и Антанты (Англия и Франция в1904г. и Англия и
Россия в 1907г.).
Основная причина – борьба за рынки сбыта (Германия и Англия), т.е.
передел уже поделенного мира, борьба за сферы влияния (колонии).
Компромисс между Англией и Россией по поводу Ирана, Афганистана и
Тибета.
В 1908г. между блоками постоянно возникают конфликты, кот. невозможно
решить мирным путем.
Международные конфликты.
Боснийский кризис:
Босния и Герцеговина после Рус.турец. Войны 18771878гг. по решению
Берлинского конгресса были временно оккупированы австровенг.войсками,но
формально под суверенитетом Османской империи.
В 1908г.
воспользовавшись революцией в Турции,
АвстроВенгрия объявила
обаннексии (присоединении) Боснии и Герцеговины. А Россия, попытавшаяся
протистовать, получилаультиматум от Германии, кот. грозила начать войну,
если Россия не признает аннексию. Т.к. союзники не желали воевать изза
Боснии, Россия пошла на диплю капитуляцию. В 19121913гг.в результате войны против Сербии, Болгарии и Греции
Турция лишается почти всех европейских владений, что на руку России (это
реванш).
Но в 1913г. началась вторая Балканская война, где недавние союзники
стали делить территорию (Болгария потеряла, Сербия и Греция приобрели). А
Россия потеряла в лице Болгарии потенциального союзника, кот. стал ориент
ся на Тройст.с.
А союзница России Сербия, усилившись в Балканских войнах сама стала
претендовать на центр южнославх народов, следно Балканы стали
«пороховым погребом» Европы.
Начало войны. Планы воюющих сторон.
15июня 1914г. во время военного смотра в аннексированной Боснии (в
Сараево) Г.Принципом был убит наследник престола АвстроВенгрии
эрцгерцог Франц Фердинанд. Принцип объявлен агентом Сербии, следно Авс.
Венгрия предъявила Сербии ультиматум с требованиями, большинство кот.
Сербия приняла. Но все же Австрия 15 июля 1914г. объявила ей войну. Россия
вступилась за союзника,
Германия,
воспользовавшись этим, 19 июля объявляет войну России, а 21 июля –
Франции, а 22 июля Великобритания объявила войну Германии.
Вскоре война из общеевропейской стала мировой (38 стран участниц с
населением свыше 1млрд человек).
Каждый из блоков рассчитывал на быстрый исход:
Антанта на захват в тиски врага;
Тройственный союз – на разгром врага поодиночке (начальник герм. ген.штаба
– Шлиффен разработал блицкриг – «молниеносная война». (презентация,
где развертывание армий). Разгром сначала Франции, а затем и России.
Однако с первых месяцев войны стало ясно, что война будет долгой, след
но нужен крепкий тыл (снабжение, согласованность всех слоев населения).
Этим Россия похвастаться не могла, следно нет шансов на победу.
Первые месяцы войны.
с первых месяцев война подняла рус. патриотизм, т.к. сначала успехи в войне;
лозунг «внутреннего мира» в IV Госдуме показал, что кроме большевиков
(их арестовали и в Сибирь), все фракции забыть внутренние распри, за
воен.кредиты, т.к. для буржуазии России Милюков сказал о черноморских
проливах, а меньшевики и эсеры – против аннексий и контрибуций, призвали
массы «защищать свое отечество».
начав общую мобилизацию. рус. войска спасли Париж от разгрома немцами, начав наступление в
Вост.Пруссии, но 1я рус.армии (генерал Ренненкампф) и 2я рус.армия
(генерал Самсонов) не смогли соединиться, и немцы смогли вытеснить их с
захвачен с территории.
> успешны были русские на ЮЗ фронте в Галиции против австровенгров,
где в 1914 г. наши заняли Львов.
«Великое отступление».
В 1915г. воен.положение России значительно осложнилось.
Германия перебросила войска с запада на восток и с весны 1915г. начала
теснить рус. войска из Галиции.
Проявились слабые стороны рус.армии:
1) техническая отсталость;
2) плохая организация и нередкое неудовлетворительное командование;
3) сложность со снабжением армии боеприпасами;
4) слабая поддержка со стороны союзников.
Как следствие «великое отступление» потеря Зап.Украины, Польши,
части Литвы и Белоруссии. Правда полностью вывести из строя Россию не
удалось, но большие потери и усталость, показывали раздражение против
власти, кот. не способна привести Россию к победе.
«Патриотическая тревога».
Изза воен.поражений осложнилось внутриполитическое положение
России:
если в начале войны буржуазная оппозиция рассчитывала на сотрудничество с
властями, т.к. правво разрешило создать на базе земств и городских дум
Главный комитет по снабжению армии (Земгор), а в 1915г. – ВПК военно
промышленные комитеты
в разных сферах пром.производства, куда вошли крупные предприниматели и
банкиры, то действовали они под строгим надзором, т.е. ни свободной воли, ни
права голоса буржуазия не имела.
«Великое отступление» показало, что царская власть ведет страну к
военному разгрому, а это означало революционный взрыв в стране, тутто и
оживилось рабочее движение. Буржуазная оппозиция сменила лозунг
«внутреннего мира» на «патриотическую тревогу». В IV Думе кадеты,
октябристы и др. оппозиц.фракции создали прогрессивный блок (резкая
критика правящей бюрократии), главным требованием которого было создание
«правительства общего доверия»(сотруднич.
Лозунг
«патриотической тревоги» был подхвачен влиятельными органами печати,
с Думой). а у англофранц.
принадлх буржуазии, которые повели широкую компанию за дискридитацию
правящей верхушки.
Брусиловский прорыв.
1916 г. Германия и Авс.Венгрия ведут активные действия на Западе:
немцы жестоко атакуют крепость Верден на пути к Парижу («Верденская
мясорубка, где участвовало и погибло много людей – до 1млн);
австрийцы практически уничтожили Италию, кот. перешла на сторону
Антанты;
положение попытались исправить русские, но получилось только в Галиции,
где генерал Брусилов совершил грандиозный прорыв (прорвал фронт на
протяжении 340 км и в глубину на 120 км (за 2 недели противники потеряли
здесь до 1,5 млн чел.).
Брусиловский прорыв поставил Авт.Венгрию в тяж. положение, и она
перебрасывает войска из Италии на восток, а Германия отходит от Парижа,
следно Италия спасена,
войск возможность
контрнаступления на р.Сомме.
Но этот успех наших на ЮЗ фронте не был поддержан, следно результатов
нет.
Углубление внутриполитического и экономического кризиса.
С 1916г. в России все больше заметна разруха:
1) катастрофическая нехватка топлива и метала, следно срыв воен.заказов на
предпр.
2) Ж/д транспорт не справляется с возросшими грузоперевозками, с эвакуацией
населения, доставкой топлива, сырья, продовольствия.
3) в крупных городах, особ. в Петербурге и Москве огромные очереди за
хлебом , мясом, сахаром и др. (снимок в презентации).
(работа с документом с.59. Зарплата рабочихувеличилась на 50100%, а
цены в 5р)
Разруха ухудшила и без того тяжелое положение народных масс, следно
рост протеста (в городах забастовки, а в деревнях изза постоянных реквизиций
хлеба, скота, лошадей – массовые крестьянские волнения).
Активизация антивоенного движения в армии и на флоте:
лозунг «революционного пораженчества», выдвинутый еще осенью 1914г.
ЦК РСДРП, кот. объявлял войну несправедливой и грабительской со стороны
всех участников, призывавший всех рабочих воюющих держав низложить свои
правительства, т.е. развалить империалистические госва, превратить мировую войну в мировую революцию, в начале войны не имел поддержки, а в 1916г.
стал популярен;
на отдельных участках солдаты примирялись с противником, отказывались
подчиняться офицерам, идти в наступление и т.п.
Все более активной становится и либеральная оппозиция, критикуя
царских министров за неспособность привести страну к победе, обвиняют их в
измене, следно начинают разрабатывать план дворцового переворота
(свержения Николая II).
Домашнее задание: п.8. Проследить ход военных действий по карте
Разработка урока истории по теме I Мировая война в 11 классе
Разработка урока истории по теме I Мировая война в 11 классе
Разработка урока истории по теме I Мировая война в 11 классе
Разработка урока истории по теме I Мировая война в 11 классе
Разработка урока истории по теме I Мировая война в 11 классе
Разработка урока истории по теме I Мировая война в 11 классе
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.