Разработка урока истории в 11 классе на тему "Город и деревня России в процессе модернизации"
Оценка 5
Разработки уроков
pptx
история
11 кл
26.09.2018
Особенности российской социальной модернизации.
Процесс модернизации приводит к значительным изменениям и в социальной сфере. В западноевропейских странах развитие общества шло в направлении сглаживания местных, региональных, сословных или классовых особенностей, создания единого для всех политического, правового и культурного пространства, т.
е. формирования национальной гражданской культуры, на базе которой происходила консолидация отдельных групп населения в единую нацию.
Российское общество к началу XX в. оставалось расколотым на сословия, имевшие различные юридические права, бытовой уклад, уровень образования и культурного развития, а также свойственные каждому сословию мировоззренческие и поведенческие установки. Между сословиями и внутри их существовала огромная имущественная дифференциация, общественное сознание тоже во многом сохраняло сословный характер, следствием чего была слабая социальная мобильность, т. е. переход людей из одной социальной группы в другую.
В то же время новые явления в экономике объективно вели к формированию новых классов, которые уже не вписывались в традиционную систему социальных отношений, являлись носителями новых ценностей.
Процесс социальной нивелировки отношений означал прежде всего ликвидацию культурно-бытовых различий между городом и деревней. В России этот процесс протекал крайне медленно, чему в значительной мере способствовали некоторые особенности российской модернизации. 2.
Особенности менталитета русского крестьянства. В социальной структуре российского общества преобладало, и весьма значительно, крестьянство (до 83% населения), психология и поведение которого формировались под воздействием общины. Основой мировосприятия русского крестьянина была убежденность в несправедливости существования частной собственности на землю. Землю крестьяне считали Божьей, смотрели на нее как на общее достояние тех, кто ее обрабатывает. Отсюда искреннее убеждение, что и помещичья земля должна принадлежать крестьянам. Крестьяне считали также, что источником существования каждого человека является личный труд, приносящий в семью достаток, который понимался ими как удовлетворение скромных материальных потребностей. Богатство, основанное на эксплуатации чужого труда, считалось греховным. Поведенческими чертами крестьянского менталитета было терпение, самопожертвование, солидарность, равенство, справедливость и взаимопомощь.
город и деревня россии 20 век.pptx
Разработка урока истории в 11 классе на тему "Город и деревня России в процессе модернизации"
Тема: «Город и деревня России
в процессе модернизации»
Каковы особенности
социальной модернизации в
России?
Разработка урока истории в 11 классе на тему "Город и деревня России в процессе модернизации"
Каковы старые и новые черты были характерны
для социальной сферы российского общества в
конце XIX – начале XX века?
МОДЕРНИЗАЦИЯ
процессы обновления традиционного
общества, вступающего на путь
движения к обществу современного
типа и совершенствование последнего
ТРАДИЦИОННО
Е
ОБЩЕСТВО
ПЕРЕХОД
ИНДУСТРИАЛЬНО
Е
ОБЩЕСТВО
Разработка урока истории в 11 классе на тему "Город и деревня России в процессе модернизации"
Старые черты социальной сферы в
конце XIX – начале XX века?
ЭКОНОМИЧЕС
КАЯ
СФЕРА
СЛАБАЯ
СОЦ.
СТЬ
МОБИЛЬНО
СОХРАНЕНИЕ
КРЕСТЬЯНСК.
ОБЩИНЫ
СОХРАНЕНИЕ
СОСЛОВНОГО
СТРОЯ
СОЦИАЛЬ
СФЕРА
НАЯ
ПОЛИТИЧЕСК
СФЕРА
АЯ
СФЕР
ДУХОВНАЯ
А
Разработка урока истории в 11 классе на тему "Город и деревня России в процессе модернизации"
Какие черты индустриального общества
сформировались в Росси к концу XIX – началу XX
века?
ЭКОНОМИЧЕС
КАЯ
СФЕРА
СОЦИАЛЬ
СФЕРА
НАЯ
ФОРМИРОВАН
ИЕ КЛАССОВ
БУРЖ.
ОБЩЕСТВА, НЕ
ВПИСЫВАЮЩ
ИХСЯ В
СИСТЕМУ СОЦ.
ОТНОШЕНИЙ
ПОЛИТИЧЕСК
СФЕРА
АЯ
СФЕР
ДУХОВНАЯ
А
Разработка урока истории в 11 классе на тему "Город и деревня России в процессе модернизации"
I. Социальная ситуация в России
РОСТ НАСЕЛЕНИЯ
1897 г. 126 млн. человек.
К 1913 г. 165 млн. человек.
Разработка урока истории в 11 классе на тему "Город и деревня России в процессе модернизации"
I. Социальная ситуация в России
СОСЛОВИЯ ОТЛИЧАЮТСЯ
Юридическими правами
Бытовым укладом
Уровнем образования и культуры
Мировоззрением и
поведенческими установками
Разработка урока истории в 11 классе на тему "Город и деревня России в процессе модернизации"
I. Социальная ситуация в России
НИЗКИЕ ТЕМПЫ
УРБАНИЗАЦИИ
Разработка урока истории в 11 классе на тему "Город и деревня России в процессе модернизации"
II. Особенности положения классов в России
ПРОЛЕТАРИАТ (около 19%)
Тесно связан с крестьянством
(80% рабочих –выходцы из
крестьян)
Многонациональный состав
пролетариата
Огромная концентрация
пролетариата на крупных
предприятиях
Высокая степень сплоченности
пролетариата
Разработка урока истории в 11 классе на тему "Город и деревня России в процессе модернизации"
1897 г. 126 млн. человек. К 1913 г. 165 млн. человек.
РОСТ НАСЕЛЕНИЯ
ПРОЛЕТАРИАТ (около 19%)
Низкая заработная плата и
огромная (до 14 часов)
продолжительность рабочего дня
Отсутствуют социальное
страхование и пенсии
Низкое качество жизни
Низкий уровень грамотности
(всего в стране 21% грамотных)
Разработка урока истории в 11 классе на тему "Город и деревня России в процессе модернизации"
Разработка урока истории в 11 классе на тему "Город и деревня России в процессе модернизации"
Разработка урока истории в 11 классе на тему "Город и деревня России в процессе модернизации"
Разработка урока истории в 11 классе на тему "Город и деревня России в процессе модернизации"
Разработка урока истории в 11 классе на тему "Город и деревня России в процессе модернизации"
Разработка урока истории в 11 классе на тему "Город и деревня России в процессе модернизации"
Разработка урока истории в 11 классе на тему "Город и деревня России в процессе модернизации"
Разработка урока истории в 11 классе на тему "Город и деревня России в процессе модернизации"
Ежемесячная заработная плата российского рабочего
с 1880 по 1913 г. увеличилась на 7,7 рубля (с 16,5 до
24,2), английского — на 14 (с 47 до 61), германского —
на 15 (с 42 до 57), французского — на 11 (с 30 до 41),
американского — на 49 рублей (с 63 до 112).
120
100
80
60
40
20
0
Столбе
ц1
1880
Разработка урока истории в 11 классе на тему "Город и деревня России в процессе модернизации"
1897 г. 126 млн. человек. К 1913 г. 165 млн. человек.
РОСТ НАСЕЛЕНИЯ
КРЕСТЬЯНЕ (около 82%)
Разработка урока истории в 11 классе на тему "Город и деревня России в процессе модернизации"
II. Особенности положения классов в России
КРЕСТЬЯНЕ (около 82%)
Разработка урока истории в 11 классе на тему "Город и деревня России в процессе модернизации"
II. Особенности положения классов в России
КРЕСТЬЯНЕ (около 80%)
Разработка урока истории в 11 классе на тему "Город и деревня России в процессе модернизации"
II. Особенности положения классов в России
ОСОБЕННОСТИ МЕНТАЛИТЕТА
КРЕСТЬЯН
Неприятие частной собственности
на землю
Источник существования –
личный труд; эксплуатация грех
«Моральная экономика»:
терпение, самопожертвование,
солидарность, равенство,
справедливость, взаимопомощь
Патриархальное отношение к
власти царя
Разработка урока истории в 11 классе на тему "Город и деревня России в процессе модернизации"
II. Особенности положения классов в России
БУРЖУАЗИЯ ( около 2,5 млн. чел.)
Не является единым сплоченным
классом
Пополняется выходцами из
мелкой промышленности,
купечества, зажиточного
крестьянства, дворянства,
иностранцев
Отсутствие у большинства купцов
и промышленников
капиталистических инстинктов
Разработка урока истории в 11 классе на тему "Город и деревня России в процессе модернизации"
II. Особенности положения классов в России
ДВОРЯНЕ ( около 1 % населения)
Постепенно утрачивают
сословные привилегии
Активно продают землю
Обедневшие дворяне пополняют
слой люмпенов
Некоторые начинают заниматься
предпринимательством
пользоваться поддержкой власти
и стремиться сохранить свое
Но дворянство продолжает
особое положение
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.