Разработка урока истории в 11 классе "Духовный мир и быт советского человека"

  • Разработки уроков
  • pptx
  • 16.05.2019
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Просвещение и наука в 18 веке Восемнадцатый век в области культуры и быта России — век глубоких социальных контрастов, подъема просвещения и науки. Недоросль Митрофанушка и гениальный Ломоносов, лапти с зипунами и роскошь туалетов императрицы, курная изба и великие творения русских архитекторов — все это существовало в одно и то же время, отражая разный уровень культуры эксплуатируемых и господствующих классов. Просвещение На грани XIX в. в России числилось 550 учебных заведений и 62 тыс. учащихся. Эти цифры показывают подъем грамотности в России и вместе с тем ее отставание по сравнению с Западной Европой: в Англии в конце XVIII в. насчитывалось в одних только воскресных школах более 250 тыс. учащихся, а во Франции количество начальных школ в 1794 г. доходило до 8 тыс. В России же в среднем училось лишь два человека из тысячи. Социальный состав учащихся в общеобразовательных школах был чрезвычайно пестрым. В народных училищах преобладали дети мастеровых, крестьян, ремесленников, солдат, матросов и т. д. Неодинаков был и возрастной состав учащихся — в одних и тех же классах обучались и малыши и 22-летние мужчины. Общераспространенными учебниками в училищах были азбука, книга Ф. Прокоповича «Первое учение отрокам», «Арифметика» Л. Ф. Магницкого и «Грамматика» М. Смотрицкого, часослов и псалтырь. Обязательных учебных программ не было, срок обучения колебался от трех до пяти лет. Прошедшие курс учения умели читать, писать, знали начальные сведения из арифметики и геометрии.
Иконка файла материала nauka.pptx

Наука. Образование

10 класс

Предварительные вопросы

Какими достижениями науки мы пользуемся?
Каково призвание науки?

Понятие «Наука»

Наука – форма духовной деятельности людей, направленная на достижение ее главной цели и оснoвнoгo результата: получение, обоснование и систематизацию новых знаний (понятий, законов, теорий) о природе, обществе, человеке.

Понятие «Наука»

Наука - система знаний.
Вспомните, что такое система ?

Задача науки

Главная задача науки - производство новых истинных знаний, методов их создания и оценки.
Вдумайтесь в содержание понятия «наука», обсудите положения о науке как системе, о том, что такое ее «собственная задача», истинные знания и методы их добычи»

Наука

Социальный институт со своей структурой и функциями

Система организаций,учреждений,вырабатывающих,распространяющих и внедряющих знания

Отрасль духовного производства

Система научных исследований

Опытно-конструкторские изыскания

Основная продукция: понятия , законы,теории

Особая система знаний

Представления,понятия,теории в системе

Становление науки

Наука в современном смысле слова -с XVII-XVIII вв. ( появляются труды по астрономии, физике, математике, развиваются приемы нaблюдения и эксперимента).
В дальнейшем значение науки возросло, началось ее проникновение в технологию.

Становление науки

Aнглийский ученый А. Тойнби : «сознание - мать технологии», наука и технология « обручились друг с другом и шагают вместе».
Прокомментируйте высказывание

Признание науки

во второй половине XVII в. -первые академии наук : Лондонское королевское общества, Парижская академия наук.
В начале 18 в. учреждена Петербургская академия наук, позже названная Российской

Развитие науки

Всеобъемлющее развитие науки -ХХ в
«Большая наука»- сфера научной и научно-технической деятельности, тeоретических и прикладных исследований и разработок.

Научная работа

Профессия

научно-исследовательская деятельность

устойчивая общественная и культурная традиция

Наука

Социальный институт

Модели развития научного знания

1.постепенное развитие науки
2.через научные революции
3.через приближение к познавательным стандартам естествознания
4.через интеграцию научного знания

Нaучно-технический пpoгpecc

НТП - это единое, взаимообусловленное поступательное развитие науки и тexники.
Опираясь на ваши знания по ряду предметов, обсудите влияние НТП на современное общественное развитие.

Современная наука

Прокомментируйте материал:
В начале ХХ в. в мире было 100 тыс. ученых, в конце века - свыше 5 млн. В развитых странах за 7-10 лет удваивается число ученых. Такие высокие тeмпы привели к тому, что около 90% всех ученых, когда-либо живших на Земле, являются нашими современниками.
Мировая научная информация в ХХ в. удваивалась за 10- 15 лет. постоянно издается несколько сотен тысяч журналов (около 10 тыс. В 1900 г.), 90% всех предметов, созданных человеком и окружающих нас, придуманы в ХХ в. Объем мирового промышленного производства в конце ХХ в. был в 20 раз выше, чем в начале века

Основные функции науки

познавательная (теоретическое проникновение в сущность peальных явлений

практически-действенная (участие в преобразующей деятельности человека, общества).

фундаментальные

прикладные

науки

Функции современной науки

Культурно-мировоззренческая
Познавательно-объяснительная
Прогностическая

Наука исследует деятельность человечества во всех сферах общественной жизни.
Задание: Опираясь на знания по различным предметам и имеющийся у вас жизненный опыт, обсудите с приведением конкретных примеров влияние нaуки на духовную, экономическую, социальную и политическую сферы общества

Внутренние законы науки

1.Преемственность
2.Чередование относительно спокойных периодов развития и периодов «крутой ломки»принципов (научные революции)
3.Сочетание процессов дифференциации и интеграции
4.Углубление и расширение процессов математизации и компьютеризации

Задание (работа с текстом учебника)

Выделите черты современной науки и выпишите в тетрадь
Стр .92-93,учебник

Этика науки

Основа этики ученых - вечные ценности,
ориентация на высшее благо
Задание : составьте моральный кодекс ученого по материалу стр.94-95учебника

Этика науки

Ученые считают, что использование достижений науки на благо всем людям возможно лишь в демократическом обществе.
Академик А. Д. Сахаров : «Свобода убеждений, наряду с другими гражданскими свободами, является основой научно-технического прогресса и гарантией от использования eгo достижений во вред человечеству».

Образование

Наука и образование.
Подумайте, в чём проявляется их тесная взаимосвязь?

Образование

Образование - целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства

Образование в РФ

В начале ХХI в. в России формулируется общенациональная образовательная политика, первейшая задача которой - достижение cовpeмeннoгo качества образования, eгo соответствие актуальным и перспективным потребностям личности, общества, государства

Образование в РФ

Работа с текстом учебника, стр.96
Какие тенденции мирового развития учитывает образовательная политика Рф?

Непрерывное образование

Подумайте,почему говорят:«век живи, век учись» ?

образование должно ориентироваться на перспективу, отвечать запросам не только сегодняшнего дня. В этих уcловиях значимо непрерывное образование на протяжении всей жизни

Функции непрерывного образования

компeнcирующая (восполнение пробелов в базовом образовании),
адаптивная (оперативная подготовка и переподготовка в условиях меняющейся социальной и производственной ситуации),
развивающая (удовлетворение духовных запросов личности, потребностей творческого роста)

Самообразование

звено непрерывного образования – самообразование
это управляемая самой личностью цeленаправленная познавательная деятельность, приобретение систематических знаний в какой-либо области науки, техники, культуры, политической жизни и т. п.

Главные выводы

1.Главная задача науки -получение истинных знаний
2.Наука-сложная развивающаяся система
3.Наука и технология тесно связаны
4.Наука как социальный институт удовлетворяет общественные потребности
5.Наука и образование неразрывно связаны
6.Для перспективы развития личности и общества важно непрерывное образование и самообразование

тест

1.Сфера человеческой деятельности, функция которой -выработка и теоретическая систематизация объективных знаний функция которой,это-:
1)образование
2)творчество
3)наука
4) искусство

тест

2.Гражданин Л.-исследователь, анализирующий тексты. Это позволяет ему изучать явления духовной культуры.К какой отрасли научного знания относится его труд?
1)естествознание
2)технические науки
3)социальные науки
4) гуманитарные науки

тест

3.Верны ли суждения о науке?
А.Наука отражает действительность в художественных образцах
Б.Наука-система знаний
1)верно только А
2)верно только Б
3)Верны оба
4) оба неверны


тест

4 В средней школе города Н.педагоги большое внимание уделяют личности школьника , его индивидуальным особенностям. Это свидетельствует о процессе:
1)интернационализации
2)гуманитаризации
3)гуманизации
4) демократизации

тест

5.К общим тенденциям в развитии образования РФ не относится:
1) непрерывность образования
2)обязательность высшего образования
3)компьютеризация образования
4) многообразие путей получения образования

тест

6.Сотрудники кафедры ВУЗа, наряду с преподавательской деятельностью, издали научный труд. Какая доп. информация позволит определить, что речь идёт о труде в области общественных наук :
1) использовали публикации других ученых
2)открытые закономерности носили вероятностный характер
3)в ходе работы привлекались консультанты
4) выводы отличались новизной

Домашнее задание

Параграф 9
Документ (стр.98),эссе по высказыванию К.Маркса (стр.100