Методическая разработка занятия Смутное время в России 1598-1613 гг.

  • Разработки уроков
  • docx
  • 26.11.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

перевернутый класс смута
Иконка файла материала Методическая разработка занятия _Смутное время в России 1598-1613.docx

Методическая разработка занятия

Дисциплина: СГ.01 История России, 2 курс СПО.
Тема: «Смутное время в России (1598-1613 гг.): Трагедия и преодоление»

Модель проведения: «Перевернутый класс» (

Хронометраж: 1 пара (90 минут)

1. Дидактическая цель:

Сформировать у студентов целостное представление о причинах, основных этапах, ключевых событиях и последствиях Смутного времени в России, развивать навыки критического мышления, анализа исторических источников и работы в команде с использованием цифровых образовательных ресурсов (ЦОР).

2. Планируемые результаты:

·                     Личностные: Воспитание гражданственности и патриотизма на примерах преодоления национального кризиса; осознание роли народа в истории.

·                     Метапредметные:

Регулятивные: Умение планировать свою деятельность по изучению темы, работать по инструкции.

Коммуникативные: Развитие навыков ведения дискуссии, аргументации своей точки зрения, работы в группе.

Познавательные: Анализ и синтез информации, работа с различными типами исторических источников (тексты, карты, картины).

·                     Предметные:

Знать: Даты, термины, ключевые фигуры, основные этапы и события Смутного времени.

Понимать: Причины, сущность и последствия Смуты как системного кризиса Московского государства.

Уметь: Прослеживать причинно-следственные связи, анализировать действия исторических личностей, давать оценку событиям и их влиянию на дальнейшую историю России.

3. Используемые Цифровые Образовательные Ресурсы (ЦОР)

Для самостоятельной работы дома:

Образовательный портал «Российская электронная школа» (РЭШ): Видеоурок по теме «Смутное время».

Интерактивная лента времени (сервис Timeline JS): Готовая лента «Смутное время 1598-1613».

Интерактивная карта (на платформе WordWall): «Поход Лжедмитрия I и движение Ивана Болотникова».

Подкаст (запись или ссылка на аудиолекцию Владимира Мединского): «Феномен Лжедмитриев».

Для работы в классе:

Планшеты/ноутбуки студентов или мобильные телефоны.

Система опросов для быстрой проверки знаний и рефлексии.

 

I. Этап самостоятельной работы дома (ДО занятия)

Задача студента: Изучить базовый материал по теме, используя предоставленные преподавателем ресурсы.

Инструкция для студентов (размещается в чате группы):

«Здравствуйте, уважаемые студенты! К следующему занятию по теме "Смутное время" вам необходимо выполнить следующие шаги:

1.Просмотрите видеоурок на портале «Российская электронная школа».Составьте в тетради краткий конспект, выделив 3-4 основные причины Смуты.

2.Изучите интерактивную ленту времени. Обратите внимание на ключевые даты и события. Будьте готовы ответить на вопрос: "Какое событие стало переломным моментом в преодолении Смуты и почему?"

3.Пройдите интерактивную карту-задание. Вам нужно будет правильно расставить маркеры, связанные с походами самозванцев и народных ополчений.

4.Прослушайте подкаст о самозванцах Владимира Мединского Подумайте: почему народ так легко верил в "чудесное спасение" царевича Дмитрия?»

Роль преподавателя: На данном этапе — тьютор. Отслеживает активность студентов (если платформа позволяет), готовит материалы и задания для очной встречи.

 

II. Этап очной работы в классе (90 минут)

Роль преподавателя: Модератор, фасилитатор, эксперт.

1. Организационный момент и мотивация (5 минут)

·                     Приветствие, объявление темы и формата занятия.

·                     Мотивационный прием «Исторический пазл»: На экране (— разрозненные изображения: портрет Бориса Годунова, картина «Смерть царевича Дмитрия», памятник Минину и Пожарскому, икона Казанской Божьей Матери.

·                     Вопрос к аудитории: «Как вы думаете, что связывает эти четыре образа? Сформулируйте одним предложением, о каком периоде истории мы сегодня будем говорить?»

2. Актуализация и проверка первичного усвоения материала (15 минут)

·                     Интерактивный гугл-опрос (10 минут)

Преподаватель запускает викторину с 10 вопросами на базовые даты, имена, термины (династический кризис, интервенция, Семибоярщина, ополчение и т.д.).

Это позволяет в быстром темпе проверить, как студенты усвоили материал дома, и сразу вовлекает их в соревновательную деятельность.

·                     Блиц-опрос «Самый быстрый историк» (5 минут)

Преподаватель задает вопросы, требующие развернутого, но короткого ответа:

«В чем заключалась главная трагедия Бориса Годунова?»

«Почему Первое ополчение потерпело неудачу?»

«Какую роль сыграл патриарх Гермоген?»

3. Практическая часть. Работа в группах (50 минут)

Класс делится на 4 группы. Каждая группа получает свое задание.

Группа 1: «Следствие ведут историки. Причины Смуты»

Задание: Используя материалы для домашнего просмотра и дополнительные текстовые источники (отрывки из указов, летописей), создать интеллект-карту (mind map) «Причины Смутного времени». Структурировать причины по группам: династические, экономические, социальные, политические.

ЦОР: Miro для создания ментальной карты.

Группа 2: «Галерея персонажей»

Задание: Проанализировать портреты и краткие биографии ключевых фигур (Борис Годунов, Лжедмитрий I, Василий Шуйский, Иван Болотников, Кузьма Минин, Дмитрий Пожарский). На онлайн-доске разместить их изображения и дать каждому краткую характеристику по плану: «Кто?», «Его цели», «Его роль в Смуте», «Наша оценка (позитивная/негативная)».

ЦОР: Jamboard с заготовленными изображениями и текстовыми блоками.

Группа 3: «Карта военных действий»

Задание: На интерактивной контурной карте России того периода (на онлайн-доске) отметить ключевые события:

Поход Лжедмитрия I на Москву.

Движение войск Ивана Болотникова.

Осада Смоленска войсками Сигизмунда III.

Путь Второго ополчения Минина и Пожарского из Нижнего Новгорода в Москву.

Подписать даты и дать краткое описание каждого события.

ЦОР: Miro с инструментом рисования и стикерами.

Группа 4: «Суд истории: Кто спас Россию?»

Задание: Подготовить короткую презентацию (2-3 минуты) в формате «спич», доказывающую, что решающую роль в преодолении Смуты сыграла одна из сил:

Вариант А: Патриарх Гермоген и Русская Православная Церковь.

Вариант Б: Второе народное ополчение (Минин и Пожарский).

Вариант В: «Служилые люди» и часть боярства (Избрание Михаила Романова).

ЦОР: Можно использовать Canva для быстрого создания 2-3 слайдов или просто подготовить устное выступление с опорой на доску.

Время на подготовку: 25 минут.
Время на выступление каждой группы: 5-7 минут (итого 25 минут).

4. Подведение итогов и рефлексия (15 минут)

·                     Обобщающая дискуссия (10 минут):

Преподаватель задает ключевые вопросы:

«Можно ли было избежать Смуты?»

«Что общего и в чем различие между Смутным временем и другими кризисами в мировой истории? (Проводим параллели, если студенты знают другие примеры)».

«Какие уроки мы, граждане современной России, можем извлечь из событий 400-летней давности?»

·                     Рефлексия «Лестница успеха» (5 минут):

Анкета_Обратная связь

5. Домашнее задание (на следующий урок, 5 минут)

·                     Творческое задание на выбор:

Написать эссе на темы: «"Смута — это болезнь роста государства". Согласны ли вы с этим утверждением?».

            «Образ Смутного времени в русской литературе (на примере трагедии А.С. Пушкина "Борис Годунов") или в кино».

 

Методические рекомендации для преподавателя

·                     Важность подготовки: Убедитесь, что все ссылки рабочие.

·                     Роль во время групповой работы: Не вмешивайтесь в процесс, но будьте навигатором. Переходите от группы к группе, задавайте наводящие вопросы, помогайте выйти из тупика.

·                     Создание атмосферы: Поощряйте дискуссию, уважение к мнению оппонента. Подчеркивайте, что в истории часто нет однозначных ответов.

·                     Адаптивность: Если время ограничено, можно сократить время на выступления групп или провести рефлексию в более сжатом формате.