Методическая разработка занятия
Дисциплина: СГ.01
История России, 2 курс СПО.
Тема: «Смутное время в России (1598-1613 гг.): Трагедия и преодоление»
Модель проведения: «Перевернутый класс» (
Хронометраж: 1 пара (90 минут)
1. Дидактическая цель:
Сформировать у студентов целостное представление о причинах, основных этапах, ключевых событиях и последствиях Смутного времени в России, развивать навыки критического мышления, анализа исторических источников и работы в команде с использованием цифровых образовательных ресурсов (ЦОР).
2. Планируемые результаты:
· Личностные: Воспитание гражданственности и патриотизма на примерах преодоления национального кризиса; осознание роли народа в истории.
· Метапредметные:
Регулятивные: Умение планировать свою деятельность по изучению темы, работать по инструкции.
Коммуникативные: Развитие навыков ведения дискуссии, аргументации своей точки зрения, работы в группе.
Познавательные: Анализ и синтез информации, работа с различными типами исторических источников (тексты, карты, картины).
· Предметные:
Знать: Даты, термины, ключевые фигуры, основные этапы и события Смутного времени.
Понимать: Причины, сущность и последствия Смуты как системного кризиса Московского государства.
Уметь: Прослеживать причинно-следственные связи, анализировать действия исторических личностей, давать оценку событиям и их влиянию на дальнейшую историю России.
3. Используемые Цифровые Образовательные Ресурсы (ЦОР)
Для самостоятельной работы дома:
Образовательный портал «Российская электронная школа» (РЭШ): Видеоурок по теме «Смутное время».
Интерактивная лента времени (сервис Timeline JS): Готовая лента «Смутное время 1598-1613».
Интерактивная карта (на платформе WordWall): «Поход Лжедмитрия I и движение Ивана Болотникова».
Подкаст (запись или ссылка на аудиолекцию Владимира Мединского): «Феномен Лжедмитриев».
Для работы в классе:
Планшеты/ноутбуки студентов или мобильные телефоны.
Система опросов для быстрой проверки знаний и рефлексии.
I. Этап самостоятельной работы дома (ДО занятия)
Задача студента: Изучить базовый материал по теме, используя предоставленные преподавателем ресурсы.
Инструкция для студентов (размещается в чате группы):
«Здравствуйте, уважаемые студенты! К следующему занятию по теме "Смутное время" вам необходимо выполнить следующие шаги:
1.Просмотрите видеоурок на портале «Российская электронная школа».Составьте в тетради краткий конспект, выделив 3-4 основные причины Смуты.
2.Изучите интерактивную ленту времени. Обратите внимание на ключевые даты и события. Будьте готовы ответить на вопрос: "Какое событие стало переломным моментом в преодолении Смуты и почему?"
3.Пройдите интерактивную карту-задание. Вам нужно будет правильно расставить маркеры, связанные с походами самозванцев и народных ополчений.
4.Прослушайте подкаст о самозванцах Владимира Мединского Подумайте: почему народ так легко верил в "чудесное спасение" царевича Дмитрия?»
Роль преподавателя: На данном этапе — тьютор. Отслеживает активность студентов (если платформа позволяет), готовит материалы и задания для очной встречи.
II. Этап очной работы в классе (90 минут)
Роль преподавателя: Модератор, фасилитатор, эксперт.
1. Организационный момент и мотивация (5 минут)
· Приветствие, объявление темы и формата занятия.
· Мотивационный прием «Исторический пазл»: На экране (— разрозненные изображения: портрет Бориса Годунова, картина «Смерть царевича Дмитрия», памятник Минину и Пожарскому, икона Казанской Божьей Матери.
· Вопрос к аудитории: «Как вы думаете, что связывает эти четыре образа? Сформулируйте одним предложением, о каком периоде истории мы сегодня будем говорить?»
2. Актуализация и проверка первичного усвоения материала (15 минут)
· Интерактивный гугл-опрос (10 минут)
Преподаватель запускает викторину с 10 вопросами на базовые даты, имена, термины (династический кризис, интервенция, Семибоярщина, ополчение и т.д.).
Это позволяет в быстром темпе проверить, как студенты усвоили материал дома, и сразу вовлекает их в соревновательную деятельность.
· Блиц-опрос «Самый быстрый историк» (5 минут)
Преподаватель задает вопросы, требующие развернутого, но короткого ответа:
«В чем заключалась главная трагедия Бориса Годунова?»
«Почему Первое ополчение потерпело неудачу?»
«Какую роль сыграл патриарх Гермоген?»
3. Практическая часть. Работа в группах (50 минут)
Класс делится на 4 группы. Каждая группа получает свое задание.
Группа 1: «Следствие ведут историки. Причины Смуты»
Задание: Используя материалы для домашнего просмотра и дополнительные текстовые источники (отрывки из указов, летописей), создать интеллект-карту (mind map) «Причины Смутного времени». Структурировать причины по группам: династические, экономические, социальные, политические.
ЦОР: Miro для создания ментальной карты.
Группа 2: «Галерея персонажей»
Задание: Проанализировать портреты и краткие биографии ключевых фигур (Борис Годунов, Лжедмитрий I, Василий Шуйский, Иван Болотников, Кузьма Минин, Дмитрий Пожарский). На онлайн-доске разместить их изображения и дать каждому краткую характеристику по плану: «Кто?», «Его цели», «Его роль в Смуте», «Наша оценка (позитивная/негативная)».
ЦОР: Jamboard с заготовленными изображениями и текстовыми блоками.
Группа 3: «Карта военных действий»
Задание: На интерактивной контурной карте России того периода (на онлайн-доске) отметить ключевые события:
Поход Лжедмитрия I на Москву.
Движение войск Ивана Болотникова.
Осада Смоленска войсками Сигизмунда III.
Путь Второго ополчения Минина и Пожарского из Нижнего Новгорода в Москву.
Подписать даты и дать краткое описание каждого события.
ЦОР: Miro с инструментом рисования и стикерами.
Группа 4: «Суд истории: Кто спас Россию?»
Задание: Подготовить короткую презентацию (2-3 минуты) в формате «спич», доказывающую, что решающую роль в преодолении Смуты сыграла одна из сил:
Вариант А: Патриарх Гермоген и Русская Православная Церковь.
Вариант Б: Второе народное ополчение (Минин и Пожарский).
Вариант В: «Служилые люди» и часть боярства (Избрание Михаила Романова).
ЦОР: Можно использовать Canva для быстрого создания 2-3 слайдов или просто подготовить устное выступление с опорой на доску.
Время на подготовку: 25
минут.
Время на выступление каждой группы: 5-7 минут (итого 25 минут).
4. Подведение итогов и рефлексия (15 минут)
· Обобщающая дискуссия (10 минут):
Преподаватель задает ключевые вопросы:
«Можно ли было избежать Смуты?»
«Что общего и в чем различие между Смутным временем и другими кризисами в мировой истории? (Проводим параллели, если студенты знают другие примеры)».
«Какие уроки мы, граждане современной России, можем извлечь из событий 400-летней давности?»
· Рефлексия «Лестница успеха» (5 минут):
Анкета_Обратная связь
5. Домашнее задание (на следующий урок, 5 минут)
· Творческое задание на выбор:
Написать эссе на темы: «"Смута — это болезнь роста государства". Согласны ли вы с этим утверждением?».
«Образ Смутного времени в русской литературе (на примере трагедии А.С. Пушкина "Борис Годунов") или в кино».
Методические рекомендации для преподавателя
· Важность подготовки: Убедитесь, что все ссылки рабочие.
· Роль во время групповой работы: Не вмешивайтесь в процесс, но будьте навигатором. Переходите от группы к группе, задавайте наводящие вопросы, помогайте выйти из тупика.
· Создание атмосферы: Поощряйте дискуссию, уважение к мнению оппонента. Подчеркивайте, что в истории часто нет однозначных ответов.
· Адаптивность: Если время ограничено, можно сократить время на выступления групп или провести рефлексию в более сжатом формате.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.