Конспект урока
Предмет История России
Класс 7
Тема урока: «Монгольская империя и изменение политической карты мира».
Педагогические цели. Оценка влияния Монгольской империи на развитие народов Евразии.
Тип урока: Изучение нового материала.
Образовательная задача: объяснить устройство монгольского государства как условие успешных завоеваний;
Развивающая задача: определить общее и особенности устройства монгольского государства;
Воспитательная задача: высказывать свое мнение о положительном и отрицательном влиянии монгольской империи на развитие народов Евразии.
Коррекционная задача: коррекция внимания.
Проведение физкультминутки.
Планируемые результаты:
Предметные: формирование представлений о появлении государства Чингисхана, его особенностях, роли в мировой истории, развитие умения анализировать, сопоставлять и оценивать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого. Научаться: давать определения понятиям (Тумен, Улус, найоны); даты (1211, 1223); персоналии (Чингисхан, Мунке, Угедей, Батый); уметь показывать на карте границы империи и основные походы.
Метапредметные:
Коммуникативные УУД: организовать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; воспринимать текст с учетом поставленной учебной задачи, находить в тексте информацию, необходимую для ее решения; осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей, планирования и регуляции своей деятельности;
Регулятивные УУД: формировать новые задачи в учебной и познавательной деятельности; составлять план действий; соотносить свои действия с планируемым результатом, осуществлять контроль своей деятельности; оценивать правильность решений учебной задачи; корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата;
Познавательные УУД: устанавливать причинно-следственные связи, строить логические рассуждения, умозаключения; анализировать материал учебника и дополнительный материал;
Личностные: формировать познавательный интерес к изучению истории России, уважение к историческому наследию России; оценивать исторические события и роль личности в истории; развивать навыки анализа, индивидуального и коллективного проектирования.
Образовательные ресурсы (учебники, наглядные пособия, ИКТ)
Учебник (Арсентьев Н.М., Данилов А.А. и др., изд. «Просвещение», 2016 г.), презентация, видеоролик, раздаточный материал, карта «Русь в 12 – начале 13 вв.» «Начало монгольских завоеваний и создание державы Чингисхана», документ.
Организационная структура урока
|
Этап урока |
Деятельность учителя
|
Деятельность учащихся |
|||||||||
|
I.Организационный момент |
Приветствует учащихся. Проверяет готовность к уроку. |
Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место. |
|||||||||
|
II. Постановка учебных задач
А. тема урока. |
- Хочу начать наш урок со стихотворения. А вы, попробуйте сформулировать тему урока. ((Помним о главных опорных словах))
Одна огромная империя Столицей ей Каракорум Из разных стран войною склеена – Создал её монгольский ум. Великий хан и основатель Империи, что без конца, Был Чингисхан – Завоеватель! Каких не видела земля. (слайд 2)
|
Тема: Монгольская империя Чингизхана
|
|||||||||
|
Б. цели урока |
Исходя из темы, скажите: 1. Что вы не знаете по этой теме, 2.Что мы сегодня должны с вами узнать нового, 3. т.е. - каких целей достичь? (слайд 3)
1.Кто такие монголы? 2.Устройство государства монгол, 3.Начало монгольского нашествия, 4.Последствия нашествия монгол. |
---Ответы детей, постановка целей:
1.Кто такие монголы? 2.Устройство государства монгол, 3.Начало монгольского нашествия, 4.последствия нашествия монгол. |
|||||||||
|
В. план урока |
Таким образом, у нас сложился План урока: 1.Образование державы Чингисхана 2.Начало завоевательных походов Чингисхана 3.Начало монгольского нашествия на Русь - Битва на Калке 4.Историческое наследие Монгольской империи 5. О последствиях нашествия
|
Ребята записывают в тетрадь план урока |
|||||||||
|
Г. проблема урока |
Мы определили круг вопросов для изучения. А теперь скажите для чего нам этот круг знаний, т.е. попробуем сформулировать проблемный вопрос урока. Не получится – я помогу!
Проблемный вопрос - Какие последствия для различных стран и народов Европы имели монгольские завоевания и образование Монгольской империи?
|
- Какие последствия для различных стран и народов Европы имели монгольские завоевания и образование Монгольской империи?
|
|||||||||
|
III. Актуализация знаний Формирование познавательного интереса, целеполагание.
Актуализация ранее полученных знаний для изучения новой темы.
|
1) Какие кочевые народы известны вам из курсов истории Древнего мира и Средних веков? 2) Чем отличался их быт от оседлых народов? 3) С какими соседними кочевыми народами взаимодействовала Русь? 4) Всегда ли контакты были мирными? (слайд 4) |
1) С давних времен в степях к северу от Китая обитали различные племена и народы: монголы, татары, кереиты и др. 2) Их главное занятие – кочевое скотоводство. 3) Печенеги, половцы. 4) Не всегда.
|
|||||||||
|
IV. Изучение нового материала |
|
|
|||||||||
|
1) Выступления групп |
Образование державы Чингисхана. В начале XIII в. на Русь стали доходить смутные слухи о появлении где-то на Востоке новой мощной державы степных кочевников. Вот слова древнерусской летописи «Никто точно не знает кто они, и откуда появились и каков их язык и какого они племени…» Это были монголы. 1.Как же происходило образование Монгольской державы? Прочитать П.1стр.4 и ответить на вопросы: 2.Какие факты свидетельствуют о том, что у монголо-татар появилось государство? Работа с документом и разбор документа о Темучине. (слайды 6) и Приложение №1.
3. Чингисхан создал свод законов «Великая Яса» (слайд 7). Давайте познакомимся с отрывком из него. Вопрос: Какие выводы мы можем сделать из анализа этого документа? Давайте закрепим термины: Государство, Великая Яса, Каракорум Причины успехов монголо-татар: Работа с документом о войске.
|
Первым ханом, который смог объединить разрозненные племена кочевников, был Темучин.
Ребята приходят к выводу о том, что: 1.Полнота власти у Великого хана; 2.Войско; 3. Территория; 4.Распределение управления на территориях; 5.Свод законов;
Ребята называют причины успехов монголо-татар: 1.Дисциплина; 2. Четкая организация армии; 3. Жетокость; 4. Оружие; 5.Осадные башни;6. Тактика полумесяца; 7. Разведка |
|||||||||
|
Работа с картой |
2. Начало завоевательных походов. Изучите п. 2 параграфа 15 учебника. Работа с учебником и картой Слайд №9. Прочитайте п. 2 на стр.5. Слайд №10-11
По карте проследите ход завоеваний Чингисхана в Азии.
|
Составляют таблицу и заполняют «Походы Чингисхана», использование тактильной карты детьми по брайлю
|
|||||||||
|
Физкультминутка |
Разминка глаз. 1. Зажмурить глаза. Открыть глаза (5 раз). 2. Не поворачивая головы, отвести глаза как можно дальше влево. Не моргать. Посмотреть прямо. Несколько раз моргнуть. Закрыть глаза и отдохнуть. То же самое вправо (2-3 раза). 3. Смотреть на какой-либо предмет, находящийся перед собой, и поворачивать голову вправо и влево, не отрывая взгляда от этого предмета (2-3 раза). 4. Смотреть в окно вдаль в течение 1 минуты.
|
Ребята выполняют физкультминутку, то есть разминку для глаз. Учитель говорит дети повторяют. |
|||||||||
|
Основной вопрос этапа. Слово учителя. |
3. Битва на Калке. Первое столкновение Руси с монголо-татарами произошло в битве на реке Калке. Запишем дату сражения в тетради – В половецких степях и на границах Руси действовал отборный отряд войска Чингисхана под руководством его лучших полководцев — молодого талантливого Джэбэ и умудренного опытом старого Субэдэя. Половецкий хан Котян, в пределы которого вступили монголы, обратился к русским князьям за помощью. Прочитайте отрывок из Ипатьевской летописи о битве на Калке (см. Приложение №2) и ответьте на два вопроса. 1. Чем можно объяснить трагический для Руси исход битвы на Калке? Могла ли она закончиться иначе? 2. Каково историческое значение данной битвы?
П.3. параграф 15, записывают дату 1224 год – попытка завоевания Волжской Булгарии монголами.
|
Причины поражения русских: 1. Разобщённость русских войск и сил; 2. Умелое тактическое руководство и стратегический талант Чингисхана и его военачальников.
2.Какие уроки русские князья должны были вынести с этой военной неудачи 1. Следует соблюдать обычаи врага. Нельзя убивать послов. За убийство посла на Востоке жестоко мстили. 2. Необходимо заранее знать тактику врага, чтобы не попасться в смертельную ловушку. 3. Нельзя действовать разрозненно, идя в бой с таким серьезным противником. 4. Необходимо готовиться к встрече с врагом, объединять силы, готовить общее военное руководство, прекратить междоусобицы и объединиться. Записывают в тетрадь 1224 год- попытка завоевания Волжской Булгарии монголами. |
|||||||||
|
|
|
|
|||||||||
|
|
4.Историческое наследие Монгольской империи.
В результате завоевательной политики правителей Монгольской империи была создана огромная Монгольская держава. - Ребята, монголы прошли огромный этап в своем развитии от кочевого народа до империи, слух о завоеваниях которых распространился по всему миру, в чем состоит положительное и отрицательное влияние монгольской империи на развитие народов Евразии. Работа в группах с учебником параграф 15 пункт 4 стр. 9-10 Выделите положительные и отрицательные последствия влияния монгольской империи и распределите факты в таблицу. |
Работа в группах с учебником параграф 15 пункт 4 стр. 9-10 Выделяют положительные и отрицательные последствия влияния монгольской империи и распределяют факты в таблицу: «-» «+» - людские потери и хозяйственное разорение, болезни, чума. + управление: - баскаки, почтовая служба, изобретения, терпимое отношение к церкви |
|||||||||
|
Решение ПРОБЛЕМЫ урока. |
Проблемный вопрос - Какие последствия для различных стран и народов Европы имели монгольские завоевания и образование Монгольской империи? |
Работают в группах по выполнению задания и защищают свою точку зрения |
|||||||||
|
V. Закрепление. Выполнение заданий. |
Заполните пропуски в предложениях, используя выделенные слова в скобках. «_________ племена монголов объединил ___________, получивший на __________, съезде монгольской знати, титул _____________, что означает «хан, _________ как океан». Его армия имела чѐткую ____________ и железную _____________. Самой крупной боевой единицей был___________ , равный десяти тысячам. Бегство с поля хотя бы одного воина влекло за собой казнь всего десятка. Монголы покорили _______________, Китай, _________ спас тайфун, который получил название __________ - «______________ ветер». (Чингисхан, тумен, организацию, Среднюю Азию, Темучин, божественный, кочевые, камикадзе, великий, Японию, курултае, дисциплину). - Кто был основателем Монгольского государства? Чингисхан - В чем была сила монгольского войска? В организации и дисциплине |
Работают в группах по выполнению задания (используют учебник) + подсказки |
|||||||||
|
VI.Подведение итогов. Рефлексия |
Интерес - что было интересно на уроке? Обучение - чему научились? Главное - что сегодняшний урок принёс для меня? Сегодня все отлично поработали, молодцы.
|
Ребята дают оценку своим знаниям. Самооценка |
|||||||||
|
Домашнее задание. |
- Параграф 15 прочитать, выучить даты и термины. Напишите мини сочинение «Судьба Чингисхана» |
Записывают домашнее задание |
Раздаточный материал
Приложение 1.
Жизнь Чингисхана.
В 1155 году в бескрайней монгольской степи на берегу реки Онон у Есугей-багадура, главы небольшого кочевого рода Кият-Борджигин, родился первенец. Его рождение совпало с успешным набегом на соседей-кочевников, в ходе которого был пленен их предводитель Те-му-чэн. Чтобы надолго закрепить у сородичей память о военном успехе, Есугей-богадур назвал сына Тэмуджином (Темучином). Никто тогда не мог предположить, что через несколько десятилетий это имя будет наводить ужас на народы двух континентов, а его обладатель создаст крупнейшую в мире империю.
В 9 лет мальчик остался сиротой. И он, и его родственники считали, что Есугей-багадур был отравлен татарами. И с этого возраста Тэмучин стал готовиться отомстить убийцам отца. Он еще не представлял, какой будет его месть, но знал, что она будет крайне жестокой. Из-за малолетства его не признали главой рода, и бывшие подданные отца откочевали к другим степным владыкам, угнав почти весь принадлежащий семье скот.
Для Тэмучина, его матери и братьев Бэктэра и Хасара начался период лишений и тяжелых испытаний. Оэлун-экэ, мать будущего «потрясателя вселенной», была женщиной энергичной и умной. Монголо-китайская хроника «Юань-чао би-ши» (Сокровенное сказание) отмечает, что она воспитывала сынов на героическом эпосе и постоянно внушала им, что со временем они станут великими воинами и вернут семье прежнее положение. Ее пророчества сбылись очень скоро. Но до этого семье пришлось познать и жестокую нужду, и унижения.
Отрочество Тэмучина прошло в суровой борьбе за выживание. Помощи ждать было неоткуда, да и не принято было у монголов заниматься «благотворительностью». Уже в этот период у будущего полководца проявились стремление к верховодству любой ценой и пренебрежение к чужой жизни. Так, в пылу детской ссоры он убил брата Бэктэра, причем, как отмечается в «Сокровенном сказании», послал стрелу ему в спину.
Отношения с соседями даже в бескрайней степи не всегда складываются просто. Тэмучин уже в молодости умудрился чем-то так «насолить» родственному племени тайчиутов, что они напали на его стойбище. Удивительно, но тайчиуты не тронули небогатого имущества, а только захватили Тэмучина и увезли его к себе, надев на подростка колодки. Чем были вызваны столь «мягкие» действия, историки все-то спорят. Вероятно, Тэмучина просто хотели жестоко «повоспитывать», но не наносить ему серьезного вреда. Это косвенно подтверждается и тем, что из плена он сумел бежать, а тайчиуты не стали его преследовать, видимо решили, что нахождение в колодках свою «воспитательную роль» сыграло. Знали бы они, что за это «воспитание» он впоследствии жестоко отомстит их вождю Таргутаю.
Возможно, именно эти суровые испытания, выпавшие на долю молодого Тэмуджина, закалили его характер и волю, подготовив его к серьезной взрослой жизни. В 17 лет Тэмуджин женился на дочери степного феодала Дай-Сэчэна, которую в свое время ему сосватал отец, и стал восстанавливать связи с влиятельными родственниками. Обещаниями и хитростью, а порой и силой он начинает собирать вокруг себя бывших подданных семьи. У него складывается круг друзей и единомышленников, многие из которых впоследствии стали известными полководцами. Их привлекали в юном Тэмуджине качества, которые со временем должны были превратить его в крупного вождя.
Уже в этот период у него явно проявились многие черты, которые, казалось бы, друг друга взаимоисключали: большая физическая сила и бесстрашие, но стремление любой ценой спасать собственную жизнь; целеустремленность и настойчивость в достижении цели, но сильнейшие депрессии в случае неудач; благородство и обязательность по отношению к соратникам, но пренебрежительное отношение к близким родственникам и вероломство; личное обаяние и красноречие, но мнительность и подозрительность.
На первых шагах на пути к власти ему сопутствовала удача, степная молва показывала его бескорыстным и верным в дружбе удальцом, и к Темуджину постепенно начали стекаться люди. Несмотря на юный возраст, он стал заметной фигурой среди степной аристократии. В этот период зарождаются основы его мировоззрения. Почувствовав реальную власть, Темуджин ставит перед собой цель — объединить все монгольские и родственные им племена в единое государство, и начинает последовательно добиваться ее выполнения. В монгольской степи начинается жестокая война. Постепенно в ходе смертельной борьбы складывается две коалиции племен. Одну возглавляет Темуджин, другую его бывший друг Джамуха, не раз ранее спасавший его от смертельной опасности. Борьба между ними была длительной и закончилась только в 1218 году, когда были окончательно разбиты крупные степные объединения меркитов и найманов, а Джамуха попал в плен и был казнен. Темуджин приказал умертвить его бескровно, т. е. почетной для монгола смертью, и похоронить с почестями, достойными великого вождя.
Юношеская мечта Темуджина, провозглашенного Чингисханом, осуществилась, на громадных степных просторах от предгорий Алтая и сибирской тайги до Китая, Урала и песков Средней Азии была создана величайшая империя, границы которой даже после смерти «потрясателя вселенной» еще долго продолжали стремительно раздвигаться.
Приложение №2
ИПАТЬЕВСКАЯ ЛЕТОПИСЬ о битве на Калке
Дошли вести в стан, что пришли татары посмотреть русские ладьи; услышав же об [этом] Даниил Романович и, сев на коня, погнался посмотреть на невиданную рать; и бывшие с ним конники и многие другие князья вместе с ним помчались смотреть невиданное войско. Оно же отошло, а Юрий им [князьям] рассказал, что «это стрелки». А другие говорили, что «это простые люди, ниже половцев». Юрий Домамирич же сказал: «Это ратники и добрые воины».
Вернувшись же, Юрий всё рассказал Мстиславу. Молодыми князьями было сказано: «Мстислав и другой Мстислав - не стойте! Пойдём на них!» Все князья - Мстислав, и другой Мстислав, Черниговский, перешли реку Днепр, другие князья перешли [тоже], и [все они] пошли в поле Половецкое… Оттуда же шли 8 дней до реки Калки. Встретило их татарское охранение. [Русское] же охранение билось с ним и были убиты Иван Дмитриевич и ещё двое с ним.
Татары отошли, около самой реки Калки встретились татары с половецкими полками русских. Мстислав Мстиславич же приказал вначале перейти реку Калку Даниилу с [его] полком и другим полкам с ним, а сам после них перешёл, двигаясь лично в авангарде. Когда же он увидел татарские полки, то вернулся и сказал: «Вооружайтесь!» Мстиславу Романовичу же и другому Мстиславу, сидевшим в стане и ничего не знавшим, Мстислав [Мстиславич] не сообщил [о происходящем] из-за зависти к ним, ибо была между ними великая распря.
Полки сошлись и сразились, Даниил же выехал вперёд, а Семён Олюевич и Василько Гаврилович устремились на полки татарские, Василько же был пронзён и ранен. А самому Даниилу, раненному в грудь, по молодости и горячности, не почувствовалось ран в теле, полученных им, ибо был он в возрасте 18 лет и силён.
Даниил хорошо сражался, избивая татар. <…> Когда татары побежали, и Даниил своим полком их избивал, то Олег Курский крепко бился с другими полками [татар], сразившимися с ними. За грехи наши, русские полки были побеждены... И была победа над всеми князьями русскими. Такого же никогда не бывало [прежде]. Татары же, победившие русских князей за прегрешения христианские, пришли и добрались до Новгорода Святополчьего. Русские, не знавшие их коварств, вышли навстречу им с крестами, но они [татары] поубивали их всех.
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.