Тема: "Правление князя Владимира. Крещение Руси"
Тип урока: комбинированный
Технология: развитие критического мышления
Цель урока:
сформировать представление о Крещении Руси, причинах и значимости этого события для дальнейшего развития страны;
развивать умение анализировать исторические источники и делать выводы.
Методы: словесный; проблемно-поисковый, самостоятельная работа с источниками, диалог, рефлексия, элементы игровой технологии.
Оборудование урока: учебник «История России» под ред. Торкунова, презентация, проектор, исторические документы.
Основные понятия: язычество, христианство.
Основные даты: 980 – 1015 гг. – правление князя Владимира
988 г. – крещение Руси
Исторические деятели: князь Владимир Святославович, Олег, Ярополк.
Ход урока:
Организационный этап.
Приветствие. Проверка готовности к уроку.
Учитель: Добрый день, друзья! Я рада вас видеть и очень хочу начать работу с вами. Хорошего вам настроения и успехов! Все ли готовы к уроку?
Дети:Да!
Учитель: Тогда вперед! За новыми знаниями!
Актуализация опорных знаний.
Вступительное слово учителя:
- Ребята, сегодня мы продолжим путешествие по страницам истории нашей Родины, знакомство с правлением русских князей. С некоторыми из них мы с вами уже познакомились. Давайте вспомним о них?
Задание №1:
Проверочная работа (см. прил)
Задание №2:
Загадки: О ком идет речь?
Ходил в поход он на Царьград,
Да только сам тому не рад.
Сожжен был «греческим огнем».
Вернуться на Русь был вынужден он.
Но жадность там его сгубила
Древлянская рука его убила. (Игорь)
Он смел, был и умен без меры,
Он покорил и вятичей и меря.
«Иду на вы» он обращался к недругу всегда,
При имени его Царьград дрожал тогда. (Святослав)
Хитра, княгиня оказалась.
Большую дань взять отказалась.
Потребовав с древлян лишь голубей,
Она смогла их воле подчинить своей. (Ольга)
Победой прославлено имя твое;
Твой щит на вратах Цареграда:
И волны и суша покорны тебе;
Завидует недруг столь дивной судьбе. (Олег)
Его призвали новгородцы,
Порядок навести в земле своей.
Сей князь, делами неприметный,
Стал основателем династии авторитетной. (Рюрик)
Слайд №1
Задание №2: установите правильную последовательность правления первых князей: Рюрик, Олег, Игорь, Ольга, Святослав.
Вопрос: Что было общего в деятельности первых русских князей?
Определение темы урока. Постановка проблемного вопроса.
Слайд № 2
- У князя Святослава было 3 сына, которых он назначил править в разных городах: Ярополк княжил в Киеве, Олег в Древлянской земле, младший Владимир – в Новгороде. После смерти Святослава в 972 г. между его сыновьями началась борьба за власть. Ярополк уничтожил Олега, а Владимир, руками наёмников, убил Ярополка и в 980 году стал единоличным правителем Киевской Руси.
- Итак, какова тема нашего урока? «Правление князя Владимира»
Запись в тетрадь: темы и годы правления князя Владимира
Слайд № 3 О князе Владимире
«Владимир с помощью злодеяния и храбрых варягов овладел государством»
«Был он (Владимир) мстителем свирепым, гнусным…, воином кровожадным и - всего ужаснее - братоубийцею…» Н.М. Карамзин
- Как характеризует князя Владимира историк?
Слайд № 4 Но летопись назвала его – Великим
Народ – Красным Солнцем
Церковь – Святым
Проблемный вопрос: Почему о нём говорили так противоречиво?
- Ответ на этот вопрос вы дадите в конце урока, когда послушайте мой рассказ, поработаете с историческими источниками и материалом учебника.
Изучение нового материала.
- Изучая деятельность того или иного правителя мы должны выяснить внешнюю, внутреннюю политику и итоги его правления.
Основные направления политики кн. Владимира.
Задание: прочитайте п. 1 параграфа и составьте план «Начало правления князя Владимира».
Памятка по составлению плана:
Прочитайте текст. Разделите его на части так, чтобы в каждой из них была законченная мысль.
Озаглавьте каждую часть текста (это и будет название пунктов плана). Названия пунктов плана могут быть сформулированы:
- как вопросы;
- как повествовательные предложения;
- как ключевые фразы из текста, отражающие основную мысль части текста.
Проверьте, чтобы пункты плана не повторяли друг друга.
При составлении сложного плана некоторые пункты (или все) должны содержать подпункты.
Примерный план «Начало правления князя Владимира».
Борьба Владимира в междоусобной борьбе за власть.
Расширение границ Руси:
А) окончательное подчинение вятичей, радимичей, Полоцкого княжества;
Б) присоединение польских городов Червеня и Перемышля.
Международная деятельность:
А) торговый договор с Волжской Булгарией
Оборонительные сооружения на южных границах, защита от печенежских набегов.
Крещение Руси.
Проверка выполнения задания. Работа с картой.
Вывод: - Итак, какие задачи в начале своего правления поставил перед собой князь Владимир? (расширить и укрепить границы Древнерусского государства)
Но главным событием правления Владимира Святославовича стало Крещение Руси.
Беседа с учащимися:
- А теперь вспомним, какая вера была до крещения?
- Что такое язычество?
- В каких богов верили славяне?
- Как вели себя язычники?
- Подчинив своей власти восточнославянские племена, князь Владимир понял, что удерживать их, опираясь лишь на военную силу, нельзя. Нужна другая сила – духовная (единая религия).
Выбор веры.
- Назовите соседние государства Киевской Руси?
Слайд № 7
- Эти государства к концу 10 века уже исповедовали единобожие:
Волжская Булгария – ислам
Хазарский каганат – иудаизм
Польша – христианство (католичество)
Византия – христианство (православие)
- Таким образом, перед Владимиром встал вопрос: Какую религию выбрать?
Сообщение ученика (опережающее задание):
- К Владимиру сначала приехали послы из разных стран, предлагая принять их религию. Князь выслушал их, но с выбором не торопился. А старейшины так советовали князю: «Государь! Всякий человек хвалит веру свою. Ежели хочешь избрать лучшую, то пошли умных людей в разные земли, испытать, который народ достойнее поклоняется Божеству» («ПВЛ»). И Владимир отправил 10 послов. Вернувшись, они рассказали князю, где и что видели. Больше всего им понравилось в византийской (греческой) церкви: «Когда пришли мы в греческую церковь, - сказали послы, - то уже и не знали мы сами, где стоим: на земле или на небе, так нам было хорошо. Не можем мы забыть такой красоты и не хотим другой веры, кроме греческой». А старейшины так сказали князю: «Когда бы закон греческий не был лучше других, то бабка твоя, Ольга, мудрейшая всех людей, не вздумала бы принять его». И великий князь решился быть христианином.
- Но являлось ли только это причинами принятия христианства византийского образца?
4. Причины принятия христианства.
Работа в группах:
- Для ответа на этот вопрос поработайте с текстом учебника: пар. 6, пункт 2 «Причины принятия христианства на Руси».
Задание № 3. Прочитать пункт «Причины принятия христианства» и выпишите в тетрадь.
Слайд № 8
Причины принятия христианства
Русь поддерживала тесные торговые связи с Византией.
Многие на Руси уже были христианами (Ольга)
Необходимость сплотить все племена
Укрепить княжескую власть (в Византии церковь способствовала укреплению власти императора)
Укрепить международный авторитет
Проверка выполнения задания, корректировка.
5.Крещение Руси.
Слайд №9 Лебедев К. «Крещение киевлян»
- Итак, с выбором веры князь определился. Теперь предстояло провести крещение Руси.
Задание № 4:
- С этим вы познакомитесь в учебнике, прочитав пункт 3 «Крещение Руси».
Беседа:
- В каком городе крестился Владимир?
- Какой год считается годом крещения Руси?
- Скажите, пожалуйста, все ли жители с радостью приняли крещение?
- Где яростнее всего крещение вызвало сопротивление? (Новгород)
- Как вы думаете, почему люди сопротивлялись?
Слайд № 10 Штыров Е. С. «Попрание древнерусских богов» (в Новгороде)
Слово учителя: Да, действительно, процесс крещения Руси не везде шёл мирно и даже с оружием в руках. Люди не хотели расставаться со своими верованиями и не понимали новой религии. Поэтому многие продолжали исповедовать язычество ещё до 12 века. Но и по сей день сохранились языческие традиции и праздники.
- Как вы думаете, какие? (Масленица, Ивана Купала, Колядки)
Значение принятия христианства.
- Чему учит христианство?
- Предположите, как изменилась жизнь в Древнерусском государстве после принятия христианства?
- Как вы думаете, каковы последствия принятия Русью христианства?
- Сравните свои ответы с текстом учебника и документа и дополните.
Слайд №11
Задание № 5:
1 группа: работа с текстом учебника п. 4 «Значение принятия христианства»
- Каково значение принятия Русью христианства?
2 группа: работа с историческим источником – отрывок №1 из «Истории государства Российского»
«… Великий князь соорудил в Киеве деревянную церковь Св. Василия на том месте, где стоял Перун, и призвал из Константинополя искусных зодчих (архитекторов) для строения храма каменного во имя Богоматери.
… он старался просветить россиян. Чтобы утвердить веру на знании книг Божественных, ещё в IX веке, переведённых на славянский язык Кириллом и Мефодием и без сомнения уже давно известных киевским христианам. Великий князь завёл для детей училища.
…Владимир, к великому своему удовольствию, видел наконец совершение каменного храма в Киеве, посвященного Богоматери и художеством греков украшенного. Владимир отдал в новую церковь иконы, кресты и сосуды, взятые в Херсоне; велел служить в ней Херсонским Иереям (священникам); установил брать десятую часть из собственных доходов княжеских (на содержание церкви, поэтому церковь получила название Десятинная).
3 группа: работа с отрывком №2 из документа «история государства Российского»
- Как повлияло христианство на Владимира?
«Будучи другом усердных бояр и чиновников, он (Владимир) был истинным отцом бедных, которые всегда могли приходить на двор княжеский, утолять там свой голод и брать из казны деньги. Сего мало: больные, говорил Владимир, не в силах дойти до палат моих – и велел развозить по улицам хлебы, мясо, рыбу, овощи, мёд и квас в бочках.
Он щадил жизнь убийц и наказывал их только вирою (вира – штраф в Древней Руси).
Сей князь, названный церковью Равноапостольным, заслужил имя Великого… Владимир, приняв Веру Спасителя, освятился ею в сердце своём и стал иным человеком. Быв в язычестве мстительным свирепым, гнусным сластолюбцем, воином кровожадным и – что ужаснее – братоубийцею, Владимир, наставленный в человеколюбивых правилах Христианства, боялся уже проливать кровь самых злодеев и врагов отечества… но имя Великого принадлежит ему за дела государственные».
Ответы учеников.
Значение принятия христианства:
Объединение восточнославянских племен
Укрепление власти князя
Появление русской церкви
Развитие просвещения и культуры
Смягчение нравов
Закрепление изученного.
Слайд № 12.
Обсуждение проблемного вопроса: Почему князя Владимира назвали Великим, Красным Солнцем, Святым?
Контроль.
Кроссворд «Крещение Руси» (если есть время)
Игра "Веришь - не веришь"
- Я буду зачитывать вам утверждения, а вы должны ответить, согласны вы с ними или нет. Но отвечать будете не словами, а руками. Хлопок в ладоши – будет означать «да», если вы считаете, что утверждение неверное, то не хлопаете.
Отвечает каждая группа и получает жетон.
Русь крестил Владимир Красное Солнышко (да)
Христианство пришло из Византии (да)
До X века на Руси не строили храмы, потому что поклонялись идолам (да)
После принятия христианства Владимир стал жестоким и суровым человеком (нет)
После принятия христианства на Руси стала развиваться письменность (да)
Христианство разрешило человеческие жертвоприношения и ритуальные убийства (нет)
После принятия христианства укрепилось международное положение Руси (да)
Оценки за урок.
Рефлексия.
- Сегодня мы перелистнули ещё одну страницу истории нашей Родины.
- Что вы сегодня узнали на уроке?
- Что вам понравилось на уроке?
- Что вызвало трудности?
- Уходя с урока, каждый из вас выберите, пожалуйста, и оставьте на столах листочки того цвета, которому соответствует ваше настроение.
Домашнее задание:
Слайд № 13
Пар. 6, термины, даты
Р/Т №1, 3
* Подготовить сообщения о Ярославе Мудром, Борисе и Глебе.
Цвета (характеристика Макса Лютера) обозначают настроение ученика к концу урока:
1) Оранжевый – радостное, восторженное настроение;
2) Ярко-красный – нервозное, возбуждённое состояние, агрессия;
3) Синий – грустное настроение, пассивность, усталость, желание отдохнуть;
4) Зелёный – активность;
5) Жёлтый – радость. Но слишком большое внимание к этому цвету в рисунке говорит о возникающей пассивности ребёнка;
6) Фиолетовый – беспокойное, тревожное настроение, близкое к разочарованию;
7) Серый – говорит о том, что ребёнок не раскрывает своих возможностей, что-то его ограничивает, огорчает, останавливает;
8) Чёрный – уныние, отрицание, нежелание выполнять задание и осознание того, что его недооценивают или плохо к нему относятся;
9) Коричневый – пассивность, беспокойство и неуверенность.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.