Муниципальное общеобразовательное
учреждение
средняя общеобразовательная школа №
95
города Краснодара
Разработка урока литературы
Жизнь и творчество
Н.А.Некрасова
Учитель русского языка
и литературы Бардиж С.А. 2016 год
Тема: Жизнь и творчество Н.А.Некрасова
Цель: : знакомство с биографией поэта,
дать общее представление об основных вехах творчества,
раскрыть глубину поэтического мастерства, колорит эпохи и
ее влияние на человеческие судьбы.
Оборудование: мультимедийный урок "Жизнь и творчество
Н.А.Некрасова"
Ход урока.
1.Организационный момент.
Приветствие учащихся, визуальный контроль готовности к уроку.
2.Мотивационный момент.
Сообщение темы и цели урока. Слайд №2
3.Работа над темой урока.
А) Звучит эпиграф к уроку
Слайд №3
«То сердце не научиться любить, которое устало ненавидеть…»
Эту мысль Некрасов поразному повторяет в своих статьях и письмах. Любовь
ненависть владеет поэтом, потому что желать счастья родине –значит
ненавидеть все, что ее позорит. Истинный патриотизм не может мириться с
угнетением и рабской покорностью.
Б) Учитель.
Мечта о народной революции, стремление приблизить ее одушевляет все
творчество поэта. Он хочет, чтобы каждый мыслящий человек в России
понял :
Кто живет без печали и гнева,
Тот не любит отчизны своей…
Перед нами стихотворение Некрасова «Родина» (1846).
В нем отражены далекие воспоминания, тягостные впечатления юного сердца,
раненного в детстве и навсегда сохранившего боль первых ран"
Слайд №4 В) Учитель.
В конце 19 века Россия и впрямь переживала катастрофические перемены:
разрушалось веками складывающееся патриархальное общество, порождая новые
изменения, новые приоритеты и
стимулы существования. Необходимо было откликнуться на призывный зов
времени, рассказать правду о нём. Но сначала эту правду надо было открыть в
себе, понять самому всю неотвратимость происходящего. Это было непросто.
Именно поэтому такой разноликой, порой противоречивой была общая картина
русской культуры и , в частности, русской поэзии.
*выступления учащихся слайды 5,6,7
*комментарий учителя слайды 8
*выступления учащихся слайд 9,10,11,12,13,14,15,16
Г) Рассказ учителя
Расцвет творчества Некрасова слайд 17
Наивысший расцвет творчества Некрасова начался в середине 1850х годов. В
1855 он закончил поэму «Саша», написал стихотворения «Забытая деревня»,
«Школьник», «Несчастные», «Поэт и гражданин». Сборник «Стихотворения»
(многие из стихов, вошедших в сборник, были посвящены А. Я. Панаевой),
увидевший свет в 1856, был встречен с необыкновенным восторгом.
Положительно откликнулись даже те, кто не вполне разделял идеологические
воззрения поэта .
Отзывы о творчестве поэта. слайд №18
Тургенев написал: «А Некрасова стихотворения, собранные в один фокус,—
жгутся».
А вот слова Достоевского: «... Я перечел чуть не две трети всего, что написал
Некрасов, и буквально в первый раз дал себе отчет: как много Некрасов, как
поэт, во все эти тридцать лет занимал места в моей жизни!».
Стихотворения
В стихотворении «Поэт и гражданин» впервые поэт поднял вопрос о
соотношении чистого искусства и гражданской поэзии.
Народная тема, которая всегда была в центре творчества Некрасова,
приобрела особое звучание в стихотворениях «В дороге» и «Железная дорога»,
«Несжатая полоса», «Крестьянские дети», «Орина, мать солдатская».
слайд№19
О поэмах.
Народ, по мысли Некрасова, мог стать той силой, которая была способна на
обновление русской жизни, на масштабные исторические действия. В поэмах
«Коробейники» (1861) и «Мороз Красный нос» (1864) Некрасов стремился
наиболее полно отразить все стороны народной жизни, передать «многоголосицу» народной стихии. Он активно использует фольклорноэпические формы, вводит в
поэму большой пласт разговорной и просторечной лексики. слайд №20
Мотивы поэзии Некрасова.
Центральное место в поэтическом мире Некрасова принадлежит образам,
переживаниям, раздумьям, связанным с печалью поэта о народной судьбе, с
его любовью к родной стороне. Эта особенность поэзии Некрасова
определилась благодаря удивительной черте характера поэта – его умению
относиться к людским страданиям, как к своим собственным, болеть за
другого человека, если он несчастен. Восприимчивости к чужому горю
сопутствовало у поэта чувство вины, ответственности за те беды, на которые
был обречен народ. Поэт был беспощаден к себе, к своим, может быть, мнимым
слабостям. Борение против зла силой поэтического слова казалась Некрасову
малым по сравнению с революционной борьбой. Поэтому высшую дань
уважения отдавал поэт людям, посвятившим жизнь такой борьбе. слайд №21
Поэма
«Русские женщины»
С конца 1860х гг. Некрасов выступал, в первую очередь, как сатирик: цикл
стихов «О погоде», «Песни о свободном слове», поэтические сатиры «Балет» и
«Недавнее время». Начало 1870х гг поэта отмечено усилением значения
гражданской тематики (поэма «Русские женщины», посвященная судьбе
декабристов их женам и обращением к традиционным образцам русской
поэзии.
слайды №2223
«Кому на Руси жить хорошо?»
Еще в 1860е гг. у Некрасова родился замысел создания «народной книги», в
1866 поэт начал работу над эпической поэмой «Кому на Руси жить хорошо»
(18661876).
Поэма состоит из отдельных, относительно автономных частей и глав,
связанных между собой единой темой дороги: семь мужиковправдоискателей
странствуют по Руси, пытаясь найти ответ на вопрос, кому на Руси жить
хорошо?
В «Прологе» намечена четкая схема путешествия — встречи с попом,
помещиком, купцом, министром и царем. Однако Некрасов не всегда
придерживался этой схемы, его основной задачей было наиболее полное и
объемное воссоздание картины русской жизни, выявление всего разнообразия
народных характеров, особенностей мышления, мировосприятия русского
народа.
слайд №2425
Последние дни жизни.
Итак, в начале 1875 Некрасов тяжело заболел, ни знаменитый хирург, ни
операция не могли приостановить стремительно развивавшегося рака. В это
время он начал работу над циклом «Последние песни» (1877), своеобразным
поэтическим завещанием, посвященным Фекле Анисимовне Викторовой (в творчестве Некрасова Зинаида), последней любви поэта. Некрасов скончался в
возрасте 56 лет. слайд №26
Послесловие
Все, чем жил поэт, о чем думал на пороге смерти, с потрясающей силой звучит
в его «Последних песнях»:
Сейте разумное, доброе,вечное,
Сейте! Спасибо вам скажет сердечное
Русский народ…
слайды №2729
Ф . Достоевский позднее написал о Некрасове :
«Это было раненное в самом начале жизни сердце ; и этато никогда не зажившая
рана его и была началом и источником всей страстной страдальческой поэзии его на
всю потом жизнь».
слайд №30
безбрежное море поэзии Н.Некрасова, нельзя не восхищаться ее поразительным
4.Итог урока.
Заключительное слово.
Мысленно охватывая
многообразием и богатством. Напевность, монументальность, гражданственность, экспериментаторство это все
сделало неповторимой его поэзию, сокровищницей духовной культуры. При всей глубокой индивидуальности
творческого почерка этого поэта всю лирику объединяет желание видеть мир нравственно чистым, возвышенным.
Гуманные идеалы, воплощенные в его произведениях, будут всегда находить отклик в сердцах читателей.
5. Домашнее задание.
Подготовить монологический ответ о жизни и творчестве
Некрасова;
прочитать материал учебника об основных темах и идеях
лирики поэта,
выучить наизусть одно из стихотворений
поэта. слайд №31
Разработка урока литературы Жизнь и творчество Н.А.Некрасова
Разработка урока литературы Жизнь и творчество Н.А.Некрасова
Разработка урока литературы Жизнь и творчество Н.А.Некрасова
Разработка урока литературы Жизнь и творчество Н.А.Некрасова
Разработка урока литературы Жизнь и творчество Н.А.Некрасова
Разработка урока литературы Жизнь и творчество Н.А.Некрасова
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.