Разработка урока литературы Жизнь и творчество Н.А.Некрасова
Оценка 4.9 (более 1000 оценок)

Разработка урока литературы Жизнь и творчество Н.А.Некрасова

Оценка 4.9 (более 1000 оценок)
Презентации учебные
pptx
русская литература
10 кл
10.01.2017

150.000₽ призовой фонд • 11 почетных документов • Свидетельство публикации в СМИ

Опубликовать материал

НЕКРАСОВ.pptx
Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 95 города Краснодара Подготовила  учитель  русского   языка  и  литературы Бардиж Свентлана Анатольевна
Жизнь и творчество Н.А.Некрасова Цель:    знакомство с  биографией поэта, дать общее  представление  об  основных  вехах творчества,   раскрыть глубину поэтического  мастерства, колорит эпохи и ее  влияние на человеческие  судьбы. «
«То сердце не научиться  любить, которое устало  ненавидеть…» Эту мысль Некрасов по­разному повторяет в  своих статьях и письмах. Любовь­ненависть  владеет поэтом, потому что желать счастья  родине –значит ненавидеть все, что ее  позорит. Истинный патриотизм не может  мириться с угнетением и рабской  покорностью. «
Мечта о народной революции, стремление  приблизить ее одушевляет все творчество  поэта. Он хочет, чтобы каждый мыслящий  человек в России понял : Кто живет без печали и гнева, Тот не любит отчизны своей… Перед нами стихотворение Некрасова  «Родина» (1846). В нем отражены далекие воспоминания,  тягостные впечатления юного сердца,  раненного в детстве и навсегда  сохранившего боль первых ран.
ДЕТСТВО О семье и жизни в Грешневе известно  довольно мало, частью из­за  противоречивости свидетельств, частью  благодаря стараниям самого поэта, всю  жизнь создававшего миф о своей  биографии. В своих автобиографических  записках Некрасов все время говорит о  жестокости и деспотизме полуграмотного  отца, о покорности и забитости матери,  придавая своей биографии трагический  оттенок . ­ "
Обстановка помещичьей усадьбы, где вырос Некрасов, не развратила,  а закалила душу будущего поэта, наполнила его отвращением к миру  рабства и насилия.  Окна грешневской усадьбы выходили на знаменитую  Владимирку, которую народ назвал «проторенной  цепями»: по ней гнали колодников в Сибирь, на  каторгу. Виденные картины воплотились в одном из  стихотворений «Перед дождем»:  Над проезжей таратайкой  Спущен верх, перед закрыт;  И «пошел!» – привстав с нагайкой,  Ямщику жандарм кричит…
В Петербурге В 1832 Некрасов поступил в ярославскую  гимназию, где окончил 5 классов. По  настоянию отца, желавшего для сына  военной карьеры, отправился в 1838 в  Петербург поступать на военную службу,  однако на службу не пошел, а вместо этого  начал активную подготовку к сдаче  вступительных экзаменов в университет.  Экзамены Некрасов провалил и записался  вольнослушателем на филологический  факультет. Отец, разгневанный поступком  сына, оставил его без материальной  поддержки.
«Восемь лет я  боролся с нищетою,  видел лицом к лицу  голодную смерть… Уму непостижимо,  сколько я работал!»­  вспоминал поэт. Вполне понятно, почему в стихах часто встречается образ  Петербурга – города страшных социальных контрастов: Город пышный ,город бедный, Дух неволи, стройный вид. Свод небес зелено­бледный, Скука, голод и гранит.
Начало творческого пути. Некрасов столкнулся с острой нуждой,  зарабатывал репетиторством, переписывал  письма для неграмотных отправителей,  писал рецензии на спектакли и книги,  стихотворные пародии, заметки,  публиковавшиеся в «Литературном  прибавлении к Русскому инвалиду » и в  «Литературной газете », фельетоны и  водевили, которые с успехом шли в  Петербургском Александринском театре.
В начале 1840­х гг.  На поэта приговор  Белинского подействовал  намного сильнее похвал  его сторонников, и в  продолжение нескольких  лет Некрасов писал только  юмористические стихи и  активно занимался  публицистикой . В начале 1840­х гг.  сотрудничал с  «Литературной  газетой» и  «Отечественными  записками ».Его  критические статьи и  рецензии пользовались  большой  популярностью. Там  познакомился и близко  сошелся с Белинским,  оказавшим на  Некрасова большое  влияние
Белинский же привел начинающего  литератора в дом публициста И. И. Панаева,  где Некрасов познакомился с супругой  Панаева Авдотьей Яковлевной, женщиной  незаурядной и талантливой, позднее ставшей  его гражданской женой. Их отношения  продолжались более 15 лет .
Работа в  «Современнике» В период 1843­1846 г.г. Некрасов издал несколько  сборников «Статейки в стихах без картинок»,  «Физиология Петербурга », «1 апреля»,  «Петербургский сборник » . В 1847 вместе с Панаевым приобрел журнал  «Современник », собравший вокруг себя лучших  писателей того времени: И. С. Тургенев опубликовал  здесь «Записки охотника», И. А. Гончаров — роман  «Обыкновенная история», В. Г. Белинский — поздние  критические статьи, А. И. Герцен — повести «Сорока­ воровка» и «Доктор Крупов». Здесь же стали  регулярно появляться стихи самого Некрасова.  Влияние «Современника» росло с каждым годом, на  страницах «Современника» увидели свет первые  произведения Л. Н. Толстого: «Детство»,  «Отрочество», «Юность» и «Севастопольские  рассказы».
Работа в «Отечественных  записках»  В 1868 Некрасов  начал арендовать  «Отечествен ные  записки» и до  самой смерти  занимал должность  редактора этого  журнала совместно с  М. Е.  Салтыковы м. «Отечественные  записки» завоевали  не меньшую  популярность, чем  «Современник».
Обложка  журнала                                      В 1843 году поэт знакомится с Виссарионом Белинским , который становится его духовным учителем . В 1846 году Николай Некрасов с И Панаевым берет в аренду журнал «Современник» , в котором постепенно сосредоточились все лучшие силы тогдашней литературы . В 1862 году Некрасов становится редактором журнала «Отечественные записки» . В нем Некрасов печатает лучшие свои стихи и поэмы , в том числе «Коробейники» , «Мороз , Красный нос» , «Русские женщины» , частично «Кому на Руси жить хорошо» . Страница из журнала  «Отечественные записки»
 В 1854 по приглашению Некрасова  постоянным сотрудником  «Современника» стал Н. Г.  Чернышевский, а затем —  литературный критик Н. А.  Добролюбов. Но в 1862 после  очередного цензурного ужесточения  распоряжением правительства  выпуск «Современника» был  приостановлен на восемь месяцев, а  спустя еще четыре года вышло  распоряжение о его запрете.   В 1862, после того, как лидеры  революционной демократии были  арестованы, Некрасов побывал в  родных местах, Грешневе и  Абакумцеве («Рыцарь на час»), тогда  же он приобрел усадьбу Карабиха,  недалеко от Ярославля, куда  приезжал каждое лето, проводя  время на охоте и в общении с  друзьями из народа.
Расцвет творчества Некрасова Наивысший расцвет творчества Некрасова  начался в середине 1850­х годов. В 1855 он  закончил поэму «Саша», написал  стихотворения «Забытая деревня»,  «Школьник», «Несчастные», «Поэт и  гражданин». Сборник «Стихотворения»  (многие из стихов, вошедших в сборник,  были посвящены А. Я. Панаевой),  увидевший свет в 1856, был встречен с  необыкновенным восторгом. Положительно  откликнулись даже те, кто не вполне  разделял идеологические воззрения поэта .
Отзывы о творчестве поэта. Тургенев написал: «А Некрасова стихотворения, собранные в один фокус, — жгутся».  А вот слова Достоевского: «... Я перечел чуть не две трети всего, что написал Некрасов, и буквально в первый раз дал себе отчет: как много Некрасов, как поэт, во все эти тридцать лет
Стихотворения  В стихотворении  «Поэт и гражданин»  впервые поэт поднял  вопрос о  соотношении чистого  искусства и  гражданской поэзии.   Народная тема,  которая всегда была  в центре творчества  Некрасова,  приобрела особое  звучание в  стихотворениях «В  дороге» и «Железная  дорога», «Несжатая  полоса»,  «Крестьянские дети»,  «Орина, мать  солдатская».  Неврев  «Торг».  Перов  «Проводы  покойника»  Венецианов  «На жатве.  Лето».
О поэмах.  Народ, по мысли Некрасова,  мог стать той силой, которая  была способна на обновление  русской жизни, на  масштабные исторические  действия. В поэмах  «Коробейники» (1861) и  «Мороз Красный нос» (1864)  Некрасов стремился наиболее  полно отразить все стороны  народной жизни, передать  «многоголосицу» народной  стихии. Он активно  использует фольклорно­ эпические формы, вводит в  поэму большой пласт  разговорной и просторечной  лексики – Поэма Н.А. Некрасова  «Мороз, Красный нос»  посвящена сестре  поэта Анне  Алексеевне Буткевич
Мотивы поэзии Некрасова.  Центральное место в поэтическом мире Некрасова  принадлежит образам, переживаниям, раздумьям,  связанным с печалью поэта о народной судьбе, с его  любовью к родной стороне. Эта особенность поэзии  Некрасова определилась благодаря удивительной  черте характера поэта – его умению относиться к  людским страданиям, как к своим собственным,  болеть за другого человека, если он несчастен.  Восприимчивости к чужому горю сопутствовало у  поэта чувство вины, ответственности за те беды, на  которые был обречен народ. Поэт был беспощаден к  себе, к своим, может быть, мнимым слабостям.  Борение против зла силой поэтического слова  казалась Некрасову малым по сравнению с  революционной борьбой. Поэтому высшую дань  уважения отдавал поэт людям, посвятившим жизнь  такой борьбе.
М. Н. Волконская,  А. Г. Муравьева  Е. И. Трубецкая,  Поэма  «Русские женщины»  С конца 1860­х гг. Некрасов  выступал, в первую  очередь, как сатирик: цикл  стихов «О погоде», «Песни  о свободном слове»,  поэтические сатиры  «Балет» и «Недавнее  время». Начало 1870­х гг  поэта отмечено усилением  значения гражданской  тематики (поэма «Русские  женщины», посвященная  судьбе декабристов их  женам и обращением к  традиционным образцам  русской поэзии.
Мария  Николаевна  Волконская  Одноа из первых жен  декабристов, разделивших  участь своих мужей —  ссылку в Сибирь. А. С.  Пушкин, знавший Марию  Николаевну еще в юности,  посвятил ей несколько  строк в первой главе  «Евгения Онегина»: «Я  помню море пред грозою:  Как я завидовал волнам,  Бегущим бурной чередою  С любовью лечь к ее  ногам! Как я желал тогда с  волнами Коснуться милых  ног устами! Нет, никогда  порыв страстей Так не  терзал души моей!».
«Кому на Руси жить хорошо?» Еще в 1860­е гг. у Некрасова родился  замысел создания «народной книги», в 1866  поэт начал работу над эпической поэмой  «Кому на Руси жить хорошо» (1866­1876).   Поэма состоит из отдельных, относительно  автономных частей и глав, связанных между собой  единой темой дороги: семь мужиков­ правдоискателей странствуют по Руси, пытаясь найти  ответ на вопрос, кому на Руси жить хорошо?   В «Прологе» намечена четкая схема путешествия —  встречи с попом, помещиком, купцом, министром и  царем. Однако Некрасов не всегда придерживался  этой схемы, его основной задачей было наиболее  полное и объемное воссоздание картины русской  жизни, выявление всего разнообразия народных  характеров, особенностей мышления,  мировосприятия русского народа.
Начало работы Н.А.  Некрасова над поэмой  «Кому на Руси жить  хорошо?» относят к 1865  году, и эта работа  продолжалась до 1877 года.  Однако есть свидетельства  о том, что работу над ней  Некрасов начал уже в 1860  году. Поэма осталась  незаконченной, поэтому  нумерация ее частей  принята такой, какую дал  сам поэт в процессе работы  над ней: 1. Пролог и первая  часть. 2. Крестьянка. 3.  Последыш. 4. Пир — на весь  мир.
Последние дни жизни.  В начале 1875 Некрасов  тяжело заболел, ни  знаменитый хирург, ни  операция не могли  приостановить  стремительно  развивавшегося рака. В  это время он начал  работу над циклом  «Последние песни»  (1877), своеобразным  поэтическим  завещанием,  посвященным Фекле  Анисимовне Викторовой  (в творчестве Некрасова  Зинаида), последней  любви поэта. Некрасов  скончался в возрасте 56  лет.
послесловие
«Последние песни»  Все, чем жил поэт, о  чем думал на пороге  смерти, с потрясающей  силой звучит в его  «Последних песнях»: Сейте разумное,  доброе,вечное, Сейте! Спасибо вам  скажет сердечное Русский народ…
•      Именем Некрасова названы улицы: в Петербурге в 1918, в Рыбацком, Парголово. Его имя присвоено библиотеке №9 Смольнинского района и Педагогическому училищу №1. В 1971 году на углу улицы Некрасова и Греческого проспекта открыт памятник Некрасову.
написал о Некрасове : «Это было раненное в самом начале жизни сердце ; и эта-то никогда не зажившая рана его и была началом и источником всей страстной страдальческой поэзии его на всю потом жизнь».
Итог урока безбрежное море поэзии   Мысленно     охватывая Н.Некрасова, нельзя  не  восхищаться  ее поразительным  многообразием и богатством. Напевность,  монументальность, гражданственность,   экспериментаторство  ­ это все сделало неповторимой его  поэзию, сокровищницей духовной культуры. При всей  глубокой  индивидуальности  творческого почерка этого  поэта всю лирику объединяет желание видеть мир  нравственно чистым, возвышенным.  Гуманные идеалы, воплощенные  в  его произведениях,  будут всегда находить отклик в сердцах читателей.   Подготовить монологический ответ о жизни и творчестве Домашнее задание: прочитать материал учебника об основных темах и идеях выучить наизусть одно из стихотворений Некрасова; лирики поэта, поэта
скачать по прямой ссылке