Разработка урока литературы Жизнь и творчество Н.А.Некрасова
Муниципальное
общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная
школа № 95
города Краснодара
Подготовила учитель русского
языка и литературы
Бардиж Свентлана Анатольевна
Разработка урока литературы Жизнь и творчество Н.А.Некрасова
Жизнь и
творчество
Н.А.Некрасова
Цель: знакомство с
биографией поэта,
дать общее представление об
основных вехах творчества,
раскрыть глубину поэтического
мастерства, колорит эпохи и ее
влияние на человеческие
судьбы.
«
Разработка урока литературы Жизнь и творчество Н.А.Некрасова
«То сердце не научиться
любить, которое устало
ненавидеть…»
Эту мысль Некрасов поразному повторяет в
своих статьях и письмах. Любовьненависть
владеет поэтом, потому что желать счастья
родине –значит ненавидеть все, что ее
позорит. Истинный патриотизм не может
мириться с угнетением и рабской
покорностью.
«
Разработка урока литературы Жизнь и творчество Н.А.Некрасова
Мечта о народной революции, стремление
приблизить ее одушевляет все творчество
поэта. Он хочет, чтобы каждый мыслящий
человек в России понял :
Кто живет без печали и гнева,
Тот не любит отчизны своей…
Перед нами стихотворение Некрасова
«Родина» (1846).
В нем отражены далекие воспоминания,
тягостные впечатления юного сердца,
раненного в детстве и навсегда
сохранившего боль первых ран.
Разработка урока литературы Жизнь и творчество Н.А.Некрасова
ДЕТСТВО
О семье и жизни в Грешневе известно
довольно мало, частью изза
противоречивости свидетельств, частью
благодаря стараниям самого поэта, всю
жизнь создававшего миф о своей
биографии. В своих автобиографических
записках Некрасов все время говорит о
жестокости и деспотизме полуграмотного
отца, о покорности и забитости матери,
придавая своей биографии трагический
оттенок .
"
Разработка урока литературы Жизнь и творчество Н.А.Некрасова
Обстановка помещичьей усадьбы, где вырос Некрасов, не развратила,
а закалила душу будущего поэта, наполнила его отвращением к миру
рабства и насилия.
Окна грешневской усадьбы выходили на знаменитую
Владимирку, которую народ назвал «проторенной
цепями»: по ней гнали колодников в Сибирь, на
каторгу. Виденные картины воплотились в одном из
стихотворений «Перед дождем»:
Над проезжей таратайкой
Спущен верх, перед закрыт;
И «пошел!» – привстав с нагайкой,
Ямщику жандарм кричит…
Разработка урока литературы Жизнь и творчество Н.А.Некрасова
В Петербурге
В 1832 Некрасов поступил в ярославскую
гимназию, где окончил 5 классов. По
настоянию отца, желавшего для сына
военной карьеры, отправился в 1838 в
Петербург поступать на военную службу,
однако на службу не пошел, а вместо этого
начал активную подготовку к сдаче
вступительных экзаменов в университет.
Экзамены Некрасов провалил и записался
вольнослушателем на филологический
факультет. Отец, разгневанный поступком
сына, оставил его без материальной
поддержки.
Разработка урока литературы Жизнь и творчество Н.А.Некрасова
«Восемь лет я
боролся с нищетою,
видел лицом к лицу
голодную смерть…
Уму непостижимо,
сколько я работал!»
вспоминал поэт.
Вполне понятно, почему в стихах часто встречается образ
Петербурга – города страшных социальных контрастов:
Город пышный ,город бедный,
Дух неволи, стройный вид.
Свод небес зеленобледный,
Скука, голод и гранит.
Разработка урока литературы Жизнь и творчество Н.А.Некрасова
Начало творческого пути.
Некрасов столкнулся с острой нуждой,
зарабатывал репетиторством, переписывал
письма для неграмотных отправителей,
писал рецензии на спектакли и книги,
стихотворные пародии, заметки,
публиковавшиеся в «Литературном
прибавлении к Русскому инвалиду » и в
«Литературной газете », фельетоны и
водевили, которые с успехом шли в
Петербургском Александринском театре.
Разработка урока литературы Жизнь и творчество Н.А.Некрасова
Разработка урока литературы Жизнь и творчество Н.А.Некрасова
В начале 1840х гг.
На поэта приговор
Белинского подействовал
намного сильнее похвал
его сторонников, и в
продолжение нескольких
лет Некрасов писал только
юмористические стихи и
активно занимался
публицистикой .
В начале 1840х гг.
сотрудничал с
«Литературной
газетой» и
«Отечественными
записками ».Его
критические статьи и
рецензии пользовались
большой
популярностью. Там
познакомился и близко
сошелся с Белинским,
оказавшим на
Некрасова большое
влияние
Разработка урока литературы Жизнь и творчество Н.А.Некрасова
Белинский же привел начинающего
литератора в дом публициста И. И. Панаева,
где Некрасов познакомился с супругой
Панаева Авдотьей Яковлевной, женщиной
незаурядной и талантливой, позднее ставшей
его гражданской женой. Их отношения
продолжались более 15 лет .
Разработка урока литературы Жизнь и творчество Н.А.Некрасова
Работа в
«Современнике»
В период 18431846 г.г. Некрасов издал несколько
сборников «Статейки в стихах без картинок»,
«Физиология Петербурга », «1 апреля»,
«Петербургский сборник »
.
В 1847 вместе с Панаевым приобрел журнал
«Современник », собравший вокруг себя лучших
писателей того времени: И. С. Тургенев опубликовал
здесь «Записки охотника», И. А. Гончаров — роман
«Обыкновенная история», В. Г. Белинский — поздние
критические статьи, А. И. Герцен — повести «Сорока
воровка» и «Доктор Крупов». Здесь же стали
регулярно появляться стихи самого Некрасова.
Влияние «Современника» росло с каждым годом, на
страницах «Современника» увидели свет первые
произведения Л. Н. Толстого: «Детство»,
«Отрочество», «Юность» и «Севастопольские
рассказы».
Разработка урока литературы Жизнь и творчество Н.А.Некрасова
Работа в «Отечественных
записках»
В 1868 Некрасов
начал арендовать
«Отечествен
ные
записки» и до
самой смерти
занимал должность
редактора этого
журнала совместно с
М. Е.
Салтыковы
м. «Отечественные
записки» завоевали
не меньшую
популярность, чем
«Современник».
Разработка урока литературы Жизнь и творчество Н.А.Некрасова
Обложка
журнала
В 1843 году поэт
знакомится с Виссарионом
Белинским , который
становится его духовным
учителем . В 1846 году
Николай Некрасов с И
Панаевым берет в аренду
журнал «Современник» , в
котором постепенно
сосредоточились все
лучшие силы тогдашней
литературы . В 1862 году
Некрасов становится
редактором журнала
«Отечественные
записки» . В нем Некрасов
печатает лучшие свои
стихи и поэмы , в том
числе «Коробейники» ,
«Мороз , Красный нос» ,
«Русские женщины» ,
частично «Кому на Руси
жить хорошо» .
Страница из журнала
«Отечественные записки»
Разработка урока литературы Жизнь и творчество Н.А.Некрасова
В 1854 по приглашению Некрасова
постоянным сотрудником
«Современника» стал Н. Г.
Чернышевский, а затем —
литературный критик Н. А.
Добролюбов. Но в 1862 после
очередного цензурного ужесточения
распоряжением правительства
выпуск «Современника» был
приостановлен на восемь месяцев, а
спустя еще четыре года вышло
распоряжение о его запрете.
В 1862, после того, как лидеры
революционной демократии были
арестованы, Некрасов побывал в
родных местах, Грешневе и
Абакумцеве («Рыцарь на час»), тогда
же он приобрел усадьбу Карабиха,
недалеко от Ярославля, куда
приезжал каждое лето, проводя
время на охоте и в общении с
друзьями из народа.
Разработка урока литературы Жизнь и творчество Н.А.Некрасова
Расцвет творчества
Некрасова
Наивысший расцвет творчества Некрасова
начался в середине 1850х годов. В 1855 он
закончил поэму «Саша», написал
стихотворения «Забытая деревня»,
«Школьник», «Несчастные», «Поэт и
гражданин». Сборник «Стихотворения»
(многие из стихов, вошедших в сборник,
были посвящены А. Я. Панаевой),
увидевший свет в 1856, был встречен с
необыкновенным восторгом. Положительно
откликнулись даже те, кто не вполне
разделял идеологические воззрения поэта .
Разработка урока литературы Жизнь и творчество Н.А.Некрасова
Отзывы о творчестве поэта.
Тургенев написал: «А
Некрасова
стихотворения,
собранные в один фокус,
— жгутся».
А вот слова Достоевского: «... Я
перечел чуть не две
трети всего, что написал
Некрасов, и буквально в
первый раз дал себе
отчет: как много
Некрасов, как поэт, во
все эти тридцать лет
Разработка урока литературы Жизнь и творчество Н.А.Некрасова
Стихотворения
В стихотворении
«Поэт и гражданин»
впервые поэт поднял
вопрос о
соотношении чистого
искусства и
гражданской поэзии.
Народная тема,
которая всегда была
в центре творчества
Некрасова,
приобрела особое
звучание в
стихотворениях «В
дороге» и «Железная
дорога», «Несжатая
полоса»,
«Крестьянские дети»,
«Орина, мать
солдатская».
Неврев
«Торг».
Перов
«Проводы
покойника»
Венецианов
«На жатве.
Лето».
Разработка урока литературы Жизнь и творчество Н.А.Некрасова
О поэмах.
Народ, по мысли Некрасова,
мог стать той силой, которая
была способна на обновление
русской жизни, на
масштабные исторические
действия. В поэмах
«Коробейники» (1861) и
«Мороз Красный нос» (1864)
Некрасов стремился наиболее
полно отразить все стороны
народной жизни, передать
«многоголосицу» народной
стихии. Он активно
использует фольклорно
эпические формы, вводит в
поэму большой пласт
разговорной и просторечной
лексики
– Поэма Н.А. Некрасова
«Мороз, Красный нос»
посвящена сестре
поэта Анне
Алексеевне Буткевич
Разработка урока литературы Жизнь и творчество Н.А.Некрасова
Мотивы поэзии Некрасова.
Центральное место в поэтическом мире Некрасова
принадлежит образам, переживаниям, раздумьям,
связанным с печалью поэта о народной судьбе, с его
любовью к родной стороне. Эта особенность поэзии
Некрасова определилась благодаря удивительной
черте характера поэта – его умению относиться к
людским страданиям, как к своим собственным,
болеть за другого человека, если он несчастен.
Восприимчивости к чужому горю сопутствовало у
поэта чувство вины, ответственности за те беды, на
которые был обречен народ. Поэт был беспощаден к
себе, к своим, может быть, мнимым слабостям.
Борение против зла силой поэтического слова
казалась Некрасову малым по сравнению с
революционной борьбой. Поэтому высшую дань
уважения отдавал поэт людям, посвятившим жизнь
такой борьбе.
Разработка урока литературы Жизнь и творчество Н.А.Некрасова
М. Н. Волконская,
А. Г. Муравьева
Е. И. Трубецкая,
Поэма
«Русские женщины»
С конца 1860х гг. Некрасов
выступал, в первую
очередь, как сатирик: цикл
стихов «О погоде», «Песни
о свободном слове»,
поэтические сатиры
«Балет» и «Недавнее
время». Начало 1870х гг
поэта отмечено усилением
значения гражданской
тематики (поэма «Русские
женщины», посвященная
судьбе декабристов их
женам и обращением к
традиционным образцам
русской поэзии.
Разработка урока литературы Жизнь и творчество Н.А.Некрасова
Мария
Николаевна
Волконская
Одноа из первых жен
декабристов, разделивших
участь своих мужей —
ссылку в Сибирь. А. С.
Пушкин, знавший Марию
Николаевну еще в юности,
посвятил ей несколько
строк в первой главе
«Евгения Онегина»: «Я
помню море пред грозою:
Как я завидовал волнам,
Бегущим бурной чередою
С любовью лечь к ее
ногам! Как я желал тогда с
волнами Коснуться милых
ног устами! Нет, никогда
порыв страстей Так не
терзал души моей!».
Разработка урока литературы Жизнь и творчество Н.А.Некрасова
«Кому на Руси жить хорошо?»
Еще в 1860е гг. у Некрасова родился
замысел создания «народной книги», в 1866
поэт начал работу над эпической поэмой
«Кому на Руси жить хорошо» (18661876).
Поэма состоит из отдельных, относительно
автономных частей и глав, связанных между собой
единой темой дороги: семь мужиков
правдоискателей странствуют по Руси, пытаясь найти
ответ на вопрос, кому на Руси жить хорошо?
В «Прологе» намечена четкая схема путешествия —
встречи с попом, помещиком, купцом, министром и
царем. Однако Некрасов не всегда придерживался
этой схемы, его основной задачей было наиболее
полное и объемное воссоздание картины русской
жизни, выявление всего разнообразия народных
характеров, особенностей мышления,
мировосприятия русского народа.
Разработка урока литературы Жизнь и творчество Н.А.Некрасова
Начало работы Н.А.
Некрасова над поэмой
«Кому на Руси жить
хорошо?» относят к 1865
году, и эта работа
продолжалась до 1877 года.
Однако есть свидетельства
о том, что работу над ней
Некрасов начал уже в 1860
году. Поэма осталась
незаконченной, поэтому
нумерация ее частей
принята такой, какую дал
сам поэт в процессе работы
над ней: 1. Пролог и первая
часть. 2. Крестьянка. 3.
Последыш. 4. Пир — на весь
мир.
Разработка урока литературы Жизнь и творчество Н.А.Некрасова
Последние дни жизни.
В начале 1875 Некрасов
тяжело заболел, ни
знаменитый хирург, ни
операция не могли
приостановить
стремительно
развивавшегося рака. В
это время он начал
работу над циклом
«Последние песни»
(1877), своеобразным
поэтическим
завещанием,
посвященным Фекле
Анисимовне Викторовой
(в творчестве Некрасова
Зинаида), последней
любви поэта. Некрасов
скончался в возрасте 56
лет.
Разработка урока литературы Жизнь и творчество Н.А.Некрасова
послесловие
Разработка урока литературы Жизнь и творчество Н.А.Некрасова
«Последние песни»
Все, чем жил поэт, о
чем думал на пороге
смерти, с потрясающей
силой звучит в его
«Последних песнях»:
Сейте разумное,
доброе,вечное,
Сейте! Спасибо вам
скажет сердечное
Русский народ…
Разработка урока литературы Жизнь и творчество Н.А.Некрасова
•
Именем Некрасова
названы улицы: в
Петербурге в 1918,
в Рыбацком,
Парголово. Его
имя присвоено
библиотеке №9
Смольнинского
района и
Педагогическому
училищу №1. В
1971 году на углу
улицы Некрасова и
Греческого
проспекта открыт
памятник
Некрасову.
Разработка урока литературы Жизнь и творчество Н.А.Некрасова
написал о Некрасове :
«Это было раненное в
самом начале жизни
сердце ; и эта-то
никогда не зажившая
рана его и была
началом и источником
всей страстной
страдальческой поэзии
его на всю потом
жизнь».
Разработка урока литературы Жизнь и творчество Н.А.Некрасова
Итог урока
безбрежное море поэзии
Мысленно охватывая
Н.Некрасова, нельзя не восхищаться ее поразительным
многообразием и богатством. Напевность,
монументальность, гражданственность,
экспериментаторство это все сделало неповторимой его
поэзию, сокровищницей духовной культуры. При всей
глубокой индивидуальности творческого почерка этого
поэта всю лирику объединяет желание видеть мир
нравственно чистым, возвышенным.
Гуманные идеалы, воплощенные в его произведениях,
будут всегда находить отклик в сердцах читателей.
Подготовить монологический ответ о жизни и творчестве
Домашнее задание:
прочитать материал учебника об основных темах и идеях
выучить наизусть одно из стихотворений
Некрасова;
лирики поэта,
поэта
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.