Разработка урока по биологии "Удивительный мир бабочек"
Оценка 4.6

Разработка урока по биологии "Удивительный мир бабочек"

Оценка 4.6
Занимательные материалы
docx
биология
7 кл
31.03.2017
Разработка урока по биологии "Удивительный мир бабочек"
Воспитание у детей бережного отношения к природе - одна из важнейших задач учителя биологии. Природа в школьной программе представлена в виде строения скелетов, чучел, изучение цветов по гербариям. Но если учить детей только этому, выпускник школы будет плохо воспитанным человеком. Поэтому основная задача учителя биологии научить беречь и любить природу. Проявлению у учащихся интереса к живой природе и бережному отношению к ней способствуют нетрадиционные уроки. При переходе из 6 класса в 7 все учащиеся получают летние задания по биологии. В данный момент времени учащимся дается установка, что в летнее задание включается наблюдение за животными, которое очень помогает при изучении разделов зоологии, а не сбор коллекций, что приучает их бережно относиться к красоте родной природы. Необходимо проводить разъяснительную работу, что нет необходимости, например, ловить красивых бабочек – ведь вреда они нам не приносят, а очень украшают леса, сады и парки. Поэтому при изучении бабочек перед учащимися ставится задача – собрать (на бумаге) такую коллекцию бабочек, за которой вы наблюдали в природе и которая вам кажется наилучшей. Учащиеся оформляют свою коллекцию и опускают в специальный ящичек. За 5 дней до назначенного урока жюри подводит итоги конкурса. Все самые интересные варианты авторы доложат сами во время данного урока. Конечно, чтобы стать победителем в этом конкурсе, надо хорошо подготовиться: прочитать много книг, припомнить свои наблюдения за бабочками, подумать, как бы оригинальнее оформить свою коллекцию. Как показывает опыт работы, это неплохой способ разбудить активность учащихся. Учителю в беседах со школьниками важно выяснить их знания и интересы, помочь им сделать выбор, поощрить инициативу ребят, которые стремятся творчески подойти к делу. Если предлагаются несколько коллекций одной темы, то можно посоветовать ребятам-авторам, составить из них наиболее интересные, тогда рассказ о такой коллекции поведут по очереди все ее авторы. Вместе с учителем учащиеся готовят к данному уроку необходимый иллюстративный материал, презентации. Урок можно проводить в форме экскурсии по музею.
Удивительный мир бабочек.docx
Учитель биологии  МАОУ «СОШ №134» г. Перми Ростовщикова Ольга Анатольевна Удивительный мир бабочек Учитель.  Я  расскажу  вам  о бабочках­путешественницах  ­ так  мы  назвали  нашу коллекцию.   Давно   люди   замечали,   что   бабочки   времени   собираются   большими стаями и улетают из страны. В одной средневековой летописи сообщается о таком перелете, который смертельно напугал жителей французского городка Дижона. Не птицы, не азиатская саранча, а обыкновенные бабочки, миллионы бабочек летели над городом. Черной тучей они закрыли все небо, солнце померкло над головами людей. В 1745 году на немецкую деревню Харра опустилась такая огромная стая бабочек­капустниц, что жителям показалось, будто среди жаркого лета внезапно разбушевалась снежная метель. Массовые перелеты бабочек наблюдались и в другие годы. На морских побережьях находили многокилометровые белоснежные поля из полуживых капустниц. Они перелетали через море против встречного ветра и, как только   достигали   берега,   в   изнеможении   падали   на   прибрежный   песок.   Как   же можно изучать перелеты бабочек? Чтобы пометить птицу, ей надевают на лапку металлическое   кольцо.   Кольцевание   птиц   помогло   ученым   выяснить   много вопросов, связанных с перелетами. Но на бабочку кольцо не наденешь, даже самое маленькое и легкое. Поэтому ученые помечают ее особой   безвредной и стойкой краской ­ наносят кисточкой несколько полосок снизу на крыло. В Германии всех бабочек   помечают   зелеными   полосками,  в   Швейцарии   ­   красными,   в   Австрии   – желтыми.   Таким   образом,   узнали,   что   при   перелетах   бабочки   строго придерживаются избранного направления и не отклоняются далеко в стороны. Если на   их   пути   попадаются   высокие   строения   или   горы,   то   бабочки   предпочитают перелететь их, а не огибать. Однажды наблюдали стаю бабочек на высоте 2000 м над землей. Скорость их полета хорошо изучена на капустнице. В безветренную погоду и против ветра силой до четырех баллов капустница летит со скоростью от двух до четырех метров в секунду. Это значит, что в час бабочка пролетает 36 километров. Известны   и   другие   бабочки­путешественницы:   репейница,   совка­гамма,   луговая желтушка,   адмирал,   вьюнковый   бражник.   Тем,   кто   хочет   узнать   побольше   о перелетах бабочек, надо прочитать книгу И.А. Акимушкина «Куда? И как?» Ученик. Я предлагаю посмотреть на мою небольшую коллекцию – в ней всего три бабочки. Меня в них привлекли названия. Одна бабочка имеет сразу два имени, вторая ­ одно, но такое, как у большого зверя, а третья носит имя мифического героя древней Греции, который первым поднялся в воздух на крыльях. Я вам помогу узнать, как называются эти бабочки. Заполните для этого клетки головоломки словами, имеющими следующее значение: 1. Ценный продукт питания, получаемый от осетровых рыб        (икра) 2. Оросительный канал в Средней Азии                                         (арык) 3. Млекопитающее, живущее под землей                                        (крот) 4. Летучая мышь с большими ушами                                              (ушан) 5. Замершие пары воздуха, осевшие на холодный предмет           (иней) 6. Тонко скрученная пряжа                                                              (нить) 7. Титул главы государства в России до революции                       (царь) 8. Единица измерения длины                                                            (метр) 9. Участок, прилегающий к дому                                                      (двор) 10. Наречие со значением «насилу», «с трудом»                              (едва) 11.Три последние буквы записаны в клетках                                     (ица)  Если вы правильно это сделаете, то по кругу вы прочитаете названия этих бабочек, составленные   из   первых   двух   букв   каждого   слова.   А   вот   второе   название   для средней бабочки вспомните  сами. (Икар­ голубянка,  крушинница­лимонница, медведица). Ученик. А эта история   началась в одном из шумных залов универмага, где была размещена   выставка   новых   тканей   самых   различных   расцветок.   Многим посетителям нравилась ткань в углу стенда. Узор ее был совсем простой и в то же время очень привлекательный: сочетание черных и желтых пятен на белом фоне, но они   не   раздражали   пестротой,   а   радовали   глаз.   Художник,   стоявший   тут   же, объяснил,   что   он   не   придумывал   этот   рисунок,  а  взял   его   готовым   у   природы, только   слегка   увеличил   его.   Моделью   ему   послужила   бабочка   пяденица крыжовниковая, или крыжовница. Она относится к обширному семейству пядениц, или   землемеров.   Так   назвали   этих   бабочек   из­за   их   гусениц:   передвигаясь,   они высоко дугой изгибают свое тело, словно измеряя путь, пять за пядью.  Они могут ловко перешагивать с листа на лист, с ветки на ветку, могут вставать столбиком, делаясь похожими на сухие сучки (это спасает их от нападения птиц). Всего известно около 15 тысяч видов пяденицы. Среди них есть вредители садов – зимняя пяденица и обдирало плодовый. Есть и безвредные красивые пяденицы. Они небольшие и красота их неяркая. Но можно быть уверенными, что эти бабочки еще не раз будут помогать  художникам, находить мотивы для расцветки тканей. Учитель. Мне хочется, чтобы вы узнали, как называются эти красивые бабочки из моей коллекции. Для этого вам потребуется только внимание и смекалка. Как называются эти красивые бабочки? (Бражник, подалирий, траурница, павлиний глаз, адмирал.) Ученик.    Я расскажу о бабочке­боярышнице – виновнице кровавых дождей – по книге Н. Щербиновского «Шестиногие враги и друзья» Ученик. Посмотрите на моих бабочек и с помощью таблицы­загадки узнаете об этих бабочках. Вспомните названия изображенных здесь бабочек. Теперь из каждого названия бабочки возьмите те буквы, которые обозначены цифрами под рисунками, и вы узнаете о значении этих бабочек. Запомните этих бабочек 6.5.4.6.8.7                             17.1.7.2                                    1.10.1 7.8                                                   1.8 Итак,  тут   нарисованы:   листовертка   (6.5.4.6.8.7   –  вот   вре),   непарный   шелкопряд (17.1.7.2   –   дные),   боярышница   (1.10.1­   баб),   древоточец   пахучий   (7.8­   оч)   и капустница (1.8­ ки). В целом получается: вот вредные бабочки.    Запомните их хорошо, это вредители плодовых деревьев и огородных культур. Три   ученика   помощницы».  показывают   свою   коллекцию,   которую   они   назвали   «Бабочки­ Скупое солнце улыбнулось, И, хоть земля белым­бела, Уже крапивница проснулась И вылетела из дупла. Блестит над гривою бурьяна Комочком рыжего огня. Гляжу – и радостно, и странно На сердце стало у меня. Повсюду снег, тяжелый, плотный, В ушах звенит от тишины, А бабочка в простор холодный Летит разведчицей весны…                                 (Л.Стекольников) Оказывается, крапивница ­ очень интересная бабочка. Вот что наблюдал однажды  зоолог  Максим Дмитриевич Зверев:   «Погода хорошая, ясная, безоблачная. Около цветов жужжат шмели и пчелы. Вот прилетела крапивница, спустилась на кучу сухих веток у сарая, а через мгновение скрылись среди них. «Зачем она сюда прилетела,­ думаю я, ­ может быть, ищет тени, чтобы   скрыться   от   палящего   солнца?»   А   вот   и   другая   крапивница   садится   под крышей   сарая.   В   открытое   окно   комнаты   влетает   бабочка:   я   узнаю   в   ней крапивницу, она пристраивается у щели между досок потолка, напоминая соринку, проскользнувшую сквозь щель с чердака. Я с любопытством смотрю на бабочку: в доме жарко, прятаться сюда от солнца бессмысленно. Присмотревшись, я замечаю на потолке, в углу, другую бабочку.  «Это не случайность,­ приходит  мне в голову, ­   надо   понаблюдать».  Странно,  ведь   бабочки   дневные.   Им   бы   только   летать   да летать, как вон те капустницы. Проходит два часа. Откуда ни  возьмись, появились на небе тучи, все более заволакивая небо. Гроза длилась около часа. Но вот она стала стихать. Показались просветы в тучах, а затем засияло и солнце. Бабочки, как по команде, раскрыли крылышки и слали биться в стекло. Я выпустил их. Так же вели себя бабочки и во дворе. Мне стало ясно: крапивницы прятались от непогоды. После   этого   я   много   раз   наблюдал   за   этими   бабочками.   Они   прекрасно предсказывали погоду. Если крапивницы стали среди бела дня залетать в дом или другие   укрытия,   значит,   через   некоторое   время   будет   ненастье.   Проверьте   мои наблюдения   и   вы,   ребята.   Последите   и   за   другими   дневными   бабочками.   Не найдутся ли среди них предсказательницы природы?» Ученик. Много интересного может узнать человек, изучающий жизнь бабочек. Меня заинтересовала окраска их: часто она делает бабочек незаметными среди растений, иногда   даже   отпугивает   врагов.   Я   расскажу   вам   о   коллекции     под   названием «Значение окраски в жизни бабочек».  Посмотрите вот на этих двух бабочек, их называют ленточницами или орденскими лентами.   Это   голубая   и   красная   ленточницы.   Передние   и   задние   крылья   их окрашены   совсем     по–разному,   и   это   не   случайно.   Ленточницы   относятся   к семейству совок, но, в отличие от озимой совки, совки­гаммы и других вредных бабочек,   не   приносят   большого   вреда.   Когда   ленточница   сидит   на   коре   дерева, сложив крылья домиком, она почти незаметна, потому что рисунок ее передних крыльев   напоминает   кору   ивы,   дуба.   Если   же   ее   потревожить,   она   быстро расправляет   крылья   и   улетает.   И   тогда   резко   бросается   в   глаза   яркая   окраска задних   крыльев   (будто   мелькнула   орденская   лента).   Вот   так   орденские   ленты отпугивают своих врагов ­ птиц.     Я читал в одной книге, что самая удивительная защитная окраска у бразильской бабочки   каллиго.   Этой   бабочке   постоянно   угрожают   насекомоядные   птицы,   за которыми охотится сумеречная хищная птица­сова. Натуралисты, бывавшие в лесах Бразилии,   рассказывают,   что   при   нападении   птицы   на   каллиго   бабочка перевертывается вниз головой или опрокидывается на траву, повернувшись к птице изнанкой своих крыльев, внезапно превращаясь в …сову, настоящую сову с двумя выпученными   глазищами,   острым   клювом   и   точным   совиным   оперением   ­   так окрашена у нее нижняя сторона крыльев. Этим она отпугивает своих врагов.  Есть и другие   бабочки,   окраска   которых   тоже   замечательно   скрывает   их   от   врагов. Маленький   шелковисто­голубой   икар,   когда   садится   на   стебелек   и   складывает крылья,   становится   похожим   на   голубоватый   листик.   Перламутровка   рыжая   с темным узором на крыльях, притаившись в траве, где на рыжую землю падают узкие черные тени. Учитель.  Сегодня   вы   рассказали   о   нескольких   интересных   бабочках,   которых можете увидеть летом. Нельзя ловить бабочек, так как нужно бережно относиться к природе. Пусть украшают наши сады и парки чудесные «летающие цветы»!

Разработка урока по биологии "Удивительный мир бабочек"

Разработка урока по биологии "Удивительный мир бабочек"

Разработка урока по биологии "Удивительный мир бабочек"

Разработка урока по биологии "Удивительный мир бабочек"

Разработка урока по биологии "Удивительный мир бабочек"

Разработка урока по биологии "Удивительный мир бабочек"

Разработка урока по биологии "Удивительный мир бабочек"

Разработка урока по биологии "Удивительный мир бабочек"

Разработка урока по биологии "Удивительный мир бабочек"

Разработка урока по биологии "Удивительный мир бабочек"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
31.03.2017