Разработка урока по истории Отечества в 11-м классе. "Коренной перелом в годы войны. Сталинградская и Курская битвы"
Оценка 4.7

Разработка урока по истории Отечества в 11-м классе. "Коренной перелом в годы войны. Сталинградская и Курская битвы"

Оценка 4.7
Разработки уроков
doc
история
11 кл
13.03.2018
Разработка урока по истории Отечества в 11-м классе. "Коренной перелом в годы войны. Сталинградская и Курская битвы"
Проблемное занятие с заданиями версионного характера и заданиями с ситуацией предположения. Проблемное задание версионного характера - задание, содержащее два и более противоречивых суждения об историческом событии. Из предложенных вариантов школьники выбирают и обосновывают справедливость одного из них или выдвигают и аргументируют собственное мнение. Проблемные задания с ситуацией предположения предлагают школьникам выдвинуть собственную версию интерпретации исторического факта и аргументировать ее.Цель урока Рассмотреть некоторые исторические проблемы, связанные со Сталинградской и Курской битвами, ознакомить учащихся с событиями, связанными с форсированием Днепра, массовым развитием партизанского движения. Формировать у учащихся чувства гордости и уважения к своей Родине, к ветеранам, сражавшихся на фронтах Великой Отечественной войны. Формировать чувства сопричастности драматическим страницам истории Великой Отечественной войны, соответствующие хронологические и картографические умения. Развивать навыки самостоятельной познавательной деятельности учащихся через активные формы обучения: умения самостоятельно работать с учебниками, с историческими источниками, с дополнительной литературой, с кинофрагментами и другими источниками информации. Выполнять проблемные задания версионного характера и задания с ситуацией предположения делать собственные аргументированные выводы. Отвечать на познавательные задачи, развивать умение работать в группах, в “четверках”, в “парах”, умение вести дискуссию по заранее выдвинутым проблемам, составлять логико-смысловые модели, вести краеведческую и научно-исследовательскую работу.
Разработка урока по истории Отечества в 11-м классе.doc
Разработка урока по истории Отечества в 11­м классе. "Коренной перелом в годы войны. Сталинградская и Курская битвы" Оборудование урока  Карта “Вторая Мировая война 1939­1945 гг.”.  Карта “Великая Отечественная война 1941­1945 гг.”.  Карта “Курская битва”.      Выставка книг о событиях Сталинградской и Курской битв “Ради жизни на земле”. Выставка лучших рефератов, докладов, учащихся о Великой Отечественной войне с использованием  краеведческого материала. Выставка сочинений “Моя семья в годы Великой Отечественной войны”. Стенд “Город­герой Волгоград”. Стенгазета, подготовленная краеведческой группой “Наши земляки ­ участники Сталинградской и Курской битв”.  Две репродукции: “На Мамаевом кургане”.  Тестовое задание для компьютера.  Комплект раздаточного материала с кроссвордами.   ТСО: телевизор, видео приставка. Видеофильмы: сериал Юрия Озерова “Освобождение: битва за Сталинград”, Фильм “Великий полководец Жуков”, Фильм “Гитлер и Сталин”.   Схема окружения немецко­фашистских войск в районе Сталинграда (ноябрь 1942 год). Высказывание И. Канта: “Мир с неизбежностью проложит себе дорогу, так как приходит осознание  неприемлемости войны”. Проблемное занятие с заданиями версионного характера и заданиями с ситуацией предположения. Проблемное задание версионного характера ­ задание, содержащее два и более противоречивых суждения об  историческом событии. Из предложенных вариантов школьники выбирают и обосновывают справедливость одного из них  или выдвигают и аргументируют собственное мнение. Проблемные задания с ситуацией предположения предлагают школьникам выдвинуть собственную версию интерпретации  исторического факта и аргументировать ее. Цель урока Рассмотреть некоторые исторические проблемы, связанные со Сталинградской и Курской битвами, ознакомить учащихся  с событиями, связанными с форсированием Днепра, массовым развитием партизанского движения. Формировать у учащихся чувства гордости и уважения к своей Родине, к ветеранам, сражавшихся на фронтах Великой  Отечественной войны. Формировать чувства сопричастности драматическим страницам истории Великой Отечественной войны,  соответствующие хронологические и картографические умения. Развивать навыки самостоятельной познавательной деятельности учащихся через активные формы обучения: умения  самостоятельно работать с учебниками, с историческими источниками, с дополнительной литературой, с  кинофрагментами и другими источниками информации. Выполнять проблемные задания версионного характера и задания  с ситуацией предположения делать собственные аргументированные выводы. Отвечать на познавательные задачи, развивать умение работать в группах, в “четверках”, в “парах”, умение вести  дискуссию по заранее выдвинутым проблемам, составлять логико­смысловые модели, вести краеведческую и научно­ исследовательскую работу. Формировать умение во время полемики, дискуссии уважать точку зрения другого человека, вслушиваться в аргументы  противоположной стороны. Развивать учебное взаимодействие учителя и учащихся и группы экспертов, в которую входят ветеран Великой  Отечественной войны и учащиеся. Развивать умение анализировать ответы учащихся и работу в группах. Основные формы и методы работы  Проверка усвоения изученного на уроках материала путем тестирования, взаимопроверки знаний.  Работа в парах с составленными учащимися кроссвордами.   Выполнение группой учащихся тестового задания на компьютерах. Сообщения учащихся с использованием дополнительной литературы, документов и других источников  информации.  Дискуссия по заранее выдвинутым проблемам, полемика.  Проблемные задания группам версионного характера.  Проблемные задания с ситуацией предположения.  Работа текстом документа.  Использование краеведческого, регионального материна, научно­исследовательской работы, для подтверждения  фактами своего ответа.  Просмотр видеосюжетов по поднятым проблемам.   Составление логико­смысловой модели (вынесение ключевых понятий на координаты) Работа в “четверках” с комплектом раздаточного материала для закрепления изученного материла. Занятия начинается с краткого вступительного слова учителя. Ход урока – На предыдущих уроках мы вместе с вами составили план этого урока, определили цели урока и проблемы, которые  предстоит обсудить. Сегодня на уроке выступают проблемные группы, краеведческая группа, а также отдельные учащиеся. Вы услышите  сообщения, подготовленные с использованием дополнительной литературы, источников. На нашем уроке присутствует  ветеран Великой Отечественной войны, мой учитель истории, благодаря которому и избрала эту профессию, Танатаров  Викторин Сергеевич. Он будет нашим экспертом и возглавит группу экспертов, в которую войдут (называются имена  учащихся). Урок мы начинаем с проверки изученного материала. Первый ряд проводит взаимопроверки знаний по тестовым заданием, которые вы сами составили (работа в парах). Второй  ряд также работает в парах и взаимопроверку знаний по составленным кроссвордам. Третий ряд пойдет во главе с  консультантом в компьютерный класс и выполнит тестовое задание, за которую оценку поставит компьютер. Все  консультанты по окончании проверки знаний передадут мне оценки, выставленные каждому учащемуся. Пока учащиеся работают в парах и на компьютерах, один учащийся рассказывает о тружениках Великой Отечественной  войны. Фрагменты краеведческого материала из ответа учащегося: – Я нашел интересный материал в недавно выпушенной книге “Мелеуз: былое, настоящее, будущее”. В годы войны перестроились на военный лад и предприятия Мелеуза, которые производят разнообразную продукцию,  оборудовались автомашины. Продукция завода сухого молока, введенного в строй в 1940 году, также отправилась на  фронт. В колхозах и совхозах сотни девушек и женщин срочно освоили специальности механизаторов, сели за штурвалы  тракторов и комбайнов, машин, заменив призванных на войну мужчин. Их самоотверженный труд позволил снабжать  население страны и личный состав армии продовольствием, а промышленность сырьем для производства необходимого  для армии и фронта снаряжения. После проверки изученного материала учащиеся записывают в тетради тему урока, а в дневниках­ домашнее задание.  Домашнее задание: параграф 40 (по учебнику В.Д. Дмитриенко, В.А.Шестаков “История Отечества”), параграф 3О (по  учебнику О.С.Сороко­Цюна, В.П. Смирнова и А.И.Строганова “Мир”), параграф 10 (по учебнику И.И. Долуцкого  “Отечественная история” двадцатый век). Творческое задание (для желающих): написать сочинение в форме дневника участника Великой Отечественной войны о  событиях Сталинградской битвы. Краеведческой группе дается задание подготовить интервью и телесюжеты по теме:  “Единство фронта и тыла”, видеофильм М.Г. Пильнова “Самоварщицы”, пригласить одну из главных героинь фильма  Агееву К.М. на урок. Учитель обращает внимание учащихся на требования к ответу учеников критерии анализа ответа, которые были  разработаны на предыдущих уроках совместно с ними. Критерии анализа ответа: 1. В контексте ответа показать понимание проблемы. 2. Изучить информацию по этой проблеме в учебниках, документах, других источниках, выбрать то, что на ваш  взгляд кажется правильным. 3. Четко сформулировать собственное мнение. 4. Целостно, логично, аргументировано изложить свои мысли. Учитель: • Наступление немцев на Москву сорвалось, “Блицкриг” потерпел крах, был развеян мир о непобедимости немецкой  армии. Провалился “Тайфун”, рухнул план “Барбаросса”. Политики поиграли, их дипломатические комбинации отошли на второй план, ­ теперь все решали полководцы и солдаты.  Красноармейцы, до конца сражавшиеся в многочисленных котлах 1941­го года, сибиряки, или мальчишки­курсанты,  полегшие под Тулой, но не приступившие к Москве танковый клин Гудерлана, не знали, какие глобальные, стратегические  последствия будет иметь их стойкость, проявленная в, казалось бы уже безнадежной ситуации. Просто каждый из них  выполнил свой долг до конца, ­ и Гитлер увяз в долгой, упорной и невероятно тяжелой войне на истощение. Явные преимущества в такой войне были уже на стороне его, наконец­то объединившихся противников. На эти  преимущества надо было еще и реализовать. Я подчеркиваю, глобальный масштаб, планетарный размах событий. Второй  Мировой войны летом 1942­го года. Что же проходило летом 1942­го года? Фрагменты сообщения: Летом 1942 года немецкие войска пробиваются к Волге, “разрезая” европейскую часть СССР надвое: итало­германская  группировка рвется к долине Нила, стремясь захватить Суэцкий канал и вырваться на оперативный простор Ближнего и  среднего Востока; Япония, разгромив главную базу американского флота в Перл­Харборе и захватив центр азиатской  обороны Англии Сингапур, топит в Яванском море англо­американскую эскадру, угрожает Индии и Австралии. Немецкие  субмарины терзают союзные караваны в Атлантике. Показываются фрагменты из киноэпопеи Юрия Озерова “Освобождение: Сталинградская битва” о событиях Великой  Отечественной войны летом 1942 года. Перед учащимися ставится проблемное задание: Какие направления открылись бы для немцев, если бы Сталинградская битва была выиграна немецкой армией?  (Выступление проблемной группы в сочетании с работой по карте). Фрагмент из выступления проблемной группы: Немцы могли бы, двигаясь на север, осуществить стратегический охват лишенных горючего советских армий и отсечь от  центральных районов России уральские военные заводы. Кроме того, в соответствии с японо­германской договоренностью Япония в этом случае могла объявить войну СССР, что  вело к сковыванию сибирских и дальневосточных резервов Красной армии (в Манчжурии была дислоцирована миллионная японская группировка). Продвижение немцев на юг, в районы традиционного германского влияния (Ирак, Турция), а также Иран и Индию, где уже  была намечена встреча, не встретило бы серьезных препятствий у антигитлеровской коалиции там не было бы  значительных сил. В результате в Индии немцы могли бы встретиться с наступающими с востока Японскими войсками.  Если бы итало­германскому экспедиционному корпусу удалось изменить союзников из Северной Африки и овладеть  Суэцким каналом, Германия совместно с Японией осуществила бы стратегический охват Азии; английские колонии были бы изолированы друг от друга; снабжение СССР через Иран стало бы невозможным, Германия и ее союзники овладели бы  крупнейшем в мире нефтяными разработками пли, по крайней мере, воспрепятствовали бы их использованию союзниками. Учащиеся высказывают свое мнение по данной проблеме. Работа с документом “Приказ Народного комиссара обороны СССР № 227 от 28 июля 1942 года “Ни шагу назад”.  Старшеклассники изучают приказ, текст которого имеется у каждого на столе. Из приказа Народного комиссара обороны СССР № 227 Без публикации 28 июля 1942 Выполняется проблемное задание: Какую роль в ходе войны сыграл этот приказ? Одни учащиеся отмечают мобилизующую, положительную роль этого приказа. Другие учащиеся отмечают негативные  моменты в ходе войны, связанные с этим приказом. Ведется дискуссия. Учитель обращает внимание на культуру диалога  во время дискуссии. Ветеран Великой Отечественной войны говорит о своем видении этой проблемы, о том, как этот  приказ отразился на судьбе курсантов, заканчивающих военное училище летом 1942 года. Одним из этих курсантов был  он. Фрагмент выступления учащегося: ­ В приказе №227 говорилось о тяжелых потерях, которые несет страна, о том, что народ теряет веру в Красную Армию.  “Наш главный недостаток, ­ подчеркивалось в приказе, ­ отсутствие дисциплины в войсках”. Приказ вводил жестокие  наказания за “отступательные” настроения. Командиры и комиссары, допустившие это, объявлялись предателями Родины, направлялись в штрафные батальоны, а солдаты ­ в штрафные роты. В тылу неустойчивых дивизий располагались хорошо  вооруженные заградительные отряды (по 200 человек), которые должны были расстреливать всех отступающих без  приказа. И все­таки основная идея приказа и правда о критическом положении сыграла свою мобилизующую роль. Затем просматривается кинофрагмент видеофильма “Гитлер и Сталин” об обсуждении Сталиным и Черчилем вопроса об  открытии второго фронта в 1942 году. После просмотра фильма обсуждается проблема: Можно ли было открыть второй фронт в 1942 году? Как открытие второго фронта изменило бы обстановку на советско­ германском фронте? В дискуссии участвует проблемная группа, изучившая эту проблему, и все желающие учащиеся.  Просматривается фильм о конвое на Атлантике. Англии и США был выгоден скорейший разгром рейха непосредственно на его территории и именно войсками западных  держав. Мне кажется, это очевидно и осуществить этот план было проще тогда, когда основные силы Германии увязли на  советском фронте далеко на востоке. Почему же они этого не сделали? На мой взгляд, у них были веские причины. В 1941 году Англия не могла рассчитывать на помощь США, продолжавших сохранять нейтралитет. Эффективное  военное сотрудничество они смогли наладить лишь к осени 1942 года. В распоряжении английского командования на  островах находились 30 дивизий, германская армия к этому времени насчитывала 214 дивизий, 153 из которых сражались  на восточном фронте. Поэтому нетрудно догадаться, к каким последствиям могла привести массовая высадка английских войск на французском побережье. Операция союзных войск в июне 1944 года, безусловно, оказалось запоздавшей ­ и с точки зрения помощи СССР в  критические моменты борьбы на советско­германском фронте, и с точки зрения обеспечения послевоенных интересов  Запада в Европе. ­ Я задалась вопросом, почему советские политические и военные руководители не могли принять, а порой понять своих  западных союзников, медлившие с высадкой в Европе до тех пор, пока такая операция не была подготовленной самым  тщательным образом и обеспечена всем необходимым. Генералы и политики в Советском Союзе считали также, что  наступление уже высадившихся войск идет чересчур медленно. Здесь, как мне кажется, сказались различия в отношении к  так называемой живой силе. Я прочитала, что для западных генералов не были пустым звуком о приемлемых и  неприемлемых потерях; англо­американское командование не бросаю своих солдат в наступление до тех пор, пока  артиллерия и авиация не превращали линию обороны противника в выжженное, перепаханное бомбами и снарядами  пространство. Солдаты жалели..., Ветеран Великой Отечественной войны Танатаров B.C. высказывает свое мнение о проблеме открытия второго фронта.  Затем обсуждаются проблемы: Каковы причины успеха советского контрнаступления под Сталинградом? Что могла бы сделать немецкая сторона для предотвращения катастрофы? Ветеран Великой Отечественной войны Танатаров ВС. рассказывает о самых интересных эпизодах Сталинградской битвы,  участником которой он был. Краеведческая группа показывает старшеклассникам стенную газету “Наши земляки ­ участники Сталинградской и  Курской битв” и рассказывает о том, как собирался этот материал. Учащиеся побывали в совете ветеранов, где нашли  сведения об участниках Сталинградской и Курской битв. О своих впечатлениях о посещении Волгограда рассказала старшеклассница, которая оформила стенд “Современный  Волгоград”. Пока она рассказывала, одна из учащихся записала на доске значения Сталинградской битвы (внесла ключевые понятия на  модель), которую учащиеся записали в свои тетради.   В банк исторических данных в тетради заносятся основные события второго периода Великой Отечественной  войны. Учитель обращает внимание старшеклассников на выставку книг “Ради жизни на земле”, на выставку рефератов,  докладов учащихся о Великой Отечественной войне, сочинений “Моя семья в годы Великой Отечественной войны”.  Называются фамилии учащихся, занявших призовые места. Перед изучением материала о Курской битве перед учащимися ставится познавательная задача: Почему Курскую битву считают сражением, завершившим коренной перлом в годы Великой Отечественной войны? Учащийся рассказывает о военных действиях летом и осенью 1943 года. Показывается кинофрагмент “5 июля 1943 года”. Заслушиваются сообщения учащихся на темы: “Наступление фашистских войск 5 июля 1943 года”, “Массовый  героизм на Курской дуге”, “Танковое сражение в районе Прохоровки”. Во время сообщений ведется работа с картой  “Курская битва”. В это время показываются кинофрагменты, отражающие эти события (без звука) из фильмов  сериал Юрия Озерова “Освобождение: Курская битва”, “Гитлер и Сталин”. Затем учащиеся отвечают на познавательную задачу. Фрагмент ответа на познавательную задачу: ­ Победа под Курском закрепила и завершила коренной перелом, произошедший в ходе Великой Отечественной и Второй  мировой войны. Последняя попытка Германии провести крупное стратегическое наступление закончилось полной  неудачей. Здесь были уничтожены лучшие механизированные соединения гитлеровской армии. Было разгромлено 30 немецких дивизий, в том числе 7 танковых. Восстановить потери Германии так и не удалось. Были  созданы условия для освобождения Украины и выхода Красной Армии к Днепру. Затем заслушиваются сообщения учащихся на темы: “Формирование Днепра”, “Массовое развитие партизанского  движения”, “Рельсовая война”, “Концерт”. На завершающем этапе урока учащиеся для закрепления изученного материала отвечают на вопросы, работая в группе по  четыре учащихся, по карточкам. Вопросы для закрепления изученного материала: 1. Кто командовал группой армий “Дон” германского войска? (Ответ: Манштейн) 2. Когда начался коренной перелом в ходе Великой Отечественной войны? (Ответ: 19 ноября 1942 года) 3. Главный итог Московской битвы. (Ответ: сорван германский план молниеносной войны) 4. Когда началось контрнаступление советских войск под Сталинградом? (Ответ:19 ноября 1942 г) 5. Назовите заместителя Верховного главнокомандующего во время Сталинградской битвы. (Ответ: Г.К. Жуков) 6. План наступления советских войск под Сталинградом имел кодовое название... (Ответ: “Уран”) 7. Почему главным направлением летнего наступления немцы избрали Сталинград? (Ответ: выход к Волге передал  транспортную артерию, по которой доставлялись с юга хлеб и нефть) 8. Какой из фронтов второй мировой войны был определяющим? (Ответ: Восточный) 9. Кто командовал 6­ой армией германского войска? (Ответ: Паулюс) 10. Когда началась наступательная операция советских войск в районе Курска? (Ответ 12 июня 1943 года) 11. Самое крупное встречное танковое сражение второй мировой войны состоялось... (Ответ: под Прохоровкой, 12  июля 1943 года) 12. 2438 воинов удостоены звания Героя Советского Союза за операцию по... (Ответ: форсированию Днепра) 13. 5 Августа 1943 года в Москве состоялся первый салют. Он прозвучал в честь... (Ответ: освобождения Орла и  Курска) 14. Кем подписан приказ “Ни шагу назад”? (Ответ: Сталиным) 15. Назовите командующего Юго­Западного фронта под Сталинградом. (Ответ: Ватутин) После работы в четверках” подводятся итоги урока. Учитель дает слово экспертам­учащимся и главному эксперту ­ ветерану Великой Отечественной войны Танатарову B.C. Заключительное слово учителя. Мы с интересом выслушали наших экспертов. Мне хочется отметить отличную подготовку учащихся к уроку. Мы обсудили проблемы, заслушали сообщения,  подискутировали, высказали полярные точки зрения. Очень ценно, что вы использовали при подготовке к уроку дополнительную литературу, посетили библиотеки, нашли  нужный материал, и мы увидели, что многие из вас свободно ориентируются в исторических источниках, четко,  аргументировано излагают свои взгляды, доказывают свое мнение, что позволило всесторонне обсудить поставленные  проблемы. Некоторые из вас говорили мне, что, готовясь к этому уроку, натолкнулись на интересные материалы, которые нам  предстоит изучать в будущем. Это просто замечательно. Значит, мы с вами продолжим проведение проблемных уроков,  дискуссий. Отмечаю компетентность наших экспертов, которые показали умение анализировать ответы, вынесли свой вердикт. Особую благодарность хочется выразить нашему гостю ­ ветерану Великой Отечественной войны Танатарову Викторину  Сергеевичу, который не только принял активное участие в обсуждении проблем, но и внес свежую струю в наш разговор и  прекрасно справился с ролью эксперта. На мой взгляд, главное, чего достигли все мы, участники дискуссии, это уважать точку зрения другого человека,  вслушиваться в аргументы противоположной стороны. Поставленные цели урока достигнуты. Учитель ставит оценки учащимся, принявшие участие в подготовке и проведении урока. В заключение урока мне хочется обратить внимание на слова Иммануила Канта, который сказал “Мир с неизбежностью  проложит себе дорогу, так как приходит осознание неприемлемости войны”. Ученые прогнозируют, что в третьем тысячелетии настанет время, когда войны прекратятся. Люди будут мирно разрешать конфликты. Войны будут считаться первобытным варварством и будут встречаться только на страницах учебников  истории.

Разработка урока по истории Отечества в 11-м классе. "Коренной перелом в годы войны. Сталинградская и Курская битвы"

Разработка урока по истории Отечества в 11-м классе. "Коренной перелом в годы войны. Сталинградская и Курская битвы"

Разработка урока по истории Отечества в 11-м классе. "Коренной перелом в годы войны. Сталинградская и Курская битвы"

Разработка урока по истории Отечества в 11-м классе. "Коренной перелом в годы войны. Сталинградская и Курская битвы"

Разработка урока по истории Отечества в 11-м классе. "Коренной перелом в годы войны. Сталинградская и Курская битвы"

Разработка урока по истории Отечества в 11-м классе. "Коренной перелом в годы войны. Сталинградская и Курская битвы"

Разработка урока по истории Отечества в 11-м классе. "Коренной перелом в годы войны. Сталинградская и Курская битвы"

Разработка урока по истории Отечества в 11-м классе. "Коренной перелом в годы войны. Сталинградская и Курская битвы"

Разработка урока по истории Отечества в 11-м классе. "Коренной перелом в годы войны. Сталинградская и Курская битвы"

Разработка урока по истории Отечества в 11-м классе. "Коренной перелом в годы войны. Сталинградская и Курская битвы"

Разработка урока по истории Отечества в 11-м классе. "Коренной перелом в годы войны. Сталинградская и Курская битвы"

Разработка урока по истории Отечества в 11-м классе. "Коренной перелом в годы войны. Сталинградская и Курская битвы"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
13.03.2018