Разработка урока по окружающему миру на тему "Куликовская битва"

  • Презентации учебные
  • Разработки уроков
  • docx
  • 07.05.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Конспект.docx
План ­ конспект урока по окружающему миру для учащихся 4 «А» класса. Тема: «Куликовская битва» УМК: «Школа России» Тип урока: открытие новых знаний. Цель: формирование представления обучающихся о Куликовской битве, о  подвигах защитников Руси. Задачи: Обучающая: познакомить с ходом и значением  Куликовской битвы; качества    великого князя Дмитрия Донского. Развивающая: развивать нравственные чувства сопереживания и ответственности за других людей;  эмоции и чувства (негодования, удивления, гордости); умение  анализировать, делать выводы, обобщать, давать оценку  событиям, которые  изучают. Воспитывающая: воспитывать чувство патриотизма, гордости за свою Родину,  бережного, трепетного отношения к историческому наследию России;  любознательность и пытливость в процессе учения; чувство взаимопомощи. Планируемые результат:  Личностные: принимают и осваивают социальную роль обучающегося;  стремятся развивать познавательную активность, пространственное воображение, словарный запас детей, память, внимание, навыки сотрудничества со  сверстниками и со взрослыми; проявляют самостоятельность, личную  ответственность и чувство гордости за страну. Предметные: знают,   Москва   –   центр   борьбы   с   ордынским   владычеством, причины   открытых   военных   столкновений   Москвы   и   Орды,   точную   дату Куликовской   битвы,   ее   героев,   значение   Куликовской   битвы   для   Руси,   ее последствия. Метапредметные:Познавательные: способны понимать учебную задачу, выделять и  формулировать познавательные цели, строить логическую цепочку рассуждений,  устанавливать причинно ­ следственные связи, работать с учебником, рабочей  тетрадью;  Регулятивные: умеют планировать, прогнозировать, контролировать и  оценивать собственную деятельность и деятельность партнёров, корректировать  свою деятельность;  Коммуникативные: могут слушать собеседника и вести диалог; умеют  достаточно полно и чётко выражать свои мысли, аргументировать свою точку  зрения. Оборудование: проектор, экран, компьютер, презентация; раздаточный материал для работы в парах, для работы в группах, учебники, тетради. Методы проведения мероприятия: рассказ, беседа, практические задания. Формы работы: индивидуальная; фронтальная; групповая.Этапы урока 1.Организационный  этап. Время: 1 мин. 2.Актуализация  опорных знаний. Время: 15 мин. Работа в группах Ход урока. Деятельность учителя ­ Здравствуйте, ребята! Садитесь. ­ Говорят, что нельзя считать культурным того человека,   который   не   знает   истории   своей Родины,   своего   народа.   В   истории   нашего Отечества   было   всё:   и   взлёты,   и   падения,   и триумф, и поражения. И только история должна и может дать нам спокойный и честный ответ на вопрос:   «Что   составляет   славу   и   гордость   на жизненном   пути   народа,   а   что   –   бесчестие   и позор?» ­  Каждое   поколение,   как   и   каждый   человек, учится   на   своём   собственном   опыте,   на   своих ошибках.   И   всё   же   история   былых   времён должна учить всех нас. Ведь в этом заключается её   главное   предназначение.   Важно   лишь правильно воспринять её уроки. Знать прошлое – это значит,  во многом понять настоящее и уметь предвидеть будущее. А   сейчас   обратимся   к   прошлому   и   вспомним главные события,   с которыми   мы с вами уже познакомились.  Слайд 2 Проверь себя (проверка домашнего задания). ­ А теперь ребята, вам нужно выполнить работу в группах. Соотнесите даты и события: 1223г.                                   Нашествие монголо­ татар на Русь 1237г.                                   Битва на реке Калке 15 июля 1240г.                    Ледовое побоище 5 апреля 1242г.                    Невская битва   ­   Ребята,   сегодня   мы   отправимся   в интереснейшее   путешествие   по   страницам истории нашего Отечества. Познакомимся еще с одной из побед русского народа.   Слайды 3­4   ­ Перед вами Москва  современная – столица России и Москва 14 века. Какая связь между этими двумя изображениями? 3. Постановка цели и задач урока. Шли годы. И с Москвою во главе Неспешно, потихоньку, понемногу, Деятельность обучающихся Дети организовано  приветствуют учителя, садятся  на свои места. Выполняют работу в группах. Ответы детей.Время: 2 мин. 4.Изучение нового  материала. Время:20 мин. Из множества разрозненных земель Единое  слагалось государство, Как из перстов слагается кулак. Н. Кончаловская Слайд  5   1380 год…  ­ С каким событием можно соотнести эту дату? ­ В  этот год произошло  очень важное   для   России  событие. Это Куликовская битва. ­ На уроке мы ответим на следующие вопросы:  С  кем  была  эта  битва? Почему   она  произошла? Где   она   была? Как  происходил    ход   битвы? Кто победил в этой битве?  Слайд  6   ­ В 1380 году   в Москве княжил   внук Ивана  Калиты Дмитрий Иванович Донской. Со времён  похода хана Батыя на Русь зависимость её от  Золотой Орды ослабла. Прочитайте части предложений из первого  столбика  и найдите их продолжение во втором. Ответы детей.   Выполняют задание. Работа в парах.    первые 1.В десятилетия после   похода хана   Батыя   на Русь… 2.Со     времён Ивана  Калиты…   3.Во время княжения   внука Калиты Дмитрия Ивановича… …русские   уже сами   собирали дань   со   своих земель.  Князья   к ­ хану   ездили редко,   дань   …стали собирать меньше дани и задерживать   её отправку в Золотую Орду. …дань   собирали монгольские баскаки.   выплачивали нерегулярно. ­   Дмитрий   Иванович,   московского   князь,     не обращал     внимания на   требования   хана,   не хотел ему платить той   дани, которую платили прежде московские князья. ­ Представьте, ребята, что вы живете в то время в Московском княжестве... На протяжении 100 лет ваши   предки   регулярно   платили   дань   Золотой Орде. А ваш князь, стал неуважительно, относится к завоевателям монголо­татарам.Высказывают предположения. Рассказывает сообщение один  обучающийся. Подчеркнув   нужное   слово,   укажите,   какое чувство у вас возникает:       а)      б)       в)       г) боязнь, страх, испуг, ужас; гордость; удивление, недоумение; радость. ­ Предположите, как  отреагировали   татары на  эту дерзость   московского князя? Слайд 7   ­ Мамай пришёл в ярость. И задумал нагнать на русских такого страха, чтобы навсегда отбить у них охоту противиться ханской воле. Он понял, что иначе владычеству татар придёт конец.  Стал собирать Мамай огромное войско. Он  хотел повторить времена Батыя, разгромить  Русь.  Сообщения детей о положении на Руси и  Золотой Орды перед Куликовской битвой. ­   В   ту   пору   в   Орде   было   неспокойно. Многочисленные соперники вели ожесточенную борьбу   за   власть.   Одним   из   наиболее   сильных правителей   оказался   Мамай.   Он­то   и   решил наказать   Русь   за   неповиновение.   Спор   должен был решиться на поле боя.  Летом 1380 года стало известно, что на Русь с огромным войском идет сам Мамай. Тотчас по приказу   великого   князя   Дмитрия   Ивановича помчались   гонцы   в   разные   стороны   Русской земли   с   призывом   собирать   силы   для   отпора врагу. И потянулись к Москве княжеские полки и дружины. Шли и те, кто никогда не держал в руках оружия, ­ крестьяне и горожане.  За 30 дней собралось такое войско, какое ещё никогда   не   собиралось   на   Руси.   Тут   были дружины   почти   всех   русских   князей,   а   также ополчения разных городов. Главные дружинники явились во всеоружии. Слайд 8   Слайд 9    ­ А сам князь Дмитрий отправился в Троицкий монастырь.  Сергий   радушно   встретил   князя Дмитрия и долго с ним беседовал. На прощание, в присутствии  всех, перекрестил его и сказал: «Иди на поганых, и Бог будет тебе помощником!» Затем наклонился   к   князю   и   тихо   добавил:   «Ты победишь».    В помощь князю он отправил двух     (сообщение ученика)Мнения детей. Ответы детей. богатырей – Пересвета и Ослябю. Слайд 10  отрывок из мультфильма ­     И вот великий князь Дмитрий двинул свою  рать против непобедимого до того  врага.   Слайд 11      ­ Давайте обратимся к карте и посмотрим путь Дмитрия с войском к месту сражения.  ­ Он сам выбрал место для решающей битвы,  переправив войско через Дон.   ­ После   переправы   русских   войск   через   реку Дмитрий Иванович  приказал сжечь мосты.  ­   Как   вы   считаете,   с   какой   целью   это   было сделано? 1.Чтобы   никто   и   не   думал   о   возможности отступления. 2.Чтобы войско противника не смогло зайти в тыл  русскому войску. Слайд 12   ­   Ранний   утренний   туман   стлался   над   полем будущей   битвы,   когда   здесь   выстроились русские   полки.   Над   рядами   копий,   готовых   к бою,   ветерок   слегка   колыхал   знамена.   Над главным   полком   развевалось   великокняжеское знамя   с   ликом   Иисуса   Христа.   А   сам   князь   в одежде рядового ратника стоял в общем строю.  И сказал князь: «Где вы, там и я. Скрываясь назади, могу ли я сказать вам: «Братья! Умрем за Отечество! Слово моё будет делом! Я вождь и начальник, стану впереди и хочу положить свою голову в пример другим. Честная смерть лучше позорной   жизни!   Лучше   бы   вовсе   не   идти   на брань,   чем   пришедши   сюда   и   ничего   не сделавши, назад возвращаться»  Существует легенда, что сражение началось с  поединка двух воинов – богатырей. Что такое  поединок, найдите  в толковом словаре  объяснение этого слова.     Поединок – не просто единоборство двух  воинов. По понятиям тех времён – в поединке  решалась судьба, а судьба – не  что иное, как  суд бога, а потому и побеждает  представитель того воинства, на чьей стороне бог. Слайд 12     ­ Этот вызов принял богатырь Пересвет. С  копьём наперевес мчались всадники друг на  Работа со словарями  С.Ожегова и В.Даляв группах. 5. Физминутка. Время: 2 мин. 6. Продолжение  изучения нового  материала. Время: 3 мин. друга и сшиблись на всём скаку. Кони их едва  устояли, а оба воина насмерть поразили друг  друга. Слайд 13     ­ И страшно было видеть, как две великие силы  сходились на кровопролитие, на неминуемую  смерть: татарское войско, темнеющее во мраке,  мрачное, и русская рать в светлых доспехах, как  великая река лилась, как море зыбилась, и  солнце светило, сияло над ними, испуская на них свои лучи”. Сейчас вы просмотрите ход Куликовской битвы. Слайд 14 Просмотр «Интерактивной карты» Слайд 15     ­ Одним из первых пал на поле брани любимый  друг Дмитрия, принявший обличие князя. А что  же великий князь? ­ По­разному рассказывают о судьбе великого  князя во время сражения. Выберите версию,  которой вы поверили: 1.   Согласно одним авторам, его тяжело ранили,  сбили с коня, и он вынужден был укрыться в  чаще до конца сражения. 2.   По другой же версии, Дмитрий до самого  конца участвовал в битве и «стал на костях  татарских», то есть сам провозгласил победу. 3.   А по третьей версии, его нашли без сознания  среди груды трупов и без единой царапины. Ребята,   вы   уже   поняли:   Куликовская   битва имеет   огромное   значение   для   Руси. Предположите, каково значение этой битвы.  ­ А теперь давайте немного передохнем. ­ В погожий осенний день князь Дмитрий  Иванович с войском торжественно, под  колокольный звон вступил в Москву.  Долгожданную победу праздновали долго и  широко. А погибших  хоронили восемь дней.  С победой у русского народа появилась крепкая надежда   освободиться   от   власти   Орды.   Эту надежду   люди   связывали   с   именем   Дмитрия Донского – так народ в память победы на Дону стал называть тридцатилетнего князя. ­   Но   лишь   сто   лет   спустя   после   Мамаева побоища   обрели   русские   земли   полную Ответы детей. Ответы детей. Выполняют видеофизминутку.независимость от Орды. Несмотря на поражение, на   Куликовом   поле,   враг   был   ещё   силён   и многочислен.   Набеги   ордынцев   на   Русь продолжались.   Благодаря   Куликовской   битве был   уменьшен   размер   дани   Золотой   Орде.   Но враги   уже   избегали   меряться   силой   с  Русью  в больших сражениях. Слайд 17       ­ Теперь   проверим,   насколько   вы   внимательно слушали и как усвоили новый материал.  1. Приток Дона близ места Куликовской битвы. 2. Русский богатырь, противник Челубея. 3.   Русский   князь,   стоявший   во   главе   войска   в Куликовской битве. 4. Татарский богатырь, сразившийся в поединке с русским витязем. 5. Основатель Троицкого монастыря. 6. Поле битвы 8 сентября 1380 года. 7. Московский князь, дед Дмитрия Донского. 8.   Город,   князь   которого   организовал   отпор ордынцам. 9. Прозвание князя ­ победителя в Куликовской битве. 10. Военачальник монголо­татар. ­ Молодцы! Хорошо усвоили материал. Слайд 18­19      Потомки помнят. ­   Ребята,   народ   помнит   своих   героев.   Много памятников   поставлено   героям   Куликовской  Храм   Сергия   Радонежского, битвы: увековечивший   память   героев   Куликовской  2)  Памятник   Дмитрию   Донскому   на битвы. месте   Куликовской   битвы.  3)  Куликово   поле, монумент героям Куликовской битвы.  4)   Храм Рождества   Пресвятой   Богородицы   в   селе Монастырщина. 5)  Памятник Пересвету и Баяну в Брянске. Вывод ­ Ребята, а вы как думаете, зачем мы изучаем эти события? И нужно ли помнить героев, которые защищали нашу Родину? ­ Правильно, ребята! 1.   Каковы   были   Ваши   цели   перед   занятием   и насколько их удалось реализовать?    2.   Перечислите   трудности,   с   которыми   Вы столкнулись:   а)   при   изучении   темы;   б)   при ответе на задания.  1) Ответы детей Оценивают работу 7. Итог урока. Время: 5 мин.  Работа в группах.  Кроссворд.  (проверка на слайде) 8. Рефлексия. Время: 3 мин.3. Каким образом Вы преодолевали трудности? За счет чего? 4. Что Вам удалось больше всего при изучении темы и почему? 5. Что не получилось и почему? Слайд 20     Наш урок подходит к концу, и я хочу закончить  его словами поэта и военного летчика Алексея  Афанасьевича Чумакова.  Вовеки славься, Русь, Россия! И будь всегда сама собой. Твои народы вместе – сила! Никто не справится с тобой! 9. Домашнее  задание. Время: 1 мин. Творческое задание: Нарисовать одного из  правителя: Дмитрия Донского или Мамая. Записывают домашнее задание. Подпись учителя: _________/___________________________                                  _________/___________________________                                  _________/___________________________    Дата проведения: _____________________________________