Разработка урока по окружающему миру на тему "Куликовская битва"
Оценка 5

Разработка урока по окружающему миру на тему "Куликовская битва"

Оценка 5
Презентации учебные +1
docx
окружающий мир
4 кл
07.05.2018
Разработка урока по окружающему миру на тему "Куликовская битва"
Конспект.docx
План ­ конспект урока по окружающему миру для учащихся 4 «А» класса. Тема: «Куликовская битва» УМК: «Школа России» Тип урока: открытие новых знаний. Цель: формирование представления обучающихся о Куликовской битве, о  подвигах защитников Руси. Задачи: Обучающая: познакомить с ходом и значением  Куликовской битвы; качества    великого князя Дмитрия Донского. Развивающая: развивать нравственные чувства сопереживания и ответственности за других людей;  эмоции и чувства (негодования, удивления, гордости); умение  анализировать, делать выводы, обобщать, давать оценку  событиям, которые  изучают. Воспитывающая: воспитывать чувство патриотизма, гордости за свою Родину,  бережного, трепетного отношения к историческому наследию России;  любознательность и пытливость в процессе учения; чувство взаимопомощи. Планируемые результат:  Личностные: принимают и осваивают социальную роль обучающегося;  стремятся развивать познавательную активность, пространственное воображение, словарный запас детей, память, внимание, навыки сотрудничества со  сверстниками и со взрослыми; проявляют самостоятельность, личную  ответственность и чувство гордости за страну. Предметные: знают,   Москва   –   центр   борьбы   с   ордынским   владычеством, причины   открытых   военных   столкновений   Москвы   и   Орды,   точную   дату Куликовской   битвы,   ее   героев,   значение   Куликовской   битвы   для   Руси,   ее последствия. Метапредметные: Познавательные: способны понимать учебную задачу, выделять и  формулировать познавательные цели, строить логическую цепочку рассуждений,  устанавливать причинно ­ следственные связи, работать с учебником, рабочей  тетрадью;  Регулятивные: умеют планировать, прогнозировать, контролировать и  оценивать собственную деятельность и деятельность партнёров, корректировать  свою деятельность;  Коммуникативные: могут слушать собеседника и вести диалог; умеют  достаточно полно и чётко выражать свои мысли, аргументировать свою точку  зрения. Оборудование: проектор, экран, компьютер, презентация; раздаточный материал для работы в парах, для работы в группах, учебники, тетради. Методы проведения мероприятия: рассказ, беседа, практические задания. Формы работы: индивидуальная; фронтальная; групповая. Этапы урока 1.Организационный  этап. Время: 1 мин. 2.Актуализация  опорных знаний. Время: 15 мин. Работа в группах Ход урока. Деятельность учителя ­ Здравствуйте, ребята! Садитесь. ­ Говорят, что нельзя считать культурным того человека,   который   не   знает   истории   своей Родины,   своего   народа.   В   истории   нашего Отечества   было   всё:   и   взлёты,   и   падения,   и триумф, и поражения. И только история должна и может дать нам спокойный и честный ответ на вопрос:   «Что   составляет   славу   и   гордость   на жизненном   пути   народа,   а   что   –   бесчестие   и позор?» ­  Каждое   поколение,   как   и   каждый   человек, учится   на   своём   собственном   опыте,   на   своих ошибках.   И   всё   же   история   былых   времён должна учить всех нас. Ведь в этом заключается её   главное   предназначение.   Важно   лишь правильно воспринять её уроки. Знать прошлое – это значит,  во многом понять настоящее и уметь предвидеть будущее. А   сейчас   обратимся   к   прошлому   и   вспомним главные события,   с которыми   мы с вами уже познакомились.  Слайд 2 Проверь себя (проверка домашнего задания). ­ А теперь ребята, вам нужно выполнить работу в группах. Соотнесите даты и события: 1223г.                                   Нашествие монголо­ татар на Русь 1237г.                                   Битва на реке Калке 15 июля 1240г.                    Ледовое побоище 5 апреля 1242г.                    Невская битва   ­   Ребята,   сегодня   мы   отправимся   в интереснейшее   путешествие   по   страницам истории нашего Отечества. Познакомимся еще с одной из побед русского народа.   Слайды 3­4   ­ Перед вами Москва  современная – столица России и Москва 14 века. Какая связь между этими двумя изображениями? 3. Постановка цели и задач урока. Шли годы. И с Москвою во главе Неспешно, потихоньку, понемногу, Деятельность обучающихся Дети организовано  приветствуют учителя, садятся  на свои места. Выполняют работу в группах. Ответы детей. Время: 2 мин. 4.Изучение нового  материала. Время:20 мин. Из множества разрозненных земель Единое  слагалось государство, Как из перстов слагается кулак. Н. Кончаловская Слайд  5   1380 год…  ­ С каким событием можно соотнести эту дату? ­ В  этот год произошло  очень важное   для   России  событие. Это Куликовская битва. ­ На уроке мы ответим на следующие вопросы:  С  кем  была  эта  битва? Почему   она  произошла? Где   она   была? Как  происходил    ход   битвы? Кто победил в этой битве?  Слайд  6   ­ В 1380 году   в Москве княжил   внук Ивана  Калиты Дмитрий Иванович Донской. Со времён  похода хана Батыя на Русь зависимость её от  Золотой Орды ослабла. Прочитайте части предложений из первого  столбика  и найдите их продолжение во втором. Ответы детей.   Выполняют задание. Работа в парах.    первые 1.В десятилетия после   похода хана   Батыя   на Русь… 2.Со     времён Ивана  Калиты…   3.Во время княжения   внука Калиты Дмитрия Ивановича… …русские   уже сами   собирали дань   со   своих земель.  Князья   к ­ хану   ездили редко,   дань   …стали собирать меньше дани и задерживать   её отправку в Золотую Орду. …дань   собирали монгольские баскаки.   выплачивали нерегулярно. ­   Дмитрий   Иванович,   московского   князь,     не обращал     внимания на   требования   хана,   не хотел ему платить той   дани, которую платили прежде московские князья. ­ Представьте, ребята, что вы живете в то время в Московском княжестве... На протяжении 100 лет ваши   предки   регулярно   платили   дань   Золотой Орде. А ваш князь, стал неуважительно, относится к завоевателям монголо­татарам. Высказывают предположения. Рассказывает сообщение один  обучающийся. Подчеркнув   нужное   слово,   укажите,   какое чувство у вас возникает:       а)      б)       в)       г) боязнь, страх, испуг, ужас; гордость; удивление, недоумение; радость. ­ Предположите, как  отреагировали   татары на  эту дерзость   московского князя? Слайд 7   ­ Мамай пришёл в ярость. И задумал нагнать на русских такого страха, чтобы навсегда отбить у них охоту противиться ханской воле. Он понял, что иначе владычеству татар придёт конец.  Стал собирать Мамай огромное войско. Он  хотел повторить времена Батыя, разгромить  Русь.  Сообщения детей о положении на Руси и  Золотой Орды перед Куликовской битвой. ­   В   ту   пору   в   Орде   было   неспокойно. Многочисленные соперники вели ожесточенную борьбу   за   власть.   Одним   из   наиболее   сильных правителей   оказался   Мамай.   Он­то   и   решил наказать   Русь   за   неповиновение.   Спор   должен был решиться на поле боя.  Летом 1380 года стало известно, что на Русь с огромным войском идет сам Мамай. Тотчас по приказу   великого   князя   Дмитрия   Ивановича помчались   гонцы   в   разные   стороны   Русской земли   с   призывом   собирать   силы   для   отпора врагу. И потянулись к Москве княжеские полки и дружины. Шли и те, кто никогда не держал в руках оружия, ­ крестьяне и горожане.  За 30 дней собралось такое войско, какое ещё никогда   не   собиралось   на   Руси.   Тут   были дружины   почти   всех   русских   князей,   а   также ополчения разных городов. Главные дружинники явились во всеоружии. Слайд 8   Слайд 9    ­ А сам князь Дмитрий отправился в Троицкий монастырь.  Сергий   радушно   встретил   князя Дмитрия и долго с ним беседовал. На прощание, в присутствии  всех, перекрестил его и сказал: «Иди на поганых, и Бог будет тебе помощником!» Затем наклонился   к   князю   и   тихо   добавил:   «Ты победишь».    В помощь князю он отправил двух     (сообщение ученика) Мнения детей. Ответы детей. богатырей – Пересвета и Ослябю. Слайд 10  отрывок из мультфильма ­     И вот великий князь Дмитрий двинул свою  рать против непобедимого до того  врага.   Слайд 11      ­ Давайте обратимся к карте и посмотрим путь Дмитрия с войском к месту сражения.  ­ Он сам выбрал место для решающей битвы,  переправив войско через Дон.   ­ После   переправы   русских   войск   через   реку Дмитрий Иванович  приказал сжечь мосты.  ­   Как   вы   считаете,   с   какой   целью   это   было сделано? 1.Чтобы   никто   и   не   думал   о   возможности отступления. 2.Чтобы войско противника не смогло зайти в тыл  русскому войску. Слайд 12   ­   Ранний   утренний   туман   стлался   над   полем будущей   битвы,   когда   здесь   выстроились русские   полки.   Над   рядами   копий,   готовых   к бою,   ветерок   слегка   колыхал   знамена.   Над главным   полком   развевалось   великокняжеское знамя   с   ликом   Иисуса   Христа.   А   сам   князь   в одежде рядового ратника стоял в общем строю.  И сказал князь: «Где вы, там и я. Скрываясь назади, могу ли я сказать вам: «Братья! Умрем за Отечество! Слово моё будет делом! Я вождь и начальник, стану впереди и хочу положить свою голову в пример другим. Честная смерть лучше позорной   жизни!   Лучше   бы   вовсе   не   идти   на брань,   чем   пришедши   сюда   и   ничего   не сделавши, назад возвращаться»  Существует легенда, что сражение началось с  поединка двух воинов – богатырей. Что такое  поединок, найдите  в толковом словаре  объяснение этого слова.     Поединок – не просто единоборство двух  воинов. По понятиям тех времён – в поединке  решалась судьба, а судьба – не  что иное, как  суд бога, а потому и побеждает  представитель того воинства, на чьей стороне бог. Слайд 12     ­ Этот вызов принял богатырь Пересвет. С  копьём наперевес мчались всадники друг на  Работа со словарями  С.Ожегова и В.Даля в группах. 5. Физминутка. Время: 2 мин. 6. Продолжение  изучения нового  материала. Время: 3 мин. друга и сшиблись на всём скаку. Кони их едва  устояли, а оба воина насмерть поразили друг  друга. Слайд 13     ­ И страшно было видеть, как две великие силы  сходились на кровопролитие, на неминуемую  смерть: татарское войско, темнеющее во мраке,  мрачное, и русская рать в светлых доспехах, как  великая река лилась, как море зыбилась, и  солнце светило, сияло над ними, испуская на них свои лучи”. Сейчас вы просмотрите ход Куликовской битвы. Слайд 14 Просмотр «Интерактивной карты» Слайд 15     ­ Одним из первых пал на поле брани любимый  друг Дмитрия, принявший обличие князя. А что  же великий князь? ­ По­разному рассказывают о судьбе великого  князя во время сражения. Выберите версию,  которой вы поверили: 1.   Согласно одним авторам, его тяжело ранили,  сбили с коня, и он вынужден был укрыться в  чаще до конца сражения. 2.   По другой же версии, Дмитрий до самого  конца участвовал в битве и «стал на костях  татарских», то есть сам провозгласил победу. 3.   А по третьей версии, его нашли без сознания  среди груды трупов и без единой царапины. Ребята,   вы   уже   поняли:   Куликовская   битва имеет   огромное   значение   для   Руси. Предположите, каково значение этой битвы.  ­ А теперь давайте немного передохнем. ­ В погожий осенний день князь Дмитрий  Иванович с войском торжественно, под  колокольный звон вступил в Москву.  Долгожданную победу праздновали долго и  широко. А погибших  хоронили восемь дней.  С победой у русского народа появилась крепкая надежда   освободиться   от   власти   Орды.   Эту надежду   люди   связывали   с   именем   Дмитрия Донского – так народ в память победы на Дону стал называть тридцатилетнего князя. ­   Но   лишь   сто   лет   спустя   после   Мамаева побоища   обрели   русские   земли   полную Ответы детей. Ответы детей. Выполняют видеофизминутку. независимость от Орды. Несмотря на поражение, на   Куликовом   поле,   враг   был   ещё   силён   и многочислен.   Набеги   ордынцев   на   Русь продолжались.   Благодаря   Куликовской   битве был   уменьшен   размер   дани   Золотой   Орде.   Но враги   уже   избегали   меряться   силой   с  Русью  в больших сражениях. Слайд 17       ­ Теперь   проверим,   насколько   вы   внимательно слушали и как усвоили новый материал.  1. Приток Дона близ места Куликовской битвы. 2. Русский богатырь, противник Челубея. 3.   Русский   князь,   стоявший   во   главе   войска   в Куликовской битве. 4. Татарский богатырь, сразившийся в поединке с русским витязем. 5. Основатель Троицкого монастыря. 6. Поле битвы 8 сентября 1380 года. 7. Московский князь, дед Дмитрия Донского. 8.   Город,   князь   которого   организовал   отпор ордынцам. 9. Прозвание князя ­ победителя в Куликовской битве. 10. Военачальник монголо­татар. ­ Молодцы! Хорошо усвоили материал. Слайд 18­19      Потомки помнят. ­   Ребята,   народ   помнит   своих   героев.   Много памятников   поставлено   героям   Куликовской  Храм   Сергия   Радонежского, битвы: увековечивший   память   героев   Куликовской  2)  Памятник   Дмитрию   Донскому   на битвы. месте   Куликовской   битвы.  3)  Куликово   поле, монумент героям Куликовской битвы.  4)   Храм Рождества   Пресвятой   Богородицы   в   селе Монастырщина. 5)  Памятник Пересвету и Баяну в Брянске. Вывод ­ Ребята, а вы как думаете, зачем мы изучаем эти события? И нужно ли помнить героев, которые защищали нашу Родину? ­ Правильно, ребята! 1.   Каковы   были   Ваши   цели   перед   занятием   и насколько их удалось реализовать?    2.   Перечислите   трудности,   с   которыми   Вы столкнулись:   а)   при   изучении   темы;   б)   при ответе на задания.  1) Ответы детей Оценивают работу 7. Итог урока. Время: 5 мин.  Работа в группах.  Кроссворд.  (проверка на слайде) 8. Рефлексия. Время: 3 мин. 3. Каким образом Вы преодолевали трудности? За счет чего? 4. Что Вам удалось больше всего при изучении темы и почему? 5. Что не получилось и почему? Слайд 20     Наш урок подходит к концу, и я хочу закончить  его словами поэта и военного летчика Алексея  Афанасьевича Чумакова.  Вовеки славься, Русь, Россия! И будь всегда сама собой. Твои народы вместе – сила! Никто не справится с тобой! 9. Домашнее  задание. Время: 1 мин. Творческое задание: Нарисовать одного из  правителя: Дмитрия Донского или Мамая. Записывают домашнее задание. Подпись учителя: _________/___________________________                                  _________/___________________________                                  _________/___________________________    Дата проведения: _____________________________________

Разработка урока по окружающему миру на тему "Куликовская битва"

Разработка урока по окружающему миру на тему "Куликовская битва"

Разработка урока по окружающему миру на тему "Куликовская битва"

Разработка урока по окружающему миру на тему "Куликовская битва"

Разработка урока по окружающему миру на тему "Куликовская битва"

Разработка урока по окружающему миру на тему "Куликовская битва"

Разработка урока по окружающему миру на тему "Куликовская битва"

Разработка урока по окружающему миру на тему "Куликовская битва"

Разработка урока по окружающему миру на тему "Куликовская битва"

Разработка урока по окружающему миру на тему "Куликовская битва"

Разработка урока по окружающему миру на тему "Куликовская битва"

Разработка урока по окружающему миру на тему "Куликовская битва"

Разработка урока по окружающему миру на тему "Куликовская битва"

Разработка урока по окружающему миру на тему "Куликовская битва"

Разработка урока по окружающему миру на тему "Куликовская битва"

Разработка урока по окружающему миру на тему "Куликовская битва"

Разработка урока по окружающему миру на тему "Куликовская битва"

Разработка урока по окружающему миру на тему "Куликовская битва"
Скачать файл