Разработка урока русского языка в 6 классе на тему:"Имя числительное как часть речи"
Оценка 5
Разработки уроков
doc
математика +1
6 кл
15.05.2018
Данный урок может дать учащимся понятие о числительном как о части речи, показать общее значение, морфологические признаки и синтаксическую роль числительных; позволит формировать умения находить в тексте числительные, развивать умения обобщать изученный материал, делая самостоятельные выводы, а также может способствовать развитию культуры речи учащихся; воспитывает любовь к родному языку.Разработка урока русского языка в 6 классе на тему:"Имя числительное как часть речи"
Имя числ . У и П 141.doc
РЯ 6 . У № ____. Имя числительное как часть речи.
Цели урока:
дать понятие о числительном как о части речи, показать общее значение, морфологические признаки и
синтаксическую роль числительных;
формировать умения находить в тексте числительные, развивать умения обобщать изученный материал, делая
самостоятельные выводы, способствовать развитию культуры речи учащихся;
воспитывать любовь к родному языку.
Ход урока
I.
II.
Организационный момент
Актуализация ранее изученных знаний
Вспомните, какой раздел русского языка изучает части речи?
(части речи изучает раздел лингвистики Морфология)
На какие 2 группы делятся все части речи русского языка?
(на самостоятельные и служебные)
Назовите самостоятельные части речи. (имя сущ, имя прил, глагол, наречие, местоим., причастие,
деепричастие, имя числительное)
А теперь назовите служебные. (предлог, союз, частица)
Хорошо
III
. Целеполагание
Запишите число, классная работа , а тему определите сами, отгадав загадку: Быстро предметы оно
сосчитает,
Строгий порядок при счёте их знает.
На два вопроса ответит вам только,
Это вопросы Который? и Сколько?
Цифры частенько его заменяют,
Люди его в устной речи склоняют,
Часто при этом они ошибаются,
Как его звать, кто скорей догадается?( имя числительное)
Запишите тему: Слайд 1(Имя числительное как часть речи)
Постановка целей для учащихся (Слайд 2)
знать: основные признаки имени числительного
уметь: классифицировать имена числительные по грамматическому значению и структурным особенностям
IV Формирование новых знаний.
1 Известный писатель К.Г. Паустовский сказал о русском слове так: «Нет ничего такого в жизни и в нашем
сознании, что нельзя было бы передать русским словом…» В русском языке есть слова , называющие числа
(Слайд 3)
Огромную роль в жизни человека играют числа первого десятка, с ними вы знакомились ещё в первом
классе, узнавая цифру за цифрой.(слайд 4)
Перед вами числа разряда единиц, заменим их словами и запишем . Обратите внимание на написание
безударных гласных в некоторых из них (подчёркивание на экране)
(слайд5 )
Что нужно сделать, чтобы определить, какой частью речи является слово?
На какие признаки следует обращать внимание?
1.Значение слова
2.Вопросы, на которые отвечает слово
3.Морфологические признаки слова
4.Синтаксическая роль
Слова первого десятка, с которыми мы работали, являются количественными именами числительными.
Именно от этих чисел
Фактически и возникает всё многобразие числительных, позволяющих вести счёт.
А хотите узнать, как появились числительные? Смотрите! (Сценка Кто подсчитает?
Числительные счёт любят! Не сразу человек научился считать и создал имя числительное. Из всех
частей речи эта – самая молодая.
А хотите послушать, как впервые было выдвинуто Числительное другими частями речи? К сожалению,
мы попали к концу их разговора.
Кто за это предложение, прошу поднять руку, сказал Председатель. – Существительное, подсчитайте
количество голосов.
Ктото крикнул: «Много», и Существительное подхватило:
Много!
Вы же не считали! Или вы не хотите считать? возмущённо спросил Председатель.
Уважаемый Председатель! – вступился Глагол. – Существительные не умеют считать по порядку, у
него единственное число, обозначающее один предмет, и множественное со значением неопределенного
множества.
Но кто же подсчитает нам голоса? – расстроился Председатель.
Числительное!!! – хором выдохнул зал.
Вот, оказывается, какая важная часть речи это Числительное.
(В.Волина)
А сейчас Лукьянченко Максим прочитает стихотворение об имени числительном.
Ученик: Прослушайте стихотворение. Запишите имена числительные, которые услышали. Какие это
числительные?
Вместе с другом захотели
Мы однажды подсчитать:
Сколько дней у нас в неделе –
Три, четыре или пять?
Мы до вечера пыхтели,
Но найти ответ сумели,
И ответа нет верней:
Ровно семь в неделе дней.
(ответы детей: три, четыре, пять, семь количественные)
Физминутка
2 Раз – подняться, потянуться,
Два – согнуться, разогнуться,
Три – в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре – руки шире,
Пять – руками помахать,
Шесть – на стульчик тихо сесть
Иногда нам необходимо назвать не количество предметов, а их порядок при счёте.(слайд 6) Они так и
называются – порядковые. На какой вопрос отвечают? (какой?)
У какой части речи есть похожий вопрос? ( у прилагательного)
А как различать их? ( У этих частей речи разные значения, приле обозначают признак предмета, а
числительные порядок при счёте, вопрос следует задавать Который по счёту?)
Обратите внимание, как образовались порядковые числительные от количественных. Кроме «первый ,
второй» образовываются от соответствующих числительных.
У вас на столах лежат таблички. Думаю, самое время занести в неё наши результаты наблюдений.
( табличка колич/ порядк.)(Слайд7)
Вспомните морфологические признаки имени прилагательного. Назовите их.( род, число , падеж) Проверим
наличие этих признаков у числительного. Начнём с падежа и выясним изменяются ли числительные по
падежам.
Возьмём числительное «шесть» и просклоняем его.( слайд 8(таб. пустая )
У вас у каждого табличка. Просклоняйте в ней.
Проверим! (Слайд8(таб. заполнена)
(Слайд 9)
Внимательно изучите надписи к рисункам и сделайте вывод о других грамматических признаках. (
Порядковые числ. изм. по родам и числам, количественные не измен. по родам и числам, за
исключением числит. «один» и «два». Числительное «один» измен. по родам и числам, а числит.
«два» измен. только по родам, причём форма мужского рода и среднего совпадает.)
Занесём эти данные в таблицу.
Алеся подготовила презентацию «Морфологические признаки числительных». Ещё раз повторим их.
О синтаксической роли имени числит. расскажет нам Вика Мариненко.
Запишем в таблицу каким членом предложения могут быть колич. числ. и порядковые. Кому сложно
записать на память, воспользуйтесь материалом учебника с.101.
В повседневной жизни мы постоянно сталкиваемся с числит. дома, в школе на улице. Человеку просто не
обойтись без числительных, так как они живут рядом с нами. Ира Мацегорова подготовила презентацию
«Числительные вокруг нас» с заданиями. Вы должны быть внимательны , чтобы правильно записать ответы
в тетрадь.
По ходу проверяем.
V. Закрепление
3 Ещё раз проработаем схему группы числительных (слайд 11).Приведите примеры. Обратите внимание на
с.103 учебника, она вам поможет.
Составьте небольшой рассказ о себе и своем классе, вставляя вместо точек имена числительные.
Меня зовут … . Мне … лет. Я учусь в … классе.
В нашем классе … человек: … девочек и …
мальчиков. Сегодня по расписанию у нас …
уроков. Сейчас заканчивается … урок.
VI. Итог урока
С какой частью речи мы сегодня познакомились?
На какие группы делятся все числительные?
На какие вопросы отвечают?
VII Домашнее задание
1. Составить ребусы с числительными, нарисовать фразеологизмы, подобрать пословицы с
числительными
2. Упражнение 721.
VIII Рефлексия
Оцените свою работу, выбрав смайлик на экране.
4
Разработка урока русского языка в 6 классе на тему:"Имя числительное как часть речи"
Разработка урока русского языка в 6 классе на тему:"Имя числительное как часть речи"
Разработка урока русского языка в 6 классе на тему:"Имя числительное как часть речи"
Разработка урока русского языка в 6 классе на тему:"Имя числительное как часть речи"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.