Разработка викторины по краеведению "Открывая Родину, узнаём себя..." (6 класс, внеклассное мероприятие)
Оценка 5

Разработка викторины по краеведению "Открывая Родину, узнаём себя..." (6 класс, внеклассное мероприятие)

Оценка 5
Лекции +1
docx
воспитательная работа
6 кл
29.04.2018
Разработка викторины по краеведению "Открывая Родину, узнаём себя..." (6 класс, внеклассное мероприятие)
Краеведение – это сложная, кропотливая и системная работа. Ребёнок не может справиться с ней без помощи взрослого, который откроет растущему человеку смысл и закономерности, обучит системе работы по краеведению. Викторина – путешествие помогает детям лучше узнать свой край, увидеть красоту и неповторимость родной земли. Они убедились в том, что память – это духовный мост, соединяющий день сегодняшний и день вчерашний, настоящее и прошлое. Память помогает нам полнокровно жить, творить, утверждать новое. После проведения викторины-путешествия многие ребята захотели подробнее познакомиться с имеющимися в библиотеке альбомами, воспоминаниями старожилов
открывая родину викторина.docx
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение  «Специальная школа – интернат № 66»                                                                         Подготовила                                     учитель русского языка и чтения                                     Барсукова Л.С.  Новокузнецк, 2018 Открывая Родину, узнаём себя… (Путешествие – викторина) Участники: обучающиеся младшего и среднего звена.  Подготовительная работа: за неделю до мероприятия ребятам даются задания: подготовить сообщений о растениях, растущих в окрестностях села и занесённых в Красную книгу, по материалам учебника ОБЖ сформулировать правила поведения в лесу, нарисовать рисунок или сочинить стихотворение о Новокузнецке.   Для   каждого   ребёнка   готовится   кроссворд   о   животных, населяющих наши леса, разрезанная карта Кемеровской области, подбираются частушки. Хорошо рисующий ученик готовит красочные, иллюстрированные плакаты с названиями станций: географическая, историческая, экологическая, музыкальная, игровая. Оформление:  в   классе   готовится   книжная   выставка,   на   которой представлены   материалы   по   краеведению:   книги,   альбомы,   рисунки, сочинения,   стихотворения   ребят   о   своём   селе.   Красочные   плакаты информируют ребят о станциях, на которых побывают путешественники. Цель: знакомство учащихся со своей малой родиной. Цель достигается путём решения следующих задач: ­   познакомить   ребят   с   историей   и   географией   Кузбасса   и   города Новокузнецка; ­ развивать умение строить правильные, полные ответы на поставленные вопросы; ­ способствовать воспитанию любви к своей родине, желания защищать и охранять её.  Ход занятия Вступительное слово Дорогие ребята! Сегодня   вы   станете   участниками   путешествия   по   родному   краю.   На нашем пути несколько станций, на которых мы будем делать остановки. На станциях вы будете получать информацию по теме, вынесенной в название. Вы должны будете внимательно послушать, так как конечная наша станция «Игровая». На ней мы проведем викторину по выявлению лучшего знатока родного края. Тот, кто лучше всего знает свой край, получит приз. Н.Г. Чернышевский писал: «Можно не знать тысячи наук и все­таки, быть образованным человеком, но не любить истории может только человек, не развитый умственно». А по поводу любви к истории отечества поэт сказал следующее: «Отечество, как собственное сердце, нельзя дать в долг, отдать, иль заменить». Итак, в путь. Первая станция «Географическая». Широки и необозримы просторы нашей великой и прекрасной Родины — России. Неотделимой частицей нашей страны является Кузбасс, так часто называют Кемеровскую область, которая была образована в 1943 году. Это край угля и металла, химической продукции и машин. В недрах нашего края таятся колоссальные запасы каменного угля и железной   руды.   Различных   строительных   материалов.   Ну,   а   наша   природа разнообразна   и   неповторима.   Телеуты   и   шорцы   —   древнейшие   жители Кузнецкой   земли.   Истоки   названия   «Кузнецкая   земля»   уходят   к   предкам современных шорцев, живших в верховьях Томи, Мрассу, Кондомы. Их за умение   получать   железо   из   руды   называли   «кузнецами».   Это   послужило основанием   назвать   первый   острог   (1618   г.)   Кузнецким,   первый   город Кузнецком и всего нашего края — Кузнецкая земля.  В   1721году   в   районе   нынешнего   города   Кемерово   крепостной рудознатец   Михайло   Волков   обнаружил   выходы   «горючего   камня».   Этим было   положено   начало   открытию   главного   богатства   Кузнецкой   земли   — каменного   угля.   Наша   Кемеровская   область   расположена   почти   в   центре России. Давайте посмотрим на карту Кемеровской области. Назовите самый южный город, самый северный, а где приблизительно находится Новокузнецк. В   современных   границах   Кемеровская   область   была   образована   26  января 1943   года.   Площадь   области   —   95,5   тысячи   квадратных   километров.   По площади Кемеровская область самая маленькая в Западной Сибири. Важной особенностью географического положения Кемеровской области является то, что   она   находится   в   глубине   огромной   части   суши   —   в   центре   материка Евразия.   Всю   территорию   области   пересекают   реки   —   Томь,   Кия,   Иня, которые относятся  к  бассейну  одной из крупных  рек —  Оби (смотрят  на карте). Вторая станция «Историческая». «Знай, свой город, в котором ты живешь». На   территории   современной   Кемеровской   области   первобытный человек   появился   100   –   150     тысяч   лет   назад.   Места   древнейшего расселения человека в Кузбассе – поселение древнекаменного века у села Шестаково на берегу реки Кии, Томская  писаница в Яшкинском районе и другие. На протяжении   многих веков независимо от Руси протекала жизнь местных   народов  Сибири,  пока   в  эти   края   не  пришли   отряды   казацкого атамана   Ермака.   В   1552   году   к   Московской   Руси   было   присоединено Казанское ханство, однако лишь   с 1582 года, когда Ермак занял столицу Сибирского ханства, сюда потянулись русские люди. В начале XVII века началось неродное движение в Сибирь. Бежали крестьяне, ехали торговать купцы,   шли   и   промышленники   с   целью   начать   новое   дело.   У   местного населения, шорцев, была хорошо развита чёрная металлургия, что вызвало у русских   несказанное   удивление,   вылившееся   в   название   острога, построенного ими в 1618 году – Кузнецк. Общая   численность   русского   населения   Кузнецкой   земли   была невелика. По ревизии 1722 – 1724  годов в кузнецком уезде учтено 1511 мужских ревизских душ, в самом Кузнецке – 1363 души. В 1745 году в «Кузнецком   ведомстве»   числилось   на   «окладе»   уже   4801   крестьянин   и посадских мужского пола или примерно 8­9 тысяч всего населения. Кузнецк   до   1918   года   оставался   единственным   городом   в   уезде. Кемерово в то время было небольшой деревней. Промышленный интерес к земле   Кузнецкой   появился   с   открытия     «горючего   камня»   рудознатцем Михайло Волковым, в 1721 году отправившим   царю Петру I весточку о своей   находке   (в   районе   Горелой   Горы,   близ   деревни   Кемерово),   а промышленное освоение и добыча угля развернулась лишь в конце XIX века при постройке Сибирской железной дороги и деятельности акционерного общества   «Копикуз»   («Копи   Кузбасса»).   Строительство   Сибирской магистрали в   в 90­е годы XIX века открыло путь в Кузбасс русскому и зарубежному капиталу. Третья станция «Экологическая».     Замечательное   место   выбрали   первые   жители   села.   Новокузнецк расположился   на   возвышенности.   Со   всех   сторон   оно   окружён   березами, елями   и   соснами.   Красота   неописуемая   в   любое   время   года.   Тайга представляется мрачной тем, кто мало ее знает.   Здравствуй, лес, дремучий лес, полный сказок и чудес! Ты о чем шумишь листвою  ночью темной, грозовою? Что ты шепчешь на заре,  весь в росе, как в серебре? Кто в глуши твоей таится? Что за зверь?     Какая птица? Все открой, не утаи:   Ты же видишь мы свои!  (Погорельский). Замечательный   писатель   и   большой   любитель   природы   М   Пришвин писал:   «Мы   —  хозяева   нашей   природы,  и   она   для   нас   кладовая   солнца   с великими сокровищами жизни. Рыбе — вода, птице — воздух, зверю — лес и горы.  А   человеку   нужна   Родина.   И   охранять   природу   —  значит   охранять Родину». Многое   делается   для   охраны  природы:   посажены  леса,  организованы заповедники,   сохранены   от   полного   уничтожения   многие   виды   животных, например, бобры. Лоси, рыси. Человек многим обязан природе, лесу.   ­Чем же именно дорог нам лес?  ­Почему мы с лесом дружим?  ­Для чего он людям нужен? Лес — это наше богатство! Лес — это зеленый наряд нашей Земли. Там, где лес, всегда чистый воздух. Лec — это дом для зверей и птиц. Лес   –   это   наш   друг:   задерживая   влагу,   он   помогает   человеку выращивать хороший урожай. Лес – это кладовая, щедро отдающая свои дары: орехи, ягоды, грибы. С ранней весны до поздней осени в лесах, на полях цветёт много цветов; только стаял снег, а в лесу уже распускается подснежник. Выглянул подснежник В полутьме лесной, Маленький разведчик, Посланный весной.  ­  А какие растения, растущие в окрестностях Новокузнецка, занесены в Красную книгу?  (Ответы ребят, рассказы, подготовленные дома о растениях, занесённых в Красную книгу). Сообщения ребят о растениях Кузбасса, занесённых в Красную книгу Ландыш. Проснулся лес, весной разбуженный, Деревья по ветру парят, Весёлых ландышей жемчужины Под каждым кустиком горят. Пусть дуют ветры прокалённые, И дождик хлещет на цветок, Но лес зелёными ладонями Прикрыл дрожащий огонёк.    Когда солнышко разлило светлое тепло вокруг себя, навстречу его лучам протянул широкие листья маленький серебристый ландыш. Понежился несколько мгновений и начал петь гимн весне. Весь лес от цветов до птиц стал подпевать ландышу: ведь ландыш является лучшим цветком майского леса. Каждый   цветок   его   кажется   маленьким   прозрачным   кувшинчиком, перевёрнутым горлышком вниз. И из каждого кувшинчика в изобилии льёт на лужайку тонкий аромат. А так как таких кувшинчиков великое множество, то лужайка просто млеет от удовольствия, принимая душистые ванны. Стоит постоять несколько мгновений и покажется, что колеблемые ветерком цветы, словно   с   кем­то   перешёптываются.   По   немецкому   преданию,   они перешёптываются с весной. После цветения ландышей на месте осыпавшихся лепестков появляется красная ягода. Немцы уверяют, что это не ягоды вовсе, а горючие слёзы, которыми ландыш оплакивает расставание с весной. А по древнерусской легенде царевна Волхова полюбила юношу Садко в то время, когда Садко отдал свое сердце девушке полей и лесов Любаве. Опечаленная Волхова вышла на берег и стала плакать. И там, где падали слезинки царевны, выросли ландыши — символ чистоты, и боли нежного девичьего сердца. В древности ландыш считался символом врачебного искусства и был преподнесен   Копернику   в   знак   признания   его   врачебных   заслуг.   В   период цветения ландышей в Древней Германии проводились народные гуляния, где ландыш был посвящен богине зари и вестнице весны Остаре; парни и девушки на околицах, разжигали костры и танцевали до тех пор, пока цветы в руках не увядали. Тогда они бросали их в костер, принося в жертву богине. Жарки. Птичьи песни звенят над лугами зеленого мая, И светло, и прозрачно в долине журчат родники. По траве — мураве, что вокруг без конца и без края, Золотые жарки рассыпают свои огоньки. Дует ветер на них, раздувая цветочное пламя, Так пылают цветы, что вот — вот горизонт подожгут. Так цветы горячи, что их боязно трогать руками, За полуденный жар их в народе жарками зовут. Жарки   —   цветы   Сибири   и   Алтайских   гор.   Они   как   раскаленные угольки, мелькают в темной зелени трав. Луг, засеянный жарками, подобен оранжевому морю.  Природа Восточной Сибири и Алтая вбирала в себя только холодные тона   и   потому   не   веселила   людей.   Земля   стала   укорять   природу   за невнимание,   и   природа,   подобрев,   разбросала   по   лугам   и   полянам   цветы. Цветы удивленно смотрели на солнце, на Луну, на купающихся девушек и хотели быть похожими на всех сразу. Природа почувствовала их желание, и, когда цветы раскрылись, они стали то веселые, как солнце то задумчивые, как луна. Легенда   рассказывает,   как   молодой   пастух   Алексей   часто   пригонял табуны коней на водопой к Байкалу. С разгона влетали кони в светлые воды озера, поднимая фонтаны брызг, но неугомонней всех был Алексей. Он так радостно   нырял,   плавал   и   так   заразительно   смеялся,   что   перепутал   всех русалок.   Русалки   стали   придумывать   разные   хитрости,   чтобы   завлечь Алексея, но ни одна из русалок не удостоилась внимания молодого пастуха. Но одна русалка так полюбила Алексея, что не захотела с ним расстаться. Она стала выбираться из воды и незаметно следовать за пастухом. Волосы ее выгорели от солнца и стали золотыми. Холодный взор загорелся. Но и тут Алексей   оставался   равнодушен.   Последний   раз   она   сидела   неподалеку   от Алексея у ночного костра, пытаясь обратить на себя его внимание шепотом. Но наступило утро, и русалка растаяла в утренних лучах, превратившись в цветок купальницы, который сибиряки ласково называют жарками. Вот какие замечательные цветы растут в окрестностях Новокузнецка. А какие звери живут в лесах Новокузнецка? Что вы знаете о них? (Ученики отгадывают загадки о животных) Загадки о животных Кузбасса 1.Лесной зверек, Живет в дупле, Охотник на дереве и на земле, Может в курятник забраться и кур пересчитать. 2. В одежде богатой, С крепкими зубами. Валит деревья, строит жилище. 3. Обличьем собака, Но нос пятачком, Строит норы большие А мех коричневый торчком. 4. Не мышь, не птица В лесу резвится. По деревьям прыг ­ прыг Полоской черной блестит. 5. Рыжая птичница Пришла в курятник Порядки наводить. 6. В сосне дупло, в дупле тепло. А кто в дупле живет в тепле? 7. Горбоносый, длинноногий, Великан вевисторогий, Ест траву, кустов побеги, С ним тягаться трудно в беге. 8. Меньше тигра, но немножко Болыпе крупной рыжей кошки. На суку она обычно, Притаившись, ждет добычу. ­ А какие из этих животных занесены в Красную книгу?  (Презентация о  Красной книге Кузбасса) ­ А когда вы, ребята, идете в лес, вы должны хорошо знать, как надо вести себя в лесу. ­ Знаете ли вы эти правила?            *Не оставлять мусор в лесу, вырыть яму, собрать мусор и все закопать.            *Не ломать зеленые ветки и деревья, не качаться на них.            *Не разорять муравейники и птичьи гнезда.             *Не рвать большие букеты цветов, особенно беречь и не рвать цветы и   растения, занесённые в Красную книгу             *Не разжигать костры, беречь лес от пожара.     Нет на земле человека, чья жизнь не была бы так или иначе связана с лесом, с жизнью дерева. Без дерева сегодняшняя жизнь просто немыслима. Однако с каждым годом лес все больше нуждается в защите и восстановлении того, что бездумно истреблялось.  ­ А знаете ли вы, почему нельзя жечь сухую траву? У   нас   это   бывает   частенько.   Корни   трав   выгорают,   от   этого   трава становится   реже,   а   в   некоторых   местах   и   вовсе   не   вырастает.   При   этом погибает масса насекомых и их куколок. Давайте   будем   беречь   и   охранять   наше   природное   богатство,   нашу кладовую, которая дает нам очень много. Четвертая станция «Музыкальная». Какое   село   не   любит   частушек   и   веселья.   Вот   и   мы   сейчас   с   вами попоем нескладушки. А за лучшее исполнение частушки ­ приз. Частушки ­ нескладушки 1. Меня девушки не любят,­ Черноватый парень я. Полюбите же, девчата,­ Мама вымоет меня. 2. На стене часы висели, Тараканы стрелки съели, Мухи гири оторвали, И часы ходить не стали. 3. Бело— розовый мужик, Красная рубашка, На головушке сапог, На ноге фуражка. 4. У меня на голове Корова отелилася. Я не знаю, почему Она туда забилася. 5. Завлекательные глазки У теленка нашего Завлекает наш теленок Поросенка вашего. 6. На болоте, на моху Укусил комар блоху. Сидит заяц на березе­ Умирает со смеху. 7. Черты вилами поели Из баранины уху. Не пора ли нам, товарищи, Закончить чепуху? И последняя, итоговая станция «Игровая». Сейчас мы посмотрим, кто был самым внимательным и услышал все, о  чем мы говорили на станциях. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 Ребята собирают карту Кемеровской области.  Назовите главные реки Кузбасса.  В каком году образовалась Кемеровская область?  Кто открыл уголь в Кузбассе?  Почему край назвали Кузбассом?  Коренные жители нашего края.  Почему город  назван  Новокузнецк?  Какие памятники города вам известны? Когда колхозники услышали рокот первого трактора? Назовите растения, занесенные в Красную книгу. Холодное   кушанье   с   квасом.   Издавна   любили   на   Руси,   и называется оно ... 12 13 область? .Что такое изба? С какого года ведет свое начало новокузнецк и Кемеровская  Молодцы! Тот, кто набрал больше жетонов, получает приз. Рефлексия:  с каким настроением вы вернулись из путешествия? Что нового   вы   узнали   за   время   пути?   Какими   впечатлениями   вы   хотели   бы поделиться с теми, кто сегодня с нами не был в путешествии? Заключение Краеведение – это сложная, кропотливая и системная работа. Ребёнок не может справиться с ней без помощи взрослого, который откроет растущему человеку смысл и закономерности, обучит системе работы по краеведению. Викторина – путешествие помогает детям лучше узнать свой край, увидеть красоту и неповторимость родной земли. Они убедились в том,  что память – это   духовный   мост,   соединяющий   день   сегодняшний   и   день   вчерашний, настоящее   и   прошлое.   Память   помогает   нам   полнокровно   жить,   творить, утверждать новое. После   проведения   викторины­путешествия     многие   ребята   захотели подробнее   познакомиться   с   имеющимися   в   библиотеке   альбомами, воспоминаниями старожилов        Россия, Русь –  куда я ни взгляну! За все твои страдания и битвы Люблю твою, Россия, старину, Твои леса, погосты и молитвы, Люблю твои избушки и цветы, И небеса, горящие от зноя, И шёпот ив у омутной  воды, Люблю навек, до вечного покоя… Россия! Русь! Храни тебя, храни!                                       Н.Рубцов Тезаурус Климат – метеорологические условия, свойственные данной местности Коммуникабельность – умение легко общаться с другими людьми Край – крупная административно – территориальная единица, обычно имеющая в своём составе автономную область Летопись – запись исторических событий современником Память   –   способность   и   воспроизводить   в   сознании   прежние впечатления, опыт, а также самый запас хранящихся в памяти впечатлений Погост – сельское кладбище Район – небольшая административно – территориальная единица внутри области Раздолье ­  простор, широкое, свободное пространство Эрудиция – начитанность, глубокие познания   в какой – либо области науки Список источников информации 1 Ильичёв, А.И. География Кузбасса: Природные условия и ресурсы Кемеровской   области   [Текст]:   учебное   пособие   /   А.И.Ильичёв.­   Кемерово: Книжное издательство, 1988. – 141 с. 2 История   села   Бороковка   [Текст]:   информационное   издание   по воспоминаниям жителей села / составители педагоги и учащиеся Бороковской школы. – Бороковка, 1986. – 153 с. 3 Костюнин, О.В. Тяжинский самородок [Текст]: информационное издание / О.В.Костюнин. – Кемерово: Кузбассвузиздат, 2003. – 80 с. 4 Лаврина, В.Л. История Кузбасса в рассказах для детей от древних веков до нашего времени [Текст]: информационное издание / Лаврина В.Л.. – Кемерово: ФГУИПП «Кузбасс», 2004. – 80 с. 5 Они   сражались   за   Родину   [Текст]:   воспоминания   ветеранов войны / составители педагоги и учащиеся  Бороковской школы. – Бороковка, 1989. – 26 с. 6 Шабалин, В.М. Тайны имён земли Кузнецкой [Текст]: справочное /   Областной   институт   –   Кемерово: издание   усовершенствования учителей, 1994. – с. 15   В.М.Шабалин.

Разработка викторины по краеведению "Открывая Родину, узнаём себя..." (6 класс, внеклассное мероприятие)

Разработка викторины по краеведению "Открывая Родину, узнаём себя..." (6 класс, внеклассное мероприятие)

Разработка викторины по краеведению "Открывая Родину, узнаём себя..." (6 класс, внеклассное мероприятие)

Разработка викторины по краеведению "Открывая Родину, узнаём себя..." (6 класс, внеклассное мероприятие)

Разработка викторины по краеведению "Открывая Родину, узнаём себя..." (6 класс, внеклассное мероприятие)

Разработка викторины по краеведению "Открывая Родину, узнаём себя..." (6 класс, внеклассное мероприятие)

Разработка викторины по краеведению "Открывая Родину, узнаём себя..." (6 класс, внеклассное мероприятие)

Разработка викторины по краеведению "Открывая Родину, узнаём себя..." (6 класс, внеклассное мероприятие)

Разработка викторины по краеведению "Открывая Родину, узнаём себя..." (6 класс, внеклассное мероприятие)

Разработка викторины по краеведению "Открывая Родину, узнаём себя..." (6 класс, внеклассное мероприятие)

Разработка викторины по краеведению "Открывая Родину, узнаём себя..." (6 класс, внеклассное мероприятие)

Разработка викторины по краеведению "Открывая Родину, узнаём себя..." (6 класс, внеклассное мероприятие)

Разработка викторины по краеведению "Открывая Родину, узнаём себя..." (6 класс, внеклассное мероприятие)

Разработка викторины по краеведению "Открывая Родину, узнаём себя..." (6 класс, внеклассное мероприятие)

Разработка викторины по краеведению "Открывая Родину, узнаём себя..." (6 класс, внеклассное мероприятие)

Разработка викторины по краеведению "Открывая Родину, узнаём себя..." (6 класс, внеклассное мероприятие)

Разработка викторины по краеведению "Открывая Родину, узнаём себя..." (6 класс, внеклассное мероприятие)

Разработка викторины по краеведению "Открывая Родину, узнаём себя..." (6 класс, внеклассное мероприятие)

Разработка викторины по краеведению "Открывая Родину, узнаём себя..." (6 класс, внеклассное мероприятие)

Разработка викторины по краеведению "Открывая Родину, узнаём себя..." (6 класс, внеклассное мероприятие)

Разработка викторины по краеведению "Открывая Родину, узнаём себя..." (6 класс, внеклассное мероприятие)

Разработка викторины по краеведению "Открывая Родину, узнаём себя..." (6 класс, внеклассное мероприятие)

Разработка викторины по краеведению "Открывая Родину, узнаём себя..." (6 класс, внеклассное мероприятие)

Разработка викторины по краеведению "Открывая Родину, узнаём себя..." (6 класс, внеклассное мероприятие)

Разработка викторины по краеведению "Открывая Родину, узнаём себя..." (6 класс, внеклассное мероприятие)

Разработка викторины по краеведению "Открывая Родину, узнаём себя..." (6 класс, внеклассное мероприятие)

Разработка викторины по краеведению "Открывая Родину, узнаём себя..." (6 класс, внеклассное мероприятие)

Разработка викторины по краеведению "Открывая Родину, узнаём себя..." (6 класс, внеклассное мероприятие)

Разработка викторины по краеведению "Открывая Родину, узнаём себя..." (6 класс, внеклассное мероприятие)

Разработка викторины по краеведению "Открывая Родину, узнаём себя..." (6 класс, внеклассное мероприятие)

Разработка викторины по краеведению "Открывая Родину, узнаём себя..." (6 класс, внеклассное мероприятие)

Разработка викторины по краеведению "Открывая Родину, узнаём себя..." (6 класс, внеклассное мероприятие)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
29.04.2018