Открытый классный час
Тема:
«Честь и собственное достоинство сильнее всего»
с. Новоиткульское 2016
Честь – жизнь моя,
Они в одно срослись,
И честь утратить для меня,
Равно утратить жизнь.
(Шекспир)
Цели:
1) раскрыть моральную сущность чести и достоинства человека;
2) воспитывать чувство ответственности за свои поступки, следуя нравственным правилам жизни.
Задачи:
Образовательные:
• способствовать формированию понятий: честь и достоинство;
• учить участвовать в дискуссиях: слушать собеседника и излагать свои мысли.
Воспитательные:
• способствовать воспитанию моральных качеств: честь и достоинство;
• воспитывать культуру поведения.
Развивающие:
• развивать представления обучающихся о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, общества;
• находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Форма проведения:
урок – дискуссия
Оформление доски:
Не сильные лучшие, а честные.
Честь и собственное достоинство – сильнее всего.
Ф. М. Достоевский.
Торгуя честью, не разбогатеешь.
Л.Вовенарг
Честь – это внешняя совесть, а совесть – это внутренняя честь.
А. Шопенгауэр
Ценность и достоинство человека заключены в его сердце и в его воле; именно здесь – основа его подлинной чести.
М. Монтель
Подготовительная работа:
выпуск плакатов с надписями афоризмов и высказываний, поиск видеоматериалов, работа с Интернет-ресурсами (подбор стихотворений и отрывков из произведений по теме чести и достоинства).
Ход классного часа:
1) Песня «Совесть, благородство и достоинство» Булата Окуджавы.
Итак, тема нашего классного часа, который мы проведём в форме круглого стола, называется Честь и собственное достоинство сильнее всего».
2) Цели нашей дискуссии следующие: (слайд 2)
3) В чём же актуальность темы (слайд 3)?
Проблема формирования чувства чести и собственного достоинства в настоящее время приобретает особое значение. Происходит активное перераспределение ценностных ориентаций подростков и молодежи. Во-первых, это связано с конкретными требованиями к человеку изменяющегося общества. В условиях развития демократии появились реальные возможности, а главное потребности в формировании нового типа людей. Ярких, свободных, думающих, предприимчивых, с развитым чувством чести и собственного достоинства, умеющих постоять за себя и за своих близких.
Наше время наполнено ритмом и плотным графиком. Создается впечатление, что все «бегут, бегут, бегут» по жизни смело, напористо и уж очень быстро. В такой суматохе некогда думать о ближних, чувствах и настроениях других людей. Тут самому бы не споткнуться на жизненной дистанции, выдержать ритм современной гонки. И вот мы уже в плену своих забот, эгоизма и себялюбия. Значит, многие нормы морали уже не усматриваются. Но ведь человек призван прожить на земле, соблюдая все нравственные нормы и принципы, честно и достойно.
4) А теперь послушайте и посмотрите Легенду о чести (слайд 4-13).
5) Итак, мы с вами вплотную подошли к понятиям честь и достоинство? Какой смысл вы вкладываете в понятие «честь»? (ответы учащихся), (слайд-14).
Что для вас значит жить достойно?
Как это проявляется в семье?
Если тебе доверили тайну, а ты поделился этим секретом с другими? Это как? Достойно? Мы- то знаем, что это неприлично. Чужую тайну нужно уметь хранить, иначе ты можешь потерять доверие того человека, который поделился с тобой.
6) Ну, что же, ваши доводы и рассуждения мы приняли к сведению, а теперь давайте послушаем высказывания классиков о чести и достоинстве (слайды 15-25).
7) Так в чём же отличие чести и достоинства (слайды 26-28)?
8) Как вы думаете, одинаковый ли смысл понятий чести и достоинства вкладывался в разные периоды жизни (ну, скажем от древности до наших дней)? Давайте с вами немного окунёмся в историю трактовки этих понятий в разные времена существования человечества (слайды 29-37).
Какими качествами должен обладать человек честный и достойный? Подберите синонимы к словам «честь» и «достоинство». Мы надеемся, что перечисленные качества присущи и вам, и вашим родным, и вашим друзьям (слайд-38).
Порой человек в погоне за внешним престижем совершает бесчестные поступки, теряя свое достоинство (слайды 39-45).
9) Можно ли заслужить честь или потерять (слайд 46-47)? Вам было дано задание, найти стихи о чести и достоинстве. Пожалуйста, вам слово. Спасибо. Кроме того, вы должны были найти из Интернет-источников примеры из произведений, где идёт речь о поступках, достойных уважения. Есть у вас такие примеры? Как у матери, у меня возникает двоякое чувство. Возможно, что всю жизнь её будет преследовать мысль, что она обманула сына. Но в то же время у неё не было другого выхода, и она хотела, что бы из этой ситуации сын вышел достойно. Видимо, в этом случае не подействовало высказывание «Лучше горькая правда, чем сладкая ложь». Ещё есть у кого-то примеры?
Опять же, это был приказ. Как он мог ослушаться? Но ведь он и наказал сам себя. Ведь мы можем привести множество примеров, когда приходят с чистосердечным признанием, например, в убийстве, т.е. людей мучают угрызения совести, и он не могут с этим жить.
А теперь давайте обсудим следующие ситуации (слайд 48).
Обсуждение отрывка «Блокадный Ленинград»
(У вас, конечно, первая реакция - как же так? Как такое могла сказать мать, ведь он принес лишнюю пайку хлеба. Но ведь он принес в дом чужой хлеб.
Жестоко? Да. Но эти слова произнесла любящая мать. Даже ребенок должен давать оценку своим поступкам. А может у этой, бедной женщины не было больше карточки, этой маленькой капли жизни. А как бы вы поступили на месте этого мальчика? Представьте себе, что из этого мальчика, выжившего в такое трудное время, вырос человек с высокими моральными принципами, потому что, он на всю жизнь запомнил, что же такое совесть; запомнил горькие жестокие слова матери. И поступок, совершенный в детстве, был первым и последним безнравственным поступком).
Давайте рассмотрим два примера: (слайд 49)
1) В годы войны генерал Власов попал в плен и… сломался. Он дал согласие сотрудничать с фашистами и для этого организовал армию из пленных. Он предал свою Родину, свой народ, самого себя.
2) Гордость советской армии генерал Карбышев тоже попал в плен. Допросы, пытки не смогли сломать дух этого человека. И фашисты придумали казнь. Живого генерала в сильный мороз на улице обливали водой до тех пор, пока он не превратился в ледяную глыбу. Два ярких примера. Первый вызывает отвращение, даже проклятие, а за второго охватывает чувство гордости, восхищения и скорби. Первый проклят давным - давно, а на примере второго воспитывается новое поколение с внутренней красотой.
В последнее время очень часто на экранах телевизоров затрагиваются взаимоотношения учителя и ученика, взаимоотношения между учащимися. Мы предоставляем вам видеосюжеты для обсуждения.
1) «Урок без правил». (Мы не будем обсуждать, кто из них говорит правду. Ведь каждый из них защищал свою честь. В данной ситуации кто-то из них заслуживает уважения? Что было недостойно в этих отношениях? Как бы вы поступили?
2) «В мире животных». (Несколько человек на одну девочку, унижают собственное достоинство. Возможно, этот поступок на всю жизнь оставит в душе ребёнка этот след и в последующем, он потом начнёт мстить за оскорбление).
Видео «Она без руки, он без ноги».
10) Притчи о достоинстве и чести (слайд 50-61).
11) Какие вы можете привести примеры проявления чести и достоинства в повседневной жизни? (слайды 62-63).
12) Какие вы знаете пословицы о чести и достоинстве? (слайды 64-65).
Закончи пословицы и поговорки (слайд- 66).
13) В Конституции России есть статья о чести и достоинстве (слайд-67).
14) Тест. Вы должны выразить свое отношение к каждому суждению, содержащемуся в тесте. Ответьте «да», если вы согласны с утверждением, и «нет», если не согласны. Анализ тестирования (слайд 68-69).
15) Итог. Заканчивая сегодняшний разговор мы надеемся, что тема не оставила вас равнодушными. Безусловно, главные выводы каждому предстоит сделать самостоятельно.
Хочется, чтобы вы пронесли по жизни эти лучшие качества: доброту, милосердие к людям и тогда про вас скажут: этот человек обладает чувством собственного достоинства и уважает достоинства других.
· Хочется завершить наш классный час строками из стихотворения «Человек» Редьярда Киплинга (слайд 70-72) · · Останься прост, беседуя с царями, · Останься честен, говоря с толпой, · Будь прям и тверд с врагами и друзьями, |
Пусть все в свой час считаются с тобой.
16) Желаю вам, чтобы вы из любых жизненных ситуаций выходили достойно, произнося с гордостью: - Я - гражданин России, честь имею!
Гимн РФ.
17) Классный час окончен. Всем спасибо за работу. До свидания.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.