Разработка внеклассного мероприятия "Путешествие по Северу" 5-7 кл
Оценка 4.7

Разработка внеклассного мероприятия "Путешествие по Северу" 5-7 кл

Оценка 4.7
Культурные мероприятия
docx
труд
5 кл—7 кл
01.06.2017
Разработка внеклассного мероприятия "Путешествие по Северу" 5-7 кл
Разработка внеклассного мероприятия по технологии "Путешествие по Северу" для 5-7 кл (девочки).
Путешествие по Северу.docx
Внеклассное мероприятие для 5­7 классов «Путешествие по северным ремеслам» Шестак Ксения Викторовна, учитель технологии Баландина Светлана Александровна, учитель технологии МБОУ «Коношская СШ» Описание: Материал для учителей технологии, который можно использовать для  внеклассной работы по предмету Технология. Форма: Игра­ путешествие Возраст: учащиеся 5­7 классов (девочки) Цель: формирование устойчивого интереса к искусству, художественным  традициям своего края  Задачи: ­ Познакомить детей с видами северных ремесел;  ­ Способствовать развитию трудолюбия и ответственности за качество  своей и коллективной деятельности; ­ Создавать условия для воспитания культуры общения, умения  договариваться. Предварительная работа: Подбор пословиц про труд, быт, информации  об истории северных народных промыслов, подготовка инсценировки народного  праздника. Определиться командам с названием и девизом, подготовка эмблемы. Оборудование: ПК, проектор, экран, для конкурсов: дощечка с  отверстиями, деревянная игла с яркой ниткой, карточки задания,  инструкционный карты, пазлы, костюмы для выступления. Предполагаемые результаты:  Познавательные УУД:   Самостоятельно преобразовывать практическую задачу в познавательную;  определение адекватных имеющимся организационным и материально­ техническим условиям способов решения учебной или трудовой задачи на  основе заданных алгоритмов;  Коммуникативные УУД:  умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;  формирование вербальных и невербальных способов коммуникации;  умение интегрироваться в людей разного возраста и сотрудничать с ними. Регулятивные УУД:   оценивать результаты деятельности;  анализировать эмоциональные состояния, полученные от успешной  (неуспешной) деятельности; Личностные УУД:  проявлять понимание и уважение к ценностям культуры;  анализировать и характеризовать эмоциональные состояния и чувства  окружающих, строить свои взаимоотношения с их учетом;  проявлять в конкретных ситуациях доброжелательность;   доверие, внимательность и помощь. Притча.( ведущие) Ход мероприятия Когда царь плыл на корабле к своим отдалённым владениям, разыгрался  шторм и унёс его корабль далеко­далеко в море. Буря стихла через семь  страшных дней, корабль затонул, и единственными, кто остался в живых, были  царь и его маленькая дочь, которые как­то ухитрились взобраться на плот. Спустя много часов плот прибило к берегу совершенно незнакомой  путешественникам страны. Поначалу их приютили рыбаки, которые какое­то  время заботились о них, а затем сказали: — Мы всего лишь бедные люди и не в состоянии содержать вас. Идите  вглубь страны и, возможно, вы найдёте способ заработать на жизнь. Поблагодарив рыбаков и печалясь, что ему не нашлось места среди них,  царь пустился странствовать по стране. Они с принцессой шли от деревни к  деревне, от города к городу в поисках пищи и крова. Конечно, они были ничуть  не лучше нищих, и люди так с ними и обращались. Иногда им доставалось  несколько кусков хлеба, иногда сухая солома для ночлега. Король всё время пытался найти работу, чтобы улучшить своё положение,  но люди спрашивали: — Что ты умеешь делать? И каждый раз оказывалось, что, какую бы работу ему не предлагали,  выполнить её он не мог, и ему приходилось снова отправляться в дорогу.  Скитаясь по стране, царь всё отчётливее и отчётливее понимал, не владея  ремёслами очень трудно найти работу. Спустя годы жалкого и безнадёжного существования они оказались на  ферме, хозяин которой искал кого­нибудь присматривать за овцами. Фермер  пожалел бедных людей и дал им работу. За годы они научились пасти овец и  защищать их от волков. Королю и принцессе дали домик и, спустя годы, к царю отчасти вернулось  хоть и не счастье, но чувство собственного достоинства, а принцесса  превратилась в девушку ослепительной красоты.  Однажды в принцессу влюбился султан и просил её руки. Но отец спросил  у него, владеет ли тот каким­либо ремеслом, т. к уже понимал что, царство –это  не ремесло, и его можно лишиться в любой момент. Султан не стал возражать и отправился учиться ткачеству ковров. Спустя  год он вернулся и показал свои умения. Султан заверил пастуха, что продав свой ковёр, он сможет обеспечить семью на три месяца. Отец только тогда согласился отдать за него свою дочь. Как вы понимаете смысл данной притчи? Что такое ремесло? Ремеслоо — мелкое ручное производство, основанное на применении  ручных орудий труда, личном мастерстве работника, позволяющем производить  высококачественные, часто высокохудожественные изделия. Вывод: Мы должны стремиться овладевать ремёслами в течении всей  жизни, так всё материальное не вечно, а наши умения и навыки всегда будут  при нас, в любой ситуации. В каждом регионе есть свои традиционные ремёсла.Какие традиционные  северные ремёсла вам знакомы? (ткачество, вышивка, роспись и резьба по дереву т. д.) Как вы думаете, о чём пойдёт речь в ходе нашего сегодняшнего  мероприятия?  Во время мероприятия мы будем путешествовать по Северу.  Нашим  путеводителем будет своеобразное колесо ремёсел.  На каждой станции вам предлагается выполнить задания для того чтобы  перейти на следующую. За каждое задание вы можете получить максимально 3 балла. Вначале вам необходимо представить свои команды (название и девиз). Начинаем наше путешествие и запускаем наше колесо. 1. Станция «Ткачество». В старину ткань изготавливали дома на ткацких станках простым  полотняным переплетением. В нашем  регионе основной техникой является  браное ткачество, при котором нити основы "пробираются" при помощи  специальной дощечки ­ бральницы. Длинные полотенца на концах украшаются  рядами тканых орнаментальных полос, в основе которых лежат древние  геометрические узоры. Традиционное цветовое сочетание красного с белым в  последнее время дополняется нитями других цветов. Хлопчатобумажная нить  заменила использовавшуюся прежде льняную пряжу домашнего изготовления. Характерными видами северных тканых изделий являются также пояса  браного ткачества и напольные дорожки. Изделия ручного узорного ткачества  выполняются на старинных ткацких станах. Задания (см. Приложение) 5 класс. –Анаграммы 6 класс – нарисовать полотняное переплетение 7 класс – определить по образцам вид ткани. 2 . Станция «Вышивка» Вышивка­ это самый яркий, многообразный  и увлекательный вид  художественного творчества. Вышивать девочек учили с 5 лет и к 18 годам они  должны были приготовить себе приданное. Народная вышивка русского Севера,  куда входит Архангельская область, отличается большим разнообразием  орнаментальных мотивов и технических приёмов исполнения узора. Наибольшее  распространение получили счётные швы, которые тесно связаны со структурой  ткани. Шов  «Роспись»  имел в 19 в. наибольшее распространение на Севере. В геометрическом орнаменте северных вышивок предпочтение отдавалось  крупным формам.Главную роль играл ромб в разнообразных сочетаниях. Он  являлся у древних славян знаком солнца, огня, плодородия и возрождённой  жизни. Другие геометрические формы имели свою смысловую значимость. Эти  знаки, расположенные на разных частях одежды или предметах быта,  предохраняли человека от враждебных сил и способствовали благополучному  течению жизни. Кроме геометрических мотивов использовался и растительный,  который мог сочетаться с фигурами птиц, зверей, женской фигурой. В вышивках, выполненных швом «роспись», растительные мотивы обычно  располагали в ряд и они получались симметричными, строго линейных  очертаний. В вышивках по свободному контуру в основном преобладал растительный  орнамент. В основном он выполнялся тамбурным швом. Такой шов образует  округлость и плавность линий. Задание. 5 кл – Составить орнамент полотенца (рассказать какие элементы изображали на полотенце, какая была цветовая гамма, значение цветов) 6 кл – выполнить тамбурный шов. (вышить на ткани) 7 кл – выполнить «роспись» (по отверстиям) (учитывается  правильность выполнения и быстрота) Станция «Лоскутное шитьё» На Русском Севере, в отличие от других мест, лоскутным шитьем  занимались не от бедности. В северной деревне считали, что бедные – это  ленивые люди, которые не могли покупать фабричные ткани, носили только  домотканую одежду. На Русском Севере лоскутным шитьем стали заниматься только в конце 19 века. Сначала остатки лоскутков северянки использовали для полотенец, позднее кусочками красных тканей стали украшать рубахи и сарафаны. Постепенно  северянки стали использовать сложные лоскутные схемы, которые доходили из  разных мест: «Мельницу», «Русский квадрат», «Изба», «Колодец», которые  шились из равнобедренных треугольников или полос. Символом домашнего очага северного дома было одеяло, которое  получалось в результате соединения лоскутных квадратов. Оно стало  обязательной частью приданого для невесты и новорожденного малыша. В начале 20 века северные мастерицы придумали свою оригинальную  технику, которая стала называться «ляпочиха»: кусочки ткани нашивались на  круглую основу, как флажки, напоминая мех. Чуть позднее возникла еще одна  интересная техника – «уголки», из которых шили круглые коврики –  «кругляши». По «уголкам» и «ляпакам», которые придавали объем, можно  отличить технику северных мастериц.  Задание: (См Приложение) 5 класс – дорисовать узор 6 класс  ­ подобрать ткань по цвету  (по законам цветоведения) 7 класс – построить узор с помощью технологической карты 3. Станция «Северный народный костюм» Одежда людей, живущих в разных областях России, отличались друг от друга по форме, цвету, орнаменту. Но основу любого костюма составляла белая длинная рубаха, которую носили и женщины, и мужчины.  У   всех   народов   национальная   одежда   делится   на   повседневную   и праздничную. Так, праздничную одежду всегда хранили в сундуках, надевали по большим праздникам. Эта одежда была нарядная, с красочными узорами. Она передавалась по наследству от матери дочке, от отца к сыну. Северные женщины носили комплекты, состоящие из блузки и длинного платья   без   рукавов.  Это   сарафанный   комплект.  А   так  как   на  Севере   погода капризная,   прохладная,   то   женщины   надевали   поверх   сарафана   маленький сарафанчик на лямочках ­ душегрею. Часто сарафаны подвязывали кушаками (поясами) или надевали красные передники (фартуки). К праздничной одежде полагались нарядные головные уборы. Мужской комплект состоял из рубахи, подпоясанной поясом – кушаком, штанов – портов и шапки. В холодное время года одевали домотканый кафтан.  Задание: ( См Приложение) 5 класс: определить северный народный костюм; 6 класс:  Разгадать ребусы «Головные уборы»; 7 класс: Соотнести слово с его значением. 4. Станция «Кухонная утварь» Столовая   посуда   для   пищи   и   питья   носила   общее   название   судков. Простой люд довольствовался деревянными сосудами, которые имели такую же форму, как и у богатых. Как посуда для пищи – мисы, торели, солонцы, так и питейные сосуды – братины, ковши, порцы делались из дерева в разных местах по сёлам и продавались на рынках. Эти деревянные изделия украшались резьбою или традиционной росписью. Посуду   ставили   в   подставцах:   это   были   столбы,   уставленные   со   всех сторон полками, книзу их делали шире, кверху уже, на нижних полках ставили более массивную посуду, на верхних – мелкую. Для   хранения   громоздких   хозяйственных   припасов   в   клетях употреблялись   бочки,   кади,   лукошки   разной   величины   и   объёма.   Для приготовления   пищи   в   печке   употребляли   горшки.   Жарили   на   железных сковородах. Для белья использовали корыта, для носки воды – вёдра, кувшины. По окончании обеда у рачительных хозяев все сосуды вымывались и вытирались, потом опрокидывались вверх дном и ставились на полках в кухне и в чулане. Для умывания употреблялись рукомойники и лохани.  Задание (См. Приложение) 5 класс: собрать картинку из пазлов и  назвать предмет; 6 класс:  решить кроссворд; 7 класс: нарисовать предмет по описанию. (Ушат   –   большая   деревянная   кадка   с   двумя   расположенными   друг против   друга   “ушами”   ­   удлинениями   боковых   дощечек   с   круглыми отверстиями, сквозь которые продевается болт ­ металлическая палка, за концы которой эту посудину можно поднять) 5. Станция «Северные гуляния» Культурная жизнь поморов была очень насыщенной. На Севере испокон веков   соблюдалось     множество   праздников:   Святки,   Рождество,   Крещение, Пасха, Семик, Троица и т.д. Кроме них, было множество местных праздников и связанных с ними обрядов и обычаев ­ это праздники престольные, обетные (по обязательству); съезжие (гостинные, гулевые, званые), уличные гулянья. Важное значение   имели   обычаи   и   обряды   семейного   цикла   ­   свадебные,   родильно­ крестильные,   похоронно­поминальные,   а   также   аграрные   праздники, приуроченные к посевным работам и сбору урожая. В   Архангельске   празднества   устраивались   с   большим   размахом.   Они традиционно   включали   в   себя   церковное   богослужение   и   литургию   с обязательным   шествием,   торжественные   заседания   и   балы   в   Благородном собрании,   грандиозные   маскарады,   народные   гуляния,   фейерверки.   Особенно отмечались памятные даты и юбилеи, связанные с историей и экономической деятельностью.   Традиции   городских   праздников   Архангельска   были   тесно связаны   с   портом.   Празднично   отмечался   спуск   корабля   на   воду,   в   домах моряков устраивались торжественные проводы. Задание: Вашим   домашним   заданием   было   подготовить   выступление   о северном празднике.  1 группа: Масленица ­ частушки 2 группа: Святочные гадания 6. Станция «Поморская кухня» Питание   северян,   несмотря   на   простоту   блюд,   было   рациональным   и довольно разнообразным. Основным продуктом была рыба.  На семью запасали до трех бочек рыбы. Очень любили на севере трещечку. Поэтому северян называли «Трескоедами». Но помимо трески ловили навагу, семгу,   палтус, сельдь, камбалу, щука, лещ, язенка. На стол рыба подавалась  в соленом, отварном и запеченном виде. Рыба по цене была приравнена к хлебу.  На Севере всегда было уважительное отношение к хлебу. Земледелие в Поморье не получило развития из­за скудости земли и сурового климата. Молочное животноводство процветало в Поморье, чему способствовали природные условия ­ огромные пространства, занятые лугами, и распространение знаменитой породы  "холмогорки". Крестьянской  семье молока  хватало  и для пропитания,   и   на   продажу.   Молоком   дорожили:   пить   его   кувшинами   не разрешалось. Молоко хлебали ложками, как суп, в строгой очередности. Только детям разрешалось пить, а не хлебать ­ малышей баловали. Из молока получали творог   (грудки),   сметану,   масло,   простоквашу   (простокишу),   делали   сыр   и масло. Из овощей употребляли: репу и брюкву. С репой пекли пироги, называя их курниками.   Если   репу   мелко   порезать   и   высушить   на   противне,   получалась вяленица,   заменявшая   детворе   конфеты.   Из   репы   варили   "репню"   ­   густую похлебку. В болотах и лесах заготовляли в больших количествах ягоды и грибы.  Задание: (См. Приложение) 5 класс: аукцион пословиц о быте и труде 6 класс: соединить стрелками 7 класс: составить технологическую карту «Поморские калитки» Вот и подошло к концу наше путешествие. Пока жюри подводят итоги.  Давайте проанализируем вашу работу на уроке Сегодня на уроке я узнала ………. Я закрепила знания по ………. Больше всего мне понравилось …. ……… У меня возникли трудности………… Я бы хотела развивать умения в ……… Подведем итоги. Жюри объявите результат игры.  Поздравляем победителей!  (Вручаем медальки)

Разработка внеклассного мероприятия "Путешествие по Северу" 5-7 кл

Разработка внеклассного мероприятия "Путешествие по Северу" 5-7 кл

Разработка внеклассного мероприятия "Путешествие по Северу" 5-7 кл

Разработка внеклассного мероприятия "Путешествие по Северу" 5-7 кл

Разработка внеклассного мероприятия "Путешествие по Северу" 5-7 кл

Разработка внеклассного мероприятия "Путешествие по Северу" 5-7 кл

Разработка внеклассного мероприятия "Путешествие по Северу" 5-7 кл

Разработка внеклассного мероприятия "Путешествие по Северу" 5-7 кл

Разработка внеклассного мероприятия "Путешествие по Северу" 5-7 кл

Разработка внеклассного мероприятия "Путешествие по Северу" 5-7 кл

Разработка внеклассного мероприятия "Путешествие по Северу" 5-7 кл

Разработка внеклассного мероприятия "Путешествие по Северу" 5-7 кл

Разработка внеклассного мероприятия "Путешествие по Северу" 5-7 кл

Разработка внеклассного мероприятия "Путешествие по Северу" 5-7 кл

Разработка внеклассного мероприятия "Путешествие по Северу" 5-7 кл

Разработка внеклассного мероприятия "Путешествие по Северу" 5-7 кл

Разработка внеклассного мероприятия "Путешествие по Северу" 5-7 кл

Разработка внеклассного мероприятия "Путешествие по Северу" 5-7 кл

Разработка внеклассного мероприятия "Путешествие по Северу" 5-7 кл

Разработка внеклассного мероприятия "Путешествие по Северу" 5-7 кл
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
01.06.2017