Разработка внеурочного занятия "Декабрьские странички народного календаря"
Оценка 5

Разработка внеурочного занятия "Декабрьские странички народного календаря"

Оценка 5
Мероприятия
doc
воспитательная работа
1 кл—4 кл
22.06.2017
Разработка внеурочного занятия "Декабрьские странички народного календаря"
Внеклассное занятие "Декабрьские странички народного календаря" способствует ознакомлению учащихся с народными праздниками, значимыми днями народного календаря. . Знакомить учащихся с народным календарем русского народа, не забывать его истоки, чтить традиции русского народа. Знакомить с русской культурой, обычаями и традициями. . Прививать любовь и бережное отношение к родной природе.Разработка урока Литературное чтение
Декабрьские странички народного календаря.doc
А. П.Гурская с. Камышовка, Еврейская АО Декабрьские странички народного календаря Цели мероприятия: 1. Знакомить учащихся с народным календарем русского народа. 2. Знакомить с русской культурой, обычаями и традициями. 3. Прививать любовь и бережное отношение к родной природе. Оборудование и реквизит:  Сбитый стол, этажерка, икона, розги, книги для оформления сцены.  Плакат со славянским алфавитом.  Отрывные листы календаря: 7 декабря ­ именины Екатерины,  10 декабря ­ именины Романа, 14 декабря ­Наум­грамотник и т. д.  Барабан («колесо истории»). Плакаты для оформления зала:    Декабрь и заморозит, и загвоздит, и саням ход даст.  Наум наставляет на ум.  Аз, буки ­ вот и все науки.  Декабрь год кончает, а зиму начинает. И др. Сцена оформлена в стиле русской деревенской школы. На сцене ­ ведущий. Ведущий. Добрый день, дорогие ребята !  Сегодня мы будем знакомиться с народным календарем. Полистаем с вами странички декабря. Чем же они знамениты? Второе, народное, название этого месяца ­ студень. Декабрь год кончает, зиму начинает. 7 декабря ­ Екатерина, Катерина­санница. В этот день на Руси открывался санный   путь   и   устраивались   гонки   на   санках.   Из   маленьких   деревень   на лошадях везли сельские жители в город свой товар на продажу. В больших го­ родах торги собирали огромное количество народу: здесь были продавцы и покупатели, балаганщики и зеваки. На ярмарки приходили не только за тем, чтобы   купить­продать,   но   и   повеселиться.   Заглянем   с   вами   на   ярмарку, посмотрим на веселье. инсценирование песни «Где был Иванушка»  Дети и Иванушка ведут диалог: ­ Где был, Иванушка? ­ На ярмарке! ­ Что купил, Иванушка? ­ Курочку! ­ Курочка по семечкам зернышки клюет, Иванушка в горенке песенки поет. ­ Где был, Иванушка? ­ На ярмарке! ­ Что купил, Иванушка? ­ Уточку! ­ Курочка по семечкам зернышки клюет, Уточка по лужице взад­вперед  плывет, Иванушка в горенке песенки поет. ­ Где был, Иванушка? ­ На ярмарке! ­ Что купил, Иванушка? ­ Барашека! ­ Курочка по семечкам .зернышки клюет, Уточка по лужице взад­вперед  плывет, Барашек в садике травушку жует, Иванушка в горенке песенки  поет. ­ Где был, Иванушка? ­ На ярмарке! ­ Что купил, Иванушка? ­ Коровушку! ­ Курочка по семечкам зернышки клюет, Уточка по лужице взад­ вперед плывет, Барашек в садике травушку жует, Коровушка деткам  молоко дает, Иванушка в горенке песенки поет. Ведущий.  10  декабря   ­   именины   Романа.   К   этому   дню   почти   вся   рыба успевала схорониться в омутах, приготовиться к зимовке. Зато идут в это время на нерест налим, сиг и ряпушка, а на Амуре ­ минога. Вот как писал поэт и журналист П. С. Комаров о том, что происходит в декабрьские дни на Амуре­батюшке: «Зима заковала под лед быстрые реки, завалила   их   снегом,   замела   поземкой.   Как   огромный   медведь   в   берлоге, ворочается подо льдом старый Амур. Снаружи не слышно глухого урчания тяжелой его струи. Кажется, будто замер он до весны, и покорилась вода, и уснула   в   ней   резвая   рыба.   Толстолобы   и   в   самом   деле   залегли   на   дно бесчисленными стадами, сбились в глубоких ямах в три­четыре слоя и лежат без движения. Залегла на дно до весны красивая рыба амур, опустился на дно багрово­пе­рый сазан. Нет, не все рыбы уснули в Амуре! Без отдыха рыщет по дну   щука,   не   знает   устали   пятнистый   ленок,   разбойничают   сиги,   блестят светлой чешуей верхогляды. Даже неуклюжие налимы, и те медленно ползают по камням, исходя икрой и молоками». Чтец.       Я бы ветры вдохнул твои с жаждою, Я бы выпил ручьи до глотка, Я тропинку бы выходил каждую, Да моя сторона велика! Как посмотришь ­ не хватит и месяца, Обойти и объехать ее. Только в песне и в сказке Уместится Приамурье мое! (П. Комаров) Ведущий   может   показать   ребятам   Амурскую   область   на  карте   или попросить сделать это любого желающего. Ведущий.   Ребята,   а   кто   знает,   чем   знаменит   день   14   декабря?   (Ответы детей.) В зал входит Наум­грамотник, здоровается с детьми. Ведущий. Кто же это к нам пожаловал? Наум. Это я, Наум­грамотник. По древнему русскому обычаю, с этого дня, 14   декабря,   начинали   крестьянских   детей   учить   грамоте.   Более   удобного времени для овладения азами чтения и счета крестьянину было не найти. А я покровитель этого дня. Конкурс пословиц и поговорок Задание   ­   вспомнить   пословицы   и   поговорки   о   Науме,   учебе,   грамоте. Примеры: 1. Наум наставит на ум. 2. Грамоте учиться ­ всегда пригодится. 3. Батюшка Наум, наведи меня на ум! 4. Век живи ­ век учись. 5. Тяжело в учении ­ легко в бою. 6. Красна птица пером, а человек ­ умом. И другие. Ведущий. А ведь наши детки ничего не знают о том, как в старину учились их сверстники. Наум­грамотник, расскажи, пожалуйста. Наум крутит «колесо истории». Музыка. Занавес открывается. На сцене ­ декорация деревенской школы. Наум. Детки, в школу собирайтесь! Петушок пропел давно! На   сцену   выходят   дети   разного   возраста,   одетые   в   народную   одежду, рассаживаются за столом. Вслед за ними выходит Дьякон с указкой в руках, дети встречают его стоя. Дьякон. Садитесь, чады мои! Запоминайте буквы. (Показывает указкой на плакат.) Это ­ аз, это ­ буки. Повторяйте, дети! Дети.       Аз, аз, буки, буки... Дьякон.   Аз, буки ­ бери указку в руки. Аз, буки, верендеи ­ мухи в квас залетели. Ер, еры ­ упал дедушка с горы. Аз,  буки ­ вот и все науки. Ведущий (поясняя). Вот так целый год учили кресть­ янские дети буквы. Второй год складывали и запоминали слоги: буки, аз ­ ба.  И лишь на третий год учебы начинали читать. А вот как в старину учились  запоминать цифры и считать. Дети.       Раз­два ­ голова. Три­четыре ­ прицепили. Пять­шесть ­ в ряд сесть. Семь­восемь ­  сено косим. Девять­десять ­ сено весить. Звенит звонок. Занавес  закрывается. Ведущий. Давайте­ка, ребята, и мы немного отдохнем и поиграем в русские народные игры. Проводятся игры: «Кошки­мышки», «Куры и лиса», «Гуси­лебеди» и другие. Звонок. Ведущий. Прозвенел звонок ­ начинается урок. Наум­грамотник, мы у тебя на уроке побывали, а теперь и ты загляни­ка в нашу школу и посмотри, что знают наши дети о славянской азбуке. Наум   крутит   «колесо   истории».   Музыка.   Занавес   открывается.   На сцене ­ декорация современной школы. Идет урок. Ученики по очереди рассказывают о славянской азбуке. 1­й ученик (показывая на плакат­азбуку). Перед вами славянская азбука ­ кириллица.   Слово   «азбука»   произошло   от   названия   первых   двух   букв славянского   алфавита:   аз  и   буки.   Почему   же   называют   эту   азбуку кириллицей? 2­й ученик. Славянскую азбуку называют кириллицей в честь ее создателей ­ болгарских просветителей братьев Кирилла и Мефодия. Они принесли на славянскую   землю   письменность   и   составили   первую   славянскую   азбуку, которой мы с вами пользуемся и по сей день. Поначалу в ней было 38 букв: часть   букв   была   взята   из   греческого   алфавита,   а   остальные   придуманы специально для передачи звуков славянской речи. Братья Кирилл и Мефодий родом из македонского города Солуни (сейчас это   греческий   город   Салоники).   Кирилла   прозвали   Философом,   по­русски Мудрецом:   он   преподавал   философию,   знал   несколько   языков.   Мефодий поддерживал все добрые начинания своего брата. 24 мая 1991 года в России впервые отметили День славянской письменности и   культуры.   А   год   спустя   в   Москве   на   Славянской   площади   был   открыт памятник   святым   равноапостольным   Кириллу   и   Мефодию   скульптора   Вя­ чеслава Клыкова. Ведущий показывает фотографию памятника. Наум. Да, чтят в народе составителей славянской азбуки. Ведущий. А теперь, Наум, послушай, как наши детки цифры заучивают. Ученики читают стихотворение С. Маршака «Веселый счет». Вот один иль единица, Очень тонкая, как спица.   А вот это цифра два. Полюбуйтесь, какова: Выгибает двойка шею, Волочится хвост за нею. А за двойкой ­ посмотри ­ Выступает цифра три. Тройка ­ третий из значков  ­ Состоит из двух крючков. За тремя идут четыре, Острый локоть оттопыря. А потом пошла плясать По бумаге цифра пять. Руку вправо протянула, Ножку круто изогнула. Цифра шесть ­ дверной  замочек: Сверху крюк, внизу  кружочек. Вот семерка ­ кочерга, У нее одна нога. У восьмерки два кольца Без начала и конца. Цифра девять иль девятка  ­ Цирковая акробатка: Если на голову встанет, Цифрой шесть девятка  станет. Цифра вроде буквы О ­ Это ноль, иль ничего. Круглый ноль, такой  хорошенький, Но не значит  ничегошеньки. Если ж слева рядом с ним Единицу примостим, Он побольше станет  весить, Потому что это ­ десять. Звенит звонок. Занавес закрывается  Ведущий. Прозвенел звонок ­ вот и кончился урок. Наум, а наши ученики,  как и дети в старину, любят сказки. Давай проведем с ними викторину  «Знаешь ли ты сказки?». Викторина «Знаешь ли ты сказки?» Вопросы: 1. Назовите автора сказки «Золотой ключик, или Приключения Буратино». 2. Кто смастерил деревянного мальчика? 3. Кто дал папе Карло полено? 4. Сколько лет жила черепаха Тортила? 5. Назовите имя человека, который ловил пиявок. 6. Где   находилась   дверь,   которую   можно   было   открыть   золотым ключиком? 7. Назовите друзей Буратино. 8. Как звали директора театра кукол? 9. Как переводится на итальянский язык имя Буратино? Наум.  А   загадки   вы   любите   отгадывать?   Давай­ка,   хозяюшка,   загадаем детям   старинные   загадки.   Черный   Ивашка,   деревянная   рубашка,   где   не пройдет, там след останется. Ведущий. Хорошо видит, а слепой. (Неграмотный.) Наум. Черные, кривые, от рожденья все немые, а как встанут в ряд ­ сразу все заговорят. (Буквы.) Ведущий.  Ни небо, ни земля, видением бела; трое по  ней ходят, одного водят, два соглядают, один повелевает. (Бумага, пальцы, перо, глаза, ум.) Наум.  С загадками вы справились. Молодцы! А напоследок примите от меня   вот   эти   узелки   на   память.  (Достает веревочку с двумя узелками и поясняет.) Первый   узелок   гласит:   «Во   время   ученья   нельзя   есть,   а   то   заешь выученное». Второй   узелок   гласит:   «Если   учишь   по   книге,   то,   окончив,   должен   ее закрыть, в противном случае все позабудешь». Помните об этом, когда грамоте обучаетесь! Ведущий.  Наум­грамотник, давай еще заглянем к Фе­дорке на задворки, посмотрим, что же у них интересного бывает в длинные декабрьские вечера. Танцевальный ансамбль исполняет русскую народную песню «У Федорки­тараторки». Наум. До свиданья, ребята! Дети. До свиданья, Наум­грамотник! До новой встречи! Ведущий. На этом мы заканчиваем просматривать декабрьские странички народного календаря. И я думаю, что вы еще не раз придете ко мне в гости за народной мудростью. До свиданья!

Разработка внеурочного занятия "Декабрьские странички народного календаря"

Разработка внеурочного занятия "Декабрьские странички народного календаря"

Разработка внеурочного занятия "Декабрьские странички народного календаря"

Разработка внеурочного занятия "Декабрьские странички народного календаря"

Разработка внеурочного занятия "Декабрьские странички народного календаря"

Разработка внеурочного занятия "Декабрьские странички народного календаря"

Разработка внеурочного занятия "Декабрьские странички народного календаря"

Разработка внеурочного занятия "Декабрьские странички народного календаря"

Разработка внеурочного занятия "Декабрьские странички народного календаря"

Разработка внеурочного занятия "Декабрьские странички народного календаря"

Разработка внеурочного занятия "Декабрьские странички народного календаря"

Разработка внеурочного занятия "Декабрьские странички народного календаря"

Разработка внеурочного занятия "Декабрьские странички народного календаря"

Разработка внеурочного занятия "Декабрьские странички народного календаря"

Разработка внеурочного занятия "Декабрьские странички народного календаря"

Разработка внеурочного занятия "Декабрьские странички народного календаря"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
22.06.2017