Разработка воспитательной программы "Лидер.Старт".
Оценка 4.6

Разработка воспитательной программы "Лидер.Старт".

Оценка 4.6
Занимательные материалы
docx
воспитательная работа
2 кл—5 кл
19.04.2017
Разработка воспитательной программы "Лидер.Старт".
Подробная разработка воспитательной программы "Лидер.Старт". Данная программа написана для учащихся начальной школы, с учётом возрастных особенностей и их интересов. Направлена на активное вовлечение ребят в процесс самовоспитания. Привлечение к процессу воспитания учреждений дополнительного образования, родителей, что безусловно повышает успех в реализации задуманного.
Воспитательная программа.docx
Воспитательная система: « Лидер. Старт». Введение              Правовое и нормативное обеспечение программы  Программа разработана с учетом положений:  *Закона Российской Федерации "Об образовании",          *Областного закона  "О правовом регулировании деятельности системы образования Ленинградской области",                 *Национальной   доктрины   образования   в   Российской   Федерации, одобренной   постановлением   Правительства   Российской   Федерации   от   4 октября 2000 года № 751,          *Федеральной целевой программы развития образования на 2006­2010 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 23 декабря 2005 года № 803,          *Национальной образовательной стратегии­инициативы «Наша новая  школа», сформулированной в Обращении Президента России Д.А.Медведева к  Федеральному собранию  Российской  Федерации.          Обоснование актуальности программы Данная   воспитательная   программа   имеет   цель   общего   развития   которое   требует   широкого   охвата   действительности   в личности, многообразии существующих в ней взаимосвязей и противоречий. Поэтому образовательная и воспитательная  программа выходит за пределы школьных занятий.   Личность   растет   и   крепнет   в   условиях   многогранной, содержательной жизни обучающихся: и в учебной, и во внеклассной работе, в условиях   благоприятного   психологического   климата,   где   царит   уважение, внимание   между   учителем,   детьми   и   их   родителями,   при   сохранении психического и физического здоровья. Тесная взаимосвязь образовательной и воспитательной программ  дает возможность решить поставленные цели и задачи: *формирование   системы   знаний   и   умений,   способствующих пониманию и познанию мира; *активизация мыслительной деятельности;   культурного, *развитие   творческого,   коммуникативного потенциала,   речевой   компетентности   в   процессе   совместной коллективной деятельности; *содействие   формированию   активной   гражданской   позиции, ценностных основ нравственности, поведенческих норм; В основу программы положены общепринятые принципы:  природосообразности предполагает, что проблемно­ценностное общение  обучающихся должно согласовываться с общими законами развития природы  и человека, воспитывать сообразно полу и возрасту, формировать  ответственность за собственное развитие,  сотрудничества­предполагает,что проблемная аоммуникация, даёт  возможность ребёнку получить опыт жизни в обществе, опыт понимания и  взаимопонимания с окружающими, создаёт условия для формирования  гражданского самопознания, самоопределения и самореализации,   а также принцип успешности. Позитивный настрой обучающихся  в жизни  должен опираться и на успехи достигнутые классным коллективом (ребёнок  творит , живёт в этом коллективе), на собственные достижения, его  личностный рост. Успешность помогает учащемуся раскрывать свои  способности, возможности дальше, совершенствоваться.  принцип деятельностно­отношенческого подхода к воспитанию личности.  Суть его заключается в том, что личностные изменения могут происходить  только в процессе деятельности учащегося и возникающих при этом отношениях. Организации собственной деятельности детей следует учить с  раннего возраста. Роль классного руководителя заключается в том, чтобы  оптимизировать осуществление субъективной функции учащихся во всех  сферах школьной жизни.  Таким   образом,   организация   деятельности   является   главным   условием обеспечения системы воспитания.  1.Анализ эффективности целеполагания и планирования воспитательного процесса В 4 а  классе обучается  26 человек, из них 18 мальчиков и 8 девочек. В целом  все дети обучаются с первого класса  в данной школе.  В 4 классе прибыла только одна  ученица, после 3 класса выбыли в  связи с переездом родителей 2девочки.   Обучающиеся в данном классе  очень активные, практически одного темперамента  (быстрые), за редким исключением. Мальчики спортивные, занимаются дополнительно  в различных спортивных секциях. В прошлом учебном году я, как классный  руководитель ставила перед собой следующие задачи: * достижение максимального результата в общем развитии учащихся при  сохранении их физического здоровья; *совершенствование речевых коммуникативных навыков; *повышение общекультурной компетенции; *развитие умения самостоятельно добывать знания и  их практического  применения; *развитие познавательной активности; *развитие творческих способностей *всестороннее развитие обучающихся, расширение кругозора *формирование адекватной самооценки учащихся; *создание оптимальных условий для раскрытия способностей каждого  обучающегося, *развитие умения добывать необходимую информацию; *развитие творческих способностей; *психологическая подготовка к 5 классу. За четыре года работы, по  моим наблюдениям  класс  сплотился, ребята  поддерживают друг друга, защищают. Им друг с другом интересно.  Основная масса  ребят ­ активные, хотят и участвуют во всех делах и мероприятиях. Отдельные  личности – воздержаны, но когда предложишь роль или дело  включаются также ,  работают активно, проявляют инициативу.  Горды своим классом. 2.Анализ развития учащихся Уровень развития интеллектуальных способностей обучающихся достаточно  высок . Можно отметить хороший рост   у всех в течение четырёх лет . Показали  хорошие результаты в различных олимпиадах,  интеллектуальных и творческих  конкурсах, соревнованиях в разных видах спорта на уровне школы, района, области.  Что касается уровня развития нравственности, то здесь теоретические знания   несколько преобладают над практическими. Есть  над чем задуматься  и искать пути  для  работы в данном направлении по  приведению в равновесие теоретических и  практических знаний, чтобы эти знания стали нормой поведения, культуры общения со  сверстниками и  старшими. Если говорить об уровне  развития навыков самоорганизации, то здесь  необходимо отметить положительную динамику. За 4 года ребята  научились быть  самостоятельными, ответственными. Проявляют инициативу  в  организации и  проведении мероприятий, дел.  3.Анализ динамики социальной ситуации класса В классе из 26 человек ,   18 –  мальчики, 8­ девочки. Класс  – особый – мальчишеский. 25 из них воспитывается в полных семьях, 1человек – в неполной семье( родители в разводе), 1­ семья с отчимом, отношения в семье хорошие) . 3 семьи – многодетные( по трое детей). В основном обучающиеся моего класса   в семье младшие, что сказывается на их статусе: избалованные, привыкшие, что за них кто­то, что­то делает,  родители снисходительны к их проступкам. Работа с такими детьми требует особого подхода и постоянной связи с родителями. Есть   один ребёнок не принимаемый  классом. Причина – гиперопека  его родителей,   неадекватная   оценка   ими   поведения   своего   ребёнка   и   повышенная требовательность к другим. Были конфликты в классе с данным ребёнком, сейчас их нет, класс толерантен к нему, общаются по мере необходимости, но мальчик друзей не нашёл. В поведении  класса на уроках­ проблем нет.  4. Анализ развития коллектива класса По данным социометрического опроса выявлены  предпочитаемые лидеры,   что совпало с результатами наблюдения классного руководителя. В классе   сформировались свои микрогруппы, образовавшиеся на основе  общих интересов  (занятия совместные   вне школы), а также  на основе дружбы родителей.  Данные  микрогруппы  тесно между собой общаются, объединяются для мероприятий, что  даёт возможность говорить о сплочённости классного коллектива. В результате исследования  выявлены дети – изолированные 2 человека, не  нашедшие себе друзей, хотя изгоями их считать  нельзя. Дети также активно  участвуют в жизни класса и со стороны одноклассников ­ отношение к ним ровное. За время обучения в начальной школе ребята­лидеры показали свою  способность  проявлять инициативу  и организовывать небольшие дела, доводя их  до конца (особенно девочки, мальчики пока  нуждаются в помощи,  небольшой).  Есть  и менее активные, но как правило они тянутся за большинством в классе.  Класс настроен на успешность во всех делах, болезненно реагируют на проигрыш,  но умеют держать удар, проговаривая девиз нашего класса: «Главное не победа,  а­  участие». Дальнейшая   активность   класса   будет   зависеть   от   позиции   классного руководителя.  5. Анализ воспитательного процесса и классного руководства Выстроенная воспитательная система класса показала свою состоятельность. Актив класса выбирается на основе выбора детей  (по предложенным критериям  оценки кандидатур), что способствует эффективной работе коллектива на основе  доверия к данным выбранным лидерам.  Обучающиеся осознают свою  принадлежность коллективу, соизмеряют свои поступки  с нормами  и  правилами  установленными  в классе. Я считаю это позитивным достижением, которое даёт  возможность  в дальнейшем успешно работать с классом, несомненно ­ это заслуга  классного руководителя. Уровень воспитанности  в классе ­ высокий и выше среднего (по  исследованиям психолога),  а так же по отзывам педагогов работающих в этом  классе, что тоже является работой классного руководителя и  тесного  сотрудничества с родителями.  Много времени уделяется в классе и индивидуальной работе с учащимися,  так как в силу возрастных особенностей дети  положительно откликаются на  такие беседы и пытаются исправить ситуацию, поэтому динамика роста есть у каждого  члена нашего коллектива. Постоянные беседы, классные часы, совместные поездки  и походы, подготовка мероприятий, дел, активное участие в различных конкурсах и  олимпиадах, способствует формированию ценностных ориентаций, активной  жизненной позиции, становлению  и принятию нравственных ориентиров. Считаю, что все обозначенные задачи, решены . Много интересных дел,  мероприятий прошло в  классе, назвать самые удачные трудно. Но самые большие  достижения класса, считаем: *выход  театральной студии(созданной  в рамках  тесного  сотрудничества с детской библиотекой)на самостоятельную позицию,  расширение диапазона  зрительского состава (младшие школьники и  воспитанники интерната), а так же участие в театральном фестивале, где  студия получила высокую оценку профессионалов; *создание на базе нашего класса «школы юного журналиста», дети  получили возможность попробовать себя ещё в одной роли ­ юных  корреспондентов, что способствует развитию креативности, адаптации в  социуме, коммуникативных качеств, т.е. решению поставленных задач. 6.Анализ участия в жизни школы Класс   принимает     активное   участие   в   жизни   школы.   Нет   ни   одного мероприятия , которое бы пропустил класс. Количество  участников колеблется от 15человек до целого класса. Радует, что многие дети не бездумно записываются , а соизмеряют   свои   силы   и   возможности,   выбирая   конкурс.   Активность   класса   не пропала,   а   можно   сказать   возросла.   Вовлечены       все   члены   коллектива,   что доказывает и подтверждает успешную реализацию цели и задач поставленных мною по развитию классного коллектива.        7.Анализ взаимодействия с семьями Специфика работы учителей начальной школы ­ это тесное сотрудничество с  семьями обучающихся. Посещены практически все семьи (за исключением семей  живущих за чертой города) с целью: обследования условий жизни детей моего класса и  взаимоотношений  с родителями. Проведены родительские собрания по различным   темам, значимым для родителей.  Часто проходят встречи  с родителями проблемных  детей, консультации для них. Явка на собрания 100%, многие приходят всей семьёй. 8семей на собрании  представляют отцы. Родители  многие активно участвуют в жизни класса и школы,  охотно откликаются на просьбы. Очень активно работает родительский комитет.   8. Анализ педагогического взаимодействия взрослых В процессе воспитательной работы в классе практикуются следующие  формы работы по организации педагогического взаимодействия взрослых. *Индивидуальная беседа с родителями *Консультации для родителей и детей *Приглашение учителей –предметников на родительские собрания *Привлечение к организации и проведению совместных мероприятий  родителей и учащихся *Регулярные  заседания родительского комитета *Круглый стол для семей с проблемными детьми 9. Выводы В результате проделанной работы  сформирован  коллектив. Положено начало на развитие самоуправления в классе. Дети нацелены  на активную жизненную позицию. Накоплен следующий положительный опыт по формированию  коллектива класса. Проведено много дел и мероприятий. ­разработаны  сценарии различных мероприятий  и дел. ­разработана серия тематических бесед для родительских собраний; ­сценарии  спектаклей; ­отчёт о проведении акции «Покормите птиц»; ­заметки для школьной газеты; ­выпуски классной стенгазеты; ­тесное сотрудничество с детской городской библиотекой. В воспитательной работе использованы формы: ­Организаторской деятельности: ­деловая игра «Лидер» ­выпуск стенной газеты к 8марта,23 февраля, дню рождения ШКОДЫ, к  Новому году; ­операция «Забота», показ спектаклей для 1­2 классов,  подготовительных групп детских садов, воспитанников интернатов ­работа дежурных групп ­Общественная деятельность: ­проведение акций: «Посылка солдату», «Дети – детям», «Младшие ­  старшим», «Свеча Памяти», «Читайте вместе с нами»; ­возложение  цветов к памятнику в честь Дня снятия блокады  Ленинграда; ­проведение экскурсии  для ветеранов  на выставке посвящённой  Великой Отечественной войне;  ­поздравление подшефного ветерана. ­Познавательная деятельность: ­заседания клуба «Друзья книг»; ­экскурсии  в музеи г. Санкт­Петербурга; ­посещение театров г. Санкт­Петербурга, привозных спектаклей ; ­поездки на экскурсии в различные города: Устюг­родина Деда мороза,  Кострома­ родина Снегурочки, Кукобой­логово Бабы ­ Яги, Ярославль, Тула­Родина пряников, оружия, самоваров, посещение  исторического  места «Куликово поле»; ­проведение викторин к разным знаменательным датам; ­интеллектуальные марафоны; ­развивающие игры; ­школа юного журналиста; ­проведение олимпиад. ­Ценностно­ориентировочная деятельность: ­анкетирование; ­игры­тренинги по культуре общения; ­проведение акции «Покормите птиц»; ­беседы: сбор­разговор (Различные темы); ­Художественная деятельность: ­конкурсы рисунков различной тематики; ­конкурс театральных студий; ­конкурс «Волшебный занавес», инсценирование  басни, театральная  афиша; ­конкурс инсценированной песни; ­конкурс «Открытие года»; ­КВН; ­подготовка группы поддержки и участников конкурса «Ученик года»; ­проведение тематических огоньков. ­Спортивная деятельность: ­походы совместно с родителями; ­проведение весёлых стартов; ­участие в различных спортивных соревнованиях . ­Трудовая деятельность: ­генеральная уборка класса; ­проведение субботника; ­проведение ярмарки «Осенние дары»; ­изготовление  карточек для будущих первоклассников. В работе, конечно, имеются и недостатки: ­невозможность охватить больший объём дел; ­недостаточная инициатива учащихся; ­загруженность классного руководителя, хотелось бы уделять больше  внимания; ­со стороны отдельных родителей нет должного контроля и   незаинтересованность в личном росте своего ребёнка, нет поддержки его  начинаний и желаний. Таким  образом задачи, которые были поставлены перед классным   коллективом должны быть продолжены.  ­создавать условия для полноценного развития индивидуальных способностей детей; ­формирование активной жизненной позиции, интереса к общественной,  познавательной, художественной и трудовой деятельности; ­развитию коммуникативных, организаторских, лидерских  способностей; ­формировать адекватную самооценку и самоконтроль младших школьников.            2. Цели и задачи  воспитательной системы   «… человек никогда не преуспеет в жизни, в широком   смысле   слова,   если   однажды   не познает   успеха   в   чем­то   для   него   важном. Первого,   по­настоящему   реального   успеха достаточно, чтобы все те неблагоприятные факторы… могли быть нейтрализованы» У.Глассер Цель:  создавать условия для социального становления личности, развития  лидерско ­организаторских навыков, саморазвития личности. Формирование   лидеров   в   обществе   не   может   быть   стихийным процессом. Этот процесс необходимо организовывать, учитывая потребности детей в   образовательных   услугах,   а   также   влияние   микросоциума   на   процессы социализации личности, инициативу и самостоятельность самих детей. Начинать   эту   работу   можно   и   нужно   уже   с   младшего   школьного возраста. Развивающий   характер   программы   предполагает,   что   основными принципами   отбора   содержания   и   форм   деятельности   является   учет возрастных   особенностей,   с   опорой   на   признаки   качественного   роста личности. Одним   из   путей   решения   проблемы   пассивности   видится   развитие лидерской   позиции   учащихся     начальной   школы,   а   также   организация ученического самоуправления. Грамотно   разработанная   воспитательная   программа   способна   оказать существенное   влияние   на   развитие   личности   ребенка,   формирования организаторского опыта и опыта организации деятельности других. Возрастные особенности обучающихся в начальной школе предполагают накопление знаний, формирование навыков и создание условий для выявления и развития их лидерских качеств. Младший   школьный   возраст   –   особый   ценный   период,   в   котором развиваются важные качества, позволяющие адаптироваться в социуме. Детей этого   возраста   отличает   огромный   заряд   активности,   их   обуревает   жажда деятельности. Они открыты для общения. Данная   программа   предусматривает   работу   по   формированию   среды для   самореализации   обучающихся;   для   получения   начальных   знаний   о лидерстве;   нацелена   на   развитие   коммуникативных   навыков,   повышение психологической и эмоциональной устойчивости личности. Приоритетные задачи: Развивающие, обучающие, воспитательные: ­развитие познавательной активности и способности к самообразованию; ­развитие   творческого,   культурного,   коммуникативного   потенциала   в процессе участия в совместной общественно­полезной деятельности; ­формирование   начального   опыта   преобразовательной   творческой деятельности и эмоционально­ценностных отношений в социальной сфере; ­выявление и развитие лидерских качеств личности; ­обучение   умениям   и   навыкам   организаторской   деятельности, самоорганизации, формированию ответственности за себя и других;  ­формировать патриотические чувства гражданина России через      изучение  истории малой родины и общественно­полезную деятельность на благо своего  города, участие в социальных проектах, охрану природы; ­укреплять здоровье учащихся, воспитывать осознанное стремление к  здоровому образу жизни, учить рациональной  организации свободного  времени. 3.Содержание деятельности Направление деятельности АРРРР Художественно­ эстетическое Духовно­ нравственное Здоровый образ  жизни Интеллектуально ­ познавательное Общественно­ полезная  деятельность                           Сотрудничество  с родителями                          во всех направлениях деятельности.                                                         4. Формы работы Формы   воспитательной   работы   различны:   как   традиционные,   так   и нетрадиционные и зависит от направления деятельности. *Художественно­эстетическая направленность: ­конкурсы ­турниры ­выставки ­экскурсии ­КВН ­огоньки *Общественно­полезная направленность: ­операции ­акции ­выступления (работа театральной студии) ­субботники *Интеллектуально­познавательная направленность: ­путешествия ­викторины ­конкурсы ­олимпиады ­работа в газете(школа юных журналистов) ­занятия в клубе «Друзья книг» (сотрудничество с детской библиотекой) ­креативно­развивающие и нравственно­профориентационные игры ­турниры *Духовно­нравственная направленность: ­беседы ­встречи ­экскурсии ­родительские собрания ­проектная деятельность *Здоровый образ жизни: ­спортивные соревнования ­походы ­дни здоровья ­встречи ­беседы ­спортивные эстафеты ­праздник «Папа, мама и я – спортивная семья» 5.Этапы реализации ­формирование дружного сплочённого коллектива  посредством проведения  мероприятий, дел, игр и т.д.; ( с 1 класса) ­развитие познавательной активности посредством­ экскурсий, работы клуба «Друзья книг» ( с 1 класса); работы театральной студии (с 1 класса), школы юного журналиста ( с 3 класса); ­развитие   самоуправления   в   классном   коллективе:   обучение   умениям   и   формированию навыкам   организаторской   деятельности,   самоорганизации, ответственности за себя и других через игровую форму( со 2 класса); ­ формирование гражданина России через  изучение истории нашей родины и общественно­полезную деятельность; ­приобщение  к здоровому образ жизни, через занятия физической культурой и спортом( с 1 класса); 6. Ожидаемые результаты ­Результат  первого уровня: приобретение социальных знаний, первичного  понимания социальной реальности и повседневной жизни. ­Результат второго уровня: формирование позитивного отношения к  базовым ценностям нашего общества и социальной реальности в целом. ­Результат третьего уровня: приобретение опыта самостоятельного  социального действия, активная жизненная позиция. ­Создание сплочённого коллектива. Развитие органов самоуправления,  организация коллективной деятельности Ведущим замыслом воспитательной системы является развитие  самодеятельных и самоуправленческих начал в коллективе класса,  способствующих становлению  самостоятельной и творческой личности  младшего школьника. Воплощение такого плана предполагает  целенаправленное и поступательное освоение  учащимися азбуки  организаторского навыка, формирование реально действующего  самоуправления в классе. Ключевым принципом организации самоуправления  является идея сотрудничества детей и взрослых. Главным условием  подготовки и проведения любого дела  ­ делать вместе с ребятами, а не за них. В классе учащиеся приобретают первые навыки ученического  самоуправления. Класс разделён на группы. Каждая группа отвечает за  определённое направление. Командиры каждой группы, которые избираются,  являются членом актива класса. Актив класса вместе с классным   руководителем ­ определяют задачи каждой группы и планируют работу на  четверть. Основные направления: Деловые люди («Книголюбы», «Знайки»,  «Эврика» ­ редколлегия); Вахтенные («Дежурные», «Чистюли»); Забота  («Затейники», «Друзья природы»). Актив класса отчитывается о проделанной работе 1 раз в две недели.  Работа групп оценивается по результатам деятельности. Получает за это  кирпичик определённого цвета, из которых каждая группа строит свой дом. Красный – отлично, синий – хорошо, зелёный – удовлетворительно.  Таким образом, каждая группа в течение учебного года зарабатывает кирпичики на строительство дома. В конце учебного года подводятся  итоги и награждение по различным номинациям.  Состав групп ежегодно меняется. В классе оформлен классный уголок со сменными материалами,  отражающий текущую работу в классе и школе. При такой организации каждый ученик  в течении учебного года может  примерить на себя различные роли как исполнителя, так и руководителя, что  является целью моей воспитательной системы «Лидер. Старт» ­ формировать  и развивать лидерские качества. Воспитательная система класса строится на основе содружества и  самоуправления, т. е. через совместное переживание факта или явления,  создающего напряжение и яркий эмоциональный выход, на основе  формирования отношений содружества классного руководителя и детей,  содружества между самими детьми. Содержание работы определяется исходя из ведущих видов деятельности, характерных для организации внеурочных  занятий. Организационную структуру ученического самоуправления в классе можно представить в виде общей схемы. Схема самоуправления в классе Книголю бы" ики "Знайки" (помощн учителя) "Эврика" (редколлег ия) "Затейн ики" Друзья природы Дежурн "Чистюл (санитар ые и" ы) Команд а "Делов ые люди" Команд "Забота а " Команд "Вахтен а ные" Совет коман ди- ров Актив класс а Актив классаСовет команди-ровКоманда "Деловые люди"Книголюбы""Знайки" (помощники учителя)"Эврика" (редколлегия)Команда "Забота""Затейники"Друзья природыКоманда "Вахтенные"Дежурные"Чистюли" (санитары) Самоуправление работает по режиму чередования поручений между командами (2 недели). Отчет на классном часе. Воспитательная система

Разработка воспитательной программы "Лидер.Старт".

Разработка воспитательной программы "Лидер.Старт".

Разработка воспитательной программы "Лидер.Старт".

Разработка воспитательной программы "Лидер.Старт".

Разработка воспитательной программы "Лидер.Старт".

Разработка воспитательной программы "Лидер.Старт".

Разработка воспитательной программы "Лидер.Старт".

Разработка воспитательной программы "Лидер.Старт".

Разработка воспитательной программы "Лидер.Старт".

Разработка воспитательной программы "Лидер.Старт".

Разработка воспитательной программы "Лидер.Старт".

Разработка воспитательной программы "Лидер.Старт".

Разработка воспитательной программы "Лидер.Старт".

Разработка воспитательной программы "Лидер.Старт".

Разработка воспитательной программы "Лидер.Старт".

Разработка воспитательной программы "Лидер.Старт".

Разработка воспитательной программы "Лидер.Старт".

Разработка воспитательной программы "Лидер.Старт".

Разработка воспитательной программы "Лидер.Старт".

Разработка воспитательной программы "Лидер.Старт".

Разработка воспитательной программы "Лидер.Старт".

Разработка воспитательной программы "Лидер.Старт".

Разработка воспитательной программы "Лидер.Старт".

Разработка воспитательной программы "Лидер.Старт".

Разработка воспитательной программы "Лидер.Старт".

Разработка воспитательной программы "Лидер.Старт".

Разработка воспитательной программы "Лидер.Старт".

Разработка воспитательной программы "Лидер.Старт".

Разработка воспитательной программы "Лидер.Старт".

Разработка воспитательной программы "Лидер.Старт".

Разработка воспитательной программы "Лидер.Старт".

Разработка воспитательной программы "Лидер.Старт".

Разработка воспитательной программы "Лидер.Старт".

Разработка воспитательной программы "Лидер.Старт".

Разработка воспитательной программы "Лидер.Старт".

Разработка воспитательной программы "Лидер.Старт".

Разработка воспитательной программы "Лидер.Старт".

Разработка воспитательной программы "Лидер.Старт".

Разработка воспитательной программы "Лидер.Старт".

Разработка воспитательной программы "Лидер.Старт".

Разработка воспитательной программы "Лидер.Старт".

Разработка воспитательной программы "Лидер.Старт".

Разработка воспитательной программы "Лидер.Старт".

Разработка воспитательной программы "Лидер.Старт".

Разработка воспитательной программы "Лидер.Старт".

Разработка воспитательной программы "Лидер.Старт".

Разработка воспитательной программы "Лидер.Старт".

Разработка воспитательной программы "Лидер.Старт".

Разработка воспитательной программы "Лидер.Старт".

Разработка воспитательной программы "Лидер.Старт".

Разработка воспитательной программы "Лидер.Старт".

Разработка воспитательной программы "Лидер.Старт".

Разработка воспитательной программы "Лидер.Старт".

Разработка воспитательной программы "Лидер.Старт".

Разработка воспитательной программы "Лидер.Старт".

Разработка воспитательной программы "Лидер.Старт".

Разработка воспитательной программы "Лидер.Старт".

Разработка воспитательной программы "Лидер.Старт".

Разработка воспитательной программы "Лидер.Старт".

Разработка воспитательной программы "Лидер.Старт".

Разработка воспитательной программы "Лидер.Старт".

Разработка воспитательной программы "Лидер.Старт".

Разработка воспитательной программы "Лидер.Старт".

Разработка воспитательной программы "Лидер.Старт".

Разработка воспитательной программы "Лидер.Старт".

Разработка воспитательной программы "Лидер.Старт".

Разработка воспитательной программы "Лидер.Старт".

Разработка воспитательной программы "Лидер.Старт".

Разработка воспитательной программы "Лидер.Старт".

Разработка воспитательной программы "Лидер.Старт".

Разработка воспитательной программы "Лидер.Старт".

Разработка воспитательной программы "Лидер.Старт".

Разработка воспитательной программы "Лидер.Старт".

Разработка воспитательной программы "Лидер.Старт".

Разработка воспитательной программы "Лидер.Старт".

Разработка воспитательной программы "Лидер.Старт".

Разработка воспитательной программы "Лидер.Старт".

Разработка воспитательной программы "Лидер.Старт".

Разработка воспитательной программы "Лидер.Старт".

Разработка воспитательной программы "Лидер.Старт".

Разработка воспитательной программы "Лидер.Старт".

Разработка воспитательной программы "Лидер.Старт".
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
19.04.2017