Разработка воспитательной программы "Лидер.Старт".

  • Занимательные материалы
  • docx
  • 19.04.2017
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Подробная разработка воспитательной программы "Лидер.Старт". Данная программа написана для учащихся начальной школы, с учётом возрастных особенностей и их интересов. Направлена на активное вовлечение ребят в процесс самовоспитания. Привлечение к процессу воспитания учреждений дополнительного образования, родителей, что безусловно повышает успех в реализации задуманного.
Иконка файла материала Воспитательная программа.docx
Воспитательная система: « Лидер. Старт». Введение              Правовое и нормативное обеспечение программы  Программа разработана с учетом положений:  *Закона Российской Федерации "Об образовании",          *Областного закона  "О правовом регулировании деятельности системы образования Ленинградской области",                 *Национальной   доктрины   образования   в   Российской   Федерации, одобренной   постановлением   Правительства   Российской   Федерации   от   4 октября 2000 года № 751,          *Федеральной целевой программы развития образования на 2006­2010 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 23 декабря 2005 года № 803,          *Национальной образовательной стратегии­инициативы «Наша новая  школа», сформулированной в Обращении Президента России Д.А.Медведева к  Федеральному собранию  Российской  Федерации.          Обоснование актуальности программы Данная   воспитательная   программа   имеет   цель   общего   развития   которое   требует   широкого   охвата   действительности   в личности, многообразии существующих в ней взаимосвязей и противоречий. Поэтому образовательная и воспитательная  программа выходит за пределы школьных занятий.   Личность   растет   и   крепнет   в   условиях   многогранной, содержательной жизни обучающихся: и в учебной, и во внеклассной работе, в условиях   благоприятного   психологического   климата,   где   царит   уважение, внимание   между   учителем,   детьми   и   их   родителями,   при   сохранении психического и физического здоровья.Тесная взаимосвязь образовательной и воспитательной программ  дает возможность решить поставленные цели и задачи: *формирование   системы   знаний   и   умений,   способствующих пониманию и познанию мира; *активизация мыслительной деятельности;   культурного, *развитие   творческого,   коммуникативного потенциала,   речевой   компетентности   в   процессе   совместной коллективной деятельности; *содействие   формированию   активной   гражданской   позиции, ценностных основ нравственности, поведенческих норм; В основу программы положены общепринятые принципы:  природосообразности предполагает, что проблемно­ценностное общение  обучающихся должно согласовываться с общими законами развития природы  и человека, воспитывать сообразно полу и возрасту, формировать  ответственность за собственное развитие,  сотрудничества­предполагает,что проблемная аоммуникация, даёт  возможность ребёнку получить опыт жизни в обществе, опыт понимания и  взаимопонимания с окружающими, создаёт условия для формирования  гражданского самопознания, самоопределения и самореализации,   а также принцип успешности. Позитивный настрой обучающихся  в жизни  должен опираться и на успехи достигнутые классным коллективом (ребёнок  творит , живёт в этом коллективе), на собственные достижения, его  личностный рост. Успешность помогает учащемуся раскрывать свои  способности, возможности дальше, совершенствоваться.  принцип деятельностно­отношенческого подхода к воспитанию личности.  Суть его заключается в том, что личностные изменения могут происходить  только в процессе деятельности учащегося и возникающих при этомотношениях. Организации собственной деятельности детей следует учить с  раннего возраста. Роль классного руководителя заключается в том, чтобы  оптимизировать осуществление субъективной функции учащихся во всех  сферах школьной жизни.  Таким   образом,   организация   деятельности   является   главным   условием обеспечения системы воспитания.  1.Анализ эффективности целеполагания и планирования воспитательного процесса В 4 а  классе обучается  26 человек, из них 18 мальчиков и 8 девочек. В целом  все дети обучаются с первого класса  в данной школе.  В 4 классе прибыла только одна  ученица, после 3 класса выбыли в  связи с переездом родителей 2девочки.   Обучающиеся в данном классе  очень активные, практически одного темперамента  (быстрые), за редким исключением. Мальчики спортивные, занимаются дополнительно  в различных спортивных секциях. В прошлом учебном году я, как классный  руководитель ставила перед собой следующие задачи: * достижение максимального результата в общем развитии учащихся при  сохранении их физического здоровья; *совершенствование речевых коммуникативных навыков; *повышение общекультурной компетенции; *развитие умения самостоятельно добывать знания и  их практического  применения; *развитие познавательной активности; *развитие творческих способностей*всестороннее развитие обучающихся, расширение кругозора *формирование адекватной самооценки учащихся; *создание оптимальных условий для раскрытия способностей каждого  обучающегося, *развитие умения добывать необходимую информацию; *развитие творческих способностей; *психологическая подготовка к 5 классу. За четыре года работы, по  моим наблюдениям  класс  сплотился, ребята  поддерживают друг друга, защищают. Им друг с другом интересно.  Основная масса  ребят ­ активные, хотят и участвуют во всех делах и мероприятиях. Отдельные  личности – воздержаны, но когда предложишь роль или дело  включаются также ,  работают активно, проявляют инициативу.  Горды своим классом. 2.Анализ развития учащихся Уровень развития интеллектуальных способностей обучающихся достаточно  высок . Можно отметить хороший рост   у всех в течение четырёх лет . Показали  хорошие результаты в различных олимпиадах,  интеллектуальных и творческих  конкурсах, соревнованиях в разных видах спорта на уровне школы, района, области.  Что касается уровня развития нравственности, то здесь теоретические знания   несколько преобладают над практическими. Есть  над чем задуматься  и искать пути  для  работы в данном направлении по  приведению в равновесие теоретических и  практических знаний, чтобы эти знания стали нормой поведения, культуры общения со  сверстниками и  старшими.Если говорить об уровне  развития навыков самоорганизации, то здесь  необходимо отметить положительную динамику. За 4 года ребята  научились быть  самостоятельными, ответственными. Проявляют инициативу  в  организации и  проведении мероприятий, дел.  3.Анализ динамики социальной ситуации класса В классе из 26 человек ,   18 –  мальчики, 8­ девочки. Класс  – особый – мальчишеский. 25 из них воспитывается в полных семьях, 1человек – в неполной семье( родители в разводе), 1­ семья с отчимом, отношения в семье хорошие) . 3 семьи – многодетные( по трое детей). В основном обучающиеся моего класса   в семье младшие, что сказывается на их статусе: избалованные, привыкшие, что за них кто­то, что­то делает,  родители снисходительны к их проступкам. Работа с такими детьми требует особого подхода и постоянной связи с родителями. Есть   один ребёнок не принимаемый  классом. Причина – гиперопека  его родителей,   неадекватная   оценка   ими   поведения   своего   ребёнка   и   повышенная требовательность к другим. Были конфликты в классе с данным ребёнком, сейчас их нет, класс толерантен к нему, общаются по мере необходимости, но мальчик друзей не нашёл. В поведении  класса на уроках­ проблем нет.  4. Анализ развития коллектива класса По данным социометрического опроса выявлены  предпочитаемые лидеры,   что совпало с результатами наблюдения классного руководителя. В классе   сформировались свои микрогруппы, образовавшиеся на основе  общих интересов  (занятия совместные   вне школы), а также  на основе дружбы родителей.  Данные  микрогруппы  тесно между собой общаются, объединяются для мероприятий, что  даёт возможность говорить о сплочённости классного коллектива.В результате исследования  выявлены дети – изолированные 2 человека, не  нашедшие себе друзей, хотя изгоями их считать  нельзя. Дети также активно  участвуют в жизни класса и со стороны одноклассников ­ отношение к ним ровное. За время обучения в начальной школе ребята­лидеры показали свою  способность  проявлять инициативу  и организовывать небольшие дела, доводя их  до конца (особенно девочки, мальчики пока  нуждаются в помощи,  небольшой).  Есть  и менее активные, но как правило они тянутся за большинством в классе.  Класс настроен на успешность во всех делах, болезненно реагируют на проигрыш,  но умеют держать удар, проговаривая девиз нашего класса: «Главное не победа,  а­  участие». Дальнейшая   активность   класса   будет   зависеть   от   позиции   классного руководителя.  5. Анализ воспитательного процесса и классного руководства Выстроенная воспитательная система класса показала свою состоятельность. Актив класса выбирается на основе выбора детей  (по предложенным критериям  оценки кандидатур), что способствует эффективной работе коллектива на основе  доверия к данным выбранным лидерам.  Обучающиеся осознают свою  принадлежность коллективу, соизмеряют свои поступки  с нормами  и  правилами  установленными  в классе. Я считаю это позитивным достижением, которое даёт  возможность  в дальнейшем успешно работать с классом, несомненно ­ это заслуга  классного руководителя. Уровень воспитанности  в классе ­ высокий и выше среднего (по  исследованиям психолога),  а так же по отзывам педагогов работающих в этом  классе, что тоже является работой классного руководителя и  тесного  сотрудничества с родителями.  Много времени уделяется в классе и индивидуальной работе с учащимися,  так как в силу возрастных особенностей дети  положительно откликаются на  такиебеседы и пытаются исправить ситуацию, поэтому динамика роста есть у каждого  члена нашего коллектива. Постоянные беседы, классные часы, совместные поездки  и походы, подготовка мероприятий, дел, активное участие в различных конкурсах и  олимпиадах, способствует формированию ценностных ориентаций, активной  жизненной позиции, становлению  и принятию нравственных ориентиров. Считаю, что все обозначенные задачи, решены . Много интересных дел,  мероприятий прошло в  классе, назвать самые удачные трудно. Но самые большие  достижения класса, считаем: *выход  театральной студии(созданной  в рамках  тесного  сотрудничества с детской библиотекой)на самостоятельную позицию,  расширение диапазона  зрительского состава (младшие школьники и  воспитанники интерната), а так же участие в театральном фестивале, где  студия получила высокую оценку профессионалов; *создание на базе нашего класса «школы юного журналиста», дети  получили возможность попробовать себя ещё в одной роли ­ юных  корреспондентов, что способствует развитию креативности, адаптации в  социуме, коммуникативных качеств, т.е. решению поставленных задач. 6.Анализ участия в жизни школы Класс   принимает     активное   участие   в   жизни   школы.   Нет   ни   одного мероприятия , которое бы пропустил класс. Количество  участников колеблется от 15человек до целого класса. Радует, что многие дети не бездумно записываются , а соизмеряют   свои   силы   и   возможности,   выбирая   конкурс.   Активность   класса   не пропала,   а   можно   сказать   возросла.   Вовлечены       все   члены   коллектива,   что доказывает и подтверждает успешную реализацию цели и задач поставленных мною по развитию классного коллектива.        7.Анализ взаимодействия с семьямиСпецифика работы учителей начальной школы ­ это тесное сотрудничество с  семьями обучающихся. Посещены практически все семьи (за исключением семей  живущих за чертой города) с целью: обследования условий жизни детей моего класса и  взаимоотношений  с родителями. Проведены родительские собрания по различным   темам, значимым для родителей.  Часто проходят встречи  с родителями проблемных  детей, консультации для них. Явка на собрания 100%, многие приходят всей семьёй. 8семей на собрании  представляют отцы. Родители  многие активно участвуют в жизни класса и школы,  охотно откликаются на просьбы. Очень активно работает родительский комитет.   8. Анализ педагогического взаимодействия взрослых В процессе воспитательной работы в классе практикуются следующие  формы работы по организации педагогического взаимодействия взрослых. *Индивидуальная беседа с родителями *Консультации для родителей и детей *Приглашение учителей –предметников на родительские собрания *Привлечение к организации и проведению совместных мероприятий  родителей и учащихся *Регулярные  заседания родительского комитета *Круглый стол для семей с проблемными детьми 9. Выводы В результате проделанной работы  сформирован  коллектив. Положено начало на развитие самоуправления в классе. Дети нацелены  на активную жизненную позицию. Накоплен следующий положительный опыт по формированию  коллектива класса. Проведено много дел и мероприятий. ­разработаны  сценарии различных мероприятий  и дел.­разработана серия тематических бесед для родительских собраний; ­сценарии  спектаклей; ­отчёт о проведении акции «Покормите птиц»; ­заметки для школьной газеты; ­выпуски классной стенгазеты; ­тесное сотрудничество с детской городской библиотекой. В воспитательной работе использованы формы: ­Организаторской деятельности: ­деловая игра «Лидер» ­выпуск стенной газеты к 8марта,23 февраля, дню рождения ШКОДЫ, к  Новому году; ­операция «Забота», показ спектаклей для 1­2 классов,  подготовительных групп детских садов, воспитанников интернатов ­работа дежурных групп ­Общественная деятельность: ­проведение акций: «Посылка солдату», «Дети – детям», «Младшие ­  старшим», «Свеча Памяти», «Читайте вместе с нами»; ­возложение  цветов к памятнику в честь Дня снятия блокады  Ленинграда; ­проведение экскурсии  для ветеранов  на выставке посвящённой  Великой Отечественной войне;  ­поздравление подшефного ветерана. ­Познавательная деятельность: ­заседания клуба «Друзья книг»; ­экскурсии  в музеи г. Санкт­Петербурга; ­посещение театров г. Санкт­Петербурга, привозных спектаклей ; ­поездки на экскурсии в различные города: Устюг­родина Деда мороза,  Кострома­ родина Снегурочки, Кукобой­логово Бабы ­ Яги, Ярославль,Тула­Родина пряников, оружия, самоваров, посещение  исторического  места «Куликово поле»; ­проведение викторин к разным знаменательным датам; ­интеллектуальные марафоны; ­развивающие игры; ­школа юного журналиста; ­проведение олимпиад. ­Ценностно­ориентировочная деятельность: ­анкетирование; ­игры­тренинги по культуре общения; ­проведение акции «Покормите птиц»; ­беседы: сбор­разговор (Различные темы); ­Художественная деятельность: ­конкурсы рисунков различной тематики; ­конкурс театральных студий; ­конкурс «Волшебный занавес», инсценирование  басни, театральная  афиша; ­конкурс инсценированной песни; ­конкурс «Открытие года»; ­КВН; ­подготовка группы поддержки и участников конкурса «Ученик года»; ­проведение тематических огоньков. ­Спортивная деятельность: ­походы совместно с родителями; ­проведение весёлых стартов; ­участие в различных спортивных соревнованиях . ­Трудовая деятельность: ­генеральная уборка класса;­проведение субботника; ­проведение ярмарки «Осенние дары»; ­изготовление  карточек для будущих первоклассников. В работе, конечно, имеются и недостатки: ­невозможность охватить больший объём дел; ­недостаточная инициатива учащихся; ­загруженность классного руководителя, хотелось бы уделять больше  внимания; ­со стороны отдельных родителей нет должного контроля и   незаинтересованность в личном росте своего ребёнка, нет поддержки его  начинаний и желаний. Таким  образом задачи, которые были поставлены перед классным   коллективом должны быть продолжены.  ­создавать условия для полноценного развития индивидуальных способностей детей; ­формирование активной жизненной позиции, интереса к общественной,  познавательной, художественной и трудовой деятельности; ­развитию коммуникативных, организаторских, лидерских  способностей; ­формировать адекватную самооценку и самоконтроль младших школьников.            2. Цели и задачи  воспитательной системы   «… человек никогда не преуспеет в жизни, в широком   смысле   слова,   если   однажды   не познает   успеха   в   чем­то   для   него   важном. Первого,   по­настоящему   реального   успеха достаточно, чтобы все те неблагоприятные факторы… могли быть нейтрализованы» У.ГлассерЦель:  создавать условия для социального становления личности, развития  лидерско ­организаторских навыков, саморазвития личности. Формирование   лидеров   в   обществе   не   может   быть   стихийным процессом. Этот процесс необходимо организовывать, учитывая потребности детей в   образовательных   услугах,   а   также   влияние   микросоциума   на   процессы социализации личности, инициативу и самостоятельность самих детей. Начинать   эту   работу   можно   и   нужно   уже   с   младшего   школьного возраста. Развивающий   характер   программы   предполагает,   что   основными принципами   отбора   содержания   и   форм   деятельности   является   учет возрастных   особенностей,   с   опорой   на   признаки   качественного   роста личности. Одним   из   путей   решения   проблемы   пассивности   видится   развитие лидерской   позиции   учащихся     начальной   школы,   а   также   организация ученического самоуправления. Грамотно   разработанная   воспитательная   программа   способна   оказать существенное   влияние   на   развитие   личности   ребенка,   формирования организаторского опыта и опыта организации деятельности других. Возрастные особенности обучающихся в начальной школе предполагают накопление знаний, формирование навыков и создание условий для выявления и развития их лидерских качеств. Младший   школьный   возраст   –   особый   ценный   период,   в   котором развиваются важные качества, позволяющие адаптироваться в социуме. Детейэтого   возраста   отличает   огромный   заряд   активности,   их   обуревает   жажда деятельности. Они открыты для общения. Данная   программа   предусматривает   работу   по   формированию   среды для   самореализации   обучающихся;   для   получения   начальных   знаний   о лидерстве;   нацелена   на   развитие   коммуникативных   навыков,   повышение психологической и эмоциональной устойчивости личности. Приоритетные задачи: Развивающие, обучающие, воспитательные: ­развитие познавательной активности и способности к самообразованию; ­развитие   творческого,   культурного,   коммуникативного   потенциала   в процессе участия в совместной общественно­полезной деятельности; ­формирование   начального   опыта   преобразовательной   творческой деятельности и эмоционально­ценностных отношений в социальной сфере; ­выявление и развитие лидерских качеств личности; ­обучение   умениям   и   навыкам   организаторской   деятельности, самоорганизации, формированию ответственности за себя и других;  ­формировать патриотические чувства гражданина России через      изучение  истории малой родины и общественно­полезную деятельность на благо своего  города, участие в социальных проектах, охрану природы; ­укреплять здоровье учащихся, воспитывать осознанное стремление к  здоровому образу жизни, учить рациональной  организации свободного  времени. 3.Содержание деятельности Направление деятельностиАРРРР Художественно­ эстетическое Духовно­ нравственное Здоровый образ  жизни Интеллектуально ­ познавательное Общественно­ полезная  деятельность                           Сотрудничество  с родителями                          во всех направлениях деятельности.                                                         4. Формы работы Формы   воспитательной   работы   различны:   как   традиционные,   так   и нетрадиционные и зависит от направления деятельности. *Художественно­эстетическая направленность: ­конкурсы ­турниры ­выставки ­экскурсии ­КВН ­огоньки *Общественно­полезная направленность: ­операции ­акции ­выступления (работа театральной студии) ­субботники *Интеллектуально­познавательная направленность:­путешествия ­викторины ­конкурсы ­олимпиады ­работа в газете(школа юных журналистов) ­занятия в клубе «Друзья книг» (сотрудничество с детской библиотекой) ­креативно­развивающие и нравственно­профориентационные игры ­турниры *Духовно­нравственная направленность: ­беседы ­встречи ­экскурсии ­родительские собрания ­проектная деятельность *Здоровый образ жизни: ­спортивные соревнования ­походы ­дни здоровья ­встречи ­беседы ­спортивные эстафеты ­праздник «Папа, мама и я – спортивная семья» 5.Этапы реализации ­формирование дружного сплочённого коллектива  посредством проведения  мероприятий, дел, игр и т.д.; ( с 1 класса) ­развитие познавательной активности посредством­ экскурсий, работы клуба «Друзья книг» ( с 1 класса); работы театральной студии (с 1 класса), школы юного журналиста ( с 3 класса); ­развитие   самоуправления   в   классном   коллективе:   обучение   умениям   и   формированию навыкам   организаторской   деятельности,   самоорганизации, ответственности за себя и других через игровую форму( со 2 класса); ­ формирование гражданина России через  изучение истории нашей родины и общественно­полезную деятельность; ­приобщение  к здоровому образ жизни, через занятия физической культурой и спортом( с 1 класса); 6. Ожидаемые результаты ­Результат  первого уровня: приобретение социальных знаний, первичного  понимания социальной реальности и повседневной жизни.­Результат второго уровня: формирование позитивного отношения к  базовым ценностям нашего общества и социальной реальности в целом. ­Результат третьего уровня: приобретение опыта самостоятельного  социального действия, активная жизненная позиция. ­Создание сплочённого коллектива. Развитие органов самоуправления,  организация коллективной деятельности Ведущим замыслом воспитательной системы является развитие  самодеятельных и самоуправленческих начал в коллективе класса,  способствующих становлению  самостоятельной и творческой личности  младшего школьника. Воплощение такого плана предполагает  целенаправленное и поступательное освоение  учащимися азбуки  организаторского навыка, формирование реально действующего  самоуправления в классе. Ключевым принципом организации самоуправления  является идея сотрудничества детей и взрослых. Главным условием  подготовки и проведения любого дела  ­ делать вместе с ребятами, а не за них. В классе учащиеся приобретают первые навыки ученического  самоуправления. Класс разделён на группы. Каждая группа отвечает за  определённое направление. Командиры каждой группы, которые избираются,  являются членом актива класса. Актив класса вместе с классным   руководителем ­ определяют задачи каждой группы и планируют работу на  четверть. Основные направления: Деловые люди («Книголюбы», «Знайки»,  «Эврика» ­ редколлегия); Вахтенные («Дежурные», «Чистюли»); Забота  («Затейники», «Друзья природы»).Актив класса отчитывается о проделанной работе 1 раз в две недели.  Работа групп оценивается по результатам деятельности. Получает за это  кирпичик определённого цвета, из которых каждая группа строит свой дом. Красный – отлично, синий – хорошо, зелёный – удовлетворительно.  Таким образом, каждая группа в течение учебного года зарабатывает кирпичики на строительство дома. В конце учебного года подводятся  итоги и награждение по различным номинациям.  Состав групп ежегодно меняется. В классе оформлен классный уголок со сменными материалами,  отражающий текущую работу в классе и школе. При такой организации каждый ученик  в течении учебного года может  примерить на себя различные роли как исполнителя, так и руководителя, что  является целью моей воспитательной системы «Лидер. Старт» ­ формировать  и развивать лидерские качества. Воспитательная система класса строится на основе содружества и  самоуправления, т. е. через совместное переживание факта или явления,  создающего напряжение и яркий эмоциональный выход, на основе  формирования отношений содружества классного руководителя и детей,  содружества между самими детьми. Содержание работы определяется исходя из ведущих видов деятельности, характерных для организации внеурочных  занятий. Организационную структуру ученического самоуправления в классе можно представить в виде общей схемы.Схема самоуправления в классе Книголю бы" ики "Знайки" (помощн учителя) "Эврика" (редколлег ия) "Затейн ики" Друзья природы Дежурн "Чистюл (санитар ые и" ы) Команд а "Делов ые люди" Команд "Забота а " Команд "Вахтен а ные" Совет коман ди- ров Актив класс а Актив классаСовет команди-ровКоманда "Деловые люди"Книголюбы""Знайки" (помощники учителя)"Эврика" (редколлегия)Команда "Забота""Затейники"Друзья природыКоманда "Вахтенные"Дежурные"Чистюли" (санитары)Самоуправление работает по режиму чередования поручений между командами (2 недели). Отчет на классном часе. Воспитательная система