Подробная разработка воспитательной программы "Лидер.Старт". Данная программа написана для учащихся начальной школы, с учётом возрастных особенностей и их интересов. Направлена на активное вовлечение ребят в процесс самовоспитания. Привлечение к процессу воспитания учреждений дополнительного образования, родителей, что безусловно повышает успех в реализации задуманного.
Воспитательная система: « Лидер. Старт».
Введение
Правовое и нормативное обеспечение программы
Программа разработана с учетом положений:
*Закона Российской Федерации "Об образовании",
*Областного закона "О правовом регулировании деятельности системы
образования Ленинградской области",
*Национальной доктрины образования в Российской Федерации,
одобренной постановлением Правительства Российской Федерации от 4
октября 2000 года № 751,
*Федеральной целевой программы развития образования на 20062010
годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации
от 23 декабря 2005 года № 803,
*Национальной образовательной стратегииинициативы «Наша новая
школа», сформулированной в Обращении Президента России Д.А.Медведева к
Федеральному собранию Российской Федерации.
Обоснование актуальности программы
Данная воспитательная программа имеет цель общего развития
которое требует широкого охвата действительности в
личности,
многообразии существующих в ней взаимосвязей и противоречий. Поэтому
образовательная и воспитательная программа выходит за пределы школьных
занятий. Личность растет и крепнет в условиях многогранной,
содержательной жизни обучающихся: и в учебной, и во внеклассной работе, в
условиях благоприятного психологического климата, где царит уважение,
внимание между учителем, детьми и их родителями, при сохранении
психического и физического здоровья.Тесная взаимосвязь образовательной и воспитательной программ дает
возможность решить поставленные цели и задачи:
*формирование системы знаний и умений, способствующих
пониманию и познанию мира;
*активизация мыслительной деятельности;
культурного,
*развитие творческого,
коммуникативного
потенциала, речевой компетентности в процессе совместной
коллективной деятельности;
*содействие формированию активной гражданской позиции,
ценностных основ нравственности, поведенческих норм;
В основу программы положены общепринятые принципы:
природосообразности предполагает, что проблемноценностное общение
обучающихся должно согласовываться с общими законами развития природы
и человека, воспитывать сообразно полу и возрасту, формировать
ответственность за собственное развитие,
сотрудничествапредполагает,что проблемная аоммуникация, даёт
возможность ребёнку получить опыт жизни в обществе, опыт понимания и
взаимопонимания с окружающими, создаёт условия для формирования
гражданского самопознания, самоопределения и самореализации,
а также принцип успешности. Позитивный настрой обучающихся в жизни
должен опираться и на успехи достигнутые классным коллективом (ребёнок
творит , живёт в этом коллективе), на собственные достижения, его
личностный рост. Успешность помогает учащемуся раскрывать свои
способности, возможности дальше, совершенствоваться.
принцип деятельностноотношенческого подхода к воспитанию личности.
Суть его заключается в том, что личностные изменения могут происходить
только в процессе деятельности учащегося и возникающих при этомотношениях. Организации собственной деятельности детей следует учить с
раннего возраста. Роль классного руководителя заключается в том, чтобы
оптимизировать осуществление субъективной функции учащихся во всех
сферах школьной жизни.
Таким образом, организация деятельности является главным условием
обеспечения системы воспитания.
1.Анализ эффективности целеполагания и планирования
воспитательного процесса
В 4 а классе обучается 26 человек, из них 18 мальчиков и 8 девочек. В целом
все дети обучаются с первого класса в данной школе. В 4 классе прибыла только одна
ученица, после 3 класса выбыли в связи с переездом родителей 2девочки.
Обучающиеся в данном классе очень активные, практически одного темперамента
(быстрые), за редким исключением. Мальчики спортивные, занимаются дополнительно
в различных спортивных секциях. В прошлом учебном году я, как классный
руководитель ставила перед собой следующие задачи:
* достижение максимального результата в общем развитии учащихся при
сохранении их физического здоровья;
*совершенствование речевых коммуникативных навыков;
*повышение общекультурной компетенции;
*развитие умения самостоятельно добывать знания и их практического
применения;
*развитие познавательной активности;
*развитие творческих способностей*всестороннее развитие обучающихся, расширение кругозора
*формирование адекватной самооценки учащихся;
*создание оптимальных условий для раскрытия способностей каждого
обучающегося,
*развитие умения добывать необходимую информацию;
*развитие творческих способностей;
*психологическая подготовка к 5 классу.
За четыре года работы, по моим наблюдениям класс сплотился, ребята
поддерживают друг друга, защищают. Им друг с другом интересно. Основная масса
ребят активные, хотят и участвуют во всех делах и мероприятиях. Отдельные
личности – воздержаны, но когда предложишь роль или дело включаются также ,
работают активно, проявляют инициативу. Горды своим классом.
2.Анализ развития учащихся
Уровень развития интеллектуальных способностей обучающихся достаточно
высок . Можно отметить хороший рост у всех в течение четырёх лет . Показали
хорошие результаты в различных олимпиадах, интеллектуальных и творческих
конкурсах, соревнованиях в разных видах спорта на уровне школы, района, области.
Что касается уровня развития нравственности, то здесь теоретические знания
несколько преобладают над практическими. Есть над чем задуматься и искать пути
для работы в данном направлении по приведению в равновесие теоретических и
практических знаний, чтобы эти знания стали нормой поведения, культуры общения со
сверстниками и старшими.Если говорить об уровне развития навыков самоорганизации, то здесь
необходимо отметить положительную динамику. За 4 года ребята научились быть
самостоятельными, ответственными. Проявляют инициативу в организации и
проведении мероприятий, дел.
3.Анализ динамики социальной ситуации класса
В классе из 26 человек , 18 – мальчики, 8 девочки. Класс – особый –
мальчишеский. 25 из них воспитывается в полных семьях, 1человек – в неполной
семье( родители в разводе), 1 семья с отчимом, отношения в семье хорошие) . 3
семьи – многодетные( по трое детей). В основном обучающиеся моего класса в
семье младшие, что сказывается на их статусе: избалованные, привыкшие, что за них
ктото, чтото делает, родители снисходительны к их проступкам. Работа с такими
детьми требует особого подхода и постоянной связи с родителями.
Есть один ребёнок не принимаемый классом. Причина – гиперопека его
родителей, неадекватная оценка ими поведения своего ребёнка и повышенная
требовательность к другим. Были конфликты в классе с данным ребёнком, сейчас
их нет, класс толерантен к нему, общаются по мере необходимости, но мальчик
друзей не нашёл.
В поведении класса на уроках проблем нет.
4. Анализ развития коллектива класса
По данным социометрического опроса выявлены предпочитаемые лидеры,
что совпало с результатами наблюдения классного руководителя. В классе
сформировались свои микрогруппы, образовавшиеся на основе общих интересов
(занятия совместные вне школы), а также на основе дружбы родителей. Данные
микрогруппы тесно между собой общаются, объединяются для мероприятий, что
даёт возможность говорить о сплочённости классного коллектива.В результате исследования выявлены дети – изолированные 2 человека, не
нашедшие себе друзей, хотя изгоями их считать нельзя. Дети также активно
участвуют в жизни класса и со стороны одноклассников отношение к ним ровное.
За время обучения в начальной школе ребяталидеры показали свою
способность проявлять инициативу и организовывать небольшие дела, доводя их
до конца (особенно девочки, мальчики пока нуждаются в помощи, небольшой).
Есть и менее активные, но как правило они тянутся за большинством в классе.
Класс настроен на успешность во всех делах, болезненно реагируют на проигрыш,
но умеют держать удар, проговаривая девиз нашего класса: «Главное не победа, а
участие».
Дальнейшая активность класса будет зависеть от позиции классного
руководителя.
5. Анализ воспитательного процесса и классного руководства
Выстроенная воспитательная система класса показала свою состоятельность.
Актив класса выбирается на основе выбора детей (по предложенным критериям
оценки кандидатур), что способствует эффективной работе коллектива на основе
доверия к данным выбранным лидерам. Обучающиеся осознают свою
принадлежность коллективу, соизмеряют свои поступки с нормами и правилами
установленными в классе. Я считаю это позитивным достижением, которое даёт
возможность в дальнейшем успешно работать с классом, несомненно это заслуга
классного руководителя.
Уровень воспитанности в классе высокий и выше среднего (по
исследованиям психолога), а так же по отзывам педагогов работающих в этом
классе, что тоже является работой классного руководителя и тесного
сотрудничества с родителями.
Много времени уделяется в классе и индивидуальной работе с учащимися,
так как в силу возрастных особенностей дети положительно откликаются на такиебеседы и пытаются исправить ситуацию, поэтому динамика роста есть у каждого
члена нашего коллектива. Постоянные беседы, классные часы, совместные поездки
и походы, подготовка мероприятий, дел, активное участие в различных конкурсах и
олимпиадах, способствует формированию ценностных ориентаций, активной
жизненной позиции, становлению и принятию нравственных ориентиров.
Считаю, что все обозначенные задачи, решены . Много интересных дел,
мероприятий прошло в классе, назвать самые удачные трудно. Но самые большие
достижения класса, считаем:
*выход театральной студии(созданной в рамках тесного
сотрудничества с детской библиотекой)на самостоятельную позицию,
расширение диапазона зрительского состава (младшие школьники и
воспитанники интерната), а так же участие в театральном фестивале, где
студия получила высокую оценку профессионалов;
*создание на базе нашего класса «школы юного журналиста», дети
получили возможность попробовать себя ещё в одной роли юных
корреспондентов, что способствует развитию креативности, адаптации в
социуме, коммуникативных качеств, т.е. решению поставленных задач.
6.Анализ участия в жизни школы
Класс принимает активное участие в жизни школы. Нет ни одного
мероприятия , которое бы пропустил класс. Количество участников колеблется от
15человек до целого класса. Радует, что многие дети не бездумно записываются , а
соизмеряют свои силы и возможности, выбирая конкурс. Активность класса не
пропала, а можно сказать возросла. Вовлечены все члены коллектива, что
доказывает и подтверждает успешную реализацию цели и задач поставленных мною
по развитию классного коллектива.
7.Анализ взаимодействия с семьямиСпецифика работы учителей начальной школы это тесное сотрудничество с
семьями обучающихся. Посещены практически все семьи (за исключением семей
живущих за чертой города) с целью: обследования условий жизни детей моего класса и
взаимоотношений с родителями. Проведены родительские собрания по различным
темам, значимым для родителей. Часто проходят встречи с родителями проблемных
детей, консультации для них.
Явка на собрания 100%, многие приходят всей семьёй. 8семей на собрании
представляют отцы. Родители многие активно участвуют в жизни класса и школы,
охотно откликаются на просьбы. Очень активно работает родительский комитет.
8. Анализ педагогического взаимодействия взрослых
В процессе воспитательной работы в классе практикуются следующие
формы работы по организации педагогического взаимодействия взрослых.
*Индивидуальная беседа с родителями
*Консультации для родителей и детей
*Приглашение учителей –предметников на родительские собрания
*Привлечение к организации и проведению совместных мероприятий
родителей и учащихся
*Регулярные заседания родительского комитета
*Круглый стол для семей с проблемными детьми
9. Выводы
В результате проделанной работы сформирован коллектив.
Положено начало на развитие самоуправления в классе. Дети нацелены
на активную жизненную позицию.
Накоплен следующий положительный опыт по формированию
коллектива класса. Проведено много дел и мероприятий.
разработаны сценарии различных мероприятий и дел.разработана серия тематических бесед для родительских собраний;
сценарии спектаклей;
отчёт о проведении акции «Покормите птиц»;
заметки для школьной газеты;
выпуски классной стенгазеты;
тесное сотрудничество с детской городской библиотекой.
В воспитательной работе использованы формы:
Организаторской деятельности:
деловая игра «Лидер»
выпуск стенной газеты к 8марта,23 февраля, дню рождения ШКОДЫ, к
Новому году;
операция «Забота», показ спектаклей для 12 классов,
подготовительных групп детских садов, воспитанников интернатов
работа дежурных групп
Общественная деятельность:
проведение акций: «Посылка солдату», «Дети – детям», «Младшие
старшим», «Свеча Памяти», «Читайте вместе с нами»;
возложение цветов к памятнику в честь Дня снятия блокады
Ленинграда;
проведение экскурсии для ветеранов на выставке посвящённой
Великой Отечественной войне;
поздравление подшефного ветерана.
Познавательная деятельность:
заседания клуба «Друзья книг»;
экскурсии в музеи г. СанктПетербурга;
посещение театров г. СанктПетербурга, привозных спектаклей ;
поездки на экскурсии в различные города: Устюгродина Деда мороза,
Кострома родина Снегурочки, Кукобойлогово Бабы Яги, Ярославль,ТулаРодина пряников, оружия, самоваров, посещение исторического
места «Куликово поле»;
проведение викторин к разным знаменательным датам;
интеллектуальные марафоны;
развивающие игры;
школа юного журналиста;
проведение олимпиад.
Ценностноориентировочная деятельность:
анкетирование;
игрытренинги по культуре общения;
проведение акции «Покормите птиц»;
беседы: сборразговор (Различные темы);
Художественная деятельность:
конкурсы рисунков различной тематики;
конкурс театральных студий;
конкурс «Волшебный занавес», инсценирование басни, театральная
афиша;
конкурс инсценированной песни;
конкурс «Открытие года»;
КВН;
подготовка группы поддержки и участников конкурса «Ученик года»;
проведение тематических огоньков.
Спортивная деятельность:
походы совместно с родителями;
проведение весёлых стартов;
участие в различных спортивных соревнованиях .
Трудовая деятельность:
генеральная уборка класса;проведение субботника;
проведение ярмарки «Осенние дары»;
изготовление карточек для будущих первоклассников.
В работе, конечно, имеются и недостатки:
невозможность охватить больший объём дел;
недостаточная инициатива учащихся;
загруженность классного руководителя, хотелось бы уделять больше
внимания;
со стороны отдельных родителей нет должного контроля и
незаинтересованность в личном росте своего ребёнка, нет поддержки его
начинаний и желаний.
Таким образом задачи, которые были поставлены перед классным
коллективом должны быть продолжены.
создавать условия для полноценного развития индивидуальных способностей
детей;
формирование активной жизненной позиции, интереса к общественной,
познавательной, художественной и трудовой деятельности;
развитию коммуникативных, организаторских, лидерских способностей;
формировать адекватную самооценку и самоконтроль младших школьников.
2. Цели и задачи воспитательной системы
«… человек никогда не преуспеет в жизни, в
широком смысле слова, если однажды не
познает успеха в чемто для него важном.
Первого, понастоящему реального успеха
достаточно, чтобы все те неблагоприятные
факторы… могли быть нейтрализованы»
У.ГлассерЦель: создавать условия для социального становления личности,
развития лидерско организаторских навыков, саморазвития личности.
Формирование лидеров в обществе не может быть стихийным
процессом.
Этот процесс необходимо организовывать, учитывая потребности детей
в образовательных услугах, а также влияние микросоциума на процессы
социализации личности, инициативу и самостоятельность самих детей.
Начинать эту работу можно и нужно уже с младшего школьного
возраста.
Развивающий характер программы предполагает, что основными
принципами отбора содержания и форм деятельности является учет
возрастных особенностей, с опорой на признаки качественного роста
личности.
Одним из путей решения проблемы пассивности видится развитие
лидерской позиции учащихся начальной школы, а также организация
ученического самоуправления.
Грамотно разработанная воспитательная программа способна оказать
существенное влияние на развитие личности ребенка, формирования
организаторского опыта и опыта организации деятельности других.
Возрастные особенности обучающихся в начальной школе предполагают
накопление знаний, формирование навыков и создание условий для выявления
и развития их лидерских качеств.
Младший школьный возраст – особый ценный период, в котором
развиваются важные качества, позволяющие адаптироваться в социуме. Детейэтого возраста отличает огромный заряд активности, их обуревает жажда
деятельности. Они открыты для общения.
Данная программа предусматривает работу по формированию среды
для самореализации обучающихся; для получения начальных знаний о
лидерстве; нацелена на развитие коммуникативных навыков, повышение
психологической и эмоциональной устойчивости личности.
Приоритетные задачи:
Развивающие, обучающие, воспитательные:
развитие познавательной активности и способности к самообразованию;
развитие творческого, культурного, коммуникативного потенциала в
процессе участия в совместной общественнополезной деятельности;
формирование начального опыта преобразовательной творческой
деятельности и эмоциональноценностных отношений в социальной сфере;
выявление и развитие лидерских качеств личности;
обучение умениям и навыкам организаторской деятельности,
самоорганизации, формированию ответственности за себя и других;
формировать патриотические чувства гражданина России через изучение
истории малой родины и общественнополезную деятельность на благо своего
города, участие в социальных проектах, охрану природы;
укреплять здоровье учащихся, воспитывать осознанное стремление к
здоровому образу жизни, учить рациональной организации свободного
времени.
3.Содержание деятельности
Направление
деятельностиАРРРР
Художественно
эстетическое
Духовно
нравственное
Здоровый образ
жизни
Интеллектуально
познавательное
Общественно
полезная
деятельность
Сотрудничество с родителями
во всех направлениях деятельности.
4. Формы работы
Формы воспитательной работы различны: как традиционные, так и
нетрадиционные и зависит от направления деятельности.
*Художественноэстетическая направленность:
конкурсы
турниры
выставки
экскурсии
КВН
огоньки
*Общественнополезная направленность:
операции
акции
выступления (работа театральной студии)
субботники
*Интеллектуальнопознавательная направленность:путешествия
викторины
конкурсы
олимпиады
работа в газете(школа юных журналистов)
занятия в клубе «Друзья книг» (сотрудничество с детской библиотекой)
креативноразвивающие и нравственнопрофориентационные игры
турниры
*Духовнонравственная направленность:
беседы
встречи
экскурсии
родительские собрания
проектная деятельность
*Здоровый образ жизни:
спортивные соревнования
походы
дни здоровья
встречи
беседы
спортивные эстафеты
праздник «Папа, мама и я – спортивная семья»
5.Этапы реализации
формирование дружного сплочённого коллектива посредством проведения
мероприятий, дел, игр и т.д.; ( с 1 класса)
развитие познавательной активности посредством экскурсий, работы клуба
«Друзья книг» ( с 1 класса); работы театральной студии (с 1 класса),
школы юного журналиста ( с 3 класса);
развитие самоуправления в классном коллективе: обучение умениям и
формированию
навыкам организаторской деятельности,
самоорганизации,
ответственности за себя и других через игровую форму( со 2 класса);
формирование гражданина России через изучение истории нашей родины и
общественнополезную деятельность;
приобщение к здоровому образ жизни, через занятия физической культурой
и спортом( с 1 класса);
6. Ожидаемые результаты
Результат первого уровня: приобретение социальных знаний, первичного
понимания социальной реальности и повседневной жизни.Результат второго уровня: формирование позитивного отношения к
базовым ценностям нашего общества и социальной реальности в целом.
Результат третьего уровня: приобретение опыта самостоятельного
социального действия, активная жизненная позиция.
Создание сплочённого коллектива.
Развитие органов самоуправления,
организация коллективной деятельности
Ведущим замыслом воспитательной системы является развитие
самодеятельных и самоуправленческих начал в коллективе класса,
способствующих становлению самостоятельной и творческой личности
младшего школьника. Воплощение такого плана предполагает
целенаправленное и поступательное освоение учащимися азбуки
организаторского навыка, формирование реально действующего
самоуправления в классе. Ключевым принципом организации самоуправления
является идея сотрудничества детей и взрослых. Главным условием
подготовки и проведения любого дела делать вместе с ребятами, а не за них.
В классе учащиеся приобретают первые навыки ученического
самоуправления. Класс разделён на группы. Каждая группа отвечает за
определённое направление. Командиры каждой группы, которые избираются,
являются членом актива класса. Актив класса вместе с классным
руководителем определяют задачи каждой группы и планируют работу на
четверть.
Основные направления: Деловые люди («Книголюбы», «Знайки»,
«Эврика» редколлегия); Вахтенные («Дежурные», «Чистюли»); Забота
(«Затейники», «Друзья природы»).Актив класса отчитывается о проделанной работе 1 раз в две недели.
Работа групп оценивается по результатам деятельности. Получает за это
кирпичик определённого цвета, из которых каждая группа строит свой дом.
Красный – отлично, синий – хорошо, зелёный – удовлетворительно.
Таким образом, каждая группа в течение учебного года зарабатывает
кирпичики на строительство дома. В конце учебного года подводятся
итоги и награждение по различным номинациям.
Состав групп ежегодно меняется.
В классе оформлен классный уголок со сменными материалами,
отражающий текущую работу в классе и школе.
При такой организации каждый ученик в течении учебного года может
примерить на себя различные роли как исполнителя, так и руководителя, что
является целью моей воспитательной системы «Лидер. Старт» формировать
и развивать лидерские качества.
Воспитательная система класса строится на основе содружества и
самоуправления, т. е. через совместное переживание факта или явления,
создающего напряжение и яркий эмоциональный выход, на основе
формирования отношений содружества классного руководителя и детей,
содружества между самими детьми. Содержание работы определяется исходя
из ведущих видов деятельности, характерных для организации внеурочных
занятий.
Организационную структуру ученического самоуправления в классе можно
представить в виде общей схемы.Схема самоуправления в классе
Книголю
бы"
ики
"Знайки"
(помощн
учителя)
"Эврика"
(редколлег
ия)
"Затейн
ики"
Друзья
природы
Дежурн
"Чистюл
(санитар
ые
и"
ы)
Команд
а
"Делов
ые
люди"
Команд
"Забота
а
"
Команд
"Вахтен
а
ные"
Совет
коман
ди-
ров
Актив
класс
а
Актив классаСовет команди-ровКоманда "Деловые люди"Книголюбы""Знайки" (помощники учителя)"Эврика" (редколлегия)Команда "Забота""Затейники"Друзья природыКоманда "Вахтенные"Дежурные"Чистюли" (санитары)Самоуправление работает по режиму чередования
поручений между командами
(2 недели).
Отчет на классном часе.
Воспитательная система