Развитие функциональной грамотности через развитие компетентности учащихся на уроках биологии.
Оценка 5

Развитие функциональной грамотности через развитие компетентности учащихся на уроках биологии.

Оценка 5
Занимательные материалы
docx
биология
5 кл—11 кл
23.12.2021
Развитие функциональной грамотности через развитие компетентности учащихся на уроках биологии.
Учебно- познавательные задачи, сконцентрированные на материале вокруг ядра учебного материала. Любое знание добывается в процессе решения практических или исследовательских задач. Учитель погружает учащихся в ситуацию открытия нового знания, действия. Это позволяет переходить конкретного вида предметного, надпредметного, метапредметного контекста.
функциональная грамотность и развитие компетентности на уроках биологии.docx

Учитель биологии и химии

МОУ «Правохеттинская СОШ»,

высшая категория

Лучинская Вера Максимовна.

Тема: Функциональная грамотность и развитие  компетенций в образовательном процессе.

I.                  Теоретические основы функциональной грамотности.

1.     Направление развития функциональной грамотности.

2.     Задачи познавательного процесса на основе развития функциональной грамотности.

3.     Уровни познавательной деятельности.

4.     Виды компетентности.

II.               Практические основы.

I.                  1.Направление развития функциональной грамотности.

Развитие функциональной грамотности требование современного образования. Функциональная грамотность направлена на умение применять школьником знания в жизненных ситуациях.  В концепции П.Р. Атутова функциональная грамотность рассматривается в двух аспектах, «первый из которых связан с вооружением учащихся необходимым и достаточным объемом знаний, умений, навыков, обеспечивающих возможность вхождения школьников в будущую деятельность.»

Вторым аспектом является «формирование мотивов для непрерывного совершенствования своих знаний, умений и качества личности, позволяющие реагировать на изменяющуюся технологическую обстановку».

2.Задачи познавательного процесса на основе развития функциональной грамотности.

    Неотъемлемой частью образовательного процесса есть и остается использование учебно– познавательных задач. Задача, направленная на построение заданий учебного материала, сконцентрированных на материале вокруг ядра учебного предмета.  Эта идея является ключевой для реализации деятельностного подхода на этапе образования. Любое знание «добывается» в процессе решения практических или исследовательских задач. Учитель на уроке погружает учащихся в естественную ситуацию «открытия» нового знания, действия, отношений и ценностей. Это позволяет переходить на занятия конкретного вида: информационного, процедурного, оценочного, рефлексивного в предметном, надпредметном и метапредметном контекстах.  Учитель отбирает задачи разной предметности и творческого уровня так, чтобы они взаимно дополняли, продолжали друг друга, образуя систему  учебно – познавательных задач по выбранной теме, методу, принципу. Такие приемы создают благоприятные условия для вовлечения ребят в активную деятельность, способствует более осознанному усвоению учебного материала.

Задания на формирование и оценивание функциональной грамотности с позиции достижения планируемых образовательных результатов, связаны с умением оперировать знаниями и справляться с разными ситуациями и проблемами.

Различные виды задач.

1.     Задачи обучающего характера: распознавание объектов с некоторыми комментариями: алгоритм решения; выявление, сопоставление, перечисление, обобщение; опишите (как протекает процесс, условия), сравните процессы, определите сходства и различия; укажите причины.

2.     Задачи поискового характера: перенесение знаний в новую ситуацию (трансформация); изложение (разъяснение); применение (доказательства аргументов); объяснение смысла, ….

3.     Задачи творческого характера: предложите способы…, определение самостоятельного алгоритма решения; при каких условиях … (высокий уровень самостоятельности); высказывание собственного суждения; отбор знаний для решения проблем.

 

3. Уровни  познавательной деятельности.

Американский психолог Д. Блум создал классификацию уровней познавательной деятельности. Каждому из этих уровней соответствует свой тип вопросов, который ставит перед ребенком определенную проблему. Вопросы по Блуму способствуют мыслительной деятельности учащихся, учит их слушать друг дуга, развивает познавательный интерес и помогает работать с текстом.

 

Этапы формирования познавательной деятельности

Направление мыслительной деятельности  

Уровень, сложности

1

Знание

Назовите основные…

Составьте список ..

Напишите понятия касающиеся …

Простые

2

Понимание

Объясните причины того что…

Обрисуйте шаги необходимые для…

Покажите связь, которые существуют между….

Уточняющие

3

Применение

Изобразите информацию графически, …. Таблицей, схемой, ментальной картой….

Предложите способ …

Сделайте рисунок, который покажет ….

Практические

4

Анализ

Раскройте особенности…

Проанализируйте строение (структуру) с точки зрения ….

Интерпретационные

5

Синтез

Предложите варианты, схемы…

Разработайте план, позволяющий…

Найдите необычные способы ….

Творческие

6

Оценка

Оцените значимость …

Определите какие из предложенных решений

Оценочные

 

4.     Виды компетентности:

 

 

Виды компетентности

Характеристика

1

Компетентность мышления

Понимание, анализ, поиск , интерпретация; выделение закономерностей, выделение главного, противоречий, аналогий, принятие решений в изменчивой среды, академическая грамотность.

2

Компетентность взаимодействия с другими.

 

Кооперативность, способность к сотрудничеству, совместной работе, координация действий внутри команды; способность убеждать, высказывать свою позицию и принимать другу;

3

Компетентность взаимодействия с собой

Саморегуляция, самоконтроль, управлять эмоциями; самоорганизация- мобилизовать себя на выполнение задач, способность рефлексировать.

 

II.               Примеры заданий на развитие функциональной грамотности с учетом разных уровней познавательной деятельности по биологии.

 

Примеры заданий

Развитие знаний

1.

Биология 5 класс.

 Тема «Строение клетки»

Задания на реализацию основных направлений мыслительной деятельности.

 

https://ds05.infourok.ru/uploads/ex/0a50/00032b17-f42b0a69/img2.jpg

1.     Используя знания о строения клетки, превратите схему в рисунок.

2.     Опишите клетку с использованием прилагательных.

3.     Покажите связь между органоидами клетки.

4.     Предложите разные методы изучение клетки, позволяющие шире раскрыть строение клетки.

5.     Составьте перечень свойств характеризующие особенности растительной клетки.

6.     Составьте схему строения клетки, с использованием ключевого слова «Клетка».

2

Биология 8 класс.

Тема: Органы кровообращения: сердце и кровеносные сосуды.

Задания на беглость (количество идей); гибкость (самостоятельность, ставить новые цели), оригинальность (поиск уникальных идей).

 

Сердце – орган кровообращения.

Удивительный орган нашего организма.

1.     Докажите удивительность этого органа.

2.     Как можно изучить сердце как орган кровеносной системы? (поиск удивительных идей).

3.     Предложите способы, определяющие автоматизм сердца?

4.     Проанализируйте работу сердца при различной нагрузке.

5.     Составьте план- описание, для долголетней работы вашего сердца.

6.     Приведите прилагательные, характеризующие ваше сердце.

7.     На основании собственных наблюдений, укажите какие факторы влияют на «сбой» работы сердца.

3

Задания на креативное мышление.

Анализ – Синтез

 

Тема : Клетка.

Придумайте рассказ, все слова которые начинаются на букву «К».

Камера, кормушка, калитка, категория, капля, комплекс, кристы.

Слова на букву «К»  перевести на язык биологии, составить предложения, раскрывающие особенность строение и разнообразие клеток.

4

Тема: Природные сообщества.

Анализ –Синтез

 

Придумайте рассказ, слова которые начинаются на букву «Л»:

Лес, листья, лесная, луга лесные, летят, ледяные, лещина, ливень, лопух, любовь, лето, лавочка, лаборатория, лагерь, лазурный, лакомый, ландшафт, ландыш, лиса, лось.

 

 

 

 

 

 

 

1.Составить план характеристики леса, как природного сообщества.

2.Напишите рассказ  с использование слов на букву «Л».

3.Проведите сравнительную характеристику смешанного леса и хвойного леса.

4.Составьте логическую цепочку действий, чтобы не заблудиться в лесу.

5.Предложите план защиты леса от различных факторов. (пожара, незаконной вырубки).

5

Тема: Органические вещества клетки

Задание

Название -Сюжет – Стимул

 

1. Из перечня веществ, которые поступают с пищей в организм человека,  выберите те, которые которые используются как строительный материал.

А. Вода.

Б. Белки.

В. Жиры.

Г. Углеводы.

Д. Витамины.

2. Человек ежедневно употребляет с пищей 80% углеводов. Ведет малоподвижный образ жизни. Правильно ли составлен рацион человека? (описание ситуации которую нужно решать).  

1. Химический состав клетки. Органические вещества.

2. Описание свойств веществ (белков).

3. Выбор веществ с указанием строительной функции.  

Формирование суждений, фактов, которые позволяют оценить результаты деятельности в конкретные задачи.

Выработка рекомендаций.

6.

Тема: Энергетический обмен в клетке.

 

 

1.Опишите этапы ЭО.

2.Перечислите вещества которые участвуют и образуются на этапах.

3.Сравните процессы, установите сходства и различия в процессах.

4. Что является причиной процессов?.

1. Задачи обучающего характера. Работа с информацией.

2. Задачи поискового характера.

При каких условиях могут проходить процессы.

Приведите аргументы, доказывающие протекание процессов.

 

 

Использованная литература:

1.     Абдулаева О.А. Перагогический потенциал УП задач. /Учебно – методическое пособие/СП АППО, 2010;

2.     АкуловаО.В. Писарева С.А., Пискунова Е.В. Конструирование ситуационных задач для оценки компетентности учащихся: УМП для педагогов. СП: КАРО, 2008.

3.     Демидова Н.З. Рефлективный анализ учебных задач как средство развития умственной самостоятельности учащихся. /СП, 2005./

4.     Ермоленко В.А. Развитие функциональной грамотности обучающегося: теоретический аспект//Электронное научное издание «Альманах Пространство и Время», 2015.


 

5.    

Учитель биологии и химии МОУ «Правохеттинская

Учитель биологии и химии МОУ «Правохеттинская

Любое знание «добывается» в процессе решения практических или исследовательских задач

Любое знание «добывается» в процессе решения практических или исследовательских задач

Американский психолог Д. Блум создал классификацию уровней познавательной деятельности

Американский психолог Д. Блум создал классификацию уровней познавательной деятельности

Проанализируйте строение (структуру) с точки зрения …

Проанализируйте строение (структуру) с точки зрения …

I. Примеры заданий на развитие функциональной грамотности с учетом разных уровней познавательной деятельности по биологии

I. Примеры заданий на развитие функциональной грамотности с учетом разных уровней познавательной деятельности по биологии

Составьте план- описание, для долголетней работы вашего сердца

Составьте план- описание, для долголетней работы вашего сердца

Из перечня веществ, которые поступают с пищей в организм человека, выберите те, которые которые используются как строительный материал

Из перечня веществ, которые поступают с пищей в организм человека, выберите те, которые которые используются как строительный материал
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
23.12.2021