Развитие гибкости у учащихся начальной школы к сдаче норм ВФСК ГТО 2 ступени
Оценка 4.7

Развитие гибкости у учащихся начальной школы к сдаче норм ВФСК ГТО 2 ступени

Оценка 4.7
Исследовательские работы
docx
физическая культура
08.06.2022
Развитие гибкости у учащихся начальной школы к сдаче норм ВФСК ГТО 2 ступени
Описание важности развитие гибкости у учащихся начальной школы к сдаче норм ВФСК ГТО 2 ступени.
Статья.docx

«Развитие гибкости у учащихся начальной школы к сдаче норм ВФСК ГТО 2 ступени»

Всем известно, что значение физической культуры для младшего школьника заключается в создании фундамента для всестороннего физического развития, укрепления его здоровья, формирования разнообразных знаний в области физической культуры и двигательных умений и навыков. Это является, своего рода, предпосылкой  гармонического развития личности на ступени начального образования. 

В соответствии с требованиями ФГОС 2021 года по окончании начальной школы предполагается, что учащиеся при выпуске из начально школы:

ü - должны понимать значение занятий физической культурой для укрепления здоровья, физического развития и физической подготовленности, для трудовой деятельности, военной практики;

ü - начнут осознанно использовать знания, полученные в курсе «Физическая культура», планировании и соблюдении режима дня, выполнении физических упражнений и во время подвижных игр на досуге;

ü - узнают о положительном влиянии занятий физическими упражнениями на развитие систем дыхания и кровообращения, поймут необходимость и смысл проведения простейших закаливающих процедур;

ü - научатся выполнять комплексы специальных упражнений, направленных на формирование правильной осанки, профилактику травматизма, развитие систем дыхания и кровообращения.

Правильное физическое развитие ребенка обязательно способствует тому, что по окончанию начальной школы он не просто станет сильным, выносливым, но и будет здоровым!

Для решения этой задачи в нашей стране были предприняты следующие меры:

введение третьего часа урока физкультуры в школе, что позволило повысить двигательную активность школьников;

введение новых федеральных образовательных стандартов (ФГОС), которые призваны сделать уроки физкультуры современными, интересными, веселыми, полезными, а главное - доступными для каждого ученика;                                   

возрождение комплекса ГТО, призванного мотивировать школьников к систематической физической подготовке на уроке, в спортивной секции, самостоятельно.

Для того, что бы понимать, из чего состоит подготовка учащихся начальных классов к сдаче  нормативов ГТО, следует разобраться в сущности понятия.

«Готов к труду и обороне» (ГТО) – это программа физкультурной подготовки населения в общеобразовательных, профессиональных и спортивных организациях, основанная на государственной системе патриотического воспитания населения и действовавшая в СССР с 1931 по 1991 год.

ГТО – это программа физкультурной подготовки, внедряемая в общеобразовательные учреждения, профессиональные и спортивные организации. Комплекс ГТО был направлен на физическое развитие и укрепления здоровья граждан, являлся основной системой физвоспитания и был призван способствовать развитию массового физкультурного движения в Советском Союзе.

Актуальность возрождения ВФСК ГТО берет основу, обращаясь к уровню здоровья подрастающего поколения в Российской Федерации, который ежегодно стремительно снижается. Количество детей, отнесённых по состоянию здоровья к основной медицинской группе, с каждым годом сокращается, а доля детей, отнесённых к подготовительной и специальной медицинским группам, увеличивается. Поэтому сохранение и укрепление здоровья детей, а затем и подростков является, на сегодняшний день, приоритетной задачей государства.

На уроках физической культуры каждому учащемуся подобрано задание, исходя из уровня его физической подготовленности и состояния здоровья. Учащиеся, отнесенные к специальной медицинской группе, привлекаются в качестве судей, экспертов, оценивающих правильность выполнения упражнений. Одним из путей решения этой задачи является приобщение детей к регулярным занятиям физической культурой и спортом. Помимо этого – залогом успешного освоения образовательной программы являются игровой метод, метод наблюдения, и метод создания «ситуаций успеха».

Обратимся немного к истории. 24 марта 2014 года президент РФ В.В.Путин подписал указ о возрождении ГТО, благодаря которому «выросло не одно поколение здоровых, активных людей». По словам Путина, прежнее название решено сохранить как дань традициям.

Необходимость введения комплекса ГТО вновь объясняется тем, что большинство населения России не занимается активно спортом, ведет нездоровый образ жизни (малоподвижный образ жизни, увлеченность компьютерами, алкоголизм, курение, наркомания). Многие взрослые и молодые люди подают тем самым нездоровый пример для младшего поколения. Вследствие этого цель возрождения ГТО – попытка привить школьникам привычку к здоровому образу жизни и массовому спорту.

Система стимулирования к сдаче норм ГТО выстроена следующим образом: школьники, которые выполнят нормативы комплекса, будут отмечены золотыми, серебряными или бронзовыми знаками отличия, а также получат спортивные звания. Обладание такими знаками отличия даст бонусы при поступлении в высшие учебные заведения.

Сегодня ГТО рассчитан на 11 возрастных групп, начиная с 6-8 летнего возраста и заканчивая группой старше 70 лет.  Но мы рассмотрим лишь первые две ступени, потому как именно их возрастные границы совпадают с возрастом детей , обучающихся на ступени начальной школы.

№ ступени

классы

возраст

I

1-2

6-8 лет

II

3-4

9-10 лет

 

 Цель комплекса ГТО - увеличение продолжительности жизни населения с помощью систематической физической подготовки.

 

 

Основные задачи комплекса ГТО:

ü  Увеличение числа граждан, систематически занимающихся физической культурой и спортом;

ü  Повышение уровня физической подготовленности, продолжительности жизни граждан;

ü  Формирование у населения осознанных потребностей в систематических занятиях физической культурой и спортом, ведении здорового образа жизни;

ü  Повышение общего уровня знаний населения о средствах, методах и формах организации самостоятельных занятий физической культурой и спортом;

ü  Модернизация системы физического воспитания и системы развития массового, детско-юношеского, школьного и студенческого спорта.

Одним из требований сдачи нормативов ГТО является выполнение «наклон вперед из положения стоя на гимнастической скамье». Для сдачи данного норматива необходимо развивать такое физическое качество, как и гибкость.

Что такое гибкость?

Гибкость определяется как способность человека достижению большой амплитуды в выполняемом движении.

Гибкость исключительно важна для сохранения правильной красивой осанки, плавности и лёгкости походки, грациозности движений. Красота и гибкость – почти синонимы. Гибкость значительно увеличивает диапазон движений, позволяет мышцам работать рационально, затрачивая значительно меньше усилий и энергии для преодоления сопротивления собственного тела как при выполнении самых простых бытовых движений.

Думаю, что на сегодняшний день, практически каждая школа заинтересована в том, чтобы сохранить и улучшить физическое и психическое здоровье учащихся, повысить их интеллектуальный потенциал. Поэтому работа по внедрению ВФСК ГТО может быть осуществлена в трёх направлениях: через уроки физической культуры; внеурочная работа с учреждениями ДО; а также через привлечение родителей к формированию привычки у детей вести здоровый образ жизни (активный, целенаправленный отдых на выходных и в каникулярное время).

Так как для нас важна гибкость, как физическое качество, ее развитие для подготовки и сдаче нормативов ГТО учащимися 2 ступени, как «результат выпускника начальной школы», то поговорим лишь о двух формах: работа в рамках урочной деятельности и работа с родителями.

Внедрение ВФСК ГТО, развитие гибкости и подготовка на уроках к сдаче норм: с введением Федеральных Государственных Образовательных Стандартов важнейшей задачей является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию. Всё это достигается путём сознательного, активного присвоения учащимися социального опыта. Для учителя же, главным на уроке является создание ситуаций успеха, о которых говорилось ранее. Успешный ребёнок – это ребёнок с активной жизненной позицией, повышенной мотивацией. Он получает положительные эмоции, повышается самооценка и стремление добиваться новых результатов, идти вперед, не обращая внимания на прекграды.

Для формирования мотивации в развитии гибкости (для сдачи норм комплекса ГТО), на уроке используются следующие виды деятельности:

1.     игровая деятельность (подвижные, спортивные игры),

2.     соревновательная деятельность,

3.     сдача контрольных нормативов, где ребёнок имеет возможность улучшить свой результат.

Каждый урок физической культуры направлен на повышение уровня физического развития учащихся. Для выполнения этой задачи используются упражнения различной направленности: на развитие скоростных способностей, скоростно-силовых, координационных, развитие гибкости и выносливости, в зависимости от раздела образовательной программы. Два раза в год проводится мониторинг двигательных возможностей учащихся. Результаты мониторинга фиксируются в таблице, которая находится в портфолио учащегося, и дети имеют возможность видеть, как меняются их спортивные достижения. Это выступает в роли мотивации: результат улучшился – ребенок рад, и понимает, что его старания были не напрасны; если результаты ниже первоначальных – повод задуматься о том, где ребенок не доработал, что бы повысить свои результаты.

Развитие гибкости детям начальной школы дается не просто. Все потому, что скелет детей еще полностью не окреп. Да, в этом есть некоторые плюсы, такие как податливость мышц и костей, большой диапазон гибкости. Но есть и свои минусы – слабость в мышцах. При «растяжке» после предварительного разогревания мышц дети испытывают дискомфорт, а после боль, потому что происходит на неокрепшие мышцы. Но как показывает практика, при регулярных занятиях, результата достигнуть могут все учащиеся класса. Остаётся дело лишь  за малым – само желание детей. Потому что если его нет – ребенок в априори не будит ничего делать.

Нельзя не сказать о привлечении родителей к формированию привычки у детей вести здоровый образ жизни и помощи в развитии гибкости.

Был великий дидакт, Л. С. Выготский, который как человек со множеством научных интересов и глубоко образованный, он сумел провести параллели и заметить связь между поведением человека и культурой. А как педагог понял, как можно применить эти идеи в воспитании. Он вывел несколько принципов при воспитании детей. И одним из них является принцип «Задача взрослых — помогать развиваться». На самом деле, с родителями постоянно ведется работа на уровне информирования, привлечения к мероприятиям школьного, районного и городского уровня, даются индивидуальные и групповые консультации, связанные со Здоровым Образом Жизни.

В действительности, многие родители активно принимают участие в организации досуга ребёнка, направленного на укрепление физического развития на выходных и каникулах: лыжные прогулки, участие вместе с детьми в таких массовых соревнованиях, организуют совместное с детьми катание на коньках; принимают участие в военно – патриотическом конкурсах, таких как «Строй и песня». Многие семьи вместе осуществляют велопрогулки, прогулки в парках.  И достаточно просто попросить родителей помочь ребенку в развитии гибкости. И родители сами решат, какую форму при проведении деятельности с детьми они могут применить, что бы помочь ребенку в развитии гибкости, зная более точно, что ребенку будет выполнять просто, а где нужно будет применить усилия и «пережить» боль вместе.

Осуществляя ежегодный анализ работы в области физического воспитания и развития гибкости учащихся 2 ступени, многие школы стали замечать следующую тенденцию: дети, которые занимаются в спортивных секциях, успешнее сдают нормы комплекса, чем дети, которые посещают только уроки, или часто болеют. Результаты этого анализа я отобразила в диаграмме:

 

 

Взаимосвязь комплекса ГТО, дополнительных спортивных программ, уроков физической культуры и работа с родителями способствует развитию у ребенка чувства уверенности в себе. Общаясь, играя со сверстниками (в школе, во дворе), ребенок может показать свои знания, навыки и умения, что поможет ему занять определенную социальную нишу и произвести на окружение впечатление.

Самое главное в начальной школе как при развитии гибкости, так и при развитии других физически качеств (скорости, быстроты и мн. др.) для подготовке и сдаче нормативов комплекса ГТО - не упустить момент заинтересованности учащихся в спорте и здоровом образе жизни!


 

Развитие гибкости у учащихся начальной школы к сдаче норм

Развитие гибкости у учащихся начальной школы к сдаче норм

ФГОС), которые призваны сделать уроки физкультуры современными, интересными, веселыми, полезными, а главное - доступными для каждого ученика; возрождение комплекса

ФГОС), которые призваны сделать уроки физкультуры современными, интересными, веселыми, полезными, а главное - доступными для каждого ученика; возрождение комплекса

Учащиеся, отнесенные к специальной медицинской группе, привлекаются в качестве судей, экспертов, оценивающих правильность выполнения упражнений

Учащиеся, отнесенные к специальной медицинской группе, привлекаются в качестве судей, экспертов, оценивающих правильность выполнения упражнений

Основные задачи комплекса ГТО: ü

Основные задачи комплекса ГТО: ü

ВФСК ГТО может быть осуществлена в трёх направлениях: через уроки физической культуры; внеурочная работа с учреждениями

ВФСК ГТО может быть осуществлена в трёх направлениях: через уроки физической культуры; внеурочная работа с учреждениями

Два раза в год проводится мониторинг двигательных возможностей учащихся

Два раза в год проводится мониторинг двигательных возможностей учащихся

В действительности, многие родители активно принимают участие в организации досуга ребёнка, направленного на укрепление физического развития на выходных и каникулах: лыжные прогулки, участие вместе с…

В действительности, многие родители активно принимают участие в организации досуга ребёнка, направленного на укрепление физического развития на выходных и каникулах: лыжные прогулки, участие вместе с…

Самое главное в начальной школе как при развитии гибкости, так и при развитии других физически качеств (скорости, быстроты и мн

Самое главное в начальной школе как при развитии гибкости, так и при развитии других физически качеств (скорости, быстроты и мн
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
08.06.2022