Развитие мебельного производства в россии
Оценка 4.7

Развитие мебельного производства в россии

Оценка 4.7
Семинары
docx
труд
08.07.2020
Развитие мебельного производства в россии
РАЗВИТИЕ МЕБЕЛЬНОГО ПРОИЗВОДСТВА В РОССИИ..docx

Развитие мебельного производства в россии. Доклад подготовил мастер п|о Огулин. Н. А.

Мебельная промышленность относится к одной из важнейших подотраслей лесопромышленного комплекса, которая обеспечивает выпуск жизненно необходимых товаров народного потребления.

Целью данного доклада являлся сравнительный анализ состояния мебельной промышленности России в современных условиях. Основное внимание при этом уделяется выявлению сложившихся исторических и экономических закономерностей в развитии регионального мебельного производства, анализу проблем и особенностей функционирования мебельной промышленности в условиях финансово-экономического кризиса, оценке перспективных направлений деятельности мебельных предприятий, разработке практических рекомендаций, определению ключевых факторов, влияющих на эффективность и инвестиционную привлекательность мебельной промышленности РФ.

 В развитии отечественной мебельной промышленности можно выделить два этапа:

Первый этап – до конца 80-х гг. XX века. В этот период централизованное управление и планирование производства осуществлялось по остаточному принципу. Значительный удельный вес ручного труда, низкая квалификация работающих, высокий физический и моральный  износ оборудования    привели к тому, что по технологическим параметрам, объему и качеству выпускаемая предприятиями мебель не соответствовала запросам потребителей. Ситуация усугублялась тем, что в стране отсутствовало отечественное машиностроение по производству специализированного оборудования для мебельной промышленности.

Второй этап – начало 90-х годов. Резко изменились условия функционирования отечественных мебельных предприятий. Часть мебельных компаний обанкротилась, другие вынуждены были  пересмотреть свою тактику и стратегию существования на рынке. Соревнования между товаропроизводителями привели к дроблению рынка на небольшие ниши, где уже потребитель диктует свои условия производителям. Потребитель в настоящее время имеет большой выбор не только моделей мебели, но и технологий, материалов, комплектующих, из которых эта мебель может быть изготовлена.

На мировом рынке мебели семь ведущих стран задают общий темп всей мебельной промышленности (в порядке лидерства: США, Италия, Германия, Япония, Канада, Великобритания и Франция) и в совокупности производят 47% мирового объема. Доля российского рынка в мировых объемах не превышает 1%. С одной стороны это свидетельствует об огромном потенциале его роста и развития, а с другой стороны – о серьезных проблемах в отрасли.

Все современные мебельные предприятия, действующие на территории России, можно условно разделить на три группы.

К первой группе относятся крупные предприятия, осуществляющие полный цикл производства, начиная от закупки леса и обработки древесины и заканчивая выпуском серийной мебельной продукции. Для таких масштабных предприятий с большим числом связей между производственными подразделениями помимо оптимального планирования чрезвычайно важна задача диспетчеризации (регулирования), постоянного контроля всех этапов производства. Поскольку в нём задействованы не только собственные мощности по обработке древесины и производству древесных материалов и мебели, но и взаимоотношения с производителями сопутствующей продукции (лаки, эмали, плёнки и пр.). Перемещение заготовок (деталей) от одного рабочего места к другому (производственный поток) на крупных предприятиях происходит по прямому потоку. В этом случае оборудование расставлено в строгом соответствии с последовательностью выполняемых операций, предусмотренных технологическим процессом. На таких предприятиях массово-поточного производства используется параллельная форма движения предметов труда.

Вторую группу образуют небольшие по размерам мебельные предприятия, осуществляющие изготовление и выпуск продукции сравнительно малыми партиями и готовые работать «под заказ». Такие предприятия обладают высококвалифицированным персоналом и оснащены легко перенастраиваемым высокоавтоматизированным оборудованием, способным производить широкую номенклатуру товаров в соответствии с запросами потребителей. На небольших предприятиях производственный поток построен по групповому принципу. Здесь однотипное оборудование расставляется отдельными группами, при этом не исключается возвратно-поступательное перемещение в цехе.

К третьей группе можно отнести различные промежуточные варианты.

По оценке отдела Департамента промышленности Министерства промышленности и торговли РФ в России мебель производят 5770 предприятий различных форм собственности, с численностью работающих  160 тыс. человек. Основные производители мебели в России –  «Электрогорскмебель», «Миасс-Мебель», фабрики «Катюша», «Шатура», «Графская кухня», «Первая мебельная фабрика» и другие. Доля малых предприятий в общем объеме производства за четыре года выросла почти в два раза.

В настоящее время на долю лидеров приходится более 41% всего объема российского производства мебели, 40% принадлежит крупным предприятиям и порядка 19% малым мебельным компаниям.

В России основная часть производства сосредоточена в Центральном, Приволжском, Северо-западном и Южном федеральных округах. На их долю приходится около 86% от общего объема выпускаемой мебели в России. Лидером по производству мебели среди округов России в течение последних 5 лет является Центральный федеральный округ. К числу «мебельных»  регионов относится и Воронежская область, вносящая свой вклад в размере 9,2% от общего объема мебели, изготавливаемой в Центральном федеральном округе. Второе место по объему производства мебели занимает Приволжский федеральный округ, третье – Южный федеральный округ.

Однако в развитии отечественной мебельной промышленности  сложилась парадоксальная ситуация: в наиболее лесных районах размещено значительно меньше мебельных предприятий и производств, чем в нелесных. Так, в Сибирском и Дальневосточном федеральных округах, где имеются мощные деревообрабатывающие предприятия, крупные центры производства мебели пока не сформировались.

Начиная с 1998 года мебельная промышленность России демонстрировала устойчивый рост, ежегодно производство в отрасли увеличивалось на 3-9%. В 2008 году темп роста производства мебельной продукции по сравнению с 2007 годом составил 134,5%. Выпуск продукции отрасли в 2008 году достиг 101 млрд руб., что в два с половиной раза больше  уровня 2004 года. Реализация мебели на отечественном рынке также неуклонно растет. В 2008 году объем продаж превысил отметку 250 млрд руб. против 90 млрд руб. в 2004 году.

Рост производства в мебельной отрасли связан, прежде всего, со стабилизацией экономической ситуации в стране, повышением доходов населения  и, как следствие, увеличением платежеспособного спроса.

Прирост экспорта мебели из России за 2008 год составил 59% к уровню поставок 2004 года. В основном прирост получен за счет отгрузки продукции в страны СНГ, в то время как в страны дальнего зарубежья поставки мебельной продукции, наоборот, снижаются. Всего же доля мебели, экспортируемой отечественными предприятиями, в общем объеме производства составляет около 10%. 

В течение последних 10 лет изменилась и пропорция соотношения импортной и отечественной мебели на российском рынке: если до 1998 года она оценивалась как 70:30, то в течение последних двух лет стабилизировалась до 40:60.

Общий импорт мебельной продукции остается на таком уровне уже более 5 лет. Основным поставщиком мебели в Россию является Италия. В 2008 году из этой страны было ввезено 25% всей мебели из стран дальнего зарубежья. Однако в последнее время динамично развиваются поставки из Китая. За 2005-2009 годы объем импорта из этой страны увеличился на 354% .

В общей структуре потребления мебель для дома занимает наибольшую долю.

http://koet.syktsu.ru/vestnik/2012/2012-2/2/6.png

Лидирующие позиции в структуре потребительского спроса на рынке мебели для дома занимает корпусная мебель для комнат и прихожих – 32% продаж. Мягкая мебель по объему продаж заняла 23% рынка. На третьем месте – кухонная мебель (16%), за ней идет мебель для спальни (14%), детская (3%), встроенная (2,5%).

http://koet.syktsu.ru/vestnik/2012/2012-2/2/7.png 

В 2008 году мировой финансово-экономический кризис еще практически не повлиял на отечественный рынок мебели. Однако уже по результатам 2009 года объем производства снизился по сравнению с 2008 годом на 28% (в сопоставимых ценах), импорт – на 17%. По мнению аналитиков УК "Финам Менеджмент", заметную поддержку стабильности спроса на мебель нескольких последних лет оказывал динамичный рост рынка жилья и постепенное перераспределение структуры расходов в пользу непродовольственных товаров в целом. Однако кризис вносит существенные коррективы в развитие рынка, прежде всего в части снижения платежеспособного спроса и роста затрат производителей.

Таким образом, современное состояние предприятий мебельной промышленности РФ достаточно противоречиво. С одной стороны, отрасль является одной из наиболее динамично развивающихся сфер народного хозяйства, что выражается в среднем ежегодном приросте объемов производства до 2008 года на 7-8% (по данным Агентства Discovery Research Group) вследствие роста спроса на мебель, модернизации оборудования, расширении ассортимента выпускаемой продукции, наличии квалифицированных кадров и доступа к передовым технологиям, материалам и дизайнерским разработкам. С другой стороны, снижение покупательной способности населения и объемов жилищного и коммерческого строительства в 2009-2010 годы в результате мирового финансового кризиса привели к сокращению спроса во всех сегментах мебельного рынка, что повлекло за собой значительное снижение объемов производства (в 2009 году на 21%). Кроме того, развитие мебельных предприятий РФ существенно сдерживается материально-сырьевым фактором: отечественные производители-поставщики, находясь в кризисном состоянии, не могут в полной мере удовлетворить спрос мебельных компаний на плиты, фурнитуру, ткани, лаки и краски, импорт же материалов и комплектующих (особенно в результате девальвации российского рубля) обходятся очень дорого. Рост цен на импортные материалы увеличивает себестоимость производства мебели и, соответственно, цену готовой продукции. При этом, как отмечают эксперты, в условиях кризиса возросла чувствительность покупателей к цене.

Поэтому перспективы дальнейшего развития мебельного производства в России должны быть связаны со следующими факторами:

1) повышением эффективности управления и реинжинирингом производственного механизма, обеспечивающего удовлетворение потребностей покупателя;

2) разработкой рациональных инновационных стратегий с использованием современных управленческих механизмов;

3) развитием отечественного производства комплектующих и прочих материалов;

4) повышением качества отечественной мебели;

5) эффективной государственной таможенной политикой;

6) ростом доходов населения и, как следствие, увеличением потребительского спроса.

Список литературы:

1. Рынок мебели: тенденции, перспективы, игроки. URLhttp://www.mebvest.ru

2. Российский рынок мебели. Маркетинговые исследования и анализ рынка. URL: http://www.mi.aup.ru


 

Скачано с www.znanio.ru

Развитие мебельного производства в россии

Развитие мебельного производства в россии

На мировом рынке мебели семь ведущих стран задают общий темп всей мебельной промышленности (в порядке лидерства:

На мировом рынке мебели семь ведущих стран задают общий темп всей мебельной промышленности (в порядке лидерства:

По оценке отдела Департамента промышленности

По оценке отдела Департамента промышленности

Рост производства в мебельной отрасли связан, прежде всего, со стабилизацией экономической ситуации в стране, повышением доходов населения и, как следствие, увеличением платежеспособного спроса

Рост производства в мебельной отрасли связан, прежде всего, со стабилизацией экономической ситуации в стране, повышением доходов населения и, как следствие, увеличением платежеспособного спроса

В 2008 году мировой финансово-экономический кризис еще практически не повлиял на отечественный рынок мебели

В 2008 году мировой финансово-экономический кризис еще практически не повлиял на отечественный рынок мебели

Рост цен на импортные материалы увеличивает себестоимость производства мебели и, соответственно, цену готовой продукции

Рост цен на импортные материалы увеличивает себестоимость производства мебели и, соответственно, цену готовой продукции
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
08.07.2020