Развитие мелкой моторики с использованием нетрадиционного материала дома
Оценка 4.8

Развитие мелкой моторики с использованием нетрадиционного материала дома

Оценка 4.8
Работа с родителями
docx
родителям
4 кл—7 кл
22.04.2024
Развитие мелкой моторики с использованием нетрадиционного материала дома
Всестороннее представление об окружающем предметном мире у человека не может сложиться без тактильно-двигательного восприятия, так как оно лежит в основе чувственного познания. Именно с помощью тактильно-двигательного восприятия складываются первые впечатления о форме, величине предметов, их расположении в пространстве. Известный итальянский педагог, психолог и врач Мария Монтессори отмечала, что благодаря контакту с окружением и собственным исследованиям, ребенок формирует запас понятий, которыми может оперировать его интеллект. Без этого теряется способность к абстрагированию. Контакт происходит с помощью органов чувств и движений. Уже доказано, что развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребенка. Поэтому работа по развитию мелкой моторики должна начинаться задолго до поступления ребенка в школу. Что такое мелкая моторика? Как часто мы слышим выражение «мелкая моторика». Что же такое мелкая моторика? Физиологи под этим выражением подразумевают движение мелких мышц кистей рук. Мелкая моторика - одна из сторон двигательной сферы, которая непосредственно связана с овладением предметными действиями, развитием продуктивных видов деятельности, письмом, речью ребенка. Ребенок постоянно изучает, постигает окружающий мир. Основной метод накопление информации – прикосновения. Ребенку необходимо все хватать, трогать, гладить и пробовать на вкус. Роль взрослого помочь ему в этом дать необходимый стимул развития. Зачем нужно развивать мелкую моторику? Польза очевидна: • точные движения пальцев, кистей, координация деятельности костной, мышечной и нервной систем активизирует зоны мозга, ответственные за двигательную проекцию; • близость этих отделов к речевой зоне улучшает формирование, развитие речи у детей; • чем больше нагрузка на пальчики, чем чаще ребёнок совершает мелкие, точные движения, тем раньше научится говорить; • мелкая моторика связана с двигательной, зрительной памятью, координацией. Регулярные упражнения улучшают мышление, повышают внимание, развивают наблюдательность; • точные движения пригодятся детей любого возраста в учёбе, повседневной жизни. Совместная игровая деятельность с нетрадиционным материалом  пальчиковые игры и упражнения с различными предметами;  игры с песком, крупой, водой, макаронами;  игры с предметами домашнего обихода - с прищепками, пуговицами, кнопками, застежками, шнуровками, клубками;  игры с природным материалом-шишками, грецкими орехами, камешками;  игры с использованием специальных тренажеров для самомассажа - шариков Су - джок, «колючего» коврика Ляпко)  Собирание пирамидок, матрешек, мозаики;  Нанизывание колец на тесьму;  сортировка монет;  Перебор крупы;  Работа со спичками;  Работа с бумагой;  Лепка (глины, пластилин, тесто);  Шнуровка на специальных рамках, ботинок;  Завязывание узлов на толстой веревке, на шнурке, нитке;  Игры с песком, водой;  Наматывание тонкой проволоки в цветной обмотке на катушку, на собственный палец (получается колечко или спираль);  Закручивание шурупов, гаек;  Игры с конструктором, кубиками;  Рисование различными материалами (карандашом, ручкой, мелом, красками, углем и т.д.) Преимущества нетрадиционных материалов:  Всегда доступны  Не требуют больших финансовых затрат  Если ребенок что – то сломает, материал легко заменяется новым  Новизна впечатлений и необычность привлекает детей и служит прекрасным средством развития  Формируют познавательную активность и творческое воображение детей.
Развитие мелкой моторики с использованием нетрадиционного материала дома.docx

Развитие мелкой моторики с использованием нетрадиционного материала дома

 

        Всестороннее представление об окружающем предметном мире у человека не может сложиться без тактильно-двигательного восприятия, так как оно лежит в основе чувственного познания. Именно с помощью тактильно-двигательного восприятия складываются первые впечатления о форме, величине предметов, их расположении в пространстве.

     Известный итальянский педагог, психолог и врач Мария Монтессори отмечала, что благодаря контакту с окружением и собственным исследованиям, ребенок формирует запас понятий, которыми может оперировать его интеллект. Без этого теряется способность к абстрагированию. Контакт происходит с помощью органов чувств и движений.

      Уже доказано, что развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребенка. Поэтому работа по развитию мелкой моторики должна начинаться задолго до поступления ребенка в школу.

Что такое мелкая моторика?

Как часто мы слышим выражение «мелкая моторика». Что же такое мелкая моторика? Физиологи под этим выражением подразумевают движение мелких мышц кистей рук.

Мелкая моторика - одна из сторон двигательной сферы, которая непосредственно связана с овладением предметными действиями, развитием продуктивных видов деятельности, письмом, речью ребенка.

   Ребенок постоянно изучает, постигает окружающий мир. Основной метод накопление информации – прикосновения. Ребенку необходимо все хватать, трогать, гладить и пробовать на вкус. Роль взрослого помочь ему в этом дать необходимый стимул развития.

Зачем нужно развивать мелкую моторику?

Польза очевидна: 

·        точные движения пальцев, кистей, координация деятельности костной, мышечной и нервной систем активизирует зоны мозга, ответственные за двигательную проекцию;

·        близость этих отделов к речевой зоне улучшает формирование, развитие речи у детей;

·        чем больше нагрузка на пальчики, чем чаще ребёнок совершает мелкие, точные движения, тем раньше научится говорить;

·        мелкая моторика связана с двигательной, зрительной памятью, координацией.  Регулярные упражнения улучшают мышление, повышают внимание, развивают наблюдательность;

·        точные движения пригодятся детей любого возраста в учёбе, повседневной жизни.

Совместная игровая деятельность с нетрадиционным материалом

ü пальчиковые игры и упражнения с различными предметами;

ü игры с песком, крупой, водой, макаронами;

ü игры с предметами домашнего обихода - с прищепками, пуговицами, кнопками, застежками, шнуровками, клубками;

ü игры с природным материалом-шишками, грецкими орехами, камешками;

ü  игры с использованием специальных тренажеров для самомассажа - шариков Су - джок, «колючего» коврика Ляпко)

ü Собирание пирамидок, матрешек, мозаики;

ü  Нанизывание колец на тесьму;

ü сортировка монет;

ü Перебор крупы;

ü Работа со спичками;

ü Работа с бумагой;

ü Лепка (глины, пластилин, тесто);

ü Шнуровка на специальных рамках, ботинок;

ü Завязывание узлов на толстой веревке, на шнурке, нитке;

ü Игры с песком, водой;

ü Наматывание тонкой проволоки в цветной обмотке на катушку, на собственный палец (получается колечко или спираль);

ü  Закручивание шурупов, гаек;

ü Игры с конструктором, кубиками;

ü  Рисование различными материалами (карандашом, ручкой, мелом, красками, углем и т.д.)

Преимущества нетрадиционных материалов:

ü Всегда доступны

ü Не требуют больших финансовых затрат

ü Если ребенок что – то сломает, материал легко заменяется новым

ü Новизна впечатлений и необычность привлекает детей и служит прекрасным средством развития

ü Формируют познавательную активность и творческое воображение детей.

Предлагаю вашему вниманию игры на развитие мелкой моторики, которыми можно заниматься дома.

 

Пальчиковая гимнастика

«Пальчиковые игры» - это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. Многие игры требуют участия обеих рук, что дает возможность детям ориентироваться в понятиях «вправо», «влево», «вверх», «вниз» и др. Дети старше 5 лет могут оформить игры разнообразным реквизитом - домиками, кубиками, мелкими предметами и т. д.

Игры с пальчиками очень увлекательны. Они просты, эмоциональны и не требуют никаких приспособлений и специальной подготовки. В них можно играть где угодно – на прогулке, на отдыхе, в очереди к врачу, в дальней поездке. Это интересная игровая форма, благодаря которой, ритмическая организация поэтического текста и соотнесенных с ним движений, вовлекают ребенка в выполнение действие по показу взрослого.

Игры с крупой, бусинками, пуговицами, бросовым материалом оказывают прекрасное тонизирующее и оздоравливающее действие. Детям предлагается сортировать, угадывать с закрытыми глазами, катать между большим и указательным пальцем, придавливать поочередно всеми пальцами обеих рук к столу, стараясь при этом делать вращательные движения. Отлично развивает руку разнообразное нанизывание. Нанизывать можно все что нанизывается: пуговицы, бусы, рожки и макароны, сушки и т. п.

Игры с крупами

Играя с крупами, мы делаем пальчики ребенка более чувствительными и ловкими.
Ведь взять в руки крупинку – очень сложно для ребенка.  Кстати, эти упражнения полезны и людям более старшего возраста, потерявшим чувствительность пальцев, нашим бабушкам и дедушкам.

ü Перебирать;

ü Сортировать;

ü Угадывать с закрытыми глазами;

ü Катать между большим и указательным пальцами (горошинки);

ü Придавливать поочередно всеми пальцами обеих рук к столу, стараясь при этом делать вращательные движения.

ü Пересыпаем крупу

ü Дождь, град

ü Прячем ручки

ü Покормим птичек

ü Разложи по тарелочкам

ü Вкусная кашка

ü Найди игрушку

ü Игра «Золушка»

ü «Отгадай, какая крупа в мешочке»

ü «Сухой бассейн» из гороха и фасоли

ü Просто прямоугольные мешочки, заполненные разными материалами. Ребенок ощупывает наполнитель через ткань с разными наполнителями: гречневая крупа, горох, фасоль, пшено, рис.

Рисование на манке

  Занятия с крупой влияют на тактильное восприятие малышей. Во время игр с манкой дети используют ладонь, пальцы, тыльную сторону ладони руки, рисуют различные узоры, линии, фигуры.

Рисование манкой является достаточно увлекательным занятием. Это занятие приносит детям удовольствие. Данный вид рисования прост в выполнении, а самое главное, он полезен для детей, так как развивает мелкую моторику, а если развивается моторика у ребенка, то и развивается фантазия, воображение, мышление, память и координация его движения.

·        -безопасно;

·        экологично;

·        терапевтично;

Необходимый инвентарь: большая плоская тарелка или поднос, мелкая крупа (манка). Тонким равномерным слоем рассыпьте по подносу любую мелкую крупу. Проведите пальчиком ребенка по крупе. Получится яркая контрастная линия. Пусть ребенок сам нарисует несколько линий. Попросите его нарисовать забор, дождик, волны, снежинку, буквы и т. д.

Игры с природным материалом

Гуляя с ребенком во дворе, в парке, в лесу, обратите внимание на то, как щедро может одарить природа наблюдательного человека.

Для организации игр можно использовать следующий природный материал:

• шишки еловые, сосновые, кедровые;

• желуди, каштаны, орехи;

• кору, корни, палочки, листья, семена липы, веточки рябины и

т.д.;

• плоды бобовых (горох, фасоль), сливовые и вишневые косточки,

семечки подсолнечника и тыквенные и т.д.;

• ракушки (морские и речные);

• песок, камешки, вода.

·        «Ассоциации»: ребёнок должен взять камешек и сказать, на какой предмет, животное или человека он похож.

·        «Дорисуй»: игра направлена на развитие воображения и фантазии.

·        «Сложи или повтори узор»: ребёнок сам придумывает узор или повторяет предложенный взрослым.

·        «Угадай, что там»: нужно сделать мешочки, которые будут наполнены природным материалом. Ребёнок должен на ощупь угадать, что в данном мешочке лежит.

Игровые упражнения с липучками, молниями

Игры помогают развитию не только мыслительных процессов, но и других психических процессов таких как память, речь.

ü Выложить неваляшку, снеговика, цветок, бусы, буквы, цифры и т.д.

ü «вставать» в углубления больших пуговиц указательными и средними пальцами, двигаться делая по шагу на каждый ударный слог;

ü Разложить пуговицы: самые крупные- в коробочку побольше, средние- в среднюю, мелкие- в маленькую.

Игры с платочками

Уникальное средство для развития речи, мышления, внимания, воображения. Эти игры максимально эффективны для развития ребёнка. Они содержательны, увлекательны, грамотны по своему дидактическому наполнению.

Развивает сгибательные и разгибательные мышцы рук и пальцев, их гибкость, учит прикладывать силу в движениях, формировать навыки зрительного контроля и слаженность движений обеих рук.

ü скомкать, начиная с уголка, носовой платочек так, чтобы он весь уместился в кулачке

ü катать платочки в трубочки-бревнышки, сделать из бревнышек плотик. По такому же принципу колодец, избушку

ü сложить платочки треугольниками – это кусочки пиццы, собираем пиццу, предлагаем выбрать кусочек каждому и догадаться о содержании «пиццы».

Игры с шестигранными карандашами

Ребёнок массирует запястья, кисти рук: пальцы, ладони, тыльные поверхности ладоней, межпальцевые зоны. Такой массаж и игры с карандашами будут стимулировать речевое развитие, способствовать овладению тонкими движениями пальцев, стимуляции биологически активных точек, улучшат кровоснабжение пальцев рук. Способствует тонизирование организма в целом.

ü Покатать между двух ладоней;

ü Удерживать карандаш каждым согнутым пальцем;

ü Удерживать карандаш пальцами, расположенными так: указательный и безымянный сверху, средний и мизинец снизу.

ü Поставить локти на стол, взять карандаш за концы тремя пальцами правой и тремя пальцами левой руки и покрутить его вперед и назад.

Игры со счетными палочками и спичками

В этих играх хорошими помощниками станут обыкновенные счётные палочки или спички (без серы).

v «Сложи колодец»

v «Выложи картинку»

v «Выложи геометрическую фигуру»

Игры со счетными палочками - это универсальная игрушка для развития интеллектуальных и творческих способностей у детей, многофункциональная. Игры и упражнения со счётными палочками развивают не только мелкую моторику рук (умелость, ловкость, координацию), но и внимание, мышление, сообразительность, конструктивные навыки (то есть синтез, анализ, зрительное восприятие и мыслительные операции сравнения).

       Счетными палочками можно играть по - разному, используя их в образовательной и творческой деятельностях, сюжетно – ролевых играх.

v Выкладывать на плоской поверхности узоры, фигуры;

v Собирать палочки одними и теми же пальцами разных рук (подушечками): двумя указательными, двумя средними и т.д;

v Строить «сруб». Чем выше и ровнее «сруб», тем лучше.

v Положите 4 счетные палочки на столе. Ребенок берет их одноименными пальцами, от указательных – к мизинцам. Пара пальцев берет одну палочку.

Игры с грецкими орехами (каштанами)

ü Катать два ореха между ладонями;

ü Удерживать поочередно между пальцами рук;

ü Удерживать несколько орехов между пальцами обеих рук;

ü Два ореха держать в одной руке и вращать их один вокруг другого.

ü Разверни, не порви…Только на первый взгляд кажется просто развернуть грецкий орех, завёрнутый в фольгу.

Игры с прищепками

Предварительно необходимо проверьте силу прищепки, чтобы не нанести травму ребёнку.

Игры с прищепками для детей относятся к модульной гимнастике, которая подразумевает занятия с предметами, которые сами по себе не разбираются, но из них можно делать другие вещи. С помощью такой гимнастики укрепляется и развивается кисть и два пальца руки, которые в последующем будут активно задействованы в письме.

Самым простым примером дидактической игры с прищепками может служить действие, когда нужно открывать и закрывать прищепку, сопровождая это действие стихами о животных. Это может быть лиса или крокодил, гусь или аист, кошка или собака. Короткие стишки про этих животных, которыми будет сопровождаться это движение, помогут озвучить прищепку и она станет лаять, мяукать или щелкать клювом.

Упражнения с прищепками развивают сенсомоторную координацию, мелкую моторику рук.

Чтобы игра была интересней, можно прикреплять прищепки по тематике.

ü Поочередно «кусать» ногтевые фаланги (от указательного к мизинцу и обратно) на ударные слоги стиха (самомассаж);

ü Цеплять прищепки к натянутой веревке;

ü Прикреплять к фигуркам из картона (лучики к солнцу, дождик к тучке и т.д.)

Что может быть проще и интересней? Пусть ребёнок пробует нажать пальчиками на концы прищепки, чтобы надеть её на фигуру из картона, веревку или чашку. Так можно сделать уши зайчику или лучики солнышку.

Игры с решетками

В играх с ленточками развивается глазомер, внимание, зрительно-моторная координация, происходит укрепление пальцев рук и всей кисти.

Упражнения вводятся и усложняются постепенно.

ü Выполнить различные дорожки по образцу

ü Шнуровка по словесной инструкции

ü Вышивание узоров сложной формы

ü Дети кладут решетку на колени или на стол, «Ходят» указательным и средним пальцами по клеточкам решетки, делая «шаг» на каждый ударный слог, - двумя руками одновременно или поочередно.

Игры с крышками

Какие игры можно придумать с крышками от пластиковых бутылок и баночек? На самом деле очень много, главное — собрать свою коллекцию крышек разных цветов и размеров и внимательно на них посмотреть. Крышки обладают несколькими полезными свойствами, которые делают их универсальными игрушками:

v имеют простую форму;

v имеют от одного до трех изменяемых признаков: цвет и размер — очевидные, и еще один — материал, из которого изготовлены (большинство — пластиковые, но есть и жестяные, резиновые и прочие);

v они легкодоступны.

Игры с цветными крышками научат малышей ориентироваться в цветовой гамме, дадут понятие о величине, будут способствовать развитию мелкой моторики рук, научат решать логические задачи, разовьют творческие способности.

Игры с разноцветными крышками, выкладывая из которых красочные предметы и узоры, дети закрепляют знания о цветах, формах, развивают воображение.

ü Положить резьбой вверх. На них поставить указательный и средний пальцы. Можно «ходить» одной, двумя руками одновременно (4 пробки);

ü Разложить по цвету

ü «Рисовать» цветы и т.д.

ü Откручивание крышки от пластиковых бутылок очень по душе многим детям. Пусть откручивают - полезное занятие для кистей, пальцев, логики и памяти.

Игры с бусами

Детям очень нравится перебирать мелкие предметы, но игры с бусами надо проводить только под наблюдением взрослых. Такие упражнения тоже развивают тактильную чувствительность и скоординированность движений пальцев и кистей рук, их также можно использовать во время занятий как игровой момент для снятия напряжения и предложить их детям для свободного творчества.

ü «Найди такие же» - сортируем бусы по цвету, величине, форме.

ü «Повтори узор» - предложить ребенку нанизывать бусины на шнуровку в той же последовательности.

ü «Бусы для куклы» - предложить ребенку самому придумать красивое украшение.

ü «Волшебные бусы» - предложить ребенку выложить из бус буквы, цифры, различные фигурки.

ü Игры с бусинами отлично развивает руку нанизывание разнообразных предметов на нитку (пуговицы. бусы, рожки, макароны, сушки). Предметы можно сортировать по цвету, форме, размеру.

ü Перебирать бусины, считать количество бусин (в прямом и обратном порядке);

ü Нанизывать бусинки на нитку;

ü Опускать в коробочку с маленьким отверстием и т.д.

Игры с пуговицами

Пуговичный массаж:

  Заполните просторную коробку пуговицами.

  Опустите руки в коробку;

  Поводите ладонями по поверхности;

  Перетирайте пуговицы между ладонями;

  Пересыпайте их из ладошки в ладошку;

  Найдите самую большую пуговицу, самую маленькую, квадратную, гладкую и пр.

Игры с массажными мячами

     Массажный мячик — эффективное средство развития кистей рук ребенка, движений его пальцев, разработки мышц. Ребристая игольчатая поверхность мяча воздействует на нервные окончания, улучшает приток крови и активизирует кровообращение.

      Массажный мячик ускоряет капиллярный кровоток, уменьшает венозный застой и повышает кожно-мышечный тонус. Закруглённые массажные шипы на поверхности мячика воздействуют на биологически-активные зоны кожи головы, туловища и конечностей, способствуют улучшению состояния всего организма. Массажный мяч положительно сказывается на развитии детей. Эта забавная упругая игрушка обогащает сенсорную среду малыша, стимулируя его психомоторное развитие.

Игры с песком

Податливость песка провоцирует желание создать из него миниатюру реального мира. Созданная ребенком картина из песка является творческим продуктом. Основной акцент делается на творческом самовыражении ребенка, благодаря которому на бессознательно-символическом уровне происходит выход внутреннего напряжения и поиск путей развития.

Игры с песком имеют большое значение для физического и психического развития детей. Играя с песком, ребенок освобождается от накопившегося стресса, дает волю фантазии и всесторонне развивается.

v Погладь рукой песок. Что ты чувствуешь? Какой песок? Как его сделать сырым? Попрыскай из пульверизатора.

v Положи свою ладонь на песок. Это след от твоей ладони. А это след от моей ладони. Чей след больше? Чей меньше? Посмотри, какие следы можно сделать с помощью крышек от бутылок, палочек. Попробуй изобразить след кошки. Сделай большой след и маленький.

v Разгладь песок двумя руками. Отряхни руки.

v Я закопаю несколько игрушек, а ты попробуй найти.

Лепка из соленого теста

Тестопластика

Можно делать единичные детали или сразу несколько и объединять их в композиции. Вы можете лепить мелкие детали сами, а малыш может собирать готовую композицию.

Лепим колбаски, колечки, шарики; режем пластилиновую колбаску пластмассовым ножом на множество мелких кусочков, а потом слепляем кусочки снова. Из каждого маленького кусочка делаем лепешку или монетку.

Игры-шнуровки

Шнуровки –зачем они?

Сейчас в продаже встречается множество разнообразных игр со шнурками. Все они делятся на три вида:

   1. Шнуровки сюжетные. Ребенку предлагается “незаконченная” картинка, к которой нужно пришнуровать недостающие детали. 

  2.  Пуговицы. К ним прилагаются веревочки и инструкции по созданию художественных переплетений на игрушке-основе.

  3. Изготовленные из ткани детали домиков, которые предлагается соединить с помощью шнурков.

v Игры-шнуровки развивают сенсомоторную координацию, мелкую моторику рук.

v Развивают пространственной ориентирование, способствуют усвоению понятий «вверху», «внизу», «слева», «справа».

v Способствуют развитию речи.

v Развивают творческие способности.

v Развивают усидчивость, внимание, терпение.

v Игра способствует координации движений, гибкости кисти и раскованности движений, что является залогом отсутствия проблем в школе.

Игры с водой

Аквагимнастика – это занимательные игры в воде.

Задачи:

- развитие тактильной чувствительности и сенсорных ощущений;

формирование навыка подражания, усвоения действий по показу и образцу;

- развитие функциональных возможностей кистей и пальцев рук: соотносящих движений, хватания, дифференцированных движений пальцев рук, укрепление мышц пальцев и кистей рук,

- развитие познавательной функции речи, расширение пассивного словаря, уточнение и обобщение значений слов, введение их в активный словарь, развитие эмоционального и делового общения.

ü Возьми губку, намочи ее в воде. Выжми воду в миску сначала одной рукой, потом намочи губку и выжми другой рукой.

ü Намочи салфетку, выжми ее двумя руками, протри стол. Расправь салфетку и сложи ее. Вытри руки полотенцем.

Игры с резинками

Преимущества использования разноцветных резинок в работе с детьми:

v Безопасность

v Разнообразие оттенков, различие величины и фактуры

v Возможность развития мелкой моторики

v Формирование саморегуляции, произвольности

v Повышение интереса и мотивации к совместной деятельности

v Способ самовыражения

v Развитие творческой активности и мышления

v Развитие коммуникативных умений

v Получение сенсорных ощущений и обогащение сенсорного опыта

v Гармонизация эмоционального состояния

v Снижение тревожности

v Развитие речи

v Доступность приобретения материалов для участников образовательного процесса

Варианты игр:

v Наполнить небольшую ёмкость маленькими и большими резинками, спрятать небольшие игрушки (модификация игры «Волшебный мешочек»), а затем предложить детям их найти.

v Надевать на указательный палец или палочку резинки одного цвета.

v Раскладывать резинки по коробочкам или тарелкам в соответствии с цветом. Доставать прищепками большие и маленькие резинки из ёмкости.

v  Найти 2 одинаковых по цвету резинки (начальный уровень найди такую же). Начинать можно, выложив перед ребенком всего 3-4 резинки.

v  Выкладываем перед ребенком 2 резинки, просим показать большую, маленькую, красную, желтую, синюю. Позже можно усложнить и выбирать по 2-м параметрам (например, большую красную). А со временем еще усложнить (например, большую цвета травы)

v Делим все резинки на 2 части (в одной части половинки ко второй).  Убираем 10 резинок в мешочек(коробку), парные 10 резинок лежат на столе. По одной достаем резинки, ребенок должен найти пару. Если детей 2 человека и больше, то можно и посоревноваться, кто быстрее нашёл тот и забирает себе пару, в результате посчитать у кого больше резинок.

v Творчество. Сложить из резинок картинку, наложить резинки на образец (например, цветик-семицветик), затем выложить по образцу.

v Выкладываем перед ребенком на стол 2-3 резинки одинаковые по какому-либо признаку и еще одну отличающуюся (например, 2 маленькие, а 3-ю большую) и просим убрать лишнюю.

v Взрослый надевает резинки на свои пальчики и просит ребенка повторить за ним. Тренируется память, цветовосприятие, работа пальчиков.

Игры с камешками Марблс

Игры с шариками Марблс – это и физическое, и умственное развитие, логическое и образное мышление ребенка. Они тренируют мелкую моторику рук, ловкость, глазомер и координацию движений. В процессе игры у детей формируется быстрота нервных импульсов от рецепторов руки к речевым двигательным центрам.

Использование шариков Марблса практике решает следующие задачи:

·        Развитие мелкой моторики, зрительно-двигательной координации.

·        Формирование правильного захвата шарика кистью руки.

·        Развитие сложно координированного движения пальцев и кистей рук

·        Развитие тактильных ощущений

·        Развитие пространственных представлений

·        Формирование представления о буквах и звуках

·        Развитие лексико- грамматических понятий

·        Развитие фонематического слуха и восприятия

·        Развитие связной речи

·        Формирование математических представлений и понятий

·        Развитие зрительного внимания, памяти, мышления

·        Развитие фантазии ребёнка

Игры:

v «Чудесный мешочек»

v «Помоги ежику найти грибочки» (дорожка)

v «Выложи по контуру»

v «Змейка»

v «Назови ласково»

v «Сухой бассейн»

v «Вверх-вниз, вправо-влево»

Игры с бигудями

Стимулирует умственную деятельность, способствует хорошему эмоциональному настрою, повышает общий тонус, снижает психоэмоциональное напряжение, координирует движения пальцев рук, расширяет словарный запас, приучает руку к осознанным, точным, целенаправленным движениям.

Игры с бумагой

Оказывается, бумагу можно мять, рвать, складывать, резать ножницами…

Такие игры помогут детям узнать, как обычная бумага превращается в красивую аппликацию и забавные объёмные игрушки. Развитию точных движений, вниманию, терпению, усидчивости и памяти помогают занятия в технике оригами: складыванию корабликов, самолётов, цветов, животных и т.д.

Игры с зубными щётками

Можно использовать как простые зубные щётки, так щётки для новорожденных детей. Растираем зубной щёткой сначала подушечки пальчика, а затем медленно опускаемся к его основанию. Далее растираем и ладошку.

Игры с макаронами

Макароны- это не только вкусный гарнир, но и отличный материал для создания всевозможных поделок своими руками. Они легки в обработке, доступны в больших количествах и в самых разнообразных видах и формах.

Игры с макаронами развивают мелкую моторику, зрительное восприятие, творческие способности и чувство композиции, тактильное восприятие, мышление и память, а также благотворно влияют на нервную систему в целом. Необходимо отдельно выделить их влияние на сенсорное развитие.

Игры:

·        «Ищем клад»

·        Выложите на столе какую-нибудь букву или цифру.

·        Макароны с широким отверстием можно нанизать на нитку, сделать из них бусы или браслет. А еще поиграть в змейку!

·        Предложите ребенку продолжить логический ряд. Вы начинаете, например — ракушка-бантик-ракушка-бантик, а ребенок продолжает. По мере освоения ряды можно усложнять.

·        Можно прокормить бутылку. Предложите ребенку сложить макароны в бутылку через горлышко.

·        Предложите рассортировать макароны разного вида по разным емкостям. А потом сравнить каких макарон больше, каких меньше.

Вывод

Если не развивать мелкую моторику, пострадает не только речь, но и ловкость, точность, скорость и сила движений, а также координация в целом.

               Развитие кисти руки и координация движений пальцев рук – задача комплексная, охватывающая многие сферы деятельности детей. Она является одним из аспектов проблемы обеспечения полноценного развития в дошкольном детстве. И поскольку общее моторное отставание наблюдается у большинства современных детей, особенно с ОНР и ЗПР, слабую руку дошкольника нужно и необходимо развивать. Игры и специальные упражнения активизируют моторику рук, улучшают подвижность пальцев, развивают их силу и гибкость.

               Вырабатывается их ловкость, умение управлять своими движениями. Практика подтверждает выводы специалистов о том, насколько эмоционально значимы игры на развитие мелкой моторики, как положительно они влияют на развитие речи и внимания, оптико-пространственного восприятия, мышления, на формирование коммуникативных умений.

Таким образом, целенаправленная, систематическая и планомерная работа

по развитию мелкой моторики рук у детей во

взаимодействии с родителями даёт хороший результат.

 

 

 

 

 


 

Развитие мелкой моторики с использованием нетрадиционного материала дома

Развитие мелкой моторики с использованием нетрадиционного материала дома

Регулярные упражнения улучшают мышление, повышают внимание, развивают наблюдательность; · точные движения пригодятся детей любого возраста в учёбе, повседневной жизни

Регулярные упражнения улучшают мышление, повышают внимание, развивают наблюдательность; · точные движения пригодятся детей любого возраста в учёбе, повседневной жизни

Пальчиковая гимнастика «Пальчиковые игры» - это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев

Пальчиковая гимнастика «Пальчиковые игры» - это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев

Отгадай, какая крупа в мешочке» ü «Сухой бассейн» из гороха и фасоли ü

Отгадай, какая крупа в мешочке» ü «Сухой бассейн» из гороха и фасоли ü

Сложи или повтори узор»: ребёнок сам придумывает узор или повторяет предложенный взрослым

Сложи или повтори узор»: ребёнок сам придумывает узор или повторяет предложенный взрослым

Поставить локти на стол, взять карандаш за концы тремя пальцами правой и тремя пальцами левой руки и покрутить его вперед и назад

Поставить локти на стол, взять карандаш за концы тремя пальцами правой и тремя пальцами левой руки и покрутить его вперед и назад

Самым простым примером дидактической игры с прищепками может служить действие, когда нужно открывать и закрывать прищепку, сопровождая это действие стихами о животных

Самым простым примером дидактической игры с прищепками может служить действие, когда нужно открывать и закрывать прищепку, сопровождая это действие стихами о животных

Игры с цветными крышками научат малышей ориентироваться в цветовой гамме, дадут понятие о величине, будут способствовать развитию мелкой моторики рук, научат решать логические задачи, разовьют…

Игры с цветными крышками научат малышей ориентироваться в цветовой гамме, дадут понятие о величине, будут способствовать развитию мелкой моторики рук, научат решать логические задачи, разовьют…

Игры с пуговицами Пуговичный массаж: 

Игры с пуговицами Пуговичный массаж: 

Я закопаю несколько игрушек, а ты попробуй найти

Я закопаю несколько игрушек, а ты попробуй найти

Возьми губку, намочи ее в воде

Возьми губку, намочи ее в воде

А со временем еще усложнить (например, большую цвета травы) v

А со временем еще усложнить (например, большую цвета травы) v

Сухой бассейн» v «Вверх-вниз, вправо-влево»

Сухой бассейн» v «Вверх-вниз, вправо-влево»

Предложите рассортировать макароны разного вида по разным емкостям

Предложите рассортировать макароны разного вида по разным емкостям
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
22.04.2024