«Развитие межполушарного взаимодействия посредством разного вида упражнений на уроках физической культуры»
Оценка 4.7

«Развитие межполушарного взаимодействия посредством разного вида упражнений на уроках физической культуры»

Оценка 4.7
Руководства для учителя
docx
физическая культура
1 кл—11 кл
18.05.2024
«Развитие межполушарного взаимодействия посредством разного вида упражнений на уроках физической культуры»
методическая разработка.docx

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №15 города Нерюнгри»

ИНН1434027825, КПП 143401001, ОКПО 14444232, ОГРН 1031401722769

ОКАТО 98406550000, БИК 049849000

678960, Республика Саха(Якутия), г.Нерюнгри, ул.Чурапчинская, д.16

тел.7-45-16факс 8(41147) 6-90-41, Е-mail: sh15@nerungri.edu/ru

 

 

 

 

Методическая разработка

учебного занятия по теме:

«Развитие межполушарного взаимодействия посредством разного вида упражнений на уроках физической культуры»

 

 

 

 

 

 

 

Составитель: Ларина И. М.,

учитель ФК МБОУ СОШ №15

 

 

 

 

 

 

 

г. Нерюнгри

2024г.

Оглавление

1.     Аннотация

2.     Пояснительная записка

3.     Основная часть

4.     Заключение

5.     Информационные источники

6.     Приложения

Аннотация

Методическая разработка учебного занятия «Развитие межполушарного взаимодействия посредством разного вида упражнений на уроках ФК» содержит теоретический материал по теме, конспект занятия, дидактический материал. Методический продукт может быть полезен педагогическим работникам всех типов образовательных организаций.

Пояснительная записка

(Введение)

Межполушарное взаимодействие – особый механизм объединения левого и правого полушарий мозга в единую целостную систему.

Мы знаем, что у праворуких людей преимущественно развито левое полушарие, а у леворуких эта функция принадлежит правому полушарию. Правое и левое полушария имеют выраженные различия.

Так, левое полушарие отвечает за память, аналитическое мышление.

Правое же полушарие отвечает за эмоциональность, музыкальные и художественные способности, воображение.

Левое полушарие мыслит логически, а правое помогает создавать  новое, генерирует идеи. Можно быть великим математиком и ничего при этом не придумать, и наоборот, можно быть творцом и не реализовать свои идеи из-за непоследовательности своих действий. Нам очень важно развить в детях оба полушария, это поможет достичь наиболее высоких результатов в обучении.

Существует такая наука как кинезиология, которая раскрывает развитие умственных способностей и физического здоровья через определенные двигательные упражнения. Под влиянием упражнений происходят положительные структурные изменения, возникают новые нейронные связи.

 

 

 

 

 

Основная часть

(Конспект занятия)

Тема: «Развитие межполушарного взаимодействия посредством разного вида упражнений на уроках ФК».

Задачи:

1.     Совершенствовать умение выполнять технические действия с баскетбольным мячом правой и левой рукой попеременно и одновременно.

2.     Развивать межполушарное взаимодействие при помощи упражнений в разных частях урока.

3.     Развивать внимание, координацию движений.

4.     Формировать активную жизненную позицию в отношении личного здоровья.

Ход урока:

№ п\п

Виды деятельности

Дозировка

ОМУ

I. Подготовительная часть.

1.

Построение, команды «Равняйсь! Смирно!»

Здравствуйте ребята! Меня зовут Ирина Михайловна. Сегодня урок физической культуры проведу у вас я.

 Сделайте шаг вперед те, у кого ведущая рука правая, хорошо. А теперь те, у кого левая рука. Скажите, а почему мы разные, кто-то левша, а кто-то правша? От чего это может зависеть? Почему одним детям  легко дается решать задачи, а другим писать сочинения? (ответы детей—разные ведущие полушария, такими родились…) Так вот почему мы отличаемся, потому что у правшей доминирует левое полушарие головного мозга, а у левшей правое. Люди правши обладают логическим мышлением, умеют хорошо решать задачи, отгадывать ребусы, анализировать, это люди науки, инженерные профессии,  а вот левши, наоборот умеют хорошо писать сочинения, фантазировать, это люди творческих профессий.

А как вы думаете, стоит ли развивать правшам левую руку, а левшам правую? (ответы детей -   не обязательно, стоит).

Я думаю, что каждый из вас хотел бы и хорошо писать сочинения и решать сложные задачи. Нам в этом могут помочь специальные упражнения, которые развивают разные полушария головного мозга. Давате мы сегодня это и попробуем на уроке сделать. Но сначала поиграем.

2 мин

Голову поднять, ноги по линии

2.

Игра «Алфавит» с мячом

Молодцы, хорошо у нас получилось,  но урок не может быть без разминки. И так начнем.

2 мин

Встать полукругом.

Мяч предают друг другу, перебрасывая. Правила игры: Называется первое слово на букву «А», а следующий ребенок говорит свою ассоциацию с этим словом, потом он называет на следующую букву алфавита слова, а другой ребенок ассоциацию и так до конца. Н-р, абрикос -  ягода (сок), баран – животное (упрямый) и т.д.

3.

Разминка в ходьбе и беге

·        Становись, равняйсь, смирно, повороты на месте.

·        Ходьба на носках руки вверх, в стороны

·        Ходьба на пятках, руки за голову, за спину

·        Бег

·        Приставные шаги правым, левым боком, на два шага

·        Ходьба на восстановление дыхания.

·        Перестроение в рассыпную на одной половине зала.

 

30 сек

 

1 кр

 

1 кр

 

2 кр

2 кр

 

 

1кр

Повороты четкие, внимательно

Выше на носки

 

Прогнуться в пояснице

 

Легко, дышать носом, выдыхать ртом

Легко

Руки через стороны вверх

 

II. Основная часть.

1.

ОРУ

·        Попеременное сгибание и разгибание пальцев рук правой и левой кисти

·        Одновременные круговые движения к себе и от себя в локтевых суставах

·        Разноименное движение рук в плечевом поясе, правая рука вперед, левая назад.

·        повороты туловища вправо, влево

·        Касание локтем правой руки левого колена и наоборот

·        Выпад вперед, руки в стороны

·        Прыжки ноги врозь, вместе, руки в стороны,  к туловищу

·        Упражнение на внимание, поочередное поднимание рук на пояс к плечу, вверх и обратно

 

8 раз

 

 

8 раз

 

 

 

8 раз

 

По 4 раза в каждую сторону

 

 4 раза  каждой ногой

16 раз

 

4 раза

 

Активно

 

 

Активно

 

 

Точность выполнения

 

 

Не делать резких движений

Внимательнее, выше ногу

 

Выпад глубже

 

Легко

 

Выполнять точнее

2.

Работа с баскетбольными мячами

 

·        подбрасывание мяча двумя руками перед собой и ловля

·        подбрасывание мяча только правой рукой

·        подбрасывание мяча только левой рукой

·        перебрасывание мяча с правой руки на левую рук и назад

·        ведение мяча на месте  правой рукой

·        ведение мяча на месте левой рукой

·        ведение мяча на месте с правой руки на левую руку

Построение в две колонны

·        ведение мяча в шаге правой рукой от стоек

·        ведение мяча в шаге левой рукой от  стоек

 

 

1 мин

 

1 мин

 

1 мин

 

 

1 мин

 

1 мин

1 мин

1 мин

 

 

1 мин

 

1 мин

Переход на д сторону площадки, взять баскетбольные мячи

Высоко не подбрасывать

Ладонь раскрыта, движения амортизирующие, высоко не подбрасывать

 

 

 

Движения мягкие, полуприседая

 

Руки расположены с боку

 

 

Не спешим, левой (правой) рукой закрываем стойки - защитники

III. Заключительная часть.

1.

Игра «Кулак-ладонь-ребро»

 

2 мин

Убрать мячи, встать в круг.

Правила игры: медленно правой рукой делать на слова кулак-ребро-ладонь, затем левой рукой, а потом двумя одновременно, скорость  выполнения можно увеличивать.

2.

Подведение итога урока.

Молодцы. Что сегодня у вас на уроке вызвало наибольшую трудность? какие упражнения вам давались с трудом (ответы детей-….).

Скажите, а может ли нам пригодиться умение владеть как правой, так и левой рукой и где? (ответы детей – в игре баскетбол, футбол, при получении травмы, в гимнастике…). Важно ли развивать взаимодействие правого и левого полушарий? (важно, поможет улучшить работу головного мозга в целом, а также хорошо решать задачи и одновременно успешно писать сочинения).  Какие упражнения  или игры вам запомнились, и вы бы смогли их применять у себя в классе на перемене? («Алфавит», «кулак-ребро-ладонь», упражнение на внимание). Вы также можете посмотреть в интернете, какие еще есть упражнения для развития обоих полушарий. У меня для вас есть подарок. Я приготовила несколько карточек с такими упражнениями. Теперь вы со всеми детьми класса можете проводить эти игры - упражнения.

Мне очень с вами понравилось работать. Спасибо вам за урок. Желаю вам здоровья, удачного дня.

2 мин

 

 

Заключение

Таким образом, использование  специальных упражнений в повседневной  деятельности принесут пользу,  как ребенку, так  и педагогам. Все эти упражнения имеют большой спектр действия и несут в себе большие возможности развития интеллекта, физического и психического здоровья.

Информационные источники

1.     Габибов И. Межполушарная асимметрия и структурные основы межнейронной интеграции / Исламагомед Габибов. - М.: LAP Lambert Academic Publishing

2.     Давыдова О. А. Развитие межполушарного взаимодействия и пространственного мышления. Альбом графических упражнений / Давыдова Ольга Александровна. - М.: Школьная Пресса, 2018

3.     Котик Б. С. История и современное состояние проблемы межполушарного взаимодействия, «Учебник XXI века (Генезис)», 2009

4.     Литинская К. Межполушарное взаимодействие. Задания для развития ребёнка

5.     Шанина, Г.Е. Межполушарные взаимодействия и способы их двигательной латеральной коррекции в детско-юношеском возрасте / Г.Е. Шанина. - М.: Полиграфист, 2001

 

 

Электронные ресурсы

1.       https://razvivashka.online/razvitie-myshleniya/razvitie-mezhpolusharnyh-svyazey-u-detey

2.     https://www.defectologiya.pro/zhurnal/kak_i_zachem_razvivat_mezhpolusharnoe_vzaimodejstvie_u_detej/

 

ПРИЛОЖЕНИЕ

«Кулак - ребро - ладонь».

Это упражнение улучшает мыслительную деятельность, синхронизирует работу полушарий, способствует запоминанию, повышает устойчивость внимания, активизирует процессы письма и чтения.

 

 

Исходное положение: сидя, руки находятся на плоскости стола. Три положения руки последовательно сменяют друг друга. Сжатая в кулак ладонь, положение ладони ребром на плоскости стола. Выполняется сначала правой рукой, затем левой рукой, потом двумя руками вместе. Количество повторений 8-10 раз.

 

 

Ухо – нос – хлопок.

Улучшает мыслительную деятельность, повышает стрессоустойчивость, способствует самоконтролю, произвольности деятельности.

 

 

 

         Исходное положение: Левой рукой возьмитесь за кончик носа, а правой рукой – за противоположное ухо. Одновременно отпустите ухо и нос, хлопните в ладоши, поменяйте положение рук с точностью до наоборот.

 

 

 

 

Колечко.

Это упражнение улучшает мыслительную деятельность, синхронизирует работу полушарий, способствует улучшению запоминания, повышает устойчивость внимания, облегчает  процесс письма.

 

 

 

         Исходное положение: поочередно и как можно быстрее перебирать пальцы рук, соединяя кольцо с большим пальцем последовательно  указательный, средний, безымянный, мизинец. Упражнение выполняется в прямом порядке от указательного пальца к мизинцу и наоборот от мизинца к указательному пальцу. В начале движения выполняются поочередно каждой рукой, затем двумя одновременно.

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №15 города

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №15 города

Оглавление 1. Аннотация 2

Оглавление 1. Аннотация 2

Основная часть (Конспект занятия)

Основная часть (Конспект занятия)

А как вы думаете, стоит ли развивать правшам левую руку, а левшам правую? (ответы детей - не обязательно, стоит)

А как вы думаете, стоит ли развивать правшам левую руку, а левшам правую? (ответы детей - не обязательно, стоит)

Ходьба на пятках, руки за голову, за спину ·

Ходьба на пятках, руки за голову, за спину ·

Построение в две колонны · ведение мяча в шаге правой рукой от стоек · ведение мяча в шаге левой рукой от стоек 1 мин 1…

Построение в две колонны · ведение мяча в шаге правой рукой от стоек · ведение мяча в шаге левой рукой от стоек 1 мин 1…

Подведение итога урока. Молодцы

Подведение итога урока. Молодцы

Электронные ресурсы 1. https://razvivashka

Электронные ресурсы 1. https://razvivashka

Исходное положение : Левой рукой возьмитесь за кончик носа, а правой рукой – за противоположное ухо

Исходное положение : Левой рукой возьмитесь за кончик носа, а правой рукой – за противоположное ухо
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
18.05.2024