Развитие орфографической зоркости

  • docx
  • 31.10.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Развитие орфографической зоркости.docx

Развитие орфографической зоркости.

 

В современной школе главнейшая задача  обучения русскому языку- это формирование орфографической зоркости.

Из практики обучения в начальных классах известно, что орфографическая зоркость не достигает достаточно высокого уровня, о чем свидетельствуют результаты контрольных работ по русскому языку.

    Одной из причин недостаточной орфографической грамотности младших школьников, является несформированность орфографической зоркости, т.е не умение видеть орфограммы.

Работая над этой проблемой, я для себя сделала выводы: что главным в обучении правописанию, считается орфографическое правило, его применение. Но ее решение возможно только в том случае, если ребенок видит объект применения правила- орфограмму. Только сумев найти орфограмму, ученик сможет решить вопрос о ее написании.

 Орфографическая зоркость- умение быстро находить с словах и сочетаниях  орфограммы. Орфографическая зоркость требует  развитого внимания школьника. Он должен видеть все буквы в слове. Да, разумеется, что ученики должны знать правили  и умело их принимать. В  чем же причина неумелого применения правил? Очевидно неумении видеть орфограмму.

Я работаю в школе 36 лет. Еще когда училась в педагогическом училище , слышала о методике М.С. Соловейчик «Письмо с дырками» По собственному опыту могу сказать, что данная методика «работает»

 

Сначала коротко: в чем суть этой методики?

Письмо с пропусками орфограмм или письмо «с дырками».

Ученики на длительный период получают разрешение пропускать букву, если не знаешь, какую писать. Письмо «с дырками» может быть двух видов:

1. Пропуски делаются везде, где есть орфограммы.

2. Пропуски делаются только там, где ученик сомневается в букве.

Важно учитывать то, что второй способ без отработки первого не принесёт желаемых результатов. Также важно приучить школьников обнаруживать все орфограммы в слове, в том числе и еще не изученные.
К сожалению, в школьных учебниках не предлагается достаточное количество заданий на самостоятельное нахождение орфограмм в словах. В большинстве случаев фигурируют упражнения на вставку пропущенных букв, что снимает проблему поиска орфограммы и не работает на формирование орфографической зоркости. Поэтому учитель должен творчески подходить к использованию материала учебника. Учитель должен методически правильно наладить орфографическую работу при написании изложений и сочинений, чтобы у детей не появлялся страх перед возможностью допустить ошибку в тексте.
Кроме оказания индивидуальной помощи в процессе письма, следует разрешать ребятам оставлять “дырки” в сомнительных случаях либо подчеркивать отдельные буквы карандашом. Ценность такого подхода заключается в том, что ребенок, не опасаясь низкой оценки за грамотность, не станет прибегать к уловкам: выбирать только нетрудные слова, составлять короткие предложения и минимальные по объему тексты, что сводит работу по развитию речи на нет. Кроме того, учащиеся привыкают максимально активизировать орфографическую зоркость не только во время диктантов, но и при выполнении творческих работ.

После изучения орфограмм, для закрепления пройденного полезно "письмо с дырками" - слова, в которых ударные гласные и гласные, в которых ребенок уверен, он пишет, а те, в которых сомневается, пропускает. Чтобы потом подумать, подобрать проверочные однокоренные.

Прием сознательного пропуска буквы последовательно применяется в нескольких современных учебниках русского языка: В.В. Репкина, Е.В. Восторговой; С.В.Ломакович, Л.И.Тимченко; М.С.Соловейчик, Н.С.Кузьменко «К тайнам нашего языка» . 

   Предлагаемый способ записи на первый взгляд кажется противоестественным. Действительно, зачем сначала пропускать буквы, а затем их вставлять?! Почему бы просто не списать текст?!

      Но выполняемая таким образом запись учит детей двум составляющим орфографического действия: постановке задачи и ее решению.

     Еще один метод: выделение опасной буквы «зеленой ручкой». Зеленым цветом мы выделяем опасные места, «зажигаем огоньки».

Этот метод позволяет сфокусировать внимание ребенка на опасном месте и не допустить написание  ошибкой.                    Интерес к написанию разными ручками иллюстрирует один пример. 

На занятии в группе продленного дня ко мне подошел ребенок из другого класса и сказал: «Я видел, как дети из вашего класса пишут разными ручками. Это очень интересно. Можно я так буду?»

    Ученики приветствуют элемент игры в обучении. Очень важно формировать  умение распознавать орфограммы. В любой письменной работе учащиеся выделяют зеленой пастой орфограмму, в устных работах обязательно называют ее. Чтобы выделить орфограмму ребенок должен научиться думать во время письма и видеть ошибкоопасное место.

   Умение обнаруживать орфограммы, выступает базовым орфографическим навыком, первейшим этапом при обучению правописанию и залогом грамотного письма.

   Если ученик систематически выделяет правила зелёной ручкой он мыслит,  систематизирует информацию и выделяет существенные признаки

 

    Проблема орфографической грамотности всегда актуальна. Работа в начальной школе с использования разнообразных методов и средств, включения упражнений, направленных на формирование орфографической зоркости, применение игровых и занимательных материалов,  пропаганда чтения, в том числе и среди родителей, поможет добиться высоких результатов.