Развитие речи обучающихся на основе использования выразительных средств русского языка
Оценка 4.7

Развитие речи обучающихся на основе использования выразительных средств русского языка

Оценка 4.7
docx
16.02.2022
Развитие речи обучающихся на основе использования выразительных средств русского языка
Статья.docx

Развитие речи обучающихся на основе использования выразительных средств русского языка

«Привычка вдумываться в язык и в его выразительные средства абсолютно необходима, чтобы научиться писать грамотно в широком смысле слова, т.е. правильно строить фразы и подбирать такие слова, которые наилучшим образом выражают данную мысль» [1]. Лишь соблюдая все нормы литературного языка, мы можем говорить о правильной речи (орфоэпической, грамматической, лексической, стилистической, орфографической, пунктуационной).

Любому говорящему или пишущему трудно передать свои мысли и чувства во всей полноте, если его словарный запас мал, а из синтаксических конструкций он употребляет только простые предложения с главными членами. Богатство речи – это фундамент, на котором держатся все качества языка: точность, выразительность, чистота, уместность.

Задача учителя – научить обучающихся говорить и писать красиво, используя в речи выразительные средства языка. На уроках русского языка ученики анализируют тексты, составляют предложения, подбирают синонимические ряды, подходящие антонимы, постоянно работая с выразительными средствами языка.

Существует ряд упражнений, включающих работу над выразительными средствами речи учащихся 5-7 классов. Данная система упражнений включает 2 группы:

I. Традиционные упражнения:

1) найти изобразительные средства в тексте и выписать их;

2) определить функцию или значение изобразительных средств;

3) определить, какой частью речи выражено изобразительное средство и какова его синтаксическая роль в предложении;

4) определить художественную значимость и необходимость изобразительных средств в данном контексте;

5) подобрать синонимы и антонимы к данным тропам;

6) составить словосочетания с данными изобразительными средствами;

7) выписать из текста словосочетания, в состав которых входят тропы;

8) привести свои примеры обозначенных тропов.

II. Нетрадиционные упражнения:

1) ввести в текст различные тропы (дети получают на карточках прозаический текст с пропусками);

2) устно закончить строчки стихотворения подходящими по смыслу и рифме тропами;

3) написать сочинение-миниатюру на обозначенную тему, используя изобразительные средства;

4) редактировать текст с точки зрения употребления в нем изобразительных средств.

С самого начала необходимо учить школьников различать фонетические, морфологические, словообразовательные, лексические и синтаксические средства языка. Поскольку на экзамене чаще всего предлагают лексические и синтаксические средства языка, то обучающиеся должны четко разграничивать тропы и фигуры речи. Одним из видов работы на данном этапе может быть задание:

– Какие тропы использует автор для усиления выразительности речи? Укажите их в тексте.

Утром золотые столбы испарений поднимаются в лесных прогалинах; словно добрые признаки, они безмолвно и быстро меняют свои исполинские контуры, на березах еле слышно оживают ветки, от лопающихся почек они тоже меняются.

1) сравнение

2) метафора

3) эпитет

4) антитеза

5) оксюморон

Сразу, не читая текста, можно исключить варианты ответов 4,5, т.к. речь в них идет не о тропах, а стилистических фигурах.

Можно сказать, что важным аспектом успешной работы по развитию речи, опирающейся на изучение средств выразительности, является работа с текстом.

«Лингвистический материал (языковые средства) в рамках учебного текста выполняют две задачи, выступая: а) как предмет изучения и б) как средство раскрытия заданной в нем информации» [2].

Правильная интерпретация текста в учебных целях дает возможность в работе сделать упор на тех элементах, которые являются основополагающими для сущностной характеристики самого феномена текста, постижение которых вызывает небольшие трудности у учеников

Систематическая работа по изучению выразительных средств языка способствует формированию эстетического, языкового вкуса школьников, знакомит с метафоричностью речи, обогащает их собственную речь, помогает «…правильно понять художественный текст через язык, те языковые дроби, из которых слагаются образные единицы языка» [3].  Изучение этих «языковых дробей», их роли в высказывании, формирование умения школьников пользоваться ими в собственной речи – задача учителей русского языка и литературы.

Список использованных источников

1.                  Антонова, Е.С. Тайна текста [Текст]/ Антонова, Е.С. // Русский язык в школе. – 2000

2.                Колчин С.А. Коммуникативная компетенция: развитие речевой культуры// Русский язык и литература в казахской школе. – 2005

3.                  Горте, М.А. Фигуры речи [Текст]: Терминологический словарь / М.А.Горте. – М.: ЭНАС. – 2007


 

Развитие речи обучающихся на основе использования выразительных средств русского языка «Привычка вдумываться в язык и в его выразительные средства абсолютно необходима, чтобы научиться писать грамотно…

Развитие речи обучающихся на основе использования выразительных средств русского языка «Привычка вдумываться в язык и в его выразительные средства абсолютно необходима, чтобы научиться писать грамотно…

II. Нетрадиционные упражнения: 1) ввести в текст различные тропы (дети получают на карточках прозаический текст с пропусками); 2) устно закончить строчки стихотворения подходящими по смыслу…

II. Нетрадиционные упражнения: 1) ввести в текст различные тропы (дети получают на карточках прозаический текст с пропусками); 2) устно закончить строчки стихотворения подходящими по смыслу…

Сразу, не читая текста, можно исключить варианты ответов 4,5, т

Сразу, не читая текста, можно исключить варианты ответов 4,5, т
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
16.02.2022