КОНСУЛЬТАЦИЯ ЛОГОПЕДА
УПРАЖНЕНИЯ,
РАЗВИВАЮЩИЕ ГИБКОСТЬ
И СКОРОСТЬ ЧТЕНИЯ ВСЛУХ И МОЛЧА
Особое внимание в обучении младших школьников
чтению должно уделяться чтению молча, «про себя» — чтению глазами, без внешних
речедвижений. Практика показывает, что педагоги предлагая такое чтение
учащимся, не всегда учат детей правильно читать молча. Между тем, чтение вслух,
которому долгое время уделялось в школе первостепенное значение, это значение
постепенно утрачивает. И это не удивительно, ведь чтение вслух, как правило,
обслуживает прежде всего слушающего, а не читающего. Оно способствует развитию
у ребенка орфоэпической грамотности, формированию навыков восприятия и
воспроизведения интонационного и ритмо-мелодического строя речи, обогащению
словарного запаса, а значит, совершенствованию устной и письменной речи
ребенка.
Молчаливое чтение способствует усилению
смысловой обработки прочитываемой информации, так как снимает необходимость
устного воспроизведения читаемого и способствует ускорению темпа зрительного
восприятия примерно в два раза. Чтобы школьник хорошо учился, быстро и
сознательно усваивал текст математической задачи, художественного или
научно-познавательного текста в учебнике, мог свободно читать книгу во
внеурочное время, необходимо его научить читать молча.
На самом деле, учить младшего школьника правильно, сознательно и бегло читать
молча можно начинать с первого года обучения (второго полугодия), используя для
работы чтение слогов, слов, предложений, небольших текстов, занимательного
материала. Чтобы отучить ребенка шевелить губами во время такого чтения
рекомендуется использовать упражнение «Губы». По
указанию учителя читать беззвучно дети плотно сжимают губы и прикладывают к ним
палец левой руки – этим подкрепляется психологическая установка на беззвучное
чтение. Работа проводится на фронтально до тех пор, пока шевеление губами у
большей части детей не прекратится. В будущем упражнение может проводиться
индивидуально, с отдельными учащимися.
Если педагог сразу попробует добиться от детей
быстрого чтения молча, это может вызвать ошибки в усвоении содержания
прочитанного. Чтобы предупредить подобные ошибки, одновременно поработав над
развитием у детей внимания во время чтения, предложите детям задания следующего
типа:
1.Прочитайте молча. Подумайте, что из написанного можно назвать словами, а
что – нет. Почему?
ЮТ, КОЛ, БОЖ, КОТ, КОК, БОК, КОЧ, БОБ, БОР, БОТ, РОЙ, РОГ, КОС, КОБ, POP.
2. Прочитайте слова глазами, вслух называя
только имена детей.
Роза, береза, Леля, сережка, василек, Поля,
Толя, поле, елка, весна, Василек, наша, Наташа, Роза, Алена, яблоко, Яша,
Сережка, юла, Юля.
3. Прочитайте слова молча.
Кит, тигр, гусь, сом, волк, конь, барсук,
енот, лиса, рак, медведь, уж, ежик, ерш, лещ, синица, овца, окунь, петух, утка,
корова, коза, тюлень, олень, щука, индюк, змея.
4. Прочитайте молча.
Кузов, кабина, листья, колеса, руль, сиденье,
клюв, туловище, нога, крылья, фары, голова, шея, сучок, хвост, ствол, корни, мотор,
плоды.
5. Прочитайте задание молча, подумайте, о ком
вы прочитали.
Мурлыкает, лает, шипит, пищит, воет, фыркает,
каркает, кудахчет, кукует, поет, квакает, рычит, крякает, воркует, щебечет,
мычит.
На следующем уроке педагог может использовать в
работе более сложное задание типа: прочитайте текст молча, найдите в нем ошибки
и исправьте их.
«Запутался»
Ворона гогочет, воробей поет, голубь
кудахчет, жаворонок крякает, кукушка курлычет, журавль каркает, курица щебечет,
гусь кукует, утка воркует.
Для развития у учащихся смысловой догадки во
время чтения молча полезным может быть упражнение «Угадай», которое
возможно для использования в работе с учащимися первого и второго года
обучения.
Упражнение может быть проведено в различных вариантах:
1.Помогите слову найти последнюю букву,
читайте только глазами.
При выполнении упражнения следует учитывать, что
учащиеся могут составить несколько слов, изменив только последнюю букву.
Одновременно проводится работа по развитию у детей внимания во время чтения.
2.Помогите буквам встретиться (найти себе
друзей).
Прочитайте их молча, чтобы получились слова.
3. Упражнение «Буквы потерялись» также можно предложить для чтения про себя:
¶алва, ¶рава, ¶олодец, уче¶ник,
доро¶а, каранда¶, ступ嶶ка, мага綶, желт¶¶ лист,
труслиⶶ зබ.
В дальнейшем детям могут предлагаться задания с
использованием связных текстов, в которых затушевываются отдельные буквы,
окончания, части слов или отдельные части текста. Например:
Сережа
– Ах,
как я л+блю прир+ду! –
Гов+рит Сер+жа. –
+чень я л+блю сирен+
И рябин+ тоже!
И хотело++ бы спросит+
Тихо + Сер+жи:
– Кто слом++ в сад+ сирен+
И ряб+у тоже?
Учитывая то, что дети первого – второго классов
с интересом и удовольствием выполняют необычные, занимательные задания, это же
упражнение для них может быть подготовлено и проведено в игровой форме.
«Помогите Чебурашке»
Чебурашке в школе дали задание прочитать текст.
Когда он на минутку отлучился, в класс зашла старуха Шапокляк и брызнула на
страницу чернилами, при этом некоторые буквы оказались залиты. Помогите
Чебурашке прочитать текст.
Как у
старой баMки
Жили-быMи лаMки.
Встанет баMка утроM рано,
ВыйдMM в погреб за смMтаной —
ЛаMки вслеM за неM идуM,
ВсюдM бабMM стерегуM.
Для развития у детей умения читать про себя уже
во втором классе, ребятам можно предлагать связные прозаические и поэтические
тексты, в которых для развития смысловой догадки затушевываются (закрываются)
отдельные буквы, окончания, целые части слов.
Лада
Лада зGболелG. ЧGшка с молGкGм стоялG возGе ее
нGGа, она отворачиGGлась. ПозGGли меня.
– Лада, – скGзал я, – наGо поестG.
Она подGяла головG и забиGа хвостоG.
Я погладиG ее. От ласGи жизнь заигралG в ее глазGG.
– Кушай, ЛGда, – повторил я и подвинGG блюдце поблGже.
Она потяGула нGс к молокG и заплакалG.
Значит, через мою лаGку ей силы прибавиGось. Может быть, именно эти несколGкG
глоткоG молоGа спаслG ее жизнь?
М. Пришвин
Белка
У непосеGG белки подошGG к концG осеннGG припасG
– ореGG, шиGGG, да желуGG. Сидит она на суGG, пушистGG хвостGGG укрылGGG,
призадумалGGG...
Вдруг под деревGG что-то чмокнуло. ГлянуGG белGG вниз, а на поляGG, из-под
палогG листGG сморчGG показалGG.
БелGG уши навостриGG и скореG к гриGG: как бы кто не опередGG. СхватиGG сморчок
острыGG зубGGG и снова на сук забралGGG. Только ест грGG, не торопитGG, как
будто хвастаетGG: «СмотрG-ка, дятGG, какой мне подарGG весGG приготовиGG!»
А. Барков
Лягушонок
(В данном тексте затушевывается или закрывается вся нижняя часть)
Вылезла из-под камня зеленая
лягушка. Огляделась по сторонам и обрадовалась: комары-толкунцы в воздухе в
воздухе пляшут. Будет чем поживиться!
Довольно квакнула и прыг-скок к озеру. Посидела на берегу, а потом бултых в
воду. Нырнула под корягу — и снова наверх. Высунула из тины лупоглазую голову,
солнышку улыбнулась и забормотала, запела от удовольствия: «Хороши по весне
комарики!»
А. Барков
Для развития у детей скорости
чтения и умения выделять основную информацию может быть предложено упражнение
«Финиш». Для него лучше использовать дополнительную книгу для чтения или
подготовить специальные карточки. Педагог называет страницу, где помещен
дополнительный текст, и слово (группу слов), до которого(ых) дети должны как
можно быстрее дочитать. Слова для подобного задания подбираются из второй части
текста так, чтобы они встречались в нем только один раз.
По команде педагога «На старт! Внимание! Марш!» учащиеся одновременно молча
начинают читать текст. Тот, кто первым дочитал до указанного слова (группы
слов), поднимает руку или встает из-за парты, т.е. он первым пришел к
финишу.
Чтобы проверить школьников, а заодно и убедиться в том, что они действительно
читали, а не искали указанные слова, есть смысл попросить ребенка показать
заданное слово, а лучше – задать вопрос на понимание прочитанного.
Упражнение может быть проведено в более сложном варианте – прочитать до ответа
на поставленный перед чтением вопрос (при этом ответ на вопрос можно найти
только во второй части текста).
Для развития скорости и гибкости чтения (умения менять темп чтения в
зависимости от содержания текста) можно использовать упражнение
«Буксир». Учитель громко читает текст, изменяя темп чтения в зависимости от
содержания текста, однако с учетом темпа чтения «среднего ученика». Детям
предлагается читать этот же текст молча, но с одним условием – успевать за
учителем. Чтобы проверить внимание учащихся во время чтения, а также соблюдение
ими режима скорости чтения, заданного педагогом, учитель внезапно
останавливается на каком-нибудь слове или два раза повторяет его. В таком
случае дети останавливаются вместе с ним и указывают на последнее прочитанное
слово. Второй способ проверки вызывает несомненный интерес
учащихся – во время чтения педагог специально заменяет одно слово другим,
близким по смыслу или звучанию (вместо слова «ученик» произносит «ученица» или
«школьник»). Дети замечают «ошибку» и исправляют ее.
Развитию у учащихся гибкости и скорости чтения вслух и молча способствует
чтение вразных режимах громкости. Упражнение может проводиться на
знакомом и незнакомом детям тексте, который предлагается прочитать по-разному,
например: две минуты – молча, две минуты – вслух; одну
минуту – вслух, вторую – вполголоса (в
режиме «жужжащего чтения», некоторые педагоги называют это упражнение «Птичий
базар»), следующую минуту – шепотом; последнюю – молча; одно
предложение –молча, второе – вслух и
т.д.
С этой же целью в работе с детьми может использоваться упражнение
«Молния», суть которого заключается в чередовании чтения в комфортном
режиме с чтением с максимально доступной каждому скоростью, чтения молча с
чтением вслух. В ходе упражнения учащиеся начинают читать текст в доступной для
них скорости, а после команды педагога «Молния» – они
максимально ускоряют свой темп. Чтение с такой скоростью продолжается от 20
секунд в начале использования упражнения и до 2-х минут после
того, как оно станет привычным для школьников. Подобные упражнения в изменении
скорости чтении могут быть использованы педагогом несколько раз в течение
одного занятия (как на знакомом для детей тексте, так и на незнакомом). Для
упражнений по развитию у детей гибкости и скорости чтения можно использовать
прием«Многократное чтение». Ребятам предлагается незнакомый текст со
следующей последовательностью заданий:
Для расширения оперативного поля чтения до размеров слова
средней длины (5—6 букв), а также развития памяти учащихся во время чтения
молча полезным будет использование упражнения «Фотоглаз». Для него
на прозрачной пленке учитель заранее пишет столбики четырех-, пяти- и
шестибуквенных слов, которые показываются детям по одному. Время показа каждого
слова фиксируется: сначала 1 секунда, затем — 0,75; 0,5; 0,25 секунды. Дети
молча читают слова с экрана (как бы «фотографируя» их). Для контроля внимания
детей и осознанности их чтения после показа каждого десятка слов учитель
предлагает учащимся вопрос: было ли среди показанных такое-то слово. Стоит
отметить, что названное слово среди тех, что были предъявлены детям, могло и
отсутствовать.
Если учащиеся хорошо справляются с предложенным заданием, его можно усложнить:
ребятам предъявляются для чтения слова, состоящие более, чем из шести букв,
включаются словосочетания из 7 – 10 букв, считая также пробел между словами.
Например, «новый дом», «за два дня» и др.
Одним из самых тяжелых в выработке навыка чтения молча, но и очень интересных
для детей, является упражнение «Кенгуру». Перед его началом
полезно вспомнить, что это за животное, где живет, а главное – как
передвигается. После этого детям предлагается прочитать новый (желательно
небольшой) текст так, как передвигается кенгуру: на счет «раз» учащиеся
фиксируют свой взгляд на начале строки, на счет «два» – середине, на счет «три»
– конце. Счет производит учитель, а дети стараются перевести взгляд, согласно
указаниям, а также уяснить смысл читаемого (просматриваемого) текста. Таким
образом читается (просматривается) весь текст, после чего учащиеся
рассказывают, о чем они прочитали.
Не менее сложным и интересным для обучения детей чтению молча являетсяупражнение
«Чтение с препятствиями», которое также можно проводить в различных
вариантах и использовать в работе как фронтально, так и для индивидуальной
работы, а так же рекомендовать родителям для занятий с детьми дома.
Упражнение «Не потеряй строку», во время которого ученики читают текст молча, а учитель в это время показывает им пять картинок и называет их вслух. Перед ребенком ставится задача – не потерять строку, которую он читает, а также не использовать при этом карандаш или указку (следить можно только глазами).
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.