Развитие речи учащихся на уроках русского языка
Оценка 4.8

Развитие речи учащихся на уроках русского языка

Оценка 4.8
Занимательные материалы +1
docx
08.12.2021
Развитие речи учащихся на уроках русского языка
phpUIwRvR_27-Urok-literatury-v-5-klasse-.A.-ekrasov.-Krestyanskie-deti.docx

Урок литературы в 5 классе.

 Н. А. НЕКРАСОВ. «КРЕСТЬЯНСКИЕ ДЕТИ»

Цели деятельности учителя: ознакомить учащихся с особенностями художественного мира Н. А. Некрасова, раскрыть нравственный смысл произведения; развивать умение выразительного чтения с соблюдением логических ударений, пауз, интонаций и анализа поэтического текста; воспитывать вдумчивого и внимательного читателя, чувство сопричастности к историческому прошлому своей страны.

Планируемые результаты изучения темы:

Предметные умения: владеть навыками анализа поэтического произведения (уметь определять тему, идею, значение заголовка, находить средства художественной выразительности, понимать их роль в стихотворении, особенность звукового оформления, рифму, определять настроение, которым проникнуто стихотворение, создавать письменные высказывания, осуществлять выбор и использование выразительных средств языка в соответствии с коммуникативной задачей).

Метапредметные УУД (универсальные учебные действия):

Личностные: осознает свои трудности и стремится к их преодолению, осуществляет способность к самооценке своих действий, поступков.

Регулятивные: адекватно оценивает свои достижения, осознает возникающие трудности, выполняет поиск причин и пути преодоления.

Познавательные: выполняет учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляет для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливает причинно-следственные связи, делает обобщения, выводы.

Коммуникативные: строит небольшие монологические высказывания, осуществляет совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач.

 

Ход урока

I. Организационный этап урока.

Создание эмоционального настроя, постановка целей.

 

II. Чтение учителем стихотворения Н. А. Некрасова «Крестьянские дети» (учебник, с. 176-186); выявление уровня восприятия учащимися стихотворения.

Исходя из уровня литературной подготовки класса учитель определит глубину знакомства с текстом.

1. Первичное знакомство с текстом стихотворения и обмен впечатлениями от услышанного.

Нацеливание: Проследите за сменой настроения автора. Какие чувства испытывает автор от встречи с детьми?

Желательно, чтобы текст стихотворения был прочитан учителем или озвучен аудио носитель. Если чтение будет доверено учащемуся, необходима подготовительная индивидуальная работа.

Учитель. Встречались ли вы когда-нибудь с этим стихотворением? (Дети непременно вспомнят о том, что в начальной школе они знакомились со стихотворением «Мужичок с ноготок» («Однажды в студеную зимнюю пору...»). Учитель говорит учащимся о том, что изученный ранее текст не отдельное стихотворение, а составная часть поэмы «Крестьянские дети».)

— Что понравилось в стихотворении, а что – нет?

— Все ли понятно? Чего не поняли?

— Что заставило улыбнуться, а что – задуматься?

 

III. Анализ стихотворения «Крестьянские дети».

1. Беседа по вопросам.

— Какова композиция стихотворения? Можно ли разделить его на части? Найдите границы частей. (Текст состоит из двух больших частей, посвященных изображению светлой, «нарядной стороны» жизни (отрывки 1—6) и трудной, тяжелой стороны (отрывки 7—8). 9-й отрывок кульминационное обращение к детям.)

— Рассказчик говорит, что он задремал в сарае, потом проснулся и увидел, что за ним наблюдают крестьянские дети. Сначала они боялись, но постепенно осмелели. Что стал делать рассказчик? Чем он развеселил детей? (Дрессированная собака стала выполнять команды хозяина, у сарай сразу превратился в цирковую арену:

 

Обширная область собачьей науки

Ему в совершенстве знакома была;

Он начал такие выкидывать штуки,

Что публика с места сойти не могла.

Дивятся, хохочут! Уж тут не до страха!)

 

— Чем закончилось неожиданное представление?

— Каковы интонации рассказчика? К кому может быть обращен его рассказ, кто слушатели этой истории?

На доске и в тетрадях можно начертить таблицу. Заполняется она постепенно, по ходу анализа.

 

Часть

Содержание

Рассказчик

Слушатели

1

Встреча охотника с крестьянскими детьми

Охотник

Друзья, гости

2

Обращение к читателям, воспоминания о детстве, рассуждение о жизни крестьянских детей и рассказ о встрече с мальчиком Власом

Журналист, публицист

Читатель из дворян, из общества образованных людей

3

Обращение к крестьянским детям

Гражданин, который думает о будущем народа

Крестьянские дети

4(1)

Встреча охотника с крестьянскими детьми

Охотник

Друзья, гости

 

После того как таблица заполнена, учителю нужно сделать вывод о том, что первая и последняя часть как бы обрамляют все произведение. Это позволяет детям получить представление о таком композиционном приеме, как рассказ в рассказе.

 

2. Погружение в текст. (Комментированное чтение.)

Вопросы для анализа:

1) Почему автор называет крестьянских детей милые плуты? (Автор называет так детей потому, что они хитрят, плутуют, но их плутовство наивно, в нем нет злого умысла.)

2) «О, милые плуты!» — с этими словами автор обращается к детям или это риторическое восклицание?

3) В первом отрывке охотник рассказывает историю встречи с детьми своим друзьям. Изменяется ли образ рассказчика? К кому он обращается в этом отрывке? (Первое, на что нужно обратить внимание: меняется адресат. В тексте он назван: «читатель», причем читатель преимущественно из дворянского сословия, — автор предполагает, что он может относиться к крестьянским детям как к людям «низкого сорта».

Образ рассказчика тоже становится совершенно иным: перед нами журналист, с публицистическим пафосом обращающийся к публике, высказывающий мнение, которое в те годы противоречило устоявшейся в обществе традиции: «...Я все-таки должен сознаться открыто, / Что часто завидую им...».)

— Почему рассказчик завидует крестьянским детям? Что значит фраза «В их жизни так много поэзии слито...»?

— Кого автор называет балованными детками?

— Как вы понимаете строки: «Счастливый народ! Ни науки, ни неги / Не ведают в детстве они»?

— О какой ситуации говорит нам автор в следующих строчках?

 

Я делывал с ними грибные набеги:

Раскапывал листья, обшаривал пни,

Старался приметить грибное местечко,

А утром не мог ни за что отыскать.

 

(Рассказчик сопоставляет себя с детьми: он, дворянский сын, не мог сравниться в смекалке и наблюдательности с детьми крестьян (они легко находили на следующий день замеченные раньше грибные места, а рассказчик не мог отыскать.).)

— Как вы понимаете значения слов вологжанин, лудильщик, портной, шерстобит!

Вологжанин — житель города Вологды.

Лудильщик — рабочий, который лудит (чинит) посуду.

Портной — мастер по шитью одежды.

Шерстобит – работник, который обрабатывает шерсть, чтобы она становилась мягкой.

— Понаблюдайте над длиной строки в стихотворении в тех случаях, когда автор пишет о том, кто шел или ехал по дороге, или рассказывает об отдыхе.

(Когда автор пишет о том, кто шел или ехал по дороге, то длина строки, становится меньше. Потом, когда говорится об отдыхе, строки вновь удлиняются.)

— Как вы думаете, почему?

— Почему крестьянских детей так интересовали рассказы прохожего люда? Какое значение имела проходящая через село дорога для крестьянских ребятишек? (Многие современные дети с трудом представляют, что когда-то не было ни телевидения, ни радио, ни компьютеров и узнать о мире и о жизни можно было лишь из газет, журналов, книг, а неграмотному человеку — только из рассказов путешествующих странников.)

— Объясните смысл слов и выражений: «Чернехоньки губы у всех, / Набили оскому: черница поспела», «Взлетит ли тетеря, / Закокав птенцам».

— Посчитайте количество предложений в этом отрывке. Определите вид этих предложений по интонации. Какое настроение передает нам поэт с помощью этого отрывка? (Из шести предложений четыре – восклицательные.)

— Найдите в тексте ответ на вопрос: что необходимо сделать, чтобы вырастить хлеб.

— Объясните значения слов серп, сноп, рига, цеп, навьют сенца.

Рига — сарай для сушки снопов и молотьбы.

Навить сено — накладывать сено. Просушенное сено накладывают, высоко навивают на воз, ребенок влезает на самый верх и «в деревню въезжает царем».

— Почему труд оборачивается к Ванюше сначала «нарядной своей стороной»? (Когда ребенок видит, что работа, в которой он принимал участие, приносит видимые результаты, что человек, который выполнил эту работу, пользуется почетом и уважением. Ему тоже хочется трудиться, в такой труд - не тягость, не наказание, а радость.)

— Что делает автор, чтобы читатель представил себе не только «нарядную сторону» жизни крестьянских детей? Как вы понимаете выражение «две стороны одной медали»? Как использует это выражение автор?

— Найдите противопоставление в строках стихотворения:

 

Те честные мысли, которым нет воли,

Которым нет смерти — дави не дави,

В которых так много и злобы и боли,

В которых так много любви!

 

— Какие мысли мучают автора? Почему в них соединяются и злоба, и боль, и любовь? Как эти мысли выражены поэтом в прочитанном нами стихотворении «На Волге»? (Мысли о крестьянских детях, об их дальнейшей судьбе вызывают у поэта мысль о судьбе России и всего русского народа. Любовь к России смешивается с мучительным чувством боли за нее.)

— Как меняется образ рассказчика в конце стихотворения? Кого мы видим перед собой: охотника в гостиной, журналиста или кого-то еще?

— Какое вековое наследство призывает хранить поэт? (Вековое наследство — это лучшие традиции русского народа: любовь к родине, к родной земле, любование её красотой, радость жизни, радость трудиться и растить хлеб.)

— Мы прочитали текст стихотворения, который находится внутри нашего домика, то есть между началом и концом, и в нем рассказывается о встрече охотника с крестьянскими детьми.

 

IV. Рефлексия учебной деятельности.

— Как вы понимаете слова: «Играйте же, дети, растите на воле, на то вам и красное детство дано»?

— Попробуйте соотнести их с содержанием стихотворения «Крестьянские дети».

 

Домашнее задание:

Подготовить выразительное чтение понравившегося отрывка. Индивидуальное творческое задание: создать галерею портретов крестьянских детей — героев произведений русских писателей.

 

 

ЛИТЕРАТУРА

1.      Бородулин, В. И. Российский энциклопедический словарь [Текст] / В. И. Бородулин [и др.]. — М.: БРЭ, 2000.

2.      Еремина, О. А. Уроки литературы в 5 классе [Электронный ресурс]. — Режим доступа: www.prosv.ru

3.      Коровина. В. Я. Литература в 5 классе [Текст]: учеб. для общеобразоват. учреждений с прил. на электронном носителе: в 2 ч. / В. Я. Коровина, В. П. Журавлев, В. И. Коровин. – М.: Просвещение, 2012.

4.      Коровина, В. Я. Читаем, думаем, спорим... [Текст]: дидактические материалы. 5 кл. / В. Я. Коровина. — М.: Просвещение, 2011.

5.      Коровина. В. Я. Литература в 5 классе [Текст]: методические советы / В. Я. Коровина, И. С. Збарский. М.: Просвещение, 2004.

6.      Коровина, В. Я. На подступах к риторике [Текст] / В. Я. Коровина. — М., 1996.

7.      Литература. 5 класс [Текст]: рабочая программа по учебнику В. Я. Коровиной, В. П. Журавлева, В. И. Коровина / авт.-сост. Г. В. Цветкова. — Волгоград: Учитель, 2012.

8.      Тимофеев, С. И. Словарь литературоведческих терминов [Текст] / С. И. Тимофеев, С. В. Тураев. — М.: Просвещение, 1974.

9.       Использован материал пособия: Литература. 5 класс: поурочные планы по учебнику хрестоматии Т. Ф. Курдюмовой / авт.-сост. Т. Н. Амбушева. Волгоград: Учитель, 2007.

10.   По материалам Н. В. Ефименко. URL: http://festival.1september.ru/articles/596888

11.   По материалам  пособия Ереминой О. А. Уроки литературы в 5 классе. Источник: http://www.prosv.ru/ebooks/Eremina_Uroki-liter_5kl_Kniga-uchit/3.html, а также материалы Бурковой С. В. по источнику: http://pedsovet.su

 

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Урок литературы в 5 классе.

Урок литературы в 5 классе.

Беседа по вопросам. — Какова композиция стихотворения?

Беседа по вопросам. — Какова композиция стихотворения?

Образ рассказчика тоже становится совершенно иным: перед нами журналист, с публицистическим пафосом обращающийся к публике, высказывающий мнение, которое в те годы противоречило устоявшейся в обществе…

Образ рассказчика тоже становится совершенно иным: перед нами журналист, с публицистическим пафосом обращающийся к публике, высказывающий мнение, которое в те годы противоречило устоявшейся в обществе…

Ему тоже хочется трудиться, в такой труд - не тягость, не наказание, а радость

Ему тоже хочется трудиться, в такой труд - не тягость, не наказание, а радость

Литература. 5 класс [Текст]: рабочая программа по учебнику

Литература. 5 класс [Текст]: рабочая программа по учебнику
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
08.12.2021