Работу по коррекции речевых нарушений можно отметить практически во всех образовательных областях, в том числе и «познавательное развитие " при ФЭМП.
В процессе этой образовательной деятельности проводится большая работа по обогащению и расширению словаря детей, практическому усвоению грамматических форм (таких как согласование, падежное управление, словоизменение), а также для обучения их связной речи. Если логопед работает над пониманием значения грамматических форм слова, отрабатывает модели словообразования, словоизменения, то воспитатель при формировании математических представлений создаёт базу для коррекционной работы по усвоению навыков словоизменения и словообразования, делает речь ребёнка максимально развёрнутой.
У детей, имеющих речевые нарушения, страдает не только фонетика, но и лексика. Дети практически не владеют навыками словообразования. Занятия по математике предоставляют для отработки этих навыков большие возможности.
Отрабатывая понятия величины, можно предложить детям не только сравнить предметы, но и выразить это словами, используя существительные с уменьшительно-ласкательными и увеличительными суффиксами: cтyл – стульчик – стулище; нос - носик – носище; сапог – сапожок – сапожище. Таким образом, дети овладевают навыками словообразования, расширяется словарный запас детей, который связан с умением детей обозначить длину, высоту, толщину, ширину предметов. Педагог учит детей правильно конструировать не только фразы, но и сложные предложения: домик меньше дома, а дом больше домика; большое зеркало - маленькое зеркальце; тоненькая книжка - толстая книга. Эта книга тоньше, а эта толще.
Формируя представления о цвете и форме, воспитатель параллельно закрепляет умения детей изменять прилагательные в роде, числе и падеже; отрабатывает навык согласования прилагательных с числительными и существительными (красный кубик, два желтых круга).
При сравнении предметов, воспитатель побуждает детей использовать в своей речи антонимы: высокий – низкий, широкий – узкий, толстый – тонкий, длинный - короткий. Параллельно отрабатывается и употребление сравнительной степени прилагательных (длиннее, короче, выше). Например: Синяя лента короче красной. Саша выше Димы. Настя ниже Даши.
При обучении детей умению ориентироваться в пространстве закрепляется умение пользоваться предлогами в речи. Именно предлоги указывают на взаимоположение предметов в пространстве.
Закрепляя временные понятия (части суток, времена года, месяцы, дни недели) воспитатель расширяет и активизирует словарь детей. Используя антонимы, дети усваивают такие понятия, как раньше-позже, до - после, было - будет, вчера-сегодня, учатся понимать смысл слов, обозначающих противоположные действия.
При обучении количественному счёту и простейшим счётным операциям происходит усвоение детьми форм именительного, родительного, дательного падежей, количественных числительных (пять картинок, от двух яблок, к трём флажкам). Кроме этого закрепляется навык употребления формы родительного падежа
множественного числа существительных (пять карандашей, пять бабочек, пять флажков).
На занятиях по математике можно также успешно развивать связную речь, например, при составлении задач. Важно не только составить условие задачи в виде рассказа, уметь поставить вопрос, а затем решить задачу и назвать ответ (с чем мы повсеместно сталкиваемся это хоровой ответ) Педагогов такие ответы устраивать не должны, потому что речевая задача смазана: однословный ответ исключает фразовую речь, согласование числительного с существительным в роде и числе. Должны поощряться полные ответы, т.к. они способствуют не только закреплению математических навыков, но и развитию связной, грамматически правильной речи, автоматизации поставленных фонем, введение их в самостоятельную речь, что столь необходимо детям дошкольного возраста и особенно детям, имеющим те или иные нарушения речи.
Таким образом, работа по формированию элементарных математических представлений предоставляет педагогу большие возможности при коррекции речи детей, для автоматизации поставленных звуков, способствует развитию правильных представлений о позиции звука в слове, о расположении звука по отношению к рядом стоящему звуку, о количестве звуков в слове, количестве слов в предложении; для обогащения лексики не только за счет накопления словаря, но и за счет практического овладения навыками словообразования, а так же для развития связной речи.
РАЗВИТИЕ РЕЧИ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ
ПАМЯТКА ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ
подготовила учитель – логопед МДОУ
«Детский сад № 235» Е.А. Агаджанова
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.