Система обучения английскому языку строится в соответствии с общедидактическими принципами воспитывающего обучения, научности, сознательности, доступности и посильности, учета индивидуальных особенностей учащихся.
В стратегии развивающего обучения особого внимания требуют старшеклассники, к учебной деятельности которых предъявляются требования в связи с изменением содержания различных учебных дисциплин и необходимостью подготовки старших школьников к дальнейшему самообразованию. Одним из важных дидактических принципов является принцип стимулирования положительного отношения школьников к учению, формирование познавательных интересов, потребностей в знаниях.
В зависимости от концепции языкового образования школы в целом, а также от количества часов, отводимых на изучение иностранного языка, контингента обучающихся происходит смена акцентов в целях обучения. Овладение английским языком связано с формированием у обучающегося произносительных, лексических, грамматических, орфографических навыков, на основе которых развиваются и совершенствуются умения понимать речь на слух, говорить, читать и писать. Соответственно этому подбираются методики и технологии преподавания языка.
Ни один предмет школьного курса не требует такой постоянной, систематической работы учащихся, как иностранный язык. Учитель должен позаботиться о том, чтобы учащиеся понимали специфику предмета, осознавали, что главное в изучении иностранного языка – это уметь понимать усваиваемый материал при аудировании, чтении текста, уметь пользоваться им в собственных высказываниях, а это достигается только практикой, ежедневным повторением.
Навыки вырабатываются только в ходе систематического выполнения определенных действий с учебным материалом, таких действий, которые позволяют многократно слушать, произносить, читать и писать на изучаемом языке.
Чем старше учащиеся, тем большее значение приобретает умение пользоваться средствами обучения: текстами для чтения, словарем, грамматическим справочником; умение прослушать и понять различные аудио- и видеотексты. Так, ближе к старшему этапу, больший акцент делается не на объем получаемых знаний, не на запоминание правил и таблиц спряжений, а на развитие навыков самостоятельной деятельности учащихся: умения самостоятельно найти нужную информацию при помощи тех же словарей и справочной литературы. Каждый учитель сам отбирает те методы и приемы работы, которые наиболее подходят в каждом конкретном случае. Многолетняя практика показывает, что многие учащиеся, даже старших классов, не умеют полностью использовать ту информацию, которая заложена в школьных двуязычных словарях, большей частью словари используются для перевода иностранных слов на русский и наоборот. В методике чаще всего также предлагаются варианты заданий для обучения школьников умению пользоваться словарями для быстрого нахождения слов.
Для совершенствования умения в чтении текстов на английском языке даю задания, чтобы чтение носило осмысленный, проблемный характер и позволяло решать весь комплекс задач.
На уроках английского языка у нас сложилась своя система использования словарей.
Следует отметить, что преподавание английского языка осложняется порой тем, что времени для полного цикла отработки языкового и речевого материала от момента его введения до творческого использования в новых ситуациях недостаточно, отдельные звенья этой методической цепочки или пропускаются, или отрабатываются не на должном уровне. Например, процесс продуцирования речи на основе множества предварительных коммуникативных упражнений чаще всего заменяется конструированием предложений, где необходимо уметь осознанно применять все изученные (а чаще всего не совсем изученные и даже еще совсем не изученные) грамматические явления. Именно здесь важно научить оперативно добывать и рационально использовать информацию из всех имеющихся пособий, справочников, словарей, то есть прививать навыки самостоятельной работы.
Такие ситуации мы считаем вполне обоснованными и приемлемыми на уроках для более эффективного использования учебного времени, увеличения плотности урока.
Мы предлагаем ряд приемов, способствующих развитию самообразовательных навыков учащихся.
Ни для кого не секрет, что самым сложным в построении предложений для учащихся является глагол: именно его необходимо поставить в нужном месте в нужной форме и нужном времени. Если порядок слов в предложении (место глагола) логично оформить в виде схемы и разместить на доске, то работа с глагольными формами может проводиться с использованием словарей.
Для этого учитель должен познакомить учащихся с тем справочным материалом, который имеется в конце словарей, структурой его изложения, методикой использования учащимися. Если не брать во внимание прямую функцию двуязычного словаря – перевод, то наиболее значимыми материалами для организации работы с помощью словарей по конструированию предложений являются “Список неправильных глаголов” и др.. Идеальный вариант – когда в кабинете имеются одинаковые, достаточно качественные издания словарей, снабженные подробными грамматическими комментариями. Если словарей в кабинете недостаточно, то для организации учебной работы можно сделать распечатку таблиц из одного словаря для каждого учащегося. В реальной ситуации у школьников разные словари, но каждого необходимо научить пользоваться содержащимися в них справочными материалами.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.