Развитие сенсорного восприятия
Оценка 4.6

Развитие сенсорного восприятия

Оценка 4.6
docx
19.04.2021
Развитие сенсорного восприятия
Развитие сенсорного восприятия.docx

КРАЕВОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«КАМЧАТСКАЯ ШКОЛА -  ИНТЕРНАТ  ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ»

 

Рассмотрено

 на методическом совете КГОБУ «Камчатская

школа-интернат  для                                                                                                                                      обучающихся с ограниченны- ми возможностями здоровья»                                                                            

 

Протокол №___от ____2020 г.

Председатель_______________

Н.С. Терентьева

«Согласовано»

Заместитель директора по УР КГОБУ «Камчатская 

школа-интернат  для  обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»

 

__________Танина Г.А.                                                                                                    

 «____»________2020г.      

«Утверждаю»

И.О. Директора КГОБУ «Камчатская  школа-интернат  для обучающихся                                                                                                                                      ограниченными возможностями здоровья»

 

                                                                                                  ___________Опрятова О.С.

 «____»________2020г.

 

Рабочая программа для обучающихся с интеллектуальной недостаточностью  по развитию сенсорного восприятия дошкольной группы 

«Звездочки»

(четвертого года обучения)

 

 

 

 

 

 

Составитель:

учитель-дефектолог  Коломиец В.В.

 

 

 

 

 

 

 

 

г. Петропавловск-Камчатский

2020г.

 

Пояснительная записка

Сенсорное воспитание направлено на то, чтобы научить детей точно, полно и дифференцировано воспринимать предметы, их разнообразные свойства и отношения.

Психологические исследования показывают, что без такого обучения восприятие детей с интеллектуальной недостаточной долго остается поверхностным, отрывочным и не создает необходимой основы для общего развития, овладения разными видами деятельности. Познание окружающего мира происходит через ощущения и восприятие, которые становятся материалом для мыслительных процессов. Сенсорное развитие, с одной стороны, составляет фундамент общего умственного развития ребенка, с другой стороны, имеет самостоятельное значение, так как полноценное восприятие необходимо и для дальнейшего обучения ребенка и для многих видов труда.

Программа по развитию сенсорного восприятия составлена на основе: «Адаптированной основной образовательной программы дошкольного  отделения  КГОБУ  «Камчатская школа-интернат для обучающихся  с ограниченными возможностями здоровья».

  Цель формирование ориентировочной деятельности, освоение систем сенсорных эталонов.

Задачи:

-                     Продолжать учить детей соотносить действия, изображенные на картинке, с реальными действиями (выбор из четырех-пяти).

-                      Учить детей воссоздавать целостное изображение предмета, выбирая недостающие части из четырех-пяти элементов; дорисовывать недостающие части или детали рисунка.

-                      Учить детей воссоздавать целостное изображение предмета по его частям, расположенным в беспорядке: по картинке, разрезанной на две-три части (мячик, шарик с веревочкой, бублик, колечко).

-                     Учить детей ассоциировать геометрические формы с предметами.

-                     Продолжать формировать у детей представление об относительности величины: один и тот же предмет может быть по отношению к одним предметам маленьким, а по отношению к другим - большим (длиннее - короче, выше - ниже).

-                     Продолжать формировать у детей ориентировку в схеме собственного тела, продолжать формировать ориентировку в пространстве.

-                      Продолжать учить детей дифференцировать цвета и их оттенки и использовать представления о цвете в продуктивной и игровой деятельности.

-                     Учить детей использовать разнообразную цветовую гамму в деятельности (игровой, изобразительной, трудовой).

-                     Закрепить у детей представления о цветовом своеобразии различных времен года (каждое время года имеет свой определяющий цвет: весна зеленая, лето красное, осень желтая, зима белая).

-                     Учить детей запоминать наборы предложенных слов и словосочетаний.

-                     Учить детей дифференцировать звуки окружающей действительности на бытовые шумы и звуки явлений природы.

-                     Учить детей группировать предметы по образцу и по речевой инструкции, выделяя существенный признак, отвлекаясь от других признаков.

-                      Формировать у детей целостное представление о предметах: подвести детей к пониманию того, что один и тот же предмет может иметь разные свойства (яблоко — большое и маленькое, сладкое и кислое, зеленое и желтое).

-                     Формировать у детей обобщенные представления о некоторых свойствах и качествах предметов («Что бывает желтым?» - «Солнце, цыпленок, одуванчик, подсолнух, лимон». «Что бывает круглым?» - «Мяч, шарик, яблоко, колесо, колечко, помидор» и т. д.).

-                     Формировать у детей представление об общих определенных признаках, характерных для предметов или объектов этого вида (птицы имеют крылья, клюв, две лапы, тело покрыто перьями, летают; деревья имеют корень, ветки, листья, растут; животные имеют туловище, голову, хвост, лапы, едят, ходят, бегают и т. д.).

Организация работы по программе.

На коррекционные индивидуальные и подгрупповые занятия по расписанию отводятся часы в первую половину дня. Основной формой работы являются индивидуальные и подгрупповые занятия. На занятия отводится  20 минут. Продолжительность занятий может меняться в зависимости от психофизического состояния ребенка. Индивидуальные и подгрупповые занятия с ребенком  проводятся  1 раз в неделю. 

Структура коррекционного занятия.

Каждое занятие дефектолога включает  3 структурные части:

         - Вводная часть (организационный момент)  -  установление эмоционального контакта с ребенком, организации его внимания на предстоящий вид деятельности.

         - Основная часть (обучающая) – включает в себя основное содержание предстоящего занятия, предусматривающее взаимодействие с ребенком с целью формирования конкретных навыков и умений в ходе различных видов деятельности взрослого  и ребенка.

         - Заключительная часть – анализ и поощрение деятельности ребенка.

Специальные методы и приемы работы.

Репродуктивный метод – организация деятельности по неоднократному воспроизведению сообщённых им знаний и показанных способов действий. Репродуктивный метод называют также инструктивно-репродуктивным, т.к. непременная черта этого метода - инструктаж. Репродуктивный метод предполагает организующую, побуждающую деятельность учителя.

   По мере увеличения объёма знаний возрастает частота применения репродуктивного метода в сочетании с информационно-рецептивным методом, который предшествует репродуктивному методу при любом варианте обучения.

      Репродуктивный метод обогащает учащихся знаниями, умениями и навыками, формирует у них основные мыслительные операции. Эффективной является следующая последовательность в применении приемов обучения при обучении и организации игр:

·                     Проигрывание действий педагогом на глазах у детей

·                     Совместное проигрывание действий педагогом и детьми

·                     Выполнение действий ребенком, с опорой на образец, предлагаемый педагогом

·                     Выполнение действий ребенком по словесной  инструкции

·                     Самостоятельное выполнение детьми игровых действий

·                     Сопровождение ребенком речью выполняемых действий

 Формы контроля: тестовые задания практического характера.

Основное содержание работ.

Развитие зрительного восприятия

-                     Продолжать учить детей соотносить действия, изображенные на картинке, с реальными действиями (выбор из трех-четырех)

-                     Учить детей воссоздавать целостное изображение предмета, выбирая недостающие части из четырех—шести элементов; дорисовывать недостающие части рисунка

-                     Учить детей соотносить форму предметов с геометрической формой — эталоном (выбор из пяти)

-                     Учить детей группировать предметы по форме, ориентируясь на образец (три-четыре заданных эталона)

-                     Учить детей соотносить конструкции и изображения с размерами игрушек и сказочных персонажей (высокий дом для жирафа, низкий дом для ежика)

-                     Формировать у детей представление об относительности величины (мальчик низкий по отношению к папе, но высокий по отношению к младшему брату)

-                     Продолжать учить детей дифференцировать цвета и оттенки, используя их в игровой и продуктивной деятельности

-                     Учить детей передавать цветом свое эмоциональное состояние в рисунках и аппликациях

-                     Продолжать формировать у детей ориентировку в схеме собственного тела: слева — справа (слева — сердце, здесь левая рука); продолжать формировать ориентировку в пространстве («Возьми левой рукой мяч, который находится слева»)

-                     Учить детей ориентироваться на листе бумаги, выделяя верх, низ, левую и правую стороны, середину листа: «Расположи предметы на листе бумаги»

-                     Учить детей пониманию того, что один и тот же предмет может иметь разные свойства (яблоко большое и маленькое, желтое и зеленое, сладкое и кислое и т. д.)

-                     Формировать у детей обобщенные представления о некоторых свойствах и качествах предметов (желтый — солнце, цыпленок, подсолнух, одуванчик, лимон; круглый — мяч, шарик, яблоко, колесо, колечко и т. д.)

-                     Учить детей воссоздавать целостное изображение предмета по его частям, расположенным в беспорядке, по картинке, разрезанной на две-три части (мячик, шарик с веревочкой, бублик, колечко)

-                     Учить детей сравнивать сюжетные картинки, отображающие начальную и конечную фазу одного и того же события или явления (девочка держит шарик; шарик улетел, девочка смотрит вверх)

-                     Продолжать учить детей ассоциировать геометрические формы с предметами (круг — подсолнух, колесо; овал — рыба; полукруг — шляпка гриба, ежик)

-                     Учить детей складывать одну геометрическую форму из двух других (квадрат из двух треугольников или из двух прямоугольников, круг из двух полукругов)

-                     Учить детей конструировать по образцу из пяти-шести элементов; учить складывать недостающие геометрические формы из двух других форм

-                     Продолжать учить детей группировать предметы по образцу (четыре размера — большой, поменьше, маленький, самый маленький) Учить детей подбирать парные предметы заданной величины среди множества однородных предметов (сапоги для папы, варежки для доченьки, носки для мальчика)

-                      Продолжать учить детей использовать цвет в рисунках, аппликациях, в процессе ручного труда, при ведении календаря природы

-                     Учить детей обращать внимание на цветовую гамму природных явлений и предметов, обозначать определенным цветом время года (осень желтая, зима белая)

-                      Продолжать учить детей ориентироваться в пространстве знакомых помещений: «Поставь вазу с цветами на стол в музыкальном зале», «Принеси из спортивного зала два мяча», «Отнеси в медицинский кабинет шкатулку» и т. д.

-                     Закреплять у детей умение передавать пространственные отношения предметов и их частей в конструкциях и изображениях

-                     Знакомить детей со стрелкой как указателем направления «Куда бросишь мяч?», «Куда надо идти за игрушкой?», «Куда ехала машина?»)

-                     Учить детей группировать предметы по образцу и по речевой инструкции, выделяя существенный признак, отвлекаясь от других признаков

-                     Продолжать учить детей сравнивать сюжетные изображения, выделяя в них сходные и различные элементы и детали два-три элемента)

-                     Учить детей зарисовывать собственные поделки и конструкции (из двух-трех элементов)

-                     Закреплять у детей умение воспроизводить из заданных форм (два круга, три полукруга, два треугольника и т. д.) целостные предметы: «Дорисуй так, чтобы получились разные предметы»

-                     Учить детей комбинировать несколько геометрических форм для создания целостных изображений (дом — три треугольника; вагон — два квадрата и два круга и т. д.)

-                     Продолжать учить детей использовать представления о величине в разных видах деятельности (игре, аппликации, конструировании, лепке, рисовании)

-                     Закреплять у детей представление о разнообразии величин окружающих их предметов

-                     Закреплять у детей представление о цветовой гамме природных явлений и предметов, обозначая определенным цветом времена года (весна зеленая, лето красное)

-                     Закреплять у детей представление о соответствии цвета содержанию изображения, учить выполнять изображения контрастной цветовой гаммы (рисунки «Наш двор летом», «Наш двор зимой», «Наш сад весной»)

-                     Учить детей создавать простые конструкции по рисунку — образцу из четырех-пяти элементов

-                     Знакомить детей с простой схемой-планом, учить соотносить реальное пространство с планом

-                     Закреплять у детей представление о том, что определения «высокий — низкий», «длинный — короткий» не заменяю определений «большой», «маленький», а дополняют их (большой и маленький дома могут быть низкими, но может быть большой высокий дом и маленький низкий дом)

-                     Учить детей группировать предметы по образцу и по речевой инструкции, выделяя существенный признак, отвлекаясь от других признаков

-                     Закреплять у детей умение создавать целостное описании - предмета на основе представлений о его различных свойства и качествах

 Развитие слухового восприятия  и фонематического слуха

-                     Учить детей дифференцировать бытовые шумы и явления природы с опорой только на слуховой анализатор при прослушивании аудиозаписей (шум ветра, шум морского прибоя, шум грозы; пение разных птиц, голоса животных, стрекот кузнечика)

-                      Знакомить детей со звуками живой природы (чириканье воробья, карканье вороны, пение соловья; мычание коровы, блеяние козы, ржание лошади)

-                     Учить детей опознавать действия сверстника по звукам, произведенным в процессе действия с бытовыми предметами и игрушками (стук мяча и шум прыжков в ходе игры с мячом, шум при прыжках через скакалку, звуки, издаваемые в процессе танцев, при катании на велосипеде, при движении тележки, машины)

-                     Учить детей опознавать местоположение и интенсивность звука (близко, далеко, рядом; вверху, внизу; слева, справа; слева, тихо, вверху, близко)

-                     Учить детей дифференцировать слова, близкие по слоговой структуре: локти — ногти, удочка — уточка, мишка — миска, малина — машина, мальчик — пальчик

-                     Учить детей называть и группировать слова по заданному признаку (длинные — короткие)

-                     Продолжать учить детей реагировать двигательными и речевыми реакциями на характер звука и его изменение (марш — маршируют, танцевальная музыка — кружатся, плясовая — топают и пляшут, поют знакомую песню на угаданную мелодию)

-                     Продолжать расширять звуковые представления детей (шуршание бумаги, шелест листьев, шум метлы по асфальту; звук падающей монеты, пластмассовой игрушки и резинового мяча)

-                      Учить детей дифференцировать предметы и явления по звуковым характеристикам (узнавать на слух производимые действия с бумагой — мять, рвать, складывать; учить опознавать последовательность трех-четырех звуков природы)

-                     Учить детей использовать условные звуковые сигналы как регулятор детского поведения (игры «Заиграла дудочка — поверни налево, услышишь хлопок — поверни направо»)

-                     Продолжать учить детей выделять заданное слово из предложенной фразы и отмечать это каким-либо действием (хлопком, поднятием флажка 1): «Золотые рыбки плавают в аквариуме», «В лесу темно, все спят давно, одна сова не спит, на суку сидит».

-                     Учить детей называть и группировать слова по заданному признаку (игра «Отложи картинки, в названиях которых есть звук ш»)

-                     Учить детей запоминать наборы предложенных слов и словосочетаний (телефон, дом, жираф; бабушка, лягушка, игрушка; красивая девочка, высокий мальчик, мягкая игрушка)

-                      Активизировать внимание детей на звуковых характеристиках явлений природы (шум вьюги в зимнюю стужу и шум ветра весной; интенсивный звук капели в солнечный день и слабый звук капели в пасмурный день)

-                     Учить детей дифференцировать звуковые впечатления в ходе восприятия явлений природы (использовать аудиозаписи и дидактические игры с завязыванием глаз детей)

-                     Учить детей подбирать слова с заданным звуком без учета его положения в слове

-                     Учить детей реагировать действием (хлопнуть, встать, поднять руки), услышав заданное слово в словосочетании или предложении: «Знают дети, что на елке есть зеленые иголки»

-                     Учить детей определять первый и последний звук в словах дом, кот, лапа, рука, лук с использованием зрительных опор — фишек

-                     Учить детей группировать слова с заданным звуком, используя знакомые предметы, игрушки и картинки

Игры и упражнения: «Наш сад осенью», «Где звенит?», «Стой, когда услышишь свисток», «Береги нос в сильный мороз»  и т.п.

Целевые ориентиры к концу учебного года.

Ребенок может  научиться:

-                     соотносить действия, изображенные на картинке, с реальными действиями (выбор из трех-четырех);

-                     дорисовывать недостающие части рисунка;

-                     воссоздавать целостное изображение предмета по его частям;

-                      соотносить форму предметов с геометрической формой - эталоном;

-                     ориентироваться в пространстве, опираясь на схему собственного тела;

-                     дифференцировать цвета и их оттенки и использовать представления о цвете в продуктивной и игровой деятельности;

-                     использовать разнообразную цветовую гамму в деятельности;

-                     описывать различные свойства предметов: цвет, форму, величину, качества поверхности, вкус;

-                      воспроизводить по памяти наборы предложенных слов и словосочетаний (2-3);

-                     дифференцировать звуки окружающей действительности на бытовые шумы и звуки явлений природы;

-                     группировать предметы по образцу и по речевой инструкции, выделяя существенный признак, отвлекаясь от других признаков;

-                      использовать обобщенные представления о некоторых свойствах и качествах предметов в деятельности;

-                     ориентироваться по стрелке в знакомом помещении;

-                     пользоваться простой схемой-планом.

 Материально-техническое  обеспечение образовательного процесса.

I. Литература, используемая учителем в работе над программой:

1.                 Большакова С.Е. Формирование мелкой моторики рук: Игры и упражнения. – М.: ТЦ Сфера, 2006. 

2.                 Метиева Л.А., Удалова Э.Я. Сенсорное воспитание детей с отклонениями в развитии: Сборник игр и игровых упражнений. – М.: Издательство “Книголюб”, 2007.

3.                 Нищева Н.В. Картотека подвижных игр, упражнений, физкультминуток, пальчиковой гимнастики. – СПб.: ДЕТСТВОПРЕСС, 2008.

II. Техническое обеспечение образовательного процесса.

1.                 Орг. техника (компьютер, принтер)

2.                 Интерактивная панель «Солнышко».

III.  Материалы учебно-методического комплекта.

1.                 Методические пособия.

2.                 2.Диагностические задания.

3.                 Пособие для коррекционно-педагогической работы с детьми:

4.                 Методическая литература.

5.                 Методические рекомендации.

6.                 Литература с содержанием педагогических методов работы.

7.                 Презентации по темам

8.                 Раздаточный материал

9.                 Развивающие игры.

10.             Конструкторы

11.            Наглядные пособия

 

 


 

КРАЕВОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

КРАЕВОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

Пояснительная записка Сенсорное воспитание направлено на то, чтобы научить детей точно, полно и дифференцировано воспринимать предметы, их разнообразные свойства и отношения

Пояснительная записка Сенсорное воспитание направлено на то, чтобы научить детей точно, полно и дифференцировано воспринимать предметы, их разнообразные свойства и отношения

Продолжать формировать у детей представление об относительности величины: один и тот же предмет может быть по отношению к одним предметам маленьким, а по отношению к…

Продолжать формировать у детей представление об относительности величины: один и тот же предмет может быть по отношению к одним предметам маленьким, а по отношению к…

Организация работы по программе

Организация работы по программе

Репродуктивный метод обогащает учащихся знаниями, умениями и навыками, формирует у них основные мыслительные операции

Репродуктивный метод обогащает учащихся знаниями, умениями и навыками, формирует у них основные мыслительные операции

Формировать у детей представление об относительности величины (мальчик низкий по отношению к папе, но высокий по отношению к младшему брату) -

Формировать у детей представление об относительности величины (мальчик низкий по отношению к папе, но высокий по отношению к младшему брату) -

Учить детей складывать одну геометрическую форму из двух других (квадрат из двух треугольников или из двух прямоугольников, круг из двух полукругов) -

Учить детей складывать одну геометрическую форму из двух других (квадрат из двух треугольников или из двух прямоугольников, круг из двух полукругов) -

Закреплять у детей умение воспроизводить из заданных форм (два круга, три полукруга, два треугольника и т

Закреплять у детей умение воспроизводить из заданных форм (два круга, три полукруга, два треугольника и т

Закреплять у детей умение создавать целостное описании - предмета на основе представлений о его различных свойства и качествах

Закреплять у детей умение создавать целостное описании - предмета на основе представлений о его различных свойства и качествах

Учить детей дифференцировать предметы и явления по звуковым характеристикам (узнавать на слух производимые действия с бумагой — мять, рвать, складывать; учить опознавать последовательность трех-четырех звуков…

Учить детей дифференцировать предметы и явления по звуковым характеристикам (узнавать на слух производимые действия с бумагой — мять, рвать, складывать; учить опознавать последовательность трех-четырех звуков…

Учить детей группировать слова с заданным звуком, используя знакомые предметы, игрушки и картинки

Учить детей группировать слова с заданным звуком, используя знакомые предметы, игрушки и картинки

Материально-техническое обеспечени е образовательного процесса

Материально-техническое обеспечени е образовательного процесса
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
19.04.2021