РАЗВИТИЕ СКОРОСТНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ТЕННИСИСТОВ
Кириллова Н.А. Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования «Детско-юношеская спортивная школа» г. Мичуринск Тамбовская область
Известно, что быстрота зависит от способности нервно-мышечной системы предельно быстро чередовать напряжение и расслабление мышц. Быстрота движения частей тела не одинакова: у взрослого человека наиболее быстрые движения совершают конечности, скорость движения головы и туловища относительно невелика, а самая большая скорость движения суставов локтей, лодыжек и запястья.
Считают, что быстрота – это врожденное качество, трудно поддающееся воспитанию. Но современная практика доказывает, что скоростные возможности развиваются и на это ребенку необходимо потратить достаточное количество времени.
На основе работ ряда отечественных и зарубежных исследователей составлена сводная таблица наиболее благоприятных периодов развития отдельных физических качеств. К воспитанию быстроты дети расположены в возрасте 7-10 лет, оптимальный возраст для развития быстроты реакции 9-11 лет.
Теннисисту для перемещения при ударах по мячу и других движениях не требуется преодолевать большого сопротивления, а поэтому главное для него – увеличение быстроты движений.
Современный настольный теннис – это быстрый атакующий стиль игры. Поэтому уделяется много внимания изучению работы предплечья при выполнении технических элементов. С точки зрения механики, предплечье является своего рода скоростным рычагом. Мышцы-сгибатели, взрываясь или сокращаясь, позволяют руке с ракеткой развивать сравнительно большую линейную скорость и тем самым увеличить силу удара по мячу. Здесь очень важны быстрота реакции и подвижность, но это не умаляет значения силы. Развивая быстроту, следует обращать внимание на увеличение силы действия и уменьшения силы противодействия. Рост силы действия происходит благодаря увеличению скорости сокращения мышц и их мощности, улучшению согласованности их работы и более эффективному использованию действия рычага.
Во время движения нужно обязательно преодолевать сопротивление. Этим сопротивлением является вес собственного тела. При сравнительно большом сопротивлении сила сокращения мышц оказывает достаточно большое влияние на скорость.
Ловкость имеет непосредственное отношение к быстрым изменениям положения тела или какой-то его части. При отработке специальных технических приемов развитие ловкости способствует улучшению координации движений. Если у спортсмена не развито в должной степени это качество, то даже при наличии других положительных качеств у него не будет хорошей реакции; если спортсмен не владеет своим телом и не может четко контролировать свои действия – это говорит о том, что у него слабо развита реакция. Совершенствование навыков оценки тактического замысла соперника и развитие способности быстро и своевременно реагировать на них способствует эффективному развитию ловкости. Лучшим методом совершенствования ловкости и реакции является отработка техники в противоборстве с соперником при неоднократном повторении элементов техники в быстром темпе. Развитие специальных видов координации – важный путь развития ловкости.
При проведении тренировок упражнения на развитие этих качеств, следует планировать в начале занятия, пока занимающиеся еще не устали. Усталость отрицательно сказывается на быстроте скорости, реакции, на силе и координации движения. Важнейшей задачей тренировки быстроты является преодоление достигнутого спортсменом предела скорости.
Вследствие многих повторений одного итого же действия с максимальной быстротой создается привычность движений, автоматизация их. Так может быть создан «скоростной барьер», приостанавливающий рост в спортивных результатах. Чтобы перейти на новый, более высокий уровень быстроты, нужны более сильные средства, которые бы вызвали и более энергичное проявление соответствующих физических и психических возможностей у спортсмена, в результате чего он мог бы выполнять автоматизированные движения со скоростью, превышающей предельную. Однако этому должна предшествовать СФП, направленная на укрепление мускулатуры, улучшение ее эластичности и подвижности в суставах, повышение выносливости применительно к требованиям для настольного тенниса. Для воспитания быстроты наиболее часто применяется повторный метод, поскольку любое упражнение «на быстроту» требует многократного повторения. При выборе методов развития быстроты и ловкости по-прежнему нужно обращать внимание на то, чтобы содержание тренировки соответствовало характеру нервно-мышечной деятельности структуре специальных движений, уровню владения техникой, в противном случае нельзя добиться желаемых результатов.
УПРАЖНЕНИЯ
ДЛЯ РАЗВИТИЯ СКОРОСТИ ДВИЖЕНИЙ
Вид упражнений |
Число повторений |
Интервал отдыха |
1. Развитие скорости двигательной реакции
|
|
|
1. Ускорения из разных положений
|
4-6 |
2 мин |
2. Беговые упражнения - бег змейкой; - бег на месте с высоким подниманием бедра; - бег с ускорением ( по сигналу - стартовый рывок 5-7 м) - челночный и переменный бег( 30 м быстро, 30 м медленно )
|
5-8 4-6
4-6
5-8 |
30-45 с 1мин
2мин
30-45 с |
3. Прыжковые упражнения - прыжки со скакалкой ( на обеих ногах , на одной ноге, боком, вперед, назад) - 1 мин.; - прыжки с эспандером в стойке теннисиста; - прыжки в сторону с одной ноги на другую на месте и в движении
|
3-4
30с . х 4-6
5-6 |
3-5 мин
2-3мин
1мин |
2. Развитие ловкости
|
|
|
- партнер держит на вытянутых руках гимнастическую палку и неожиданно отпускает ее( то же с теннисными мячами). Игрок должен поймать предмет. - партнеры держат гимнастические палки, одновременно отпускают их и при этом меняются местами и ловят предметы.
3. Упражнения комплексного воздействия |
5-8
5-8 |
30с
30с |
- встречные эстафеты; - подвижные игры, спортивные игры ( баскетбол и футбол) на небольшой площадке. - преодоление полосы препятствий
|
4-6 20-30мин
2-3 |
2-3мин
2-3мин |
4. Упражнения максимально приближенные к специфике игры.
|
|
|
- передвижение в стойке теннисиста в квадрате, треугольнике; - замах рукой , имитация удара по мячу(КУ П, Л с перемещением у стола) - быстрые движения рукой (имитация удара) с нагрузкой(1 кг) – цикл 20 с , по 8-10 циклов ( КУ П, Л; подрезка П, Л с перемещением у стола); - броски и ловля мяча из-за спины партнера - игра «Вызов номеров» , «Солнышко»
|
1 мин. х 4р.
3р. х 50
20с. х 8-10 раз
8-10 раз
5-10 мин
|
3-5 мин
3-5мин
1-2 мин
1 мин
5 мин |
Литература:
1 . Байгулов Ю. П. , Настольный теннис: вчера, сегодня, завтра – М ; Физкультура и Спорт, 2000 г.
2. Барчукова Г. А. Настольный теннис – М ; Физкультура и спорт, 1989 г.
3. Команов В.В.Тренировочный процесс в настольном теннисе: учебно-методическое пособие. – М.: Советский спорт – 2014. – 392с.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.