РАЗВИТИЕ СКОРОСТНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ТЕННИСИСТОВ
Оценка 5

РАЗВИТИЕ СКОРОСТНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ТЕННИСИСТОВ

Оценка 5
doc
09.02.2023
РАЗВИТИЕ СКОРОСТНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ТЕННИСИСТОВ
развитие скорости.doc

РАЗВИТИЕ СКОРОСТНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ТЕННИСИСТОВ

 

Кириллова Н.А.   Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования «Детско-юношеская спортивная школа»                                        г. Мичуринск Тамбовская область

                                            

    Спорт требует от игроков, выступающих на ответственных  соревнованиях, высокого уровня функциональной подготовленности, способности переносить тренировочные и соревновательные нагрузки.

     Общая физическая подготовка позволяет всесторонне развивать функциональные возможности всех органов и систем организма, воспитывать выносливость, быстроту реакции, подвижность и другие физические качества, обеспечивая тем самым гармоничное развитие. Она является своего рода материальной базой совершенствования  специальных игровых  приемов и играет важную роль в повышении тактико-технического мастерства, в профилактике травматизма, а также способствует поддержанию отличной формы спортсменов в период ответственных соревнований.

          Проявление скоростных способностей в настольном теннисе находит свое отражение  в быстроте восприятия, оценки и анализе ситуации, в быстроте перемещения и выполнения технических приемов. Под скоростными способностями  или быстротой понимают способность человека в наикротчайший отрезок времени совершать то или иное движение. В основе своей это результат применения силы в отношении какого-либо тела. Во время движения тело человека представляет массу, а сокращение мышц – силу. Движение происходит в том случае, если сила больше, чем сопротивление. С увеличением силы пропорционально возрастает скорость движения данного тела.

Быстрота может быть общей и специальной. Развитие общей быстроты дано в программе по ОФП. Специальная быстрота – это способность выполнять обычно с очень большой скоростью соревновательное упражнение или его элементы. Быстрота имеет много форм проявления. С точки зрения физиологии быстрота – это скорость реакции на внешние раздражители и скорость сокращения мышц. Быстрота движений обуславливается деятельностью коры головного мозга, подвижностью нервных процессов, вызывающих сокращение, напряжение и расслабление мышц. С точки зрения физики быстрота связана с мощностью, т.е. работой, сделанной за единицу времени.

 

          В настольном теннисе различают три разновидности скорости:

          - быстрота движения;

          - высокий темп движения;

          - быстрота реакции.

          Известно, что быстрота зависит от способности нервно-мышечной системы предельно быстро чередовать напряжение и расслабление мышц.       Быстрота  движения частей тела  не одинакова: у взрослого человека наиболее  быстрые движения совершают конечности, скорость движения головы и туловища относительно невелика, а самая большая скорость движения суставов локтей, лодыжек и запястья.

      Считают, что быстрота – это врожденное качество, трудно поддающееся воспитанию. Но современная практика доказывает, что скоростные возможности развиваются и на это ребенку необходимо потратить достаточное количество времени.

На основе работ ряда отечественных и зарубежных исследователей составлена сводная таблица наиболее благоприятных периодов развития отдельных физических качеств. К воспитанию быстроты дети расположены в возрасте 7-10 лет, оптимальный возраст для развития быстроты реакции  9-11 лет.

        На соревнованиях спортсмен должен быстро оценивать обстановку,  быстро реагировать, быстро стартовать,  быстро делать замах, быстро двигаться, быстро менять направление перемещений. Мяч, посланный соперником, находиться в воздухе 0,3-0,5 с. За это время спортсмен должен определить скорость его полета, точку отскока, характер вращения мяча и с учетом положения соперника быстро рассчитать свои действия. Для этого нужна отличная реакция. И только при наличии указанных качеств можно в сложной и быстро меняющейся обстановке встречи использовать благоприятные моменты, захватить инициативу и добиться победы.

Теннисисту для перемещения  при ударах по мячу и других движениях не требуется преодолевать большого сопротивления, а поэтому главное для него – увеличение быстроты движений.

Современный настольный теннис – это быстрый атакующий стиль игры. Поэтому уделяется много внимания изучению работы предплечья при выполнении технических элементов. С точки зрения механики, предплечье является своего рода скоростным рычагом. Мышцы-сгибатели, взрываясь или сокращаясь, позволяют руке с ракеткой развивать сравнительно большую линейную скорость и тем самым увеличить силу удара по мячу. Здесь очень важны быстрота реакции и подвижность, но это не умаляет значения силы. Развивая быстроту, следует обращать внимание на  увеличение силы действия и уменьшения силы противодействия. Рост силы действия происходит благодаря увеличению скорости сокращения мышц и их мощности, улучшению согласованности их работы и более эффективному использованию действия рычага.

Во время движения нужно обязательно преодолевать сопротивление. Этим сопротивлением является вес собственного тела. При сравнительно большом  сопротивлении сила  сокращения   мышц оказывает достаточно большое влияние на скорость.

Ловкость имеет непосредственное отношение к быстрым изменениям положения тела или какой-то его части. При отработке специальных технических приемов развитие ловкости способствует улучшению координации движений. Если у спортсмена не развито в должной степени это качество, то даже при наличии других положительных качеств у него не будет хорошей реакции; если спортсмен не владеет своим телом и не может четко контролировать свои действия – это говорит о том, что у него слабо развита реакция. Совершенствование навыков оценки тактического замысла соперника и развитие способности быстро и своевременно реагировать на них способствует эффективному развитию ловкости. Лучшим методом  совершенствования ловкости и реакции является отработка техники в противоборстве с соперником при неоднократном повторении элементов техники в быстром темпе. Развитие специальных видов координации – важный путь развития ловкости.

При проведении тренировок  упражнения на развитие этих качеств,  следует планировать в начале занятия, пока занимающиеся еще не устали. Усталость отрицательно сказывается на быстроте скорости, реакции, на силе и координации движения. Важнейшей задачей тренировки быстроты является преодоление достигнутого спортсменом предела скорости.

Вследствие многих повторений одного итого же действия  с максимальной быстротой создается привычность движений, автоматизация их. Так может быть создан «скоростной барьер», приостанавливающий рост в спортивных результатах. Чтобы перейти на новый, более высокий уровень быстроты, нужны более сильные средства, которые бы вызвали и более энергичное проявление соответствующих физических и психических возможностей у спортсмена, в результате чего он мог бы выполнять автоматизированные движения со скоростью, превышающей предельную. Однако этому должна предшествовать СФП, направленная на укрепление мускулатуры, улучшение ее эластичности и подвижности в суставах, повышение выносливости применительно к требованиям для настольного тенниса. Для воспитания быстроты наиболее часто применяется повторный метод, поскольку любое упражнение «на быстроту» требует многократного повторения. При выборе методов развития быстроты и ловкости по-прежнему нужно обращать внимание на то, чтобы содержание тренировки соответствовало характеру нервно-мышечной деятельности  структуре специальных движений, уровню владения техникой, в противном случае нельзя добиться желаемых результатов.

 

  УПРАЖНЕНИЯ

ДЛЯ  РАЗВИТИЯ  СКОРОСТИ ДВИЖЕНИЙ

 

Вид упражнений

Число повторений

Интервал отдыха

1. Развитие скорости  двигательной  реакции

 

 

 

1. Ускорения из разных положений

 

4-6

2 мин

2. Беговые упражнения

- бег змейкой;

- бег на месте с высоким            подниманием бедра;

-  бег с ускорением ( по сигналу  -     стартовый рывок 5-7 м)

- челночный и переменный бег( 30 м быстро, 30 м медленно )

 

 

5-8

4-6

 

4-6

 

5-8

 

30-45 с

1мин

 

2мин

 

30-45 с

3. Прыжковые упражнения

- прыжки со скакалкой ( на обеих ногах , на одной ноге, боком, вперед, назад)  - 1 мин.;

- прыжки  с эспандером в стойке теннисиста;

-  прыжки в сторону с одной ноги на другую на месте и в движении

 

 

 

3-4

 

30с . х 4-6

 

5-6

 

 

3-5 мин

 

2-3мин

 

1мин

2.  Развитие ловкости

 

 

 

- партнер держит на вытянутых руках   гимнастическую палку и неожиданно отпускает ее(  то же с  теннисными мячами). Игрок должен поймать предмет.

- партнеры держат гимнастические палки, одновременно отпускают их и при этом меняются местами и  ловят предметы.

 

3. Упражнения  комплексного воздействия

 

5-8

 

 

 

 

5-8

 

30с

 

 

 

 

30с

- встречные эстафеты;

- подвижные игры, спортивные игры ( баскетбол и футбол)  на небольшой площадке.

- преодоление полосы препятствий

 

4-6

20-30мин

 

 

2-3

2-3мин

 

 

 

2-3мин

4. Упражнения максимально приближенные к специфике игры.

 

 

 

- передвижение в стойке теннисиста в квадрате, треугольнике;

- замах рукой , имитация удара по мячу(КУ П, Л с перемещением у стола)

- быстрые движения рукой (имитация удара)  с   нагрузкой(1 кг) – цикл 20 с , по 8-10 циклов ( КУ П, Л; подрезка П, Л с перемещением у стола);

-  броски и ловля  мяча из-за спины партнера

- игра «Вызов номеров» , «Солнышко»

 

 

1 мин. х  4р.

 

 3р. х 50

 

 

    20с. х 8-10 раз

 

 

 

8-10 раз

 

5-10 мин

 

3-5 мин

 

3-5мин

 

 

    1-2 мин

 

 

 

 

1 мин

 

5 мин

 

 

 

 

 

Литература:

1 .  Байгулов Ю. П. ,  Настольный теннис: вчера, сегодня, завтра – М ;         Физкультура     и  Спорт, 2000 г.   

2. Барчукова Г. А. Настольный теннис – М ; Физкультура и спорт, 1989 г.

3. Команов В.В.Тренировочный процесс в настольном теннисе: учебно-методическое пособие. – М.: Советский спорт – 2014. – 392с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    

 

   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                                     


 

РАЗВИТИЕ СКОРОСТНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ

РАЗВИТИЕ СКОРОСТНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ

За это время спортсмен должен определить скорость его полета, точку отскока, характер вращения мяча и с учетом положения соперника быстро рассчитать свои действия

За это время спортсмен должен определить скорость его полета, точку отскока, характер вращения мяча и с учетом положения соперника быстро рассчитать свои действия

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ

КУ П, Л с перемещением у стола) - быстрые движения рукой (имитация удара) с нагрузкой(1 кг) – цикл 20 с , по 8-10 циклов (

КУ П, Л с перемещением у стола) - быстрые движения рукой (имитация удара) с нагрузкой(1 кг) – цикл 20 с , по 8-10 циклов (

РАЗВИТИЕ СКОРОСТНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ТЕННИСИСТОВ

РАЗВИТИЕ СКОРОСТНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ТЕННИСИСТОВ
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
09.02.2023