РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ МЛАДШИХ ПОДРОСТКОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ

  • docx
  • 19.09.2020
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

В статье раскрывается значение системной целенаправленной деятельности учебно-воспитательной системы школы, которая охватывает весь педагогический процесс, объединяя учебную, внеурочную жизнь детей и дополнительное образование, и предоставляет возможности для эффективного творческого взаимодействия всех субъектов образовательного процесса, и создает в образовательной организации благоприятные условия для развития творческой активности у младших подростков. Представлен анализ деятельности развития творческой активности в урочное и внеурочное время школьников МАОУ СОШ №167 г. Екатеринбурга.
Иконка файла материала Статья. Еровикова.docx

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ МЛАДШИХ ПОДРОСТКОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ

Еровикова Дарья Сергеевна

Министерство образования и науки Российской Федерации

ФГБОУ ВПО «Уральский государственный педагогический университет», Екатеринбург

 

Аннотация. В статье раскрывается значение системной целенаправленной деятельности учебно-воспитательной системы школы, которая охватывает весь педагогический процесс, объединяя учебную, внеурочную жизнь детей и дополнительное образование, и предоставляет возможности для эффективного творческого взаимодействия всех субъектов образовательного процесса, и создает в образовательной организации благоприятные условия для развития творческой активности у младших подростков. Представлен анализ деятельности развития творческой активности в урочное и внеурочное время школьников МАОУ СОШ №167 г. Екатеринбурга.

Ключевые слова: творческая активность, младший подростковый возраст, учебная деятельность, внеучебная деятельность, дополнительное образование.

 

Summary. In article value of system purposeful activity of teaching and educational system of school which covers all pedagogical process reveals, uniting educational, after-hour life of children and additional education, and gives opportunities for effective creative interaction of all subjects of educational process, and creates in the educational organization favorable conditions for development of creative activity in younger teenagers. The analysis of activity of development of creative activity in fixed and after hours of school students of MAOU SOSh No. 167 of Yekaterinburg is submitted.

Keywords: creative activity, younger teenage age, educational activity, extracurricular activities, additional education.

 

После перехода на новые стандарты общего образования возросло внимание на создание условий для развития высоконравственного, ответственного, заинтересованного в обучении и самообразовании, творческого, социально активного гражданина России. Это предполагает изменения в организации и управлении образовательным процессом, обеспечивающие развитие  творческой активности подрастающего поколения.

Проблема развития творческой личности, и ее составляющей творческой активности, давно заинтересовало психологов и педагогов. Но большое развитие данного понятия было положено в конце XХ века – начале XХI. В изучении творческой активности школьников большой вклад был внесен известными психологами: Д.Б. Богоявленской, Л.C. Выготским, Ю.Б. Гатанова, И.М. Гераимчука, Д.Б. Казанцевой, Н.С. Лейтесом, и др. 

«Творческая активность - это свойство личности, проявляющееся в деятельности и общении как оригинальность, созидательность, новизна. Творческая активность – это способность личности инициативно и самостоятельно находить «зоны поиска», ставить задачи, выделять принципы, лежащие в основе тех или иных конструкций, явлений, действий, переносить знания, навыки и умения из одной области в другую» [3].

Младший подростковый возраст (11-14 лет) является благоприятным в развитии творческой активности. Данный возраст является первой ступенью в становлении человека как личности. Остановимся на ключевых моментах, развития младших подростков: учебная деятельность, взрослость, общение с товарищами.

Учебная деятельность приобретает личностный смысл как деятельность по самообразованию и самосовершенствованию. У младших подростков высоко котируется не успеваемость, а сообразительность, начитанность, эрудиция. Поэтому им легко участвовать в активной общественной деятельности, олимпиадах, конкурсах, заниматься художественной самодеятельностью.

Проявление у подростка чувства взрослости говорит о желании быть и казаться взрослым, стремлении к самостоятельности, наличие определенных взглядов.

Появляется желание быть в среде сверстников, участвовать в совместной деятельности, где вырабатываются навыки социального взаимодействия и отрабатывается самооценка подростка.

В основе развития творческой активности обучающихся лежит совместная творческая деятельность педагогов и обучающихся в учебной и внеурочной деятельности.

Главные факторы, стимулирующие развитие творческой активности обучающихся находятся в содержании урока, характере деятельности, в возможности выбора учебного задания, степени его проблемности, в возможности удовлетворения своих познавательных потребностей, а также в отношениях между педагогом и обучающимся и в таких условиях, в которых протекает деятельность.

Основными компонентами творческой активности обучающихся в урочной деятельности является:

·                   Мотивационный. Создается из мотивированной материальной деятельности, которая охватывает  потребности, интересы, склонности к творческой деятельности обучающихся и находит своё выражение в направленности действия в определенном направлении, стремлении к деятельности и творческим отношением к её развитию [6].

·                   Деятельностно-эвристический. В процессе деятельности (самостоятельная работа, использование активных методов обучения  и т.д.) подросток осознает необходимость оптимального пути достижения цели, путем выработки новой стратегии [12].

·                   Организационно-деятельностный. Деятельность подростка становится целенаправленной, осознанной, продуктивной, формирует готовность и способность к осуществлению творческой деятельности.

Повышение интереса к предмету, развитие творческой активности обучающихся на уроках,  умение  самостоятельно мыслить, стабильность результатов обучения достигается путем использования нетрадиционных форм проведения уроков.

М.А. Налимова  выделяет следующие группы нестандартных уроков [9]:

·                   Уроки в форме соревнования и игр: конкурс, турнир, эстафета и т.п.

·                   Уроки, основанные на формах, жанрах и методах работы, известных в общественной практике: исследование, изобретательство, интервью, репортаж.

·                   Уроки, основанные на нетрадиционной организации учебного материала: урок мудрости, откровение, урок-блок, урок-«дублер».

·                   Уроки, напоминающие публичные формы общения: пресс-конференция, аукцион, митинг, телепередача и другие.

·                   Уроки, опирающиеся на фантазию: урок-сказка, урок-сюрприз.

·                   Уроки, основанные на имитации деятельности учреждений и организаций: суд, следствие, трибунал, цирк, ученый Совет.

·                   Перенесенные в рамках урока традиционные формы внеклассной работы: утренник, спектакль, концерт, диспут.

·                   Интегрированные уроки.

·                   Трансформация традиционных способов организации урока: лекция, парный опрос, экспресс-опрос, урок-зачет, урок-консультация.

Основой развития творческой активности подростков является отказ обучающихся действовать по заранее определенному шаблону, поэтому необходимо направить их деятельность, предоставив нестандартное решение задачи, и погрузив в увлекательный творческий процесс [7].

Однако жесткие рамки учебного времени существенно ограничивают инициативу и обучающихся, и учителя. Широкие возможности для реализации своих способностей предоставляет внеурочная деятельность.

Формы внеурочной деятельности определяют условия, в которых реализуется её содержание. Разделяют формы по объекту воздействия и по направлениям, задачам воспитания.

По объекту взаимодействия формы делятся на массовые, групповые и индивидуальные.

Индивидуальные формы работы в зависимости от интересов учащихся обычно связаны с углубленным изучением теоретических вопросов, выполнением и моделированием, решением других задач. Это чтение художественной литературы, игра на музыкальных инструментах, вышивание, рисование и т.д.

Групповая внеурочная работа осуществляется на основании комплектации групп обучающихся (личная симпатия, общность интересов) на факультативных занятиях, в кружках и клубах.

К массовым формам внеурочной работы относятся олимпиады, КВН, декады труда, тематические вечера, лектории, конференции, выставки творчества, встречи с представителями профессий. Достоинством данной формы является четкая организационная структура, простое управление, возможность взаимодействия детей.

Основные направления внеурочной деятельности были выделены В.Д. Григорьевым [5]: спортивно-оздоровительное, художественно-эстетическое, научно-познавательное, военно-патриотическое, общественно полезная и проектная деятельность.

Существуют следующие виды внеурочной деятельности, которые максимально подходят для работы с подростками. Все они тесно связаны с учебным процессом, с содержанием обучения и воспитания в школе и служат достижению определенных образовательных, воспитательных целей [5]: игровая деятельность, познавательная деятельность, проблемно-ценностное общение, досугово-развлекательная деятельность (досуговое общение), художественное творчество, социальное творчество (социально преобразующая добровольческая деятельность), трудовая (производственная) деятельность, спортивно-оздоровительная деятельность, туристско-краеведческая деятельность.

Внеурочная работа в образовательном учреждении тесно связана с дополнительным образованием детей, когда дело касается создания условий для развития творческих интересов детей и включения их в художественную, техническую, социальную, проектную, спортивную и другую деятельность [2].

Одной из предпосылок развития творческих способностей у обучающихся в школе выступает личность самого педагога. В младшем подростковом возрасте основную роль играет ориентация на подражание избранным образцам. Учитель, обладающий низким уровнем развития творческих способностей, не сможет организовать действительно творческую деятельность. Педагог должен быть не просто любителем своего дела, а профессионалом, творческим человеком. Его задача - не развлечь ученика, а найти, открыть в нем талант, показать ему, чего он стоит.

М. А. Маскаева выделяет следующие основные условия развития творческой личности в образовательных учреждениях [8]: ориентация образовательного процесса на воспитание творческой личности человека; раннее выявление готовности личности осуществлять творческую деятельность; формирование мотивации к творческой деятельности; наличие демократичных взаимоотношений  воспитателя и воспитуемых; согласование воспитательного процесса с индивидуальными психологическими особенностями воспитанников; ориентация учебно-воспитательного процесса на самовоспитание обучающихся; создание благоприятного творческого микроклимата в семье, школе; организация разнообразных форм стимулирования творческой деятельности учащихся (проведение олимпиад, организация исследований) и др.

Анализ различных подходов позволил выделить основные показатели сформированной творческой активности [1,4,10]:

·                   Способность преобразовать структуру объекта: умение анализировать, выделять главное и второстепенное, обосновывать свои взгляды;

·                   Направленность на творчество: интерес к творчеству, стремление заниматься творчеством, стремление к лидерству;

·                   Стремление преобразовывать окружающую действительность;

·                   Проявление оригинальности, исполнительности, инициативности, чувства новизны, критичного мышления,  творческого воображения;

И.В. Фуфаев дифференцировал следующие основные уровни развития творческой активности обучающихся [11].

Низкий уровень – отсутствует потребность в пополнении знаний, стремление к самостоятельному выполнению работ творческого характера, склонны к репродуктивной деятельности, не применяют приемов самоконтроля.

Средний уровень – потребность в пополнении знаний проявляется редко, не могут самостоятельно выполнить задания творческого характера и осуществлять самоконтроль, познавательный интерес непостоянен, ситуативен.

Высокий уровень – проявляется устойчивый познавательный интерес, самостоятельность в выполнении работ творческого характера, проявляется высокая умственная активность и способность осуществлять самоконтроль.

Диагностирующий эксперимент проводился на базе муниципального автономного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 167 г. Екатеринбурга.

Учреждение осуществляет образовательный процесс в соответствии с уровнями общеобразовательных программ трех ступеней общего образования: начальное, основное общее, среднее (полное) общее.

Создание условий для воспитания, развитие личности обучающегося, его склонностей, интересов и способности к самоопределению, формирование представлений о природе, обществе, соответствующее современному уровню научных знаний – осуществляется на второй ступени образования (основное общее образование (5 – 9 классы)).

Распространенные нетрадиционные формы организации учебного процесса в МАОУ СОШ №167:

·                   Лекции, семинары, практикумы (проектная деятельность, презентации, лекционно-зачетная форма, модульная, виртуальная лаборатория);

·                   Консультации;

·                   Олимпиады, НПК, конкурсы;

·                   Предметные недели;

·                   Открытые уроки.

Данные формы соответствует типам нетрадиционных уроков, что говорит о создании подходящих условий для развития творческой активности обучающихся на уроках. Но  небольшое количество используемых форм организации учебного процесса и отсутствие уроков, основанных на нетрадиционной организации учебного материала и имитации деятельности учреждений и организация, напоминающих публичные формы общения, приведут к снижению заинтересованности обучающихся в учебном материале и потере результативности творческой активности.

Начиная с 5-го класса, учитывая интересы обучающихся, вводятся факультативны курсы, основной задачей которых является развитие интеллекта и творчества. Группы факультативные курсов формируются из числа обучающихся разных классов, на одной параллели. В 5-8-ых классах существуют направления: «Наглядная геометрия», «Модульное оригами», «Химия в задачах и упражнениях».

В дополнение к обязательным предметам в рамках федерального государственного образовательного стандарта вводятся предметы по выбору самих обучающихся в целях реализации интересов, способностей и возможностей личности.

Воспитательная система школы охватывает весь педагогический процесс, объединяя обучение, внеурочную жизнь детей, дополнительное образование, разнообразную деятельность и общение за пределами школы.

Цель воспитательной работы: через процесс обучения воспитывать мыслящего, творческого, смелого человека, не боящегося проблем, которые ставит перед ним жизнь. Традиционно воспитательную работу осуществляют классные руководители, педагоги школы.

Приоритетными задачами воспитательной работы является:

1.                 Добиваться включённости каждого ребёнка в деятельность по организации общественно-значимых событий через совершенствование системы классного и школьного самоуправления, внедрение инновационных форм воспитывающей деятельности;

2.                 Поддерживать творческую активность учащихся во всех сферах социально-значимой деятельности;

3.                 Внедрять в работу новые формы сотрудничества педагогов и родительской общественности.

Основой воспитательной работы в МАОУ СОШ №167 является реализация следующие программы:

1.                 «Новый стандарт образования»(2011-2016);

2.                  «Создание научно-образовательного консорциума учреждений системы общего и профессионального образования и промышленных предприятий Свердловской области в интересах организации и определения содержания предпрофильной подготовки школьников, ориентированных на рабочие профессии» (2012-2017);

3.                 «Информатизация образовательного пространства» (2010-2015);

4.                 «Одаренные дети» (2011-2016);

5.                 «Ученическое самоуправление» (Программа по формированию ключевых компетенций и развитию лидерских качеств у обучающихся как условия социального развития подростков).

Внеурочная деятельность в МАОУ СОШ №167 ориентирована на создание условий для развития и воспитания духовно-нравственной творческой личности школьника.

Определяются направления внеурочной деятельности для организации отдыха, оздоровления, занятости детей и развития творческой активности:

·                   Научно-техническая;

·                   Спортивно-техническая;

·                   Физкультурно-спортивная, оздоровительная;

·                   Художественно-эстетическая;

·                   Туристско-краеведческая;

·                   Эколого-биологическая;

·                   Военно-патриотическая;

·                   Социально-педагогическая;

·                   Культурологическая;

·                   Естественно-научная.

Данные направления работы организуются в таких формах, как  экскурсии, олимпиады, предметные недели, спектакли, концерты, соревнования, фестивали, работа ученических органов самоуправления и другие.

Общешкольные коллективные мероприятия способствует вовлечению всех учащихся в дела школы, формированию у школьников отношений товарищеской взаимозависимости и организаторских качеств, формированию творческой, активной личности; приобщению ученического коллектива и каждого школьника к организации своей жизни и деятельности, к самовоспитанию.

Важное преимущество таких мероприятий состоит в том, что оно позволяет классам сопоставить, сравнить свой с другими классами, что важно для формирования общественного мнения, коллективной самооценки, роста группового и коллективного самосознания.

Для реализации внеурочной деятельности в школе имеются все необходимые условия: кабинеты оснащены компьютерами, мультимедийным оборудованием, для организации внеурочной деятельности можно использовать спортивный и тренажерный залами, спортивной площадкой, библиотекой и т.д. Воспитательный процесс в учреждении сочетает в себе индивидуальный подход к обучающимся с коллективной творческой деятельностью и соединяет все формы работы по объекту взаимодействия (индивидуальные, групповые, массовые). Направления работы усовершенствованы и раскрывают всё многообразие деятельности для всестороннего развития личности ребенка. Но наряду с этим выявлены некоторые недостатки внеурочной деятельности школы, к числу которых относятся: недостаточное вовлечение детей в различные конкурсы.

В связи с этим, можно сделать вывод, что внеурочная деятельность универсальна и самостоятельна. На сегодняшний день нет необходимости во взаимодействии ОУ с учреждениями дополнительного образования детей для осуществления внеурочной деятельности.

В МАОУ СОШ №167 обучающиеся имеют возможность получать качественные дополнительные услуги, реализуемые объединениями дополнительного образования.

Дополнительное образование даёт возможность детям развивать творческие и физические способности, воспитывать в себе такие качества, как активность, ответственность, увлечённость и многое другое.

Целью работы дополнительного образования являются выявление и развитие способностей каждого ребенка, формирование духовно богатой, свободной, физически здоровой, творчески мыслящей личности, обладающей прочными базовыми знаниями, ориентированной на высокие нравственные ценности, способной впоследствии на участие в развитии общества.

Существующая система дополнительного образования обеспечивает сотрудничество учащихся разных возрастов и педагогов. Особенно в разновозрастных объединениях ребята могут проявить свою инициативу, самостоятельность, лидерские качества, умение работать в коллективе, учитывая интересы других.

При организации дополнительного образования учитываются запросы родителей обучающихся, возрастные особенности и интересы обучающихся.

В МАОУ СОШ №167 осуществляют свою деятельность 11 объединений дополнительного образования:

·                   театральная студия «Фейерверк»;

·                   художественная студия «Палитра»;

·                   вокальный ансамбль «Аккорд»;

·                   хореографический ансамбль «Нюанс»;

·                   кружок «Калейдоскоп»;

·                   кружок ЮИД «Знатоки»;

·                   кружок «Юный журналист»;

·                   школьное научное общество «Аванта»;

·                   военно-патриотический клуб «Надежда России»;

·                   секция волейбола;

·                   секция мини-футбола.

Учреждение вправе оказывать дополнительные образовательные услуги, в том числе платные, за рамками соответствующих образовательных программ и государственных образовательных стандартов.

Виды и формы платных дополнительных образовательных, развивающих услуг и оздоровительных мероприятий:

·                    «Воспитание детей средствами театра»,

·                   Хореографический ансамбль, вокальный ансамбль «Тутти»;

·                   «Начальное обучение английскому языку», «Разговорный английский язык»;

·                   Посещение бассейна.

Также осуществляют свою работу детские творческие коллективы «Сударушка» и «Кугарсен», секция по кикусинкай «Идущие к солнцу» и другие объединения по интересам, в том числе и через индивидуальные формы работы.

По статистике, предоставленной школой, наибольшее количество занятости детей в кружках, секциях дополнительного образования в количественном и процентном содержании приходится на среднее звено.

Прием обучающихся в кружки (объединения) осуществляется на основании заявлений родителей (законных представителей) в течение всего учебного года на основе свободного выбора детей. Каждый ребенок имеет право заниматься в нескольких объединениях и менять их.

При приеме в спортивные, спортивно-оздоровительные, хореографические объединения необходимо медицинское заключение о состоянии здоровья ребенка.

Надо сказать, что практически ни одно школьное мероприятие не проходит без совместного участия педагогов общего и дополнительного образования. Существенным элементом деятельности объединений дополнительного образования является интеграция учебных дисциплин в свою деятельность.

Результатом такого сотрудничества могут служить: праздничные концерты, конкурсы чтецов, спектакли театральной студии и издательская деятельность редакции школьной газеты «Остров 167» (литература, русский язык); деятельность вокального ансамбля, их концертная деятельность (музыка и искусство); общешкольный фестиваль патриотической песни «России верные сыны» и общешкольная военно-спортивная игра «Зарница»; деятельность отрядов ЮИД и ДЮП и военно-патриотического клуба (ОБЖ); деятельность спортивных секций (физическая культура); выставки рисунков и творчество художественной студии «Палитра» (МХК, рисование); исследовательская деятельность школьного научного общества «Аванта» не обходится без интеграции предметов естественнонаучного цикла; и т.д. Что, безусловно, способствует повышению интереса к изучению этих предметов, закреплению полученных в ходе учебного процесса знаний, а так же стимулирует обучающихся к развитию познавательной и творческой активности.

Работа в блоке дополнительного образования обеспечивает реализацию разнообразных потребностей обучающегося и направлена для включения их в художественную, техническую, социальную, проектную и спортивную, что полностью показывает разработанность и разносторонность работы дополнительного образования в МАОУ СОШ №167. Но,  учебный процесс в школе организован в две смены, а занятия большинства педагогов дополнительного образования ведутся только в одну смену либо в первую, либо во вторую. В результате обучающиеся, желающие заниматься в конкретном кружке, зачастую не имеют такой возможности.

Нельзя не отметить, что одним из приоритетных направлений работы школы является – создание системы поддержки талантливых детей, в рамках реализации подпрограммы «Одаренные дети» в рамках Стратегического проекта «Городская школа – Стандарт «Пять звезд» и школьной программы «Одаренные дети».

Для раскрытия способностей каждого ребенка и проявления одаренности в школе создана благоприятная среда. На основе этого существует направления деятельности школы - интеллектуальное, диагностическое, информационное.

Целью интеллектуального направления является активизация деятельности учреждения, направленной на создание условий для самореализации обучающихся, развития их интеллектуальных и творческих способностей, выявление наиболее одарённых детей, имеющих склонности к познавательной деятельности. Организуется участие детей в творческих и интеллектуальных конкурсах, предметных олимпиадах, научно-практических конференциях, спортивных соревнованиях.

Второе направление характеризуется проведением индивидуальной оценки творческих возможностей ребенка психологом и психотерапевтом, но в школе нет своего психолога, то диагностика специалистом проводится не всегда, в основном диагностику одаренности педагоги проводят используя классические тесты Айзенка, Беннета, Амтхауэра.

Деятельность третьего направления заключается в предоставлении обучающимся информации о поступлении в высшие учебные заведения, о проведении профориетационных экскурсий, встреч с профессионалами, об участии в городских программах и другое.

Но существенными минусами работы данного направления является привлечение к работе над несколькими темами в разных областях знаний одних и тех же обучающихся одновременно, что приводит к значительному снижению познавательной и творческой активности, и  отсутствие системной  специальной  подготовки  детей  для  участия в конкурсах.

Неотъемлемой частью деятельностью воспитательной работы школы  является сотрудничество с родителями. Совместная работа школы, семьи, других объединений направлена на обеспечение каждому ребёнку максимально благоприятных условий для духовного, интеллектуального и физического развития, удовлетворения его творческих и образовательных потребностей.

Мероприятия, в которых принимают участие родители, служат хорошим примером взаимодействия самых важных факторов в жизни ребенка школы и семьи, объединивших свои усилия в учебно-воспитательном процессе.

Воспитательная работа школы не может строиться без учета того, что индивидуальность ребенка формируется в семье. Школа и семья - два важнейших воспитательно-образовательных института, которые призваны пополнять друг друга и взаимодействовать между собой. Без участия родителей в организации учебно-воспитательного процесса невозможно достичь высоких результатов.

Родители должны и могут активно управлять школьной жизнью. Участие родителей совместно с детьми во внеклассной жизни школы: "Читательский марафон", «Гордость школы», «День здоровья», конкурс «Супермама», «Зарничка», «Папа, мама, я – спортивная семья»; в акциях: «Зеленая школа», «Все как один макулатуру сдадим»; в благотворительных акциях: «Открой свое сердце навстречу добру», «Рожественский подарок», «Подарок ветерану» и т.д.; организации поездок, походов выходного дня; проведении лекций для учащихся.

Систематически проводятся разнообразные по форме классные родительские собрания, (организационные, тематические, итоговые, собрания-беседы); индивидуальные и групповые беседы с родителями.

Существенными характеристиками педагогического пространства является здоровьесберегающая атмосфера, наличие психологического комфорта для каждого ребенка и личность педагога.

Основную часть педагогического коллектива составляют опытные учителя с большим стажем работы, обладающие высоким профессиональным мастерством, имеющие высшую и первую квалификационные категории.

Работа руководителей коллективов ведется профессионально, на высоком уровне. В деятельности педагогов используются формы и методы личностно-ориентированного обучения, что мотивирует учащихся на успех и активную деятельность.

Педагогов школы отличают такие качества, как ответственность, профессионализм, стремление к повышению педагогического мастерства, научно-методического уровня профессиональной деятельности, к изучению и внедрению инновационных технологий, внимание к интеллектуальному, нравственному и духовному развитию учащихся и присущи: высокое профессиональное мастерство, значительный творческий потенциал и стремление к новым начинаниям.

Таким образом, в анализе деятельности в МАОУ СОШ №167 по развитию творческой активности можно выделить следующие положительные тенденции:

·                   приоритетным направлением работы школы является – создание системы поддержки талантливых детей;

·                   формируются группы факультативных курсов и предметов по выбору;

·                   направления внеурочной деятельности усовершенствованы и кроме основных включают в себя спортивно-техническое, эколого-биологическое, социально-педагогическое и культурологическое;

·                   воспитательный процесс в учреждении соединяет все формы работы по объекту взаимодействия: индивидуальные, групповые, массовые;

·                   в школе осуществляют свою деятельность 11 объединений дополнительного образования, не включая индивидуальные формы работы;

·                   интеграция учебных дисциплин в деятельность объединений дополнительного образования;

·                   тесное сотрудничество с родителями педагогического персонала школы.

Негативные проявления в работе с детьми подросткового возраста можно выделить следующие:

·                   небольшое количество используемых форм для организации учебного процесса;

·                   недостаточное вовлечение детей в конкурсы во внеурочной деятельности;

·                   отсутствие возможности обучающимся заниматься в определенном кружке, по причине организации занятий дополнительного образования только в одну смену;

·                   привлечение к конкурсам одних и тех же обучающихся одновременно;

·                   отсутствие системной специальной  подготовки в выполнении заданий в конкурсах различного уровня.

Можно сделать вывод, что созданные условия для развития творческой активности достаточно эффективны, но выявленные недостатки работы учреждения подтверждают необходимость совершенствования условий для развития творческой активности младших подростков в МАОУ СОШ №167 г. Екатеринбурга.

Для изучения опыта развития творческой активности в урочное и внеурочное время школьников МАОУ СОШ №167 г. Екатеринбурга использовались такие диагностические методы, как наблюдение и тестирование.

Показателем творческой активности в урочное время стало посещение трех уроков с целью: выявление особенностей организации учебно-воспитательного процесса. Анализ урока проводился в соответствии с требованиями ФГОС НОО.

По итогам посещения уроков, можно отметить следующее, что структура уроков у педагогов продумана, соответствует их содержанию и цели; целесообразно распределяется время каждого этапа. Следует отметить хороший уровень готовности учащихся к уроку. Уроки  продуманные, интересные, наполненные атмосферой совместной творческой деятельности ученика и учителя,  отличаются логичностью, целостностью, оптимальным набором форм и методов. Знакомя обучающихся с новой темой, педагоги стараются  создать такую ситуацию на уроке, которая помогает детям увидеть, насколько важно и необходимо знание нового материала.

Приемы обучения: объяснительно-иллюстративный, репродуктивные, частично-поисковые, аудиальные, визуальные соответствуют решению триединой образовательной цели. Методы: объяснение, доклад, пример, упражнение, педагогическое требование, поощрение, беседа, рассказ, работа с учебником и пр.

На уроках  наблюдается  организация парной,  групповой и индивидуальной работы. Работа в парах социализирует ребенка, учит целенаправленно выстраивать партнерские взаимоотношения между учащимися, вести диалог, развивает коммуникативные свойства личности, способствует росту познавательного интереса у обучающихся и качества знаний, однако при организации парной или групповой работы необходимо обговаривать правила работы в группе, паре.

В своей практике  учителя  используют мультимедийные презентации.  Интересно подобранный наглядный материал позволяет привлечь внимание учащихся; на зрительных примерах они учатся анализировать, сравнивать.

На уроках используется дополнительный материал, интересный по содержанию. Осуществляется постоянная связь с ранее изученным материалом, при этом используются рациональные приемы повторения (фронтальная беседа, индивидуальные ответы на вопросы учителя; вопросы на тестовые вопросы). Глубоко продумывается формулирование самого вопроса, обращенного к учащимся. Реализуются межпредметные, междисциплинарные связи: история, искусство, литература.

Весь материал, предоставленный на уроке (информация от преподавателя, презентация, задания, работа с картой, работа с недостающими колонками в таблице) был направлен на достижение результативности урока.

На уроках подробно объясняется домашнее задание, предлагаются задания на выбор, и задания творческого характера (проект, доклад, презентация, составления кроссворда).

Уровень самостоятельности школьников при решении дидактической задачи урока достаточно высок. Дети самостоятельно решают тесты, задания, которые им дает учитель, самостоятельно готовят доклады, решают тесты, кроссворды, умеют работать с картами, задают вопросы. Характер самостоятельной учебной деятельности - репродуктивный, творческий, направлен на развитие специальных умений, индивидуальных особенностей учащихся.

На посещенных уроках преобладает положительная эмоционально-нравственная атмосфера. С удовольствием задают вопросы учителю и своим товарищам. Присутствует взаимопомощь между ребятами, помогают друг другу в выполнении задания, дополняют ответы. Поддерживается оптимальная дисциплина.

Положительные тенденции учебной деятельности: оптимальный набор форм, методов и приемов преподавания; организация парной, групповой и индивидуальной работы обучающихся; использование мультимедийных средств и наглядного материала; использование рациональных приемов повторения; предлагаются задания на выбор, и задания творческого характера.

Наряду с имеющимися положительными результатами в работе школы имеются и недостатки: основной формой урока является традиционная; недостаточно эффективна работа с категорией детей имеющий высокий уровень мотивации к обучению; отсутствие повышения интереса к отдельным дисциплинам, и в целом мотивации к образованию.

Из этого следует, что необходимо: мотивировать и выстраивать обучающихся на успешность к обучению через урок и внеурочную работу по предмету; использовать эффективные методы обучения; включать в процесс урока нестандартные творческие задания для закрепления материала;  совершенствовать содержание и технологии обучения.

Для исследования уровней развития творческой активности у младших подростков мы подобрали Методику диагностики уровня творческой активности учащихся, подготовленную М.И. Рожковым, Б.С. Алишевым, Л.А. Воловичем. Целью методики является: на основе выявленных критериев и эмпирических показателей провести сравнительный анализ изменения сформированное у учащихся творческой активности.

Основополагающим методом диагностической методики является тестирование. Замеры осуществляются по четырём категориям: чувство новизны, критичность, способность преобразовать структуру объекта, направленность на творчество. Предусмотрен также контрольный опрос, предполагающий сравнение оценки ответов и самооценки качеств осуществляемой испытуемыми.

Средний результат между оценкой и самооценкой позволит определить уровень творческой активности школьника. Авторы методики выделяют три уровня творческой активности обучающихся и отдельных ее аспектов: низкий, средний и высокий.

В исследовании принимали участие 24 человека, обучающиеся 5-го «Г» класса МАОУ СОШ №167. Обучающимся предоставлялась возможность выполнения заданий на раздаточном материале.

Количественная интерпретация данных исследования уровня творческой активности у обучающихся 5 «Г» класса представляет собой таблицу с показателями уровней творческой активности по критериям в количественном и процентном соотношении.

Таблица 1

Уровень развития творческой активности у обучающихся 5 «Г» класса

Категории

Уровни

Количество обучающихся

Процентное соотношение

 

Чувство новизны

Высокий

5

21%

Средний

11

46%

Низкий

8

33%

 

Критичность

Высокий

3

12%

Средний

9

38%

Низкий

12

50%

Способность преобразовывать структуру объекта

Высокий

3

12%

Средний

10

42%

Низкий

11

46%

Направленность на творчество

Высокий

6

24%

Средний

9

38%

Низкий

9

38%

 

Полученные результаты Методики диагностики уровня творческой активности учащихся мы представили также в виде гистограммы.

 

Рис. 1. Результаты критериев творческой активности

 

Из представленной таблицы и гистограммы видно, что у большинства обучающихся 5 «Г» класса уровень творческой активности занимает среднюю и низшую позиции.

Таким образом, проведенная диагностика позволила нам сделать выводы, что уровень развития всех компонентов творческой активности младших подростков находится на среднем и низком уровнях.

Вышесказанное актуализирует необходимость создания системной целенаправленной деятельности учебно-воспитательной системы школы, которая охватывает весь педагогический процесс, объединяя учебную, внеурочную жизнь детей и дополнительное образование. Такая деятельность способна создать систему возможностей для эффективного творческого взаимодействия всех субъектов образовательного процесса, что позволит создать в образовательном учреждении благоприятные условия для развития творческой активности.


 

Список использованной литературы

 

1.            Алешаева Н.П., Тупарева Н.В. Развитие творческой активности младших школьников на уроках литературного чтения // Начальная школа плюс ДО и ПОСЛЕ. 2004. №11. С.1-6.

2.            Бабанский Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса: методические основы. М.: Просвещение, 1982. 192 с.

3.            Безрукова В.С. Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога). Екатеринбург, 2000. 937 с.

4.            Богоявленская Д. Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества. Ростов-на-Дону: Изд-во РГУ, 1983.

5.            Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя. М.: Просвещение, 2010. 223 с.

6.            Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. СПб.: Питер, 2002. 512 с.

7.            Мадорский Л.Р. Глазами подростков. Книга для учителя. М.: Просвещение, 1991. 96 с.

8.            Маскаева М.А. Педагогические условия воспитания творческой личности в образовательном процессе // Человек и образование. 2008. №3. С.67-70.

9.            Налимова М.А. Современные методы и формы урока. URL: http://nsportal.ru/shkola/obshchepedagogicheskie-tekhnologii/library/2012/01/21/sovremennye-metody-i-formy-uroka

10.        Пономарев Я. А. Психология творчества. М.: Наука, 1976. 304 с.

11.        Фуфаев И.В. Диагностика творческой активности обучающихся // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2011. №5. С.252-259.

12.        Хуторской А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно ориентированной парадигмы образования // Ученик в обновляющейся школе: Сборник научных трудов. М.: ИОСО РАО, 2002. С.135-157.


 

13.        Скачано с www.znanio.ru