Развитие духовной и физической одаренности учащихся посредством сотрудничества учителей физического воспитания с классными руководителями
Оценка 4.8
Научные работы
doc
физическая культура
Все классы
15.08.2019
Развитие духовной и физической одаренности учащихся посредством сотрудничества учителей физического воспитания с классными руководителями.
Ни одна профессия не привлекает к себе столько внимания, как профессия учителя. Но школа не может быть просто местом службы. Здесь происходит формирование личности. И не только личности ученика, но и личности учителя . Десятки, сотни глаз, устремлённых на него ежедневно, наблюдают за его деятельностью, оценивают, требуют… Они заставляют учителя смотреть на себя как бы со стороны, видеть себя глазами детей и их родителей, коллег, анализировать собственные поступки, сравнивать результаты труда, сопоставлять свои педагогические проблемы с теми, которые испытывают другие.
СТАТЬЯ . Валеева И.В..doc
Развитие духовной и физической одаренности учащихся посредством
сотрудничества учителей физического воспитания с классными
Валеева И.В. учитель физической культуры.
Чапаевская СОШ. Теректинский район ЗКО.
руководителями.
« Учитель для школы – то же самое,
что Солнце для Вселенной.
Последняя заржавеет в мертвом
оцепенении, если оно не сумеет
вдохнуть в нее жизнь и движение »
А. Дистервег.
Ни одна профессия не привлекает к себе столько внимания, как
профессия учителя. Но школа не может быть просто местом службы. Здесь
происходит формирование личности. И не только личности ученика, но и
личности учителя . Десятки, сотни глаз, устремлённых на него ежедневно,
наблюдают за его деятельностью, оценивают, требуют… Они заставляют
учителя смотреть на себя как бы со стороны, видеть себя глазами детей и их
родителей, коллег, анализировать собственные поступки, сравнивать
результаты труда, сопоставлять свои педагогические проблемы с теми,
которые испытывают другие.
Одной из главнейших задач в технологии компетентностно –
ориентированного образования стоит перед учителем развитие духовной и
физической одаренности учащихся. И успешное решение этой задачи можно
достигнуть посредством тесного
сотрудничества учителя физического
воспитания с классными руководителями при осуществлении внеклассной
работы в школе.
Часто за одаренность школьника принимаются некоторые его конкретные
знания и умения: умение рано писать и читать, быстро считать, различать
архитектурные стили и музыкальные жанры. Эти умения впечатляют
взрослых, но нередко оказываются результатом обыкновенной тренировки
детей любящими родителями. В решении же новых задач, требующих
самостоятельности, нестандартного решения, такие дети могут проявлять
полную беспомощность.
Комитет по образованию США дал следующее определение одаренности:
«…одаренными и талантливыми детьми можно назвать тех, которые , по
оценке опытных специалистов, в силу выдающихся способностей
демонстрируют высокие достижения».
Как нам известно, психологи выделяют шесть сфер, позволяющих описать
особые способности одарённых детей. Это следующие сферы:
1.Интеллектуальная сфера (высокий уровень развития мышления.
Памяти, позволяющий успешно решать различные задачи). 2.Сфера академических достижений (быстрое продвижение в различных
областях знаний, таких как математика, чтение, естествознание и т.п.)
3.Креативность (стремление к творческим, нестандартным решениям,
независимость в суждениях, гибкость в решении проблем).
4.Общение и лидерство ( легкость в общении, принятие ответственности,
умение быть партнером)
5.Сфера художественной деятельности ( интерес к художественным
занятиям и получение удовольствия от них, успешность в различных областях
искусства: музыка, изобразительная деятельность).
6.Двигательная сфера ( хорошая зрительнодвигательная координация,
владение своим телом, интерес к физической культуре, спорту, к занятиям,
требующим физической нагрузки).
Среди разнообразных средств, способствующих формированию нового
человека, особое место принадлежит краеведению, туризму, физической
культуре и спорту. Краеведение, туризм, физическая культура и спорт –
средство гармонического развития личности, оно может интегрировать все
основные направления воспитания школьников: нравственное, эстетическое,
трудовое, физическое, умственное развитие и политехническое образование.
По словам академика И.Д. Зверева, ближайшее окружение школьника
повседневно дает убедительные примеры для раскрытия разных аспектов
взаимодействия человека с природой, вооружает навыками жить с ней в
гармонии. Краеведение, туризм, спорт в школе понятия неделимые. Эти виды
деятельности в школе рассматриваются как составная часть внеклассной и
внешкольной работы. Краеведение, туризм, физическая культура и спорт –
это сложный комплекс взаимосвязанных и педагогически оправданных
образовательных и воспитательных задач, а именно:
2.
1. Учебно образовательных (реализация учебноисследовательской
деятельности учащихся, сбор собственного экспериментального
материала).
Воспитательных (приобретение навыков жизни и самообеспечения в
условиях в условиях малой группы).
Спортивно оздоровительных (укрепление здоровья, физическое
развитие, оздоровительный отдых).
3.
4. Культурно досуговых ( организация содержательного быта и
досуга, коллективные мероприятия).
Эти виды деятельности довольно успешно (по сравнению с другими )
связывают школьника с учебной деятельностью. Это позволяет учителю
использовать их как средство расширения кругозора и накопления знаний,
формирования интереса к учебе в целом. Романтика туристской, спортивной
деятельности усиливает восприятие краеведческого материала, который не
всегда может использоваться непосредственно в учебном процессе. Именно
туристская, спортивная деятельность, являясь прикладным искусством в
работе с учащимися, позволяет наряду с физическим совершенствованием и укреплением здоровья школьников, расширить, углубить и реализовать их
познавательную и мыслительную деятельность.
Созерцательная позиция любого учителя пусть даже с большими
возможностями личного психолого – педагогического потенциала, лишенная
какой – либо действенности со стороны самого учителя, обязательно приведет
к провалу всех целей и задач, даже отлично проработанных на теоретическом
уровне. Поэтому только кропотливая и ежедневная четкая работа в
определённой направленности, причем через муки творчества, приносит
положительные результаты.
Практика показывает, что наиболее эффективно совместные действия
учителя физической культуры с классными руководителями проявляются в
организации внутриклассных соревнований, проведении оздоровительно –
спортивных мероприятий в режиме учебного дня, планировании и проведении
общешкольных ученических мероприятий, участии в родительских собраниях
и проведении спортивных мероприятий для родителей с
учащимися,оздоровительно спортивных мероприятий, организованных для
самих педагогов.
Взаимодействие с классными руководителями, как правило
выстраиваются не по накатанному сценарию, исходя из индивидуального
уровня их подготовленности, из их интереса к определенному виду
физических упражнений. Все взаимодействия выстраиваются только на
добровольных началах, которые затем перерастают во взаимообогащающий
процесс сотрудничества. Изначально определяются, в чем конкретно
заключаются действия каждого и, что при этом необходимо учитывать.
Необходимо осознавать и понимать важность владения информацией об
учащихся, например, как строить «рабочие» и человеческие отношения с
детьми, которые чрезмерно стройны, или, наоборот, имеют избыточный вес,
попросту говоря, как работать с «худышками» и «пышками», тем более, что и
те и другие в наших школах не редкость. Как таких детей вовлечь в
полноценные занятия физической культурой, на что обращать особое
внимание в первую очередь?
В таком деликатном и сложном деле важно не только не обидеть ребенка,
не убить в нём веру в своё «я», но и самим педагогам найти достойное место в
процессе детского самопознания и самосовершенствования. Поэтому
учащимся предлагается самостоятельно подобрать физические упражнения,
игры, которые им по душе.
Учитывая ряд особенностей учащихся в физическом развитии, совместное
сотрудничество с классными руководителями помогает сделать
физкультурноспортивные мероприятия нужными для всех учащихся
независимо от их подготовленности, веса и роста.
В проведении физкультурно – спортивных мероприятий с классом ведущее
место обычно занимают подвижные и спортивные игры. Выбор игр определяется поставленной задачей. Выбирая их, учитываются возрастные
особенности детей, их развитие, физическая подготовленность, а также
ориентир на место
их проведения. В спортивном зале проводятся
организованные перемены, игры с линейным построением, игры, в которых
участники вступают в игру поочередно. На пришкольной площадке вместе с
классными руководителями организуются различные игры с бегом
врассыпную, с метанием малых мячей, с элементами спортивных игр. В школе
введен специальный курс по волейболу.
При совместной с классными руководителями организации спортивных
мероприятий с детьми выявились и определенные особенности. Совместно от
начала и до конца планируется,
организовывается, обеспечивается
необходимым инвентарем проводимое мероприятие, а также подведение
итогов: награждение лучших участников. Сотрудничая с классными
руководителями, такой вариант наиболее удачный.
В то же время опыт показывает, что практикуя и такое: старшие учащиеся
выступают в роли судей, руководителей состязаний младшеклассников или
наоборот, младшие ребята управляют старшими и оценивают их. Заметно
проявляется духовное и физическое развитие детей, то есть полное
равноправие среди учащихся, при присутствии учителя физической культуры
и классного руководителя как сторонних наблюдателей.
Что касается развития духовной и физической одаренности учащихся, а
также вовлечения школьников в организацию физкультурно – спортивных
мероприятий, то очень важно вместе с классными руководителями выявить
истинное отношение каждого учащегося к данному направлению
общественной деятельности. Для этого используются беседы с учащимися,
анкетирование, написание «физкультурных» сочинений, практическая
проверка спортивных способностей учащихся. Регулярно, пользуясь такой
информацией, нам удастся вносить необходимые коррективы в процесс
развития духовной и физической одаренности учащихся и в учебно
воспитательный процесс во всех его проявлениях.
Учитель физической культуры и классный руководитель для проведения
какихлибо мероприятий могут создавать временные разновозрастные группы
с приглашением детей из других классов, особенно тех, которые не знают
куда приложить свои силы. Ведущая цель данной ситуации – оградить детей
от дурных поступков, предложив им взамен конкретные занятия благородного
характера, отвечающего их вкусам.
Отдельно, хочется подчеркнуть, что учителя физической культуры
являются членами большого и дружного коллектива. И при организации
спортивных мероприятий они не должны в одиночку взваливать на себя всю
нелёгкую ношу их подготовки и проведения. Профессионализм учителя
физической культуры должен заключаться и в подключении к этой работе
классных руководителей, ученического коллектива, родителей учащихся, и в
умелом дирижировании данной работой. А общий успех творческого сотрудничества учителя физической культуры и классных руководителей в
развитии духовной и физической одаренности учащихся, во многом зависит
от совокупного педагогического умения привнести в детский коллектив дух
радости и сотворчества.
Ценность взаимодействия учителя физической культуры с классными
руководителями в развитии духовной и физической одаренности учащихся, а
также в организации внеклассных и спортивно – массовых мероприятий
возрастает многократно, когда такое взаимодействие распространяется и на
уроки физической культуры. Ведь внеклассная работа по сути дела является
продолжением уроков. И все вопросы, возникающие на них: успеваемость,
дисциплина, посещаемость, ношение спортивной формы и т.п. решаются на
много проще при искренней озабоченности этим и классных руководителей.
Такой своеобразный контроль и сотрудничество, построенные на обоюдном
начале и единых требованиях, всегда наиболее эффективен.
Задача развития духовной и физической одаренности учащихся может быть
решена лучше и легче, если на помощь будут призваны те резервы, которыми
так богата окружающая среда. Речь идет не только о природном окружении,
но и об отвечающем всем требованиям эстетики оформлении гимнастических
залов и площадок, их оснащении и оборудовании, а также о внешнем облике
учителя и учеников, их внешнем виде и манерах поведения. Все эти «мелочи»,
когда они сопряжены с основными источниками эмоционального подъёма и «
вдохновения», содействуют эстетическому, физическому и духовному
воспитанию детей.
Развитие духовной и физической одаренности учащихся посредством сотрудничества учителей физического воспитания с классными руководителями
Развитие духовной и физической одаренности учащихся посредством сотрудничества учителей физического воспитания с классными руководителями
Развитие духовной и физической одаренности учащихся посредством сотрудничества учителей физического воспитания с классными руководителями
Развитие духовной и физической одаренности учащихся посредством сотрудничества учителей физического воспитания с классными руководителями
Развитие духовной и физической одаренности учащихся посредством сотрудничества учителей физического воспитания с классными руководителями
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.