Советы учителю начальных классов от учителя - логопеда по этапному развитию фонематического слуха у обучающихся первого класса общеобразовательной школы. Развивая фонематический слух, учитель облегчит ребенку процесс освоения чтением и письмом. Что является коррекцией дислексии и дисграфии на начальной стадии обучения.
слух.pptx
Развитие фонематического слуха
РАЗВИТИЕ
ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА
ПОДГОТОВИЛА:
УЧИТЕЛЬЛОПЕД
МБОУ «КОЛОНТАЕВСКАЯ СОШ»
БУШИНА О.А.
Развитие фонематического слуха
• Что такое фонематический слух и как он влияет на развитие
речи?
• Как развивается фонематический слух в норме и как
выявить его нарушение у ребенка?
• С помощью каких упражнений учителя начальных классов
могут самостоятельно развивать фонематическое
восприятие?
Развитие фонематического слуха
ФОНЕМАТИЧЕСКИЙ СЛУХ
тонкий систематизированный слух, обладающий
способностью осуществлять операции различения и
узнавания фонем, составляющих звуковую оболочку
слова.
Развитие фонематического слуха
ФОНЕМАТИЧЕСКОЕ ВОСПРИЯТИЕ
умение определять последовательность
и количество звуков в слове.
Развитие фонематического слуха
АСПЕКТЫ, НА КОТОРЫЕ ОКАЗЫВАЕТ ВЛИЯНИЕ
ФОНЕМАТИЧЕСКИЙ СЛУХ:
1.Общеречевое развитие ребенка: усвоение
грамматического строя, словаря, артикуляции и дикции.
2.Выработка орфографических навыков.
3.Овладение чтением.
4.Овладение операциями звукового анализа и синтеза.
5. Овладение операциями звукового анализа и синтеза.
6. Успешность обучения грамоте.
2. Перестановка и включение отдельных звуков (наушинки –
наушники, нулжа – лужа).
З. Пропуск гласных и согласных звуков, пропуск звуков при
стечении нескольких согласных (днь – день, межу – между,
латочка – ласточка).
4. Пропуск слогов, безударных частей слова, лишние слоги
(метает – подметает, тишинына – тишина).
5. Замена звуков (табака – собака, идют – идёт).
6. Недописывание слов (мышк – мышка).
Развитие фонематического слуха
7. Обозначение мягкости при помощи Ь (василки – васильки).
8. Ошибки при чтении:
• пропуск букв, слогов, предлогов;
• замена и перестановка букв, слогов;
9. Ошибки при чтении:
• недочитывание окончаний слов;
• искажение слов;
• добавление лишних букв, слогов и даже слов;
• «угадывание» слов. астревание» на какойлибо букве, слоге,
слов
Развитие фонематического слуха
УРОВЕНЬ 1 – УЗНАВАНИЕ НЕРЕЧЕВЫХ
ЗВУКОВ
• Игра «Угадай, что звучало?»
• Игра «Чудесный мешочек»
• Отстукивание ладонями по столу
• Отхлопывание в ладоши
Развитие фонематического слуха
УРОВЕНЬ 2 – РАЗЛИЧЕНИЕ ЗВУКОВ РЕЧИ
ПО ТЕМБРУ, СИЛЕ И ВЫСОТЕ
• Игра «Звукоподражание животным»
• Игра «Тихо – громко»
Развитие фонематического слуха
УРОВЕНЬ 3 – РАЗЛИЧЕНИЕ СХОДНЫХ ПО
ЗВУЧАНИЮ СЛОВ
• Игра «Слушай и выбирай» бочка – точка – дочка
• Игра «Верно неверно» мегемот –бегебот – дигимот – бегемот –
гибидот.
Развитие фонематического слуха
УРОВЕНЬ 4 – РАЗЛИЧЕНИЕ СЛОГОВ
1.Сосчитать, сколько слогов произнес учитель:
•.прямые: ма – ко – то – ры;
•.обратные: ам – ор – ив – ус;
•.со стечением согласных: ста – сто – сты – сту.
2.Игры с кубиком.
3.Придумывание слога к схеме: СГ, ГС, СГС, ССГ, ГСС.
4.Определение лишнего слога: ла – ма – ма – ма, па – па – па – ба.
Развитие фонематического слуха
УРОВЕНЬ 5 – РАЗЛИЧЕНИЕ ЗВУКОВ
1.Звукоподражание.
•. Комар звенит: з – з – з
•. Жук жужжит: ж – ж – ж
2. Игра «Поймай звук».
•. Хлопни в ладоши, если услышите звук …
•.звуковой ряд;
•.слоги;
•.слова.
Развитие фонематического слуха
УРОВЕНЬ 6 – ОСВОЕНИЕ НАВЫКОВ АНАЛИЗА
И СИНТЕЗА
Первый этап – выделение первого и последнего звука из слова
Уровень гласных звуков в сильной позиции.
1. Звукоподражание
• Больной показывает горло врачу: а – а – а.
• Воющий волк: у – у – у.
2.Определить первый звук в словах: ослик, утка, Аня.
3. Найти в разрезной азбуке букву, соответствующую первому звуку
слова.
4.Подобрать слова, которые начинаются с ударного гласного: а, о, у.
5.Подобрать к картинке букву, соответствующую первому звуку слова.
Развитие фонематического слуха
УРОВЕНЬ 6 – ОСВОЕНИЕ НАВЫКОВ АНАЛИЗА
И СИНТЕЗА
• Первый этап – выделение первого и последнего звука из слова
Уровень согласных звуков.
• Подобрать названия цветов, животных, птиц, посуды и т.д., которые
начинаются с заданного звука.
• Выбрать только те предметные картинки, названия которых
начинаются с заданного звука.
• Изменить первый звук в слове, чтобы получилось новое слово.
Гость – кость, карта парта
Развитие фонематического слуха
УРОВЕНЬ 6 –ОСВОЕНИЕ НАВЫКОВ АНАЛИЗА
И СИНТЕЗА
Второй этап – закрепление навыка фонематического анализа и
синтеза.
Определение места звука в слове:
• ударного гласного звука;
• согласного звука.
Развитие фонематического слуха
УРОВЕНЬ 6 – ОСВОЕНИЕ НАВЫКОВ АНАЛИЗА
И СИНТЕЗА
Второй этап – закрепление навыка фонематического анализа и
синтеза.
Определение места звука в слове
• Подобрать слова, в которых заданный звук будет стоять в начале
(середине, конце) слова.
• Назвать животных, овощи, игрушки и т.д. с заданным местом звука
в слове.
• Пособие «Полоска»
Развитие фонематического слуха
УРОВЕНЬ 6 – ОСВОЕНИЕ НАВЫКОВ АНАЛИЗА
И СИНТЕЗА
Третий этап – формирование действия фонематического анализа в
умственном плане.
Определение:
• количества звуков;
• последовательности звуков;
• места звуков.
Развитие фонематического слуха
1.Подобрать слова, где заданный звук был бы на первом, втором, третьем
местах. Кот, окно, сок
2.Подобрать слова с определенным количеством звуков.
3.Преобразование слов путем добавления звука:
•.в начале: рот – крот, мех – смех;
•.в конце: бок – бокс, вол – волк.
4.Переставление звуков: пила – липа, карп – парк
5.Слово – загадка к….
6.Определить количество звуков в названии предметов на картинке и
поднять соответствующую цифру.
7.Определить последующие и предыдущие звуки в названии предмета на
картинках.
Развитие фонематического слуха
РАЗВИВАЯ ФОНЕМАТИЧЕСКИЙ СЛУХ, ВЫ
ОБЛЕГЧИТЕ РЕБЕНКУ ПРОЦЕСС ОСВОЕНИЯ
ЧТЕНИЕМ И
ПИСЬМОМ.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.