Развитие графических навыков учащихся на уроках изобразительного искусства и кружковой работе
Оценка 4.9

Развитие графических навыков учащихся на уроках изобразительного искусства и кружковой работе

Оценка 4.9
Исследовательские работы +1
doc
изобразительное искусство
1 кл—7 кл
10.09.2019
Развитие графических навыков учащихся на уроках изобразительного искусства и кружковой работе
. Материал из опыта работы по совершенствованию графических навыков учащихся на уроках изобразительного искусства и кружковой работе. Графика играет большую роль в формировании личности. Согласно мнению психологов рисование наиболее активно изменяет и перестраивает психику человека и развивает мелкую моторику человека.
мой опыт2-2.doc
В   основе   творческой   деятельности   учащихся   независимо   от   характера поставленной   задачи   я   считаю,   лежит   поиск   ее   решения   и   графическое отображение. Любая творческая задача предусматривает деятельность, связанную с освоением новых знаний, с переосмыслением имеющегося опыта и  применением его на практике тем, завершая процесс  их закрепления. Рассматривая творчество с педагогической точки зрения, правильно видеть в нем деятельность, в процессе которой создаются новые индивидуально значимые   раскрываются   и   развиваются   способности   личности ценности, (Н.П. Французова).    Однако в развернутом виде структура этой деятельности значительно шире: осознание   цели   ­   организованный   поиск   ­   применение   и   расширение графических знаний – овладение  графическими умениями и навыками – выход   на   результат   –  развитие   творческих   качеств   личности.   Для   этого необходимо   создать   условия   для   того,   чтобы     ученики   не   только   овладели определенной суммой знаний, но и способами их получения и применения (Н.П. Французова). Графика играет большую роль в формировании личности. (Графика  ­ вид изобразительного искусства, основу которого составляет рисунок,   потому что само слово «графика» происходит  от греческого «графо» ­ «пишу, рисую»; причем англичане считают, что искусство графики ­ это… « искусство черно­белого»). Согласно   мнению   психологов   рисование   наиболее   активно   изменяет   и перестраивает психику человека. Рисование   содействует   эстетическому   восприятию   и   освоению действительности, улучшает зрительные процессы, развивает точность движения руки, мелкую моторику пальцев. Рисование рассматривается учеными как средство педагогического воздействия и изучения ученика, как способ коррекции психики. Нельзя   недооценивать   роль   рисования   в   школе   как   способа   овладения своеобразным  “языком”,  поскольку   все   большее   значение   приобретает   умение современного человека доступно передать, накапливать и удерживать в памяти информацию.   Язык   –   это   знаковая   структура,   но   язык   рисунка   является универсальным и востребованным с древних времен. Именно с рисунка начался путь к письму. Отсутствие  рисовальных умений становится преградой на творческом пути. «Рисовать ­ значит соображать», ­  утверждал художник и педагог  П. Чистяков. И не   только   соображать,   но   и  изучать   мир   посредством   рисования,   постоянно совершенствуя своё мастерство. В начальной школе графику  я  изучаю с детьми на уровне языка линий.  К концу обучения в начальной школе они уже имеют представление об изображении   (относится   к   форме)   и   выражении   линий   (к   характерным отличительным особенностям).  К концу обучения в начальной школе  они знают :  что линии бывают прямые и кривые  вертикальные (влекут вверх),  горизонтальные (несут покой),  наклонные (вызывают неуверенность)  толстые и тонкие  ломаные (вносят дискомфорт), волнистые (могут быть вялыми,  динамичными, напряженными) В результате  к концу обучения в начальной школе дети умеют :  проводить линии разных конфигураций  направлений  толщины и длины в соответствии с выразительными особенностями  объекта. Приведу известный пример: веточка дерева. ­ Что  изображено?  ­ Ветки. ­ Как? ­ При помощи линий.  ­ Каких?  ­ Толстых, тонких, кривых. ­ О чем рассказали линии? ­ Об отличительных особенностях, о характере этих веточек.  Умение   проводить   линии   формируется   в   процессе работы над графикой, при  помощи многократных повторений и с использованием различных упражнений. 1. Рассмотрим детские работы  1 класс. На изображении дерева линии прерываются, нет ровного нажима.                         Детская работа 1 класс 2 класс. На рисунке линии более     ровные, толщины, вертикальные   и   наклонные,   нижние различной длиннее, верхние короче.                     Детская работа 2 класс                                 Самая интересная работа по графике начинается в 5 классе. Подростки   предпочитают   графические   инструменты   с   минимальным использованием   цвета   сообразно   своему   «черно­белому»   мировосприятию.   К сожалению, возрастной аспект в педагогике искусства мало освещен. Графика вполне соответствует требованиям подростков к качеству собственной работы. Если   в  младшем   школьном  возрасте   художественная   деятельность  самоценна, естественна   и   вызывает   в   основном   положительные   эмоции   у   ребенка,   то   в подростковом – оценивается уже качество работы, наглядность, оригинальность, позволяющая отличиться от других. Детские работы в идеальном варианте должны приближаться к взрослому искусству и способствует этому: ­ ­ ­ знание композиции (композиционный центр, композиционное равновесие) светотень (блик, свет, полутень, собственная тень, падающая тень, рефлекс) знание перспективы (центральная, угловая, линейная). Совершенствуется у детей владение линией:        ­    они становятся более разнообразными ­ плавно переходят одна в другую ­ ввожу  понятие пятна ­ знакомлю  со штриховкой Весной вывожу детей на натуру, при этом меняется и качество работ: ­ ­ ­ возрастает наблюдательность аккуратность исполнения владение инструментом Появляются приёмы загораживания: ближе – дальше, больше – меньше, характер линий делается осознанно, появляется светотень. Детская работа 5 класс   Детская работа 5 класс Следующий этап работы  графические композиции «Черное и белое» В этой работе ввожу понятие пятна и контраста и заливки в пределах контура. Контраст незаменим  для привлечения внимания, для нарушения монотонности и однообразия, для более яркой передачи замысла. Для   выполнения   этой   работы   можно использовать несколько вариантов: ­ можно выполнять от руки ­ используя чертёжные инструменты ­ использую шаблоны В своей практике делаю отчертить   рамочку   на периметру   рамочки и провести линии разного переместить   циркуль   и линии   другого   диаметра так: ­ необходимо расстоянии 5 мм в   любой   точке   по ­ поставить   циркуль диаметра,   провести снова так, чтобы они пересекались ­ при помощи линейки можно провести         дополнительные линии Детская работа  5 класс Эту работу можно сделать и при помощи шаблона:   ­ ­ ­ заполнить плоскость чередованием чёрного и белого (на белом – черное, на черном –  белое) “хитрость” данной  работы  заключается  в том, что ее выполнение  не может начинаться с любой точки, а только с середины заливку делают таким образом: обводят контур и заливают тушью. Отработка умений на соединения пятна и тона идет через работу                              «Образ средневекового города»   Предлагаю два варианта  выполнения данной работы:       ­     в карандаше       ­     в жировом  карандаше Порядок  выполнения работы: ­     общим элементом данной работы является брусчатка, ее проводим на расстоянии 3 см. от нижнего края листа на всех рисунках Детские работы 5 класс            ­   изображаем три плана домов (можно использовать таблицу по теме “Средневековая Европа ”), используем принцип загораживания        ­     фронтоны домов рисуем разными кривыми линиями, симметрично Условия такие:         ­     один дом может быть черным, одним дом может быть белым, все остальные – разносерые.        ­     на светлых домах темные окна, на темных – светлые. Работа по контрасту. При  изучении   светотени  и   использую  рисование     цветка.   Тональную растяжку применяю как средство постепенного качественного изменения объекта: последовательный переход от одного тона к другому, постепенное ослабление тона. Обратите   внимание,   как   умело, сделан   учеником   линейный   рисунок, хорошо показан свет, собственная тень, падающая тень, блики. Это изображение конкретного   цветка,   а   не   какого­либо другого.  Детская работа 5 класс Детская работа 5 класс С пятном дети знакомы, линию уже изучили, но необходима работа на соединение     пятна и линии. Вариантом такой работы может быть пейзаж с архитектурной  постройкой. «Силуэтный пейзаж» Для   того   чтобы работа не   была для учеников чрезмерно сложной, используем знакомые образы:         ­     дерево, фонарь, решетка и памятник архитектуры. Для   того   чтобы   работа   была   красивой,     производила впечатление и   удовольствие   от     результата,   особое внимание   детей   обращаем     на     композицию.   Качество работы   зависит   и   от   равновесия   пятен.   Равновесие усиливает понятность композиции и способствует более четкому Детская работа 5 класс   восприятию.     Принято считать, что равновесие в большей степени    присуще симметрии. Симметрия подразумевает повторяемость, пространство.   стабильность,                                                                                         Детская работа 5 класс В связи с этим выстраиваем последовательность работы: Первый план: дерево (изображаем половину дерева справа или слева, от нижнего края листа до самого верха – тем самым вводим зрителя в картину).  Второй план: фонарь (используем таблицу третьего класса).       Третий план: ажурная решетка (ритмическая организация решетки).              Четвертый план: изображение архитектурной постройки (которая является композиционным центром). Вариативность: фоном для работы может быть:        ­     акварельный подмалевок       ­     цветной лист бумаги       ­      традиционный – белый.                                                                    Полученные детьми  знания о перспективе, о падающих тенях, о фактуре, Детская работа  5 класс позволяют ввести в детские работы разнообразие и показать   возможности   графики   ­     это   наглядно прослеживается в  «Пейзаже в графике».       ­     горизонт: закрытый, низкий, высокий, средний       ­     дорога, река ,тени Детская работа 5 класс       ­     деревья: первого, второго,              третьего плана. Чтобы творчество было продуктивным, параллельно с этим знакомлю  подростков с другими техниками       ­     граттаж       ­     монотипия       ­     набрызг       ­     работа штампами и т. д.       ­     гравюра на картоне Детские работы   5 класс                 Познание   технических   возможностей  расширяет   арсенал   средств художественного выражения.  Педагогически эффективным может стать прием самостоятельного подбора техники исполнения для будущей композиции. Каждое учебное задание   стараюсь ставить   перед своими учениками проблему нахождения выразительных средств, использование которых позволит воплотить свой замысел, выразить свои мысли и чувства так, чтобы их поняли и зрители. Примером   такой   работы   может   служить   натюрморт   под   названием  «О   чем рассказали вещи оставленные на окне», выполненный в технике граттаж. Композиционный рисунок – ответственная часть работы над натюрмортом, он требует сосредоточенности, собранности, целостного охвата взглядом всего натюрморта,   одновременного   выявления   пространственных   планов.   Здесь определяющим   является   мышление,   работа   глаза,   позволяющие   выявить закономерности и связи между предметами, их пропорции.    Посмотрите, как дети используют свои знания и умения в работе, для того чтобы передать содержание, впечатление, выражение. 1. содержание (что  изображено):  ночь, луна,  дерево, кувшин, зеркальце 2. впечатление: освещенность, морозность 3. выражение: тишина, спокойствие Детская работа  5 класс посмотрите, как умело используют чёрное и белое       ­     чередование пятен,          ­ разнообразные  линии: тонкая и короткая, пушистая, колючая           ­   завиток,   а   не дети контраст  Детская работа  5 класс толстая, фактурность: просто кривая  пониманием            ­       с используют тонкую линию ( стекло тонкое)       ­     градация тональности,        ­     светотень, освещённость,           ­ падающая тень, форма веточек, штриховка,        ­    композиционное  равновесие  Детская работа  5 класс Отмечаю факты положительного развития умений ребёнка.   Дети вкладывают свое содержание в композицию натюрморта. Пример: рассказ о своей работе. Тоска кактуса о своей  далекой и теплой холодной стране.                                      Родине   в  этой Одним   из   важных   условий   хорошей   работы,   является   ее   выразительность. Выразительность, в первую очередь связана с образом, поэтому очень важно, чтобы дети мыслили образно, видели образы, и умели их составить. Чтобы научить этому детей можно использовать различные упражнения и варианты заданий.     Примерное задание. Создать  образ очеловеченного дерева, т.е. приписать дереву человеческие черты характера и придать элементы фигуры: ветви – руки, ствол – туловище, корни – ноги. Можно изобразить для большей выразительности лицо, нос,   глаза.   Предлагаю   детям   изобразить разнохарактерные   деревья, графические средства:   используя      ­     линии короткие , длинные,                             ­    кривые,  ломаные, волнистые        ­    пятно       ­    контрастность        ­    светотень Очень   большой   проблемой   для   детей   является   воплощение замысла. В силу возрастных особенностей, ребенку не всегда удается отобразить то, что он задумал. Чтобы сформировать у детей умение воплощать задуманное – обязательным условием работы является словесное описание, придуманного образа, в форме мини­сочинений.                                                         «Страдание старого дерева»        Старое дерево, растущее на опушке леса, страдает от Детские всех забав детей. Они считают его мишенью. Мне хочется знать: “Неужели оно  было создано только для мучений?” Детская  работа  5 класс Совершенствование графических приёмов и умений продолжается в 6 классе.  Показываю различные приёмы, способы начертания линий, изображение отдельных  элементов, отображение  фактурности. Демонстрирую       ­     штриховку       ­     пятно       ­     наслоение линий       ­     организацию пространства Для этого я использую таблицу, которую я разработала сама. На протяжении 3 уроков дети выполняют упражнения следующего вида:       ­     вначале расчертим сетку       ­  при проведении этих упражнений использую различные игровые моменты,  Таблица №1 например: ­дайте название этой картинке по ассоциации « на что  похоже?»       «Знания,   подкрепленные   эмоцией,   как   правило   –   основа   убеждений,­   пишет В.В.Алексеева, ­ так как эти знания не только известны ученику, но и пережиты им».                                     ­         2 прямоугольника предлагаю оставить пустыми для того, чтобы на основании   данной   таблицы   дети   могли   придумать   собственные   варианты упражнений.        ­   если ребенок затрудняется, то я предлагаю поставить две точки в разных концах прямоугольника и соединить их кривой линией, не отрывая перо от бумаги, при этом заполнить все пространство. Особое внимание при оформлении текста книги уделяется ­ буквице. Как умело используют дети графические навыки в изображении «Буквицы», как разнообразно могут показать линии:        ­   волнистые       ­   пружинкой       ­   ломаные        ­   короткие        ­   тонкие, толстые  ­   округлые,  ­   кривые ­   угловатые   ­   пятно. Детская работа 6 класс Детская работа 6 класс                    Каким  бы ни был экслибрис в наши дни по содержанию, он должен оставаться книжным не только по сюжету,  но и по внешнему виду: по композиции (это   эмблема),     по   конфигурации,   по   размерам,   по   связи   в   едином   «дуэте» текстовой и изобразительной части знака. Учащиеся делают рисунок простым карандашом, а затем пером и тушью (возможна работа фломастером). Обратите внимание, как  выразительно используется пятно в работе над «экслибрисом»:       ­   разнообразия форм        ­   чередование мелких и крупных пятен       ­  свои сюжеты. Детская работа  6 класс Работа на соединение контрастных пятен и образа задумывалась, как  «шахматные  фантазии». Для этого я сначала  сделала варианты работ,  так как считаю, что  учитель, прежде чем дать работу детям должен проделать ее                                                                                         сам. Зачем? Работы Пальмовой Г. Ю.       ­   чтобы понять суть работы       ­   ее трудоемкость и трудность       ­   технологию выполнения. В результате я поняла, что надо несколько упростить задание. Для этого я убрала II план, перспективу и узорчатость. При выполнении этой работы за основу берем  «черное и белое». Порядок выполнения:       ­   делим лист на четыре части       ­   изображаем шахматную фигуру в центре, во весь лист, в виде фигуры человека. Детские работы  6 класс Если   в   графических   композициях   работа идет из центра к   краю – здесь от края к центру, т.е. наоборот.  Что роднит эту работу с «очеловеченными» деревьями? (образ человека). Особое внимание, я уделяю урокам по теме «Графической серии». Со временем накопилось несколько вариантов выполнения данной работы, но всех их объединяет очень важное условие: ­   Чтобы детские работы производили впечатление, их должна объединять не только общая тема, но и общий композиционный  элемент. Тема «Спорт» ­ общий элемент – олимпийские круги. Тема «Картинки прошлого», «Наш город» ­ объединяющий элемент – рамочка, толстая линия. Тема «Памятники архитектуры», «Наследие предков» ­ общий элемент – арка.  Тема  «Женская   доля»   ­   здесь   объединяющим   элементом   служит   окно,   оно объединяет не только формат и  форму, но и некую сквозную линию сюжета от начала до конца. Это усложняет задачу детей. Рисунки связаны общей идеей. здесь   кроме   общего   объединяющего   элемента И здесь нужна более сложная организация урока. Тема  «Старший   брат»  ­нравственный аспект содержания, работа над фигурой человека и пейзажем. Тема «Знаменитые люди»­ работа над портретом. Тема «Рыцари» ­ объединяющий элемент – щит. Тема «Балет» ­ объединяющий элемент – занавес. Тема «По ком звонит колокол?» Сложная тема.  ­ Когда и почему начинаются войны? (ответы) 1.Молчание. Название первого листа. Почему  и о чем молчит колокол? (ответы детей) 2. Распятие. За что распяли Христа? ( ответы детей)  3. Колокола Хатыни. Кому война приносит страдания и боль?  ( ответы) 4.Горе. На что могут надеяться старики? (ответы) Старики не должны оплакивать молодых. 5. Скорбь.  Оком плачет молодая женщина? (ответы) Плачь не только о муже. О поколении не родившихся детей. 6. Освенцим. А почему у них нет рта? (ответы) 7. У войны не женское лицо.  8. Реквием. 9. Набат. В чем отличие первого листа серии от последнего? (ответы) Человек, подобно колоколу, пройдя через испытания , вновь обретает голос, обретает душу. Так, где же звонит колокол и по ком ? (ответы)     Обобщаем и делаем вывод.  «Не спрашивай, по ком звонит колокол. Он звонит по тебе» Э. Хемингуэй.     Объединяющим началом этой серии будем являться колокол.  Порядок работы:       ­   вначале обсудили с детьми тему       ­   распределили, отобрали сюжеты       ­   сделали эскизы, выбрали лучшие       ­  для основы вырезали 2 колокола большой и маленький, сделали трафареты ­      пришли к решению, что техникой  исполнения будет – контраст черного и белого и серия выстроилась.  Детские работы  6 класс       В 7 классе       совершенствуются графические навыки учащихся, которые помогают реализовать замысел в конкретных работах.                                                    «Интерьер  избы» Внутреннее пространство крестьянского дома строилось на единых принципах вселенского   порядка:   потолок   связывался   с   небом;   пол   ­   земля;   домотканые половики­дорожки ­ были образным выражением идеи –дороги; подпол­ подземный мир;   окно­око­   связь   с   большим   миром,   белым   светом;   красный   угол   был олицетворением зари. Практическая работа предусматривает  изображение крестьянского интерьера  и изображение   крестьянских   вещей:   прялки,   божницы,   украшенной   полотенцем; люльки, коромысла; ковшей и т.д. Детские работы  7 класс              Растет  мастерство учащихся:  ­   разнообразные линии, пятна ,тон, штриховка             (вертикальная, горизонтальная, наклонная)       ­   фактура (дерево, металл, керамика, ткань).       «Ключи и  накладки на замки» Что такое: «жиковины», «ручки – стукалы», «личины»? (ответы детей)   Кто такие кузнецы­ ковали? В старину говорили, что кузнецы могут выковать ключи от счастья. А когда появились ключи? (ответы) Для нас старинные ключи уже не просто вещи, а информация о поэтическом мире наших   предков,   их   верованиях   ожидании   чудес   и   волшебства,   они   помогут проникнуть в глубинный подтекст символики предметов. Посмотрите, как растет в работах детей качество исполнения, чувство ритма, тенденция к динамизму и стилизации, как сочетаются:       ­   пятно       ­   линия       ­   сочетание пятна и линии       ­   образность (подчинена общей идее)       ­  чередование черного и белого.                                                                                     Детская работа   7 класс                           «Вывески цехов»  Разнообразные изделия производились в мастерских ремесленников. Секреты  мастерства передавались по наследству от отца к сыну. Каждый мастер трудился в  своей мастерской, но у ремесленников было много общих интересов. Ремесленники  одной специальности объединялись в союзы – цехи. Были цехи ткачей, сапожников,  ювелиров, портных, каретников. Цех – это объединение людей одной профессии.     Посмотрите, как профессионально выполнена  работа: линии уверенные, пятна разнообразные,  форма выразительная, образ целостный,  законченный.                                                                                                                   Детская работа  7 класс Лубок  – это рассказ, который может и не уместится в одном изобразительном сюжете. Как и в старых образцах,  в современном лубке необходимо присутствие сказочного, песенного или другого текста. Текст выбирается из литературного произведения, либо учащиеся придумывают его сами.   Мои ученики стараются сохранить это сказочное богатство, используя: ­   чередование линий                                          ­   использование шрифтовой надписи        ­   выразительность образов        ­   акварельный подмалевок Детская работа  7 класс                                Детская работа  7 класс  Вариативность техник Графику можно использовать в сочетание  с другими  техниками, например:   монотипию можно использовать фоном в пейзаже, натюрморте. Детские работы  7 класс Интересные работы получаются в технике сухая кисть Работы Пальмовой Г. Ю. В технике ниткография (нитка) инструментом является нить. Но основной задачей программы является решение проблемы адаптации  Детские работы  7 класс новых графических техник к детям.             Детские работы 7 класс Возвращаясь   к   самому   началу   моих   размышлений   о   том,   что   развитие графических     навыков  играет  большую  роль  в  формировании  личности,  что способность видеть прекрасное живет внутри нас и самовыражение   ­ это не единственная   цель   рисования.   Для   меня   очень   важно   то,   что   мои   ученики впитывают из окружающего мира, какова атмосфера,  в которой они живут и будут жить потом, когда  станут самостоятельными, как будут думать и действовать. Хочу,   чтобы   чувства,   рожденные   искусством,     освещали   все   вокруг   и   не покидали их всю жизнь.

Развитие графических навыков учащихся на уроках изобразительного искусства и кружковой работе

Развитие графических навыков учащихся на уроках изобразительного искусства и кружковой работе

Развитие графических навыков учащихся на уроках изобразительного искусства и кружковой работе

Развитие графических навыков учащихся на уроках изобразительного искусства и кружковой работе

Развитие графических навыков учащихся на уроках изобразительного искусства и кружковой работе

Развитие графических навыков учащихся на уроках изобразительного искусства и кружковой работе

Развитие графических навыков учащихся на уроках изобразительного искусства и кружковой работе

Развитие графических навыков учащихся на уроках изобразительного искусства и кружковой работе

Развитие графических навыков учащихся на уроках изобразительного искусства и кружковой работе

Развитие графических навыков учащихся на уроках изобразительного искусства и кружковой работе

Развитие графических навыков учащихся на уроках изобразительного искусства и кружковой работе

Развитие графических навыков учащихся на уроках изобразительного искусства и кружковой работе

Развитие графических навыков учащихся на уроках изобразительного искусства и кружковой работе

Развитие графических навыков учащихся на уроках изобразительного искусства и кружковой работе

Развитие графических навыков учащихся на уроках изобразительного искусства и кружковой работе

Развитие графических навыков учащихся на уроках изобразительного искусства и кружковой работе

Развитие графических навыков учащихся на уроках изобразительного искусства и кружковой работе

Развитие графических навыков учащихся на уроках изобразительного искусства и кружковой работе

Развитие графических навыков учащихся на уроках изобразительного искусства и кружковой работе

Развитие графических навыков учащихся на уроках изобразительного искусства и кружковой работе

Развитие графических навыков учащихся на уроках изобразительного искусства и кружковой работе

Развитие графических навыков учащихся на уроках изобразительного искусства и кружковой работе

Развитие графических навыков учащихся на уроках изобразительного искусства и кружковой работе

Развитие графических навыков учащихся на уроках изобразительного искусства и кружковой работе

Развитие графических навыков учащихся на уроках изобразительного искусства и кружковой работе

Развитие графических навыков учащихся на уроках изобразительного искусства и кружковой работе

Развитие графических навыков учащихся на уроках изобразительного искусства и кружковой работе

Развитие графических навыков учащихся на уроках изобразительного искусства и кружковой работе

Развитие графических навыков учащихся на уроках изобразительного искусства и кружковой работе

Развитие графических навыков учащихся на уроках изобразительного искусства и кружковой работе

Развитие графических навыков учащихся на уроках изобразительного искусства и кружковой работе

Развитие графических навыков учащихся на уроках изобразительного искусства и кружковой работе

Развитие графических навыков учащихся на уроках изобразительного искусства и кружковой работе

Развитие графических навыков учащихся на уроках изобразительного искусства и кружковой работе

Развитие графических навыков учащихся на уроках изобразительного искусства и кружковой работе

Развитие графических навыков учащихся на уроках изобразительного искусства и кружковой работе

Развитие графических навыков учащихся на уроках изобразительного искусства и кружковой работе

Развитие графических навыков учащихся на уроках изобразительного искусства и кружковой работе

Развитие графических навыков учащихся на уроках изобразительного искусства и кружковой работе

Развитие графических навыков учащихся на уроках изобразительного искусства и кружковой работе
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
10.09.2019