Развитие познавательного интереса к географии через использование творческих заданий
Оценка 5
Карточки-задания
docx
география
6 кл—7 кл
02.06.2017
Разработка творческих заданий по географии для 6, 7 классов предназначена учителю при подготовке уроков как вводного, так и обобщающего плана. Творческие задания активизируют эмоционально-волевые и интеллектуальные психические процессы, способствуют формированию творческих возможностей школьников. Решение творческих заданий на уроках географии связано с формированием определённой гибкости мышления, умением и готовностью рассматривать нестандартные и проблемные географические ситуации.Творческие задания по географии для 6, 7 классов
развитие познавательного интереса.docx
РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА К ГЕОГРАФИИ ЧЕРЕЗ
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТВОРЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ
(разработка творческих заданий по географии для 6, 7 классов
Прониной Натальи Алексеевны – учителя географии МОУ «Макарьевская средняя
общеобразовательная школа» г. Свирск)
Формирование и развитие познавательных интересов – часть широкой проблемы
всесторонне развитой личности. Поэтому эта проблема в школе имеет социальное,
педагогическое и психологическое значение.
С чего начинается рабочий день учителя? С урока. Какую цель ставим мы на уроке?
Конечно, первое, что мы хотим, – это усвоение знаний, выработка умений в пределах учебной
темы. Но для меня одновременно главное, чтобы ученикам было интересно. Именно это – залог
прочных знаний учащихся. Так что же такое интерес? «Интерес – это активная познавательная
направленность человека на тот или иной предмет, явление, деятельность, созданная с
положительным эмоциональным отношением к ним» (В.А. Крутицкий). Интересы людей
чрезвычайно разнообразны. Познавательный интерес – это особый вид интересов человека.
«Познавательный интерес – это избирательная направленность личности, обращенная к области
познания, к ее предметной стороне и самому процессу овладения знаниями» (Г.И. Щукина).
Познавательный интерес начинается задолго до школы, в семье. Его возникновение
связывают с появлением у детей таких вопросов, как «Почему?», «Отчего?», «Зачем?». Интерес
выступает первоначально в форме любопытства. К концу дошкольного возраста под влиянием
старших у ребенка формируется интерес к учению в школе: он не только играет в школу, но и
делает успешные попытки овладеть чтением, письмом, счетом и т. д.
В начальной школе познавательные интересы углубляются. С течением времени они
дифференцируются: одним больше нравится математика, другим – чтение и т.п. При переходе
детей из начальной школы в среднюю отмечается тревожный факт: интерес к учению от класса к
классу уменьшается, несмотря на то, что интерес к явлениям и событиям окружающего мира
продолжает развиваться.
Интерес (в том числе и познавательный) можно определить как эмоционально
познавательное отношение (возникающее из эмоционального переживания) к предмету или
непосредственно мотивированной деятельности, отношение, переходящее при благоприятных
условиях в эмоциональнопознавательную направленность личности.
Выделяют следующие признаки познавательного интереса у учащихся:
активное включение в учебную деятельность, в восприятие познавательного
материала, сосредоточенность на нем, отсутствие отвлечений;
преобладание непроизвольного внимания;
возникновение вопросов в процессе учебной деятельности;
желание самостоятельно выполнять задание;
поиск дополнительной информации по заинтересованной теме и т.д.
Показателями познавательной активности учащихся в учебной деятельности являются:
вопросы учащихся к учителю, критичность, стремление уяснить причину изучаемого явления,
выбор сложных заданий, самоконтроль, самоанализ и самооценка собственных познавательных и
практичных действий и т.д.
Д.Б. Богоявленская вместо термина «познавательная активность» использует термин
«интеллектуальная активность», о которой можно судить по многим действиям. Вопросы
ученика, обращённые к учителю, более всего знаменуют познавательный интерес. Вопрос
выражает стремление постичь ещё неясное, глубже проникнуть в предмет своего интереса.
Равнодушный к учению ученик не задаёт вопросов, его интеллект не тревожат нерешённые
вопросы. Показателем интеллектуальной активности являются и стремления учащихся по собственному побуждению участвовать в деятельности, в обсуждении поднятых на уроке
вопросов, в дополнениях, поправках ответов товарищей, в желании высказать свою точку зрения.
Ещё один очень ценный для интереса показатель – стремление поделиться с
товарищами, учителем новой информацией, почёрпнутой из различных источников за пределами
обучения. Вот почему я считаю, что одним из действенных средств развития познавательного
интереса учащихся являются творческие задания. Воспитанию стремления к творчеству следует
уделять пристальное внимание на всех этапах обучения. Каждый предмет школьного курса
способен внести свою долю воздействия на творческий облик учащегося. География
представляет для этого исключительные возможности.
Творческие задания активизируют эмоциональноволевые и интеллектуальные
психические процессы, способствуют формированию творческих возможностей школьников.
Решение творческих заданий на уроках географии связано с формированием определённой
гибкости мышления, умением и готовностью рассматривать нестандартные и проблемные
географические ситуации.
Выполняя творческие задания, учащиеся смогут узнать об увлекательных вещах, часто
остающихся за страницами школьных учебников, попробовать свои силы в решении интересных
задач, научиться самостоятельно работать с книгой и грамотно излагать свои мысли. Творческие
задания на уроках географии являются как раз тем материалом, на котором учитель будет
решать важнейшую задачу преподавания географии – развитие географического мышления и
познавательной активности. Хочу отметить, что я не готовлю творческие задания персонально
для способных. Задания творческого характера даются всему классу.
Подавляющее большинство учащихся, как правило, стараются работать изо всех сил,
используя все свои возможности и способности. Приведу примеры тех творческих заданий,
которые использую в своей практике.
задачи на поиск закономерностей;
задачи на сообразительность и внимание;
составление географических задач;
разработка географических проектов;
составление географических кроссвордов, ребусов;
написание сказок, действующими лицами которых являются географические
понятия;
Выполнение творческих работ позволяет повысить интерес к изучаемым темам даже у
слабых учащихся. Как правило, задания подобного типа не вызывают у них трудностей,
повышают интерес к географии и помогают сделать «нелюбимый» предмет доступным.
сообщения, доклады, рефераты;
рисунки или аппликации.
Сильные же ученики, благодаря творческим работам, овладевают способностью
переводить сложный географический материал в мир фантазий и красок. Данные задания
позволяют:
показать красоту географии, её взаимосвязь с общечеловеческой культурой;
улучшают эмоциональное состояние учащихся;
повышают их интеллектуальное развитие.
Создание творческих заданий является творчеством и самого учителя. Без него
невозможно творчество учеников. Приведу примеры применения мною творческих заданий на
различных этапах урока и разных классах. 6 класс
Задание на определение географических координат
«Где пират зарыл свой клад?» По географическим координатам определите, на каких островах
побывал пират. Сокровища пирата находятся на острове, состоящем из двух слов.
1
2
Координаты
острова
0° ш. 115° в.д.
Координаты
острова
50° с.ш. 143°
в.д.
3
4
Координаты
острова
70° с.ш. 40° з.д.
Координаты
острова
70° с.ш. 40° з.д.
5
6
Координаты
острова
53° с.ш. 4° з.д.
Координаты
острова
5° ю.ш. 140° в.д. Задание на определение географических координат
На каких островах и полуостровах побывал
путешественник? Определите их с помощью
координат и запишите в таблицу
Координаты острова
1.20° ю.ш. 45° в.д.
2.0° ш. 115° в.д.
3.40° ю.ш. 175° в.д.
4.70° с.ш. 40° з.д.
5.65° с.ш. 18° з.д.
Координаты полуострова
1.15° с.ш. 105° в.д.
2.55° с.ш. 70° з.д.
3.25° с.ш. 45° в.д.
4.58° с.ш. 160° в.д.
5.17° с.ш. 76° в.д.
Название острова
Название полуострова
Задание на определение географических координат
Через какой пролив можно попасть…
(определите проливы с помощью
координат и запишите
в таблицу)
1. Из Атлантического океана в Тихий океан
Координаты пролива Название пролива
53° ю.ш. 70° з.д.
2. Из Тихого океана в Атлантический океан
Координаты пролива Название пролива 9° с.ш. 80° з.д.
3. Из Средиземного моря в Атлантический океан
Координаты пролива Название пролива
35° с.ш. 7 ° з.д.
4. Из Тихого океана в Северный Ледовитый океан
Координаты пролива Название пролива
65° с.ш. 170 ° з.д.
Задание на определение географических координат
По физической карте мира
определите географические
объекты по их координатам
1. В 1896 г. английский путешественник Давид Ливингстон совершил замечательное открытие в
точке 18º ю.ш. 26º в.д.
2. Самый высокий водопад мира низвергается с высоты 1054 м. Он находится в точке с
координатами 6º с.ш. 61ºз.д.
3. Этот остров имеет несколько названий – Рапа – Нуи, Вайгу, но чаще его обозначают под
другим названием. Каким? Координаты острова 27º ю.ш. 109ºз.д.
4. Африканцы называют эту гору «Горой божества холода». Определите ее, если координаты
горы 3º ю.ш. 38º в.д.
5. Один из самых крупных вулканов с высотой 3794 м находится на материке … с координатами
78º ю.ш. 178º з.д.
6. На этом острове с координатами 8º ю.ш. 140º в.д. русский путешественник Миклухо – Маклай
изучал обычаи и традиции папуасов.
7. Этот пролив, координаты которого 57º ю.ш. 70º з.д. открыл мореплаватель, которого
называли «Пират ее Величества». Его именем был назван этот географический объект Большинство героев романов
знаменитого французского
писателя Жюля Верна –
неутомимые путешественники. Их
маршруты проходили по всем
материкам и океанам Земли.
Выполняя задания, вы
познакомитесь с некоторыми из
них
1. Потерпевший кораблекрушение капитан Грант сумел добраться до острова с координатами
20º ю.ш. 159º з.д. Назовите этот остров.
2. Шхуна «Пилигрим» находилась под 44º ю.ш. 175º з.д. В каком океане и на какие острова
попали герои романа «Пятнадцатилетний капитан» ?
3. Из какого города отправились герои романа «Таинственный остров» в путешествие на
воздушном шаре, если его координаты 38º с.ш. 78º з.д.
4. С какого острова герои романа «Пять недель на воздушном шаре» поднялись в воздух. Его
координаты 20º ю.ш. 45º в.д.
Задание на определение географических объектов («Части Мирового океана»)
Совершите кругосветное путешествие (круиз) через заданные точки и
определите по карте географические объекты (острова, полуострова,
заливы, проливы, каналы, моря), через которые пройдёт маршрут. Что можно
интересного узнать об этих объектах? (историю, достопримечательности,
народы и т.д.). Проложите (пунктирной
линией) на карте маршрут кругосветного путешествия по водам океана
таким образом, чтобы побывать во всех точках, обозначенных на ней.
Определите порт-пункт старта и финиша путешествия и обозначьте его на
карте. Задание на определение частей Мирового океана по иллюстрациям: залив, пролив, остров,
полуостров, архипелаг («Части Мирового океана»)
1
4
2
5
3
6 7
1
0
8
1
1
9
1
2
7 класс
Задание на определение занятий населения
По фотографиям определите вид поселения и род занятий людей (используйте учебник).
Город
Сельское поселение
Добывающая
промышл–сть
Обрабатывающая
пром–сть
Сельское хозяйство
Услуги
Подчеркните правильный ответ
Город
Сельское поселение
Добывающая промышл–
сть
Обрабатывающая пром–
сть
Сельское хозяйство
Услуги
Город
Сельское поселение
Добывающая
промышл–сть
Обрабатывающая
пром–сть
Сельское хозяйство
Услуги Город
Сельское поселение
Добывающая
промышл–сть
Обрабатывающая
пром–сть
Сельское хозяйство
Услуги
Город
Сельское поселение
Добывающая промышл–
сть
Обрабатывающая пром–
сть
Сельское хозяйство
Услуги
Город
Сельское поселение
Добывающая
промышл–сть
Обрабатывающая
пром–сть
Сельское хозяйство
Услуги
Город
Сельское поселение
Добывающая
промышл–сть
Обрабатывающая
пром–сть
Сельское хозяйство
Услуги
Город
Сельское поселение
Добывающая промышл–
сть
Обрабатывающая пром–
сть
Сельское хозяйство
Услуги
Город
Сельское поселение
Добывающая
промышл–сть
Обрабатывающая
пром–сть
Сельское хозяйство
Услуги
Задание на определение географических объектов
Путешествия на острова
Задание № 1.
Определите географические объекты по картам из космоса и
подпишите их:
(Канарские о., Тенерифе; о. Гренландия; п-ов Камчатка; о.
Мадагаскар) 1
2
3
4
Задание № 2.
Укажите соответствующие данным объектам фотографии, записав
номер географического объекта под фотографией
Задание: в тетради (или распечатать) описать по плану горы Анды, используя учебник,
Задание по теме «Рельеф Южной Америки»
атлас, дополнительную литературу Географическое положение.
Происхождение В
какой части материка находятся горы Анды. Как
они образовались.
Направление гор. Протяженность
В каком направлении протягиваются горы Анды?
Вычислите протяженность гор (в километрах).
Вулканизм в Андах
Почему в Андах находится много вулканов?
Назовите действующие и потухшие вулканы. Какая
вершина Анд является самой высокой. Назовите её
высоту. Что вам о ней известно?
Полезные ископаемые гор Анды
Назовите полезные ископаемые гор. Объясните
закономерность их размещения.
Климат гор Анд
Через какие климатические пояса проходят горы
Анды (с севера на юг). Какая климатическая
закономерность прослеживается в горах? Какая
знаменитая пустыня находится в горах Анды? Чем
она известна?
Страны
В каких странах находятся горы Анды? Найдите
самые высокогорные города мира в Андах.
Задание на обобщающее повторение по теме «Австралия» 1.В пропущенные места вставьте слова.
Материк Австралия от экватора находится в ________ полушарии. Почти посередине
его пересекает ______ тропик. Самой северной точкой материка является ________. С
юга в материк глубоко вдаётся _______ залив. С севера – залив _______ . Южнее
материка расположен остров ________ , который раньше был частью Австралии. По
всему восточному побережью проходит горная цепь _________. Здесь же находится
самая высокая вершина _________ , высота которой достигает ________ метров.
Самой полноводной рекой Австралии является __________ , а самой длинной ________.
Для Австралии характерны пересыхающие реки _______ . Большинство озер соленые и
пересыхающие. Самым крупным является озеро ________.
Государство, которое занимает целый материк называется _______. Его столица –
город _______ . Коренных жителей материка называют _________ .
3.Определите по описанию животных Австралии.
1.Лазающее сумчатое древесное млекопитающее, употребляющее в пищу
листья эвкалипта…
2.Сумчатый грызун, обитатель австралийских саванн…
3.Бегающая птица, родственник эму, питается плодами и семенами
деревьев…
4.Яйцекладущее млекопитающее, обитает по берегам водоемов, передняя
часть лица вытянута в плоский клюв…
5.Хищник, не являющийся коренным обитателем материка…
2.Определите географические объекты Австралии (без помощи атласа)
1.Море
2.Залив
3.Полуостров
4.Море
5.Пустыня
6.Низменност
ь
7.Хребет
8.Река
9.Залив
10. Пролив
11.Остров
Развитие познавательного интереса к географии через использование творческих заданий
Развитие познавательного интереса к географии через использование творческих заданий
Развитие познавательного интереса к географии через использование творческих заданий
Развитие познавательного интереса к географии через использование творческих заданий
Развитие познавательного интереса к географии через использование творческих заданий
Развитие познавательного интереса к географии через использование творческих заданий
Развитие познавательного интереса к географии через использование творческих заданий
Развитие познавательного интереса к географии через использование творческих заданий
Развитие познавательного интереса к географии через использование творческих заданий
Развитие познавательного интереса к географии через использование творческих заданий
Развитие познавательного интереса к географии через использование творческих заданий
Развитие познавательного интереса к географии через использование творческих заданий
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.