Развитие познавательного интереса в процессе изучения географии
Оценка 4.9

Развитие познавательного интереса в процессе изучения географии

Оценка 4.9
Аудио +1
doc
география
11 кл
15.09.2017
Развитие познавательного интереса в процессе изучения географии
География занимает особое место среди школьных дисциплин. Этот предмет создаёт у учащихся представление о мире. География показывает гуманистическую сущность научных знаний, подчёркивает их нравственную ценность, формирует творческие способности учащихся, их мировоззрение, но при условии, если в процессе обучения будет сформирован интерес к знаниям. Обучение должно быть построено так, чтобы ученик понимал и принимал цели, поставленные учителем, был активным участником их реализации. Среди множества путей реализации воспитания у школьников познавательного интереса одним из наиболее эффектных является организация игровой деятельности. Познавательный интерес – это психологическое понятие, характеризуется как сложное отношение человека к предметам и явления окружающего мира, в котором выражено стремление к всестороннему глубокому изучению. Познавательный интерес проявляется как избирательная направленность психологических процессов человека на объекты окружающего мира, и как стремление личности заниматься определённой деятельность. Формирование познавательной деятельности осуществляет по двум причинам: а) само содержание учебных предметов. б) путём познавательной деятельности учащихся.
интерес гео.doc
РАЗВИТИЕ   ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО   ИНТЕРЕСА   В   ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ГЕОГРАФИИ География   занимает   особое   место   среди   школьных   дисциплин.   Как учебный предмет она создаёт у учащихся представление о научной картине мира.   Являясь   основой   естественно­научного   цикла   школьных   дисциплин, география   показывает   гуманистическую   сущность   научных   знаний, подчёркивает их нравственную ценность, формирует творческие способности учащихся, их мировоззрение и может быть достигнуто при условии, если в процессе обучения будет сформирован интерес к знаниям.       Обучение  нужно  строить  так, чтобы  ученик  понимал  и принимал  цели, поставленные учителем, и был активным участником их реализации. Среди множества   путей   реализации     воспитания   у   школьников   познавательного интереса   одним   из   наиболее   эффектных   является   организация   игровой деятельности. Познавательный интерес – это психологическое понятие, характеризуется как сложное отношение человека к предметам и явления окружающего мира, в котором   выражено   стремление   к   всестороннему   глубокому   изучению, познаванию их существенных свойств.  Познавательный   интерес   проявляется   как   избирательная   направленность психологических процессов человека на объекты окружающего мира, и как стремление личности заниматься определённой деятельностью, и как стимул к действию. Формирование познавательной деятельности осуществляет по двум причинам:  а) само содержание учебных предметов.  б) путём познавательной деятельности учащихся. При подготовки к уроку необходимо из содержания учебной информации отобрать такую:  1. Чтобы она поражала воображение учащихся, заставляла их удивляться и   задумываться.   Удивление   у   детей   вызывает   более   острое сосредоточенное   внимание,   вызывает   любопытство.   Удивление   в сочетании   с   любопытство   возбуждает     активную   мыслительную деятельность. Так, первый урок по географии в 7 классе я провожу в компьютерном   кабинете,   где   начинаю   вводный   урок   с   демонстрации обучающего диска: просматриваем короткие видеоклипы о материках, приглашаю ребят попытаться сделать практическую работу, где надо правильно   расположить   порта   на   побережьях   материков.   Каково   же удивление наблюдаешь у школьников, когда название порта «убегает» от заданного ребенком места, только «консультация» атласа помогает избежать   такого   казуса.   Недоверие   ребят   сменяется   чувством уверенности   в   своих   способностях,   когда   они   под   руководством преподавателя   и   самостоятельных   поисков   совершают   действия, позволяющие   правильно   выполнить   поставленную   задачу.   И   уже   они готовы к восприятию следующей порции информации. 2. Чтобы   знакомый   учебный   материал   подводил   учащихся   к   видению нового в нём. 3. Чтобы   учебная   информация   переводила   бы   учащихся   с   чисто житейских   представлений   на   уровень   научных   понятий.   В   этом отношении   у   предмета   «География»   много   преимуществ   перед остальными предметами, так как знания ребята получают в течение всей жизни, только теперь им приходится повседневные знания пояснять с научной точки зрения. 4. Необходимо   раскрыть   в   учебной   информации   историю   научных открытий,   что   заставляет   школьников   задуматься   над   огромными возможностями   человеческого   ума,  повышая   их   интерес   к   предмету. Для этой цели я использую обычный кубик, который на своих гранях имеет   портреты   ученых   и   путешественников.   Ребята,   бросая   кубик, рассказывают о научных открытиях в области географии ученных или путешественников, чей портрет при этом выпал на верхней грани.  5. Показать в учебной информации достижения географии, как источника для развития других наук.  6. Учебный   материал   должен   нацеливать   учащихся   на   использование полученных знаний в жизни, в практике людей.  7. Подбирать такую информацию или заданий для учащихся в структуре урока,  чтобы   каждый   его   этап   вызывал   у   них   эмоционально­волевой подъём: ­ эффектное начало урока; ­ оригинальная форма опроса; ­   в   процессе   объяснения   нового   материала   требуется   выделить, эмоционально окрасить отдельные слова, мысли, предложение; ­ подчеркнуть, как можно использовать схемы, рисунки; ­   учатся   составлять   план   своего   ответа   и   рецензию   на   ответ   другого ученика, указывают на недочеты в ответах; ­ домашнее задание должно быть дифференцированным.  Какими же средствами можно вызвать удивление, поразить воображение, заставить задуматься?  а) красочным оформлением таблиц, рисунков, схем, записей на доске; б)   вступительным   словом   учителя,   создавшего   ситуацию,   которая заставляет ребёнка задуматься. Особенно в этом помогают литературные произведения. Прочитанное стихотворение   с   содержанием   темы   урока   по   географии,   производит большой эффект, чем текст параграфа. А отрывок, в котором содержится информация о нахождении клада, интересен уже сам по себе и заставляет задуматься ребят о тех важных моментах, которые могут помочь найти клад. И убеждают учащиеся, что описать место нахождения клада не так уж просто. в) удивление и интерес вызывают у детей занимательно сформулированные вопросы, задачи, загадки и т. д.  Более сложной задачей для учителей является задача удержать интерес к географии, сделать его стойким и постоянным. А для этого нужно, чтобы дети не растеряли те чувства удовольствия, которые уже возникли у них. Поддерживая интерес различными средствами, приёмами, надо постоянно воспитывать. Это очень сложный, длительный процесс и зависит главным образом от нас учителей. В процессе нет готовых рецептов, однако есть некоторые   общие   положения,   которые   не   новы,   но   которых   следует придерживаться в процессе воспитания интереса  к  географии.  1. Надо   добиться   максимальной   деятельности   каждого   ученика   – организаторской,   трудовой,   особенно,   мыслительной   для   выполнения всевозможных заданий. 2. Материал должен быть понятен каждому ученику. 3. Для поддержания интереса во всяком новом должны быть элементы старого, известного. Существуют   следующие   приёмы,   методы,   формы   для   развития   и поддержания познавательного  интереса. Во­ первых ­ это   занимательность     самих   задач,   вопросов,   заданий. Педагогически   оправданная     занимательность   имеет   целью   привлечь внимание     детей,     усилить     его,     активизировать     их       мыслительную деятельность,     несет   элементы   игры,   остроумия,   праздничности   и служит  основой   воспитания   в  сознании  ребят  чувства  прекрасного  в географии. Во­   вторых   ­     для   формирования     устойчивого     интереса         большое значение   имеют  игры.  Содержание   дидактических   игр   способствуют либо     развитию     мышления,   либо   вычислительных   заданий,   навыков решения  задач по географии и  т.  д.    Деловые     игры     дают     возможность     проявлять     высокие     моральные качества    личности  в  соответствии  с той  ролью,   которую  они   играют (Мефистофиля   или   Фауста,   медика   или       эколога).   Игра, поражая воображение  детей,    делает   урок    эмоционально    насыщенным,  вносит бодрый  настой   в  коллектив,   учит  четкой   речи,  умению    сравнивать, сопоставлять,  делать  обобщение   и  выводы.   В   третьих ­   важным   средством   воспитания   интереса   к географии являются   логические  упражнения,  логические  игры. Они позволяют в опоре на жизненный опыт, строить правильные суждения, знакомятся   с   применением   законов   и   правил   логики,   с   применения логических приёмов: анализа и синтеза, сравнения и умозаключения. В   четвёртых   ­   самой     действенной,   благодатной   и,   не   заменимой, важнейшей   формой   работы   по   формированию   интереса   к   географии является внеклассная работа. Она не регламентирована программой , не ограничена во времени, строгими правилами проведения, как на уроке.  Не требует постоянного состава учащихся, сдерживания эмоций учащихся, позволяет использовать все многообразия форм и методов для проведения занятий.          Остановимся на рассмотрении игровой деятельности. Игра, умение и труд является  основными видами деятельности человека.  Игру   можно   назвать   одним   из   чудес   света,   так   как   в   ней   заложены огромные воспитательные и образовательные возможности. В процессе игр дети   приобретают   самые   различные   занятия   о   предметах   и   явлениях окружающего мира. Игры   развивают   детскую   наблюдательность   и   способность   различать отдельные свойства  предметов, выявлять их  существование признаки.   Любая игра должна способствовать решению основной учебной  задачи, например закреплению знаний, лучшему усвоению решения  задач и др. Только в таком случае игра оказывается обучающим элементом урока. Простые   игральные   карты   можно   использовать   в   качестве   проверки знаний по теме. Игра состоит в том, что двое играющих имеют одинаковое количество   вопросов   и   ответов.   По   очереди   они   «подбрасывают» сопернику вопрос, а тот среди имеющихся ответов выбирает правильный и кладёт сверху вопроса. Роль учителя заключается в том, чтобы в конце игры проверить правильность ответов. Играть может и один человек, тогда внешне игра напоминает пасьянс. И каким бы лёгким это занятие не казалось, очень часто слабые ученики  допускают   ошибки.   И,   видя   «лёгкие»   пятерки   своих   товарищей,   они добиваются успеха, выучив материал по данной теме. Однако сочетания познавательного элемента урока и игрового элемента представляет собой определённую трудность при составлении дидактических игр.   Сначала   внимание   ученика   на   уроке,   как   правило,   направлено   на игровое   действие,   а   затем   в   процессе   игры   незаметно   для   себя   он включается в процесс изучения какого­либо материала. Интерес к игре как к занимательному занятию постепенно переключается на учебное занятие. Так   при   изучении   темы   «Географические   открытия»  урок   начинается   с того,   что   ребята   бросают   кубик   и   рассказывают   о   путешественниках, которые   внесли   свой   вклад   в   изучение   нашей   планеты   Земля.   Учитель, добавляя   ответы,   незаметно   начинает   рассказ   о   том,   как   используются открытия в жизни общества, а затем простое закрепление превращается в «Аукцион по продаже пятёрок». И так, чередуя игру с вполне серьёзными заданиями, учитель подходит к финалу и раздаёт кроссворды, где одними знаниями, полученными на уроке не обойтись. И если кто­то терпит на уроке «поражение»,  то на следующем  занятии   его  не  узнать. На  любой вопрос   из   кроссворда   он   даёт   ответ,   потому   что   до   этого   побывал   в библиотеке, расспросил родителей или товарищей.  Не следует преувеличивать образовательного значения дидактических игр,  так  как они не могут быть источником  систематических  и  точных знаний.   Игры   хороши   в   системе   с   другими   формами   обучения, использование которых должно в конечном итоге преследовать следующие цели: учитель должен дать детям знания, соответствующие современному уровню   развития   науки,   он   должен   их   научить   приобретать   знания самостоятельно,  Педагогическая   наука   предъявляет   определённые   требования   к организации игр в процессе обучения. Это:  1. Игра   должна   основываться   на   свободном   творчестве   и самостоятельности учащихся. 2. Игра должна вызывать только положительные эмоции. 3. Игры должны быть доступны и привлекательны. 4. Цель игры должна быть достижимой, а её оформление – красочным и разнообразным.  5. В   игре   обязателен   элемент   соревнования   между   командами   или отдельными группами ­ участниками.            Этими же  принципам приходится пользоваться и во время внеклассных мероприятиях,   где     обязательно   вывешивается   экран,   отражающий   успех каждого класса, причём номер класса не указывается, а есть только название команды.   И,   несмотря   на   всю   серьёзность   решаемых   проблем,   ребята   все делают легко, словно играя, дух соревнования не только пробуждает азарт, но стирает   даже   возрастные   грани.   И   бегут   за   справочной   литературой пятиклашки, чтобы ответить на не сложные вопросы по географии, которые рассматриваются в старших классах.   6. Игра организуется с целью обобщения и систематизации знаний, эти уроки не должны превращаться в развлечения. Очень   важная   роль   при     организации   и   проведении     игр   отводится учителю. Наибольшего эффекта  можно добиться, если следовать педагогике сотрудничества. Как правило, идея игры исходит от учителя, но можно объявить конкурс на лучшую игру по географии. Контроль и руководство учителя   не   должны   превращаться   в   подавление   инициативы   и самостоятельности   учащихся.   После   проведения   нескольких   игр   учитель может отойти от роли ведущего и уступить её ученику.             Для любой игры очень трудно подобрать учебный материал, который отвечал бы всем требованиям, предъявляемым к играм, и поддерживал бы интерес учащихся в течение всей игры. Игры должны быть очень разнообразны как   по   содержанию,   так   и   по   форме   проведения.   Большинство   игр, проводимых   в   школе,   адресуется   учащимся   7­8   классов,   однако   и старшеклассники с удовольствием участвуют в игре и всегда относятся к ней серьезно.   В   этом   я   еще   раз   убедилась,   когда   старшеклассники   «рвались» поиграть   в   «Золотую   рыбку»,   где,   вылавливая   рыбку,   на   ее   теле   записан вопрос, на который необходимо ответить.       Но игра обречена, если у учащихся слабые знания, она затягивается и становится   не   интересной.   Особо   важна   активность   учащихся   во   время проведения игры. Иначе учитель не получит желаемого результата от урока, а время, отведённое для игры, окажется просто потерянным.                     Существуют   игры,   у   которых   само   содержание   активизирует деятельность   учащихся.   К   ним   относятся   все   сюжетные   игры   и   игры   – путешествия.   Содержание   настольных   игр   не   всегда   вызывает   активность учащихся. Такая игра не носит коллективный характер. Используя настольные игры, учитель должен во время их проведения продумывать пути активизации учащихся. Часто при закреплении темы урока раздаю ребятам географическое лото.   При   правильном   выборе   ответов   на   оборотной   стороне   должно получиться ключевое слово, которое очень хорошо помогает в этом случае. Чтобы избежать элемента угадывания, я ввожу два ключевых слова, одно из которых является термином по географии, а другое ­ нет.          Тогда ребята, чтобы избежать ошибки, стараются правильно выполнить задание. Дидактическая игра по географии во внеурочное время позволяет учителю   индивидуализировать   работу   на   уроке,   давая   задания,   которые посильны каждому учащемуся.   Игра     по   географии   способствует   развитию   наблюдательности,   умению видеть необычное в знакомых вещах, задавать себе вопросы о тех явлениях, с которыми встречаются в жизни, вырабатывать план реализации поставленной задачи и т.д.

Развитие познавательного интереса в процессе изучения географии

Развитие познавательного интереса в процессе изучения географии

Развитие познавательного интереса в процессе изучения географии

Развитие познавательного интереса в процессе изучения географии

Развитие познавательного интереса в процессе изучения географии

Развитие познавательного интереса в процессе изучения географии

Развитие познавательного интереса в процессе изучения географии

Развитие познавательного интереса в процессе изучения географии

Развитие познавательного интереса в процессе изучения географии

Развитие познавательного интереса в процессе изучения географии

Развитие познавательного интереса в процессе изучения географии

Развитие познавательного интереса в процессе изучения географии
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
15.09.2017