«Развитие познавательных интересов детей с нарушением интеллекта через музейные ценности социальной действительности».
Оценка 4.9
Презентации учебные
pptx
искусство
Детсад
05.07.2018
Презентация на тему: "Развитие познавательных интересов детей с нарушением интеллекта через музейные ценности социальной действительности.
Дети, полюбив и освоив музейное пространство, станут в старшем возрасте наиболее благодарными и восприимчивыми посетителями музейных выставок и культурных событий, приобретут познавательный интерес к «настоящему» музею.
МУЗЕЙ.pptx
«Развитие познавательных интересов детей с нарушением интеллекта через музейные ценности социальной действительности».
«Развитие познавательных интересов
детей с нарушением интеллекта
через музейные ценности
социальной действительности».
учитель – логопед:
Е.В.Чиркова
воспитатель:
О.И.Никитина
г.Усолье Сибирское
«Развитие познавательных интересов детей с нарушением интеллекта через музейные ценности социальной действительности».
Актуальность
Понятие «музейная педагогика» появилось в начале 80-х гг. и было
заимствовано из немецкой терминологии .Музеи рассматривают как
социально-эстетический феномен культуры (Н. Г. Макарова, 1987, Т.
А. Алешина, 1999); социокультурное пространство российской
провинции (А. Л. Филатова, 2000); оценивают в качестве
информационно-коммуникативной системы (С. В. Пшеничная, 2000).
Музейная педагогика в последние десятилетия приобретает большую
популярность в системе дошкольного образования и воспитания —
создаются музейные программы, выходят книги, разрабатываются
методические рекомендации (это работы М. Ю. Коваль, О. В.
Дыбиной). Осуществление музейно-педагогической деятельности,
как в условиях музейной среды, так и в условиях детского сада –
одна из задач развития личности ребенка-дошкольника. В этом
случае сама предметная среда окружающего мира играет роль
учителя и воспитателя.
За это короткое время сам термин и обозначаемая им деятельность
прочно вошли в педагогическую практику, об этом свидетельствуют
музейно-образовательные программы для воспитанников
образовательных учреждений.
Музейная педагогика является инновационной технологией в сфере
личностного воспитания детей, создающая условия погружения
личности в специально организованную предметно-
«Развитие познавательных интересов детей с нарушением интеллекта через музейные ценности социальной действительности».
Основной целью музейной педагогики
является: приобщение к музеям подрастающего
поколения, творческое развитие личности.
Конечно, в условиях детского сада невозможно
создать экспозиции, соответствующие требованиям
музейного дела. Поэтому и называются эти
экспозиции «мини-музеями». Часть слова «мини»
отражает возраст детей, для которых они
предназначены, размеры экспозиции и четко
определенную тематику такого музея.
Назначение создаваемых мини-музеев — вовлечь
детей в деятельность и общение, воздействовать
на их эмоциональную сферу. Психологические
исследования позволили увидеть, что у детей,
занимающихся в музейно-образовательном
пространстве, определенным образом
модифицируется мыслительная деятельность
детей, дети более свободно оперируют образами.
«Развитие познавательных интересов детей с нарушением интеллекта через музейные ценности социальной действительности».
Принципы музейной педагогики
При использовании музейной педагогики как инновационной
технологии в системе формирования культуры дошкольников
необходимо учитывать следующие принципы:
Наглядность
Доступность.
Динамичность.
Содержательность (материал должен иметь образовательно-
воспитательное значение для детей, вызывать в детях
любознательность).
Обязательное сочетание предметного мира музея с
программой, ориентированной на проявление активности
детей.
Последовательность ознакомления детей с музейными
коллекциями (в соответствии с задачами воспитания
дошкольников на каждом возрастном этапе).
Гуманизм (экспонаты должны вызывать бережное отношение
к природе вещей).
Поощрение детских вопросов и фантазий при восприятии.
Активность детей в усвоении музейного наследия, которая
проявляется на уровне практической деятельности как
отражении полученных знаний и впечатлений в продуктах
собственного творчества, в продуктивной деятельности
(рисовании, лепке, сочинении историй).
«Развитие познавательных интересов детей с нарушением интеллекта через музейные ценности социальной действительности».
Задача дошкольного педагога заключается в том, чтобы научить ребёнка
распознавать эти скрытые в предметах смыслы. Решившись на этот шаг,
необходимо осознать и сформулировать ближайшие задачи:
Учить ребёнка видеть и понимать реальные причины зависимости;
Формировать понимание взаимосвязи и причастности о труде людей,
значимости профессий посредством общения с памятниками истории
и культуры;
Расширять знания об окружающей действительности, обогащая
чувственный опыт ребенка;
Формировать способность к воссозданию образа соответствующей
эпохи на основе общения с культурным наследием, т.е. к
художественному восприятию действительности;
Обогащать чувственный опыт детей: учить рассматривать, наблюдать,
узнавать на ощупь.
«Развитие познавательных интересов детей с нарушением интеллекта через музейные ценности социальной действительности».
«Экскурсия в музей природы»
«Развитие познавательных интересов детей с нарушением интеллекта через музейные ценности социальной действительности».
Дети и родители – участники
выставки в Краеведческом музее.
(экскурсия в музей)
Дети и родители – участники выставки
(экскурсия)
«Развитие познавательных интересов детей с нарушением интеллекта через музейные ценности социальной действительности».
«Развитие познавательных интересов детей с нарушением интеллекта через музейные ценности социальной действительности».
«Развитие познавательных интересов детей с нарушением интеллекта через музейные ценности социальной действительности».
Организация минимузея в подготовительной группе в детском саду
В настоящее время проявляется всё больший интерес к традициям, истории, культуре своей малой
родины.
В ДОУ решаются задачи по раннему приобщению детей к народной культуре, познанию прошлого.
Одна из форм ознакомления детей с родным краем – организация в детских садах этнографических
комнат, минимузеев.
Музей – это особое, специальное организованное пространство ДОУ, способствующее расширению
кругозора и ребёнка, и взрослого, повышению образованности, воспитанности, приобщению к вечным
ценностям.
Включение музеев в образовательный процесс – дело не такое простое, как может показаться на
первый взгляд.
Чтобы воспользоваться музейной педагогикой, необходимо следовать определённым правилам.
Правило первое.
К посещению музея необходимо серьёзно, целенаправленно готовиться, а потом закрепить
полученные знания и впечатления. Ребёнок не подготовлен к восприятию сложного символического
языка музея. Задача педагога состоит в том, чтобы помочь маленькому человечку в этой непростой и
очень важной познавательной деятельности.
Правило второе.
Необходимо четко осознавать конечную задачу своей деятельности – формирование творческой
личности, способной заинтересованно воспринимать культурное наследие и сознавать свою
ответственность не только за его сохранение, но и за приумножение и передачу этого наследия
другим поколениям.
Создание минимузея – трудоёмкая работа, которая состоит из нескольких этапов.
«Развитие познавательных интересов детей с нарушением интеллекта через музейные ценности социальной действительности».
1 этап.
Постановка целей и задач перед родителями воспитанников детского сада. Этот этап включает в
себя проведение таких мероприятий, как:
родительские собрания; консультации индивидуальная работа.
2 этап.
Выбор помещения для расположения экспонатов (временно)
Необходимо учитывать количество посетителей и экспонатов.
3 этап.
Сбор экспонатов и регистрация их в каталоге.
4 этап.
Оформление минимузея, которое требует соблюдения ряда условий:
оформление уголка с учётом эстетических норм;
наличие детской мебели для проведения игр, занятий;
соблюдение правил безопасности, гигиенических норм.
5 этап.
Разработка тематики и содержания экскурсий и занятий для ознакомления детей с
экспонатами.
6 этап.
Разработка перспективнотематического плана работы, в котором предусматривались не
только занятии с детьми, но и мероприятия для родителей, а также конкурсы и выставки.
Также материалы для проведения анкетирования, диагностики.
7 этап.
Выбор экскурсоводов. Ими могут быть педагоги, воспитанники и их родители.
«Развитие познавательных интересов детей с нарушением интеллекта через музейные ценности социальной действительности».
СОЦИАЛЬНО
КОММУНИКАТИВ
-
НОЕ
ХУДОЖЕСТВЕ
ННО
ЭСТЕТИЧЕСКО
-
Е
РАЗВИТИЕ
ПОЗНАВАТЕЛЬ
НОЕ
РАЗВИТИЕ
ИНТЕГРАЦИЯ
ОБРАЗОВАТЕЛ
ЬНЫХ
ОБЛАСТЕЙ
РЕЧЕВОЕ
РАЗВИТИЕ
«Развитие познавательных интересов детей с нарушением интеллекта через музейные ценности социальной действительности».
«Чудо-цветок» -
знакомство со строением
и разнообразием цветов,
значением цветов в
жизни людей;
необходимость
бережного отношения к
природе;
«Развитие познавательных интересов детей с нарушением интеллекта через музейные ценности социальной действительности».
«Моя любимая
игрушка» знакомство
с разнообразием
игрушек;
необходимость
бережного отношения к
игрушке.
«Развитие познавательных интересов детей с нарушением интеллекта через музейные ценности социальной действительности».
«Развитие познавательных интересов детей с нарушением интеллекта через музейные ценности социальной действительности».
Результативность реализации технологии
музейной педагогики в условиях ДОУ
Результативность заключается в следующем:
У ребенка появляется шанс стать человеком, с
детства приобщенным к культуре и к одному из
ее замечательных проявлений - музею.
Дети, полюбив и освоив музейное пространство,
станут в старшем возрасте наиболее
благодарными и восприимчивыми посетителями
музейных выставок и культурных событий,
приобретут познавательный интерес к
«настоящему» музею.
У детей формируется ценностное отношение к
истории, появляется интерес к музеям и
выставкам, развивается эмоциональный отклик.
«Ребенок приобретает ощущение уверенности
подъема «еще на одну ступеньку».
«Развитие познавательных интересов детей с нарушением интеллекта через музейные ценности социальной действительности».
Литература:
1. Байдина Е.А. Мини-музей в ДОУ как средство
патриотического воспитания» //Справочник
старшего воспитателя. – 2013. - № 2. - С. 32-37.
2. Трунова, М. Секреты музейной педагогики: из
опыта работы // Дошкольное воспитание. - 2006. -
N 4. - С. 38-42.
3. Чумалова, Т. Музейная педагогика для
дошкольников // Дошкольное воспитание. - 2007.
- N 10. - С. 44-50.
«Развитие познавательных интересов детей с нарушением интеллекта через музейные ценности социальной действительности».
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.