В гости к детям приходит Незнайка с просьбой помочь выбрать профессию. С помощью различных занимательных заданий дети рассказывают о профессиях, инструментах для каждой профессии. Отгадывают загадки о профессиях. Преобразовывают слова. По сюжетным картинкам составляют рассказ и несколько детей пересказывают его.
Развитие речи. Профессии
Цели и задачи - Расширить представлений о труде взрослых,
орудиях труда; развивать связную речь; формировать навык
словообразования (глаголов от существительных); расширить и
активизировать словарь по теме (Профессии, инструменты)
обогащать словарь за счет глаголов и существительных;
совершенствовать фонематический слух (выделение звука [у] из
ряда звуков, в слогах, в словах); развивать артикуляционную,
тонкую и общую моторику. Развивать восприятие, внимание, память,
мышление. Формировать положительное отношение к совместной
деятельности. Воспитывать чувство уважения к труду своих
родителей.
Демонстрационный материал: картинки с изображением различных профессий.
Кукла Незнайки, карточки с загадками, разрезная азбука – буквы, слоги, мяч.
Раздаточный материал: картинки с предметами в конвертах (для каждого ребенка).
Для воспитателя – халат и колпак доктора.
Ход занятия
Воспитатель
– Ребята, посмотрите – Незнайка к нам пришел. Грустный,
скучный, что то с ним происходит.
Незнайка
– Шел к вам в гости , смотрел по сторонам и заметил, что все
люди вокруг чем то заняты, все что-то делают, работают. Один Я
ничего не умею. Никак не выберу для себя занятие. Вы, наверное,
читали книгу обо мне. Знаете, что все малышки из сказочного
городка заняты своим делом – у них, как это называется?!!! А!!!
Профессия. А кем же мне стать, какую выбрать профессию?
Воспитатель
– Ребята, давайте поможем Незнайке, расскажем какие
есть профессии и что делают люди этих профессий.
– Незнайка картинки принес, давайте посмотрим что на них
(достает из конверта картинку с изображением какой-либо
профессии, спрашивает у детей, что это за профессия, уточняет,
прикрепляет к доске и так дальше достает следующие
картинки.)– А теперь посмотрите, что лежит в ваших конвертах, которые
принес для вас Незнайка.
Незнайка
– Хочу поиграть с вами немного.
Вы картинку рассмотрите.
И что там нарисовано всем расскажите.
«Инструмент» для какой профессии пригодится
Туда и положите.
Незнайка
– А в конверте у меня ещё что-то лежит. Загадки!
Встаю я очень рано, Скажи, кто так вкусно
Ведь моя забота, – Готовит Щи капустные,
Всех отвозить по утрам Вкусные котлеты,
На работу. Салаты – винегреты?
(ВОДИТЕЛЬ) (ПОВАР)
С огнём бороться мы должны, Средь облаков на
высоте,
Мы смелые работники, Мы дружно строим
новый дом.
С водою мы напарники, Чтоб в тепле и в
красоте
Так кто же мы…? Счастливо вы жили в
нем.
(ПОЖАРНЫЕ) (СТРОИТЕЛИ)
Кто у постели больного сидит
И, как лечиться он вам говорит?
Кто – болен, он – капли
Предложит принять
Тому кто здоров – разрешит погулять.
(ДОКТОР)
Воспитатель
– Ребята, а как еще можно назвать доктора? (врач)
А сейчас я повернусь
Во врача я превращусь.
(Воспитатель быстро надевает халат и колпак)– Что лечит доктор? А теперь я как врач хочу проверить
ваше зрение? Что вы видите? (Буквы) Я буду показывать указкой на
буквы, а вы их называть (воспитатель показывает знакомые буквы).-
– Какое хорошее у вас зрение. Я и слух сейчас тоже у вас
проверю.
В круг скорее выходите
И на меня внимательно смотрите.
Мы со звуком [у] играем:
У-у-у, мы дружно повторяем.
– А теперь мы будем искать звук [У] среди звуков: как
услышите , так хлопните в ладоши – о, р, у, ш, а, и, у, к, у, т, у…
– Сейчас в слогах: ат, ум, ик, уп…
– В словах: утюг, иголка, улитка, комар, умница, улица
– Вы были такими внимательными и все правильно делали.
И слух у вас очень хорошо развит.
Незнайка
– А можно мне еще поиграть с детками в слова? Игра «кто – что
делает?»
Сейчас я буду называть профессии, а вы мне будете говорить, что
делает человек этой профессии.
– Например: Учитель – учит.
Строитель - строит, водитель – водит, грузчик – грузит, повар –
варит, уборщица – убирает, лётчик – летает, врач – лечит,
парикмахер – стрижет, пожарник – тушит, художник – рисует.
Воспитатель
– Физкультминутка.
Качу, лечу ходят на месте и крутят
воображаемый руль
Во весь опор.
Я сам – шофёр
И сам – мотор.
Нажимаю на педаль останавливаются, ставят
правую ногу на пятку и переносят на носок (как будто
нажимают на педальИ машина мчится в даль! Нагибаются вперед и
вытягивают руки перед собой.
Воспитатель
Подобрать подходящие по смыслу слова определения.
– Сейчас я буду называть профессию человека, а вы
должны подобрать слова-определения, т.е. назвать какой он?
Пожарный какой? – Храбрый, смелый.
Учитель какой? – Умный, добрый.
Водитель? Какой? – Внимательный, осторожный.
Грузчик какой? – Сильный, ловкий.
Строитель какой? – Умелый, трудолюбивый.
Врач какой? – Старательный, добрый.
Повар какой? – Аккуратный, чистоплотный.
– Молодцы! Справились с заданием.
Незнайка
– Я тоже хочу поиграть с ребятами . Игра называется «Скажи о себе». Игра
с мячом.
– Я буду называть профессию и кидать мяч, кто мяч
поймает кидает мне мяч обратно и говорит, что – ты делает.
Например: Учитель учит, и я учу.
Водитель водит и я вожу. Врач лечит и я лечу. Строитель
строит и я строю. Пожарный тушит и я тушу. Повар варит и я варю.
Парикмахер стрижёт и я стригу.
Воспитатель
Составление рассказа по опорным картинкам (тема профессии).
– Предлагаю рассмотреть картинки, затем разложить их в правильной
последовательности на доске. Выходите по одному, составляйте по картинкам
рассказ (несколько детей). Проговаривают рассказ все вместе.
– Ребята, мы говорили о многих профессиях, что бы вы посоветовали
Незнайке, ведь он спрашивал у нас совет. Что бы вы ему порекомендовали? Какая
профессия заинтересовала вас? Кем вы мечтаете стать когда вырастите?
– Вы все правильно говорите, я предлагаю Незнайке рассказать
стихотворение, а он сам сделает вывод:
Доктор лечит нас от боли,Есть учительница в школе,
Повар варит нам компот,
Парикмахер нас стрижет,
Шьет портной для нас штаны,
И сказать мы вам должны:
Лишних нет у нас профессий,
Все профессии нужны!
Все профессии важны!