Одной из педагогических задач сегодня является внедрение в образовательный процесс таких методов и приёмов , которые помогут учащимся не только овладеть определёнными знаниями , умениями и навыками в той или иной сфере деятельности, но и развить их творческие способности, где важная роль отводится урокам технологии.
Выступление
на районном методическом объединении
учителей технологии
(из опыта работы)
« Развитие творческих
способностей
обучающихся»
Учитель технологии
КОУ «Тарская СОШ №2»
Селезнёва М.В.
2016годАктуальность проблемы развития творческих способностей на уроках
технологии обусловлена тем , что в настоящее время в условиях
модернизации образования всё более утверждается личностно –
ориентированный подход , в основе которого лежит развитие
индивидуальных способностей учащихся.
Одной из педагогических задач сегодня является внедрение в
образовательный процесс таких методов и приёмов , которые помогут
учащимся не только овладеть определёнными знаниями , умениями и
навыками в той или иной сфере деятельности, но и развить их творческие
способности, где важная роль отводится урокам технологии.
Практика показывает ,что для учителя задача развития творческих
способностей учащихся является наиболее сложной и трудной
реализуемой. С одной стороны, нужно для каждого учащегося создать
такие условия , которые позволят ему творчески подойти к решению
творческих проблем , с другой стороны , это должно происходить в
рамках программы. Именно поэтому , правильно выбранные методы и
формы обучения помогают учителю определить ту возможную меру
включённости учащихся в творческую деятельность , которая делает
обучение интересным в рамках учебной программы.
Прежде чем перейти к рассмотрению вопроса развития творческих
способностей учащихся на уроках технологии необходимо остановиться
на таких понятиях как « творчество» , «способности» и « творческие
способности».
Как известно , творчество – это деятельность человека , направленная
на создание какого-либо нового, оригинального продукта в сфере науки,
искусства . Творческий процесс- это всегда прорыв в неизвестное, но ему
предшествует длительное накопление опыта ,знаний, умений и навыков,
он характеризуется переходом количества всевозможных идей и
подходов в новое своеобразное качество.
Способности – это такие психологические особенности человека, от
которых зависит успешность приобретения знаний, умений и навыков ,но
которые сами к наличию этих знаний ,умений и навыков не сводятся.
Признаки и критерии творческой деятельности: продуктивность,
нестандартность, оригинальность, способность к генерации новых идей,
возможность выхода за пределы ситуации, сверхнормативная активность.Для выявления и развития способностей зачастую решающую роль играет
труд, возможность приобретения высокого мастерства и значительных
успехов в творчестве.
На основе этого можно сформулировать основную цель развития
творческих способностей учащихся:
- приобщить учащихся к творческой работе;
- привить интерес к творчеству, поиску;
- развить навыки созидания, самореализации.
Данная цель реализуется посредством адаптированных мною программ:
- программа « Развитие национального костюма Сибири» ,
предназначенная для учащихся 8-х классов;
- программа модуля « Конструирование и моделирование одежды» для
учащихся 10-х классов.
Работая по программе « Развитие национального костюма Сибири» и
используя в качестве основного метода – метод экспрессии
( моделирование с тканью), осуществляется организация прикладной
художественно-творческой деятельности учащихся.
Данная программа предусматривает следующие разделы:
1. Теоритический ( предполагает сообщение теоритических сведений
учащимся).
2. Практический ( осуществляется через выполнение учащимися
творческого задания).
Используемые формы учебной деятельности учащихся на уроках
технологии совместно- индустриальная и совместно- последовательная –
развивают интерес к творческой деятельности и способность не только
воспринимать красоту, но и творить её самому, анализировать свою
деятельность и отстаивать своё мнение.
Программа « Конструирование и моделирование одежды», где основное
внимание уделяется выполнению практических творческих работ. Как
известно , технология моделирования ничто иное как «творческий полёт»,
а моделирование деталей одежды не только развивает пространственное
воображение, эстетический уровень образования, но и помогает каждому
учащемуся раскрыть свои индивидуальные способности.Основные формы организации учебного процесса , способствующие
развитию творческих способностей учащихся: организация выставок,
демонстраций, презентаций профессии, мастер- класс; проведение
тематических конкурсов профмастерства. В подготовке конкурсов,
презентаций особое внимание уделяется творческим заданиям, которые
выполняются в различных вариантах: создания эскиза модели изделия из
имеющихся подручных материалов или пошив изделия. Именно здесь
учащиеся и демонстрируют свои творческие способности.
Особое место в развитии творческих способностей принадлежит
исследовательскому методу ,которому присущи элементы творчества,
новизны, формирования банка идей, приобретения опыта творчества, так
как процесс изготовления любого изделия начинается с выполнения
эскизов, зарисовок, выбора вариантов композиций, разработки
конструкций моделей , её моделирования.
Необходимо отметить , если деятельность находится в зоне оптимальной
трудности, т.е. на пределе возможностей учащегося , то она ведёт за
собой развитие его способностей, реализуя то ,что Л.С. Выготский назвал
« зоной потенциального развития». И, действительно, у учащихся,
выполняющих исследовательский проект, развивается логическое
мышление ,воображение и формируется устойчивый интерес к труду,
конечному результату.
Особое внимание на занятиях уделяется групповым проектам . В
творческих коллективах складываются отношения дружбы
,взаимопонимания, уважения, где учащиеся ориентируются на
продуктивные формы общения и сотрудничества.
Таким образом ,на уроках технологии по профилю «Обработка ткани»
осуществляется развитие творческих способностей учащихся.