Развитие творческий способностей обучающихся

  • Семинары
  • rtf
  • 14.09.2017
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Одной из педагогических задач сегодня является внедрение в образовательный процесс таких методов и приёмов , которые помогут учащимся не только овладеть определёнными знаниями , умениями и навыками в той или иной сфере деятельности, но и развить их творческие способности, где важная роль отводится урокам технологии.
Иконка файла материала Выступление на РМО.rtf
Выступление на районном методическом объединении учителей технологии (из опыта работы) « Развитие творческих способностей обучающихся» Учитель технологии КОУ «Тарская СОШ №2» Селезнёва М.В. 2016годАктуальность проблемы развития творческих способностей на уроках технологии обусловлена тем , что в настоящее время в условиях модернизации образования всё более утверждается личностно – ориентированный подход , в основе которого лежит развитие индивидуальных способностей учащихся. Одной из педагогических задач сегодня является внедрение в образовательный процесс таких методов и приёмов , которые помогут учащимся не только овладеть определёнными знаниями , умениями и навыками в той или иной сфере деятельности, но и развить их творческие способности, где важная роль отводится урокам технологии. Практика показывает ,что для учителя задача развития творческих способностей учащихся является наиболее сложной и трудной реализуемой. С одной стороны, нужно для каждого учащегося создать такие условия , которые позволят ему творчески подойти к решению творческих проблем , с другой стороны , это должно происходить в рамках программы. Именно поэтому , правильно выбранные методы и формы обучения помогают учителю определить ту возможную меру включённости учащихся в творческую деятельность , которая делает обучение интересным в рамках учебной программы. Прежде чем перейти к рассмотрению вопроса развития творческих способностей учащихся на уроках технологии необходимо остановиться на таких понятиях как « творчество» , «способности» и « творческие способности». Как известно , творчество – это деятельность человека , направленная на создание какого-либо нового, оригинального продукта в сфере науки, искусства . Творческий процесс- это всегда прорыв в неизвестное, но ему предшествует длительное накопление опыта ,знаний, умений и навыков, он характеризуется переходом количества всевозможных идей и подходов в новое своеобразное качество. Способности – это такие психологические особенности человека, от которых зависит успешность приобретения знаний, умений и навыков ,но которые сами к наличию этих знаний ,умений и навыков не сводятся. Признаки и критерии творческой деятельности: продуктивность, нестандартность, оригинальность, способность к генерации новых идей, возможность выхода за пределы ситуации, сверхнормативная активность.Для выявления и развития способностей зачастую решающую роль играет труд, возможность приобретения высокого мастерства и значительных успехов в творчестве. На основе этого можно сформулировать основную цель развития творческих способностей учащихся: - приобщить учащихся к творческой работе; - привить интерес к творчеству, поиску; - развить навыки созидания, самореализации. Данная цель реализуется посредством адаптированных мною программ: - программа « Развитие национального костюма Сибири» , предназначенная для учащихся 8-х классов; - программа модуля « Конструирование и моделирование одежды» для учащихся 10-х классов. Работая по программе « Развитие национального костюма Сибири» и используя в качестве основного метода – метод экспрессии ( моделирование с тканью), осуществляется организация прикладной художественно-творческой деятельности учащихся. Данная программа предусматривает следующие разделы: 1. Теоритический ( предполагает сообщение теоритических сведений учащимся). 2. Практический ( осуществляется через выполнение учащимися творческого задания). Используемые формы учебной деятельности учащихся на уроках технологии совместно- индустриальная и совместно- последовательная – развивают интерес к творческой деятельности и способность не только воспринимать красоту, но и творить её самому, анализировать свою деятельность и отстаивать своё мнение. Программа « Конструирование и моделирование одежды», где основное внимание уделяется выполнению практических творческих работ. Как известно , технология моделирования ничто иное как «творческий полёт», а моделирование деталей одежды не только развивает пространственное воображение, эстетический уровень образования, но и помогает каждому учащемуся раскрыть свои индивидуальные способности.Основные формы организации учебного процесса , способствующие развитию творческих способностей учащихся: организация выставок, демонстраций, презентаций профессии, мастер- класс; проведение тематических конкурсов профмастерства. В подготовке конкурсов, презентаций особое внимание уделяется творческим заданиям, которые выполняются в различных вариантах: создания эскиза модели изделия из имеющихся подручных материалов или пошив изделия. Именно здесь учащиеся и демонстрируют свои творческие способности. Особое место в развитии творческих способностей принадлежит исследовательскому методу ,которому присущи элементы творчества, новизны, формирования банка идей, приобретения опыта творчества, так как процесс изготовления любого изделия начинается с выполнения эскизов, зарисовок, выбора вариантов композиций, разработки конструкций моделей , её моделирования. Необходимо отметить , если деятельность находится в зоне оптимальной трудности, т.е. на пределе возможностей учащегося , то она ведёт за собой развитие его способностей, реализуя то ,что Л.С. Выготский назвал « зоной потенциального развития». И, действительно, у учащихся, выполняющих исследовательский проект, развивается логическое мышление ,воображение и формируется устойчивый интерес к труду, конечному результату. Особое внимание на занятиях уделяется групповым проектам . В творческих коллективах складываются отношения дружбы ,взаимопонимания, уважения, где учащиеся ориентируются на продуктивные формы общения и сотрудничества. Таким образом ,на уроках технологии по профилю «Обработка ткани» осуществляется развитие творческих способностей учащихся.

Посмотрите также