Процесс овладения знаниями, умениями и навыками требует постоянного и эффективного самоконтроля детей, что возможно только при сформированности достаточно высокого уровня произвольного внимания. Как известно, у младших школьников преобладает непроизвольное внимание, в первое время обучения. Вот почему развитие произвольного внимания становится условием дальнейшей успешной учебной деятельности школьника, а, следовательно, и задачей первостепенной важности для учителя.
Сегодня проблемы, связанные с развитием внимания у школьников, вызывают беспокойство у педагогов, родителей, и психологов, работающих с детьми. Многие взрослые жалуются на невнимательность детей, их неумение сосредоточиться, долго удерживать внимание при решении учебных задач.
Развитие внимания.docx
Сегодня проблемы, связанные с развитием внимания у школьников, вызывают
беспокойство у педагогов, родителей, и психологов, работающих с детьми.
Многие взрослые жалуются на невнимательность детей, их неумение
сосредоточиться, долго удерживать внимание при решении учебных задач.
Увеличивается количество детей младшего школьного возраста с так
называемым синдромом дефицита внимания, сочетающимся, как правило, с
гиперреактивностью.
Определенная сложность, встающая перед человеком, который хочет
разобраться в психологии внимания, состоит в том, что, с одной стороны,
ответ на вопрос, что такое внимание, внимательность и невнимательность, на
практическом, бытовом уровне знает не только любой взрослый, но и почти
каждый ребенок. С другой стороны, внимание это весьма сложный раздел
психологических знаний, который в последнее время привлекает все больший
интерес психологов и рождает сложные и неоднозначные теории объяснения.
Проблема внимания нередко рассматривается лишь в связи с другими
психическими функциями: памятью, мышлением, воображением,
восприятием.
Специалисты постоянно подчеркивают, что развитие внимания – процесс
длительный и сложный, он не заканчивается с переходом ребенка в школу,
продолжается в начальных классах, требует постоянной систематической
работы. Но учителя зачастую не имеют возможности уделять много времени
развитию произвольного внимания у школьников на уроках, так как помимо
психологических задач, перед ними стоят задачи обучения. Совместно со
школой многое могут сделать родители, в домашней обстановке повышая
возможности своего ребенка. Для этого они должны знать, как правильно
развить внимательность у младших школьников. Современные методики
развития внимания предлагают различные упражнения, специальные задания,
которые могут стать отличной тренировкой внимания учеников.
Всем педагогам известно, как трудно порой привести класс в рабочее
состояние после перемены или урока физкультуры. Перевозбуждённые ребята
не в состоянии сразу сосредоточиться на учебных заданиях. Для того, чтобы
вызвать у детей состояние так называемого предвнимания и немного
успокоить их, можно использовать такие приёмы:
а) Знак «Внимание!» учитель поднимает круг с красным восклицательным
знаком в центре ;
б) «Радуга внимания» этот приём на концентрацию внимания. Для его
проведения понадобится простое оборудование : 7 белых альбомных листов с
цветным кругом в центре, его диаметр – 7 см. Цвета кругов : красный,
оранжевый, жёлтый, зелёный, голубой, синий, фиолетовый. Каждый цвет соответствует какомулибо дню недели. Лист прикрепляется к доске.
Включается приятная спокойная музыка. Учащиеся молча смотрят в центр
листа 30 сек., затем закрывают глаза и ещё 30 сек. удерживают перед собой
образ листа с кругом.
в) «Охотники племени Юмба» учитель предлагает детям представить себя
индейцами племени Юмба. Их основным занятием является охота. Охотники
должны быть очень внимательными, уметь замечать и слышать всё, что
происходит вокруг. Примерные слова учителя : « Представьте, что вы
находитесь на охоте. Давайте на время замолчим, так, чтобы в классе стало
совсем тихо. Постарайтесь услышать всевозможные шумы, угадать их
происхождение». Чтобы было интереснее, учитель может специально
организовать некоторые шумы и звуки.
г) «Кто меня слышит…» Если в классе возник шум и дети никак не
угомонятся, учитель может тихо произнести следующую фразу: «Кто меня
слышит, поднимите правую руку». Некоторые ученики наверняка услышат и
поднимут правую руку. Далее учитель тихо произносит : «Кто меня слышит,
поднимите обе руки». Некоторые дети поднимут обе руки. Учитель тихо
произносит фразу, растягивая слова : «Кто меня слышит, хлопните в ладоши 2
раза». Тут раздадутся хлопки, которые настораживают даже тех, кто до сих
пор никак не реагировал на слова учителя. Учитель тихо произносит : «Кто
меня слышит, встаньте». После этого обычно встают все ученики, и в классе
наступает тишина. Педагог достигает своей цели внимание детей обращено
на него. Этот приём, к сожалению, нельзя часто применять в одном и том же
классе : здесь многое построено на эффекте неожиданности.
д) «Запрещённое движение» эту игру на внимание можно использовать как
заключительный момент физкультминутки. Учитель заранее договаривается с
детьми, какое показываемое им движение будет «запрещённым» (например,
нельзя поднимать руки вверх). Педагог показывает ученикам разные движения
(в том числе и запрещённое), постепенно увеличивая темп. Тот, кто повторил
запрещённое движение, выбывает из игры.
е) «Пожалуйста» :учитель показывает различные движения, если при этом
произносится слово «Пожалуйста», движения повторяются детьми, если
слово не прозвучало, повторять движение нельзя.
ж) «Слушай мой голос»: учитель называет движения, а сам показывает
другие, стараясь запутать детей, ученикам надо выполнять только те
движения, которые произносит педагог.
Очень простое упражнение на внимание, которое прекрасно подойдет для
детей 12 классов – это игра «Найди отличия». Смысл наверняка знает
каждый. Детям предлагают 2 похожие картинки, между которыми они
должны найти все отличия. Хорошо, если ребенок справляется с заданием в минимальное количество времени. Внимательность и память хорошо
развивает игра «Цепочка». Игру можно проводить как в школе с несколькими
детьми, так и в домашних условиях с родственниками. Смысл заключается в
том, что ктото говорит первое слово, второй повторяет это же слово и
прибавляет свое, третий участник повторяют предыдущие два слова и
добавляет свое. Таким образом поступают все участники. Главное в игре не
упустить ни одного звена цепочки, то есть не забыть ни одного из названых
слов. Тот, кто нарушает последовательность или пропускает слова –
прекращает игру. Такое интересное занятие можно проводить в двух
направлениях: — слова между собою связаны логически (корова – дает –
молоко – и – ест – траву)
Развитие умения концентрироваться у детей младшего школьного возраста –
одна из основных задач педагога начальной школы. Хорошо развитое
внимание поможет учащимся легче освоить учебную программу в средних и
старших классах. Простые приемы, упражнения и игры помогут развить у
школьника все виды и формы способности.
Развитие внимания у младших школьников.
Развитие внимания у младших школьников.
Развитие внимания у младших школьников.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.