Развивающие и дидактические игры по экологическому воспитанию
Игра «Что было бы, если из леса исчезли…»
Цель: познакомить детей со значением животных, птиц, насекомых, рыб в жизни человека, окружающего мира. Воспитывать у детей любознательность, стремление сберечь природу.
Воспитатель предлагает убрать из леса насекомых:
- Что бы произошло с остальными жителями? А если бы исчезли птицы? А если бы пропали ягоды? А если бы не было грибов? А если бы ушли из леса зайцы?
Оказывается, не случайно лес собрал своих обитателей вместе. Все лесные растения и животные связаны друг с другом. Они друг без друга не смогут обходиться.
***
Игра «Какого растения не стало?»
Цель: учить детей запоминать растения; развивать наблюдательность, память; называть изменения; воспитывать познавательные способности.
На столик выставляется четыре или пять растений. Дети их запоминают. Воспитатель предлагает детям закрыть глазки и убирает одно из растений. Дети открывают глаза и вспоминают, какое растение стояло ещё. Игра проводится 4-5 раз. Можно с каждым разом увеличивать количество растений на столе.
***
Игра «Где что зреет?»
Цель: учить использовать знания о растениях, сравнивать плоды дерева с его листьями.
Ход игры: на фланелеграфе выкладываются две ветки: на одной – плоды и листья одного растения (яблоня), на другой – плоды и листья разных растений. (например, листья крыжовника, а плоды груши) Воспитатель задаёт вопрос: «Какие плоды созреют, а какие нет?» дети исправляют ошибки, допущенные в составлении рисунка.
***
Игра «Распределение плодов по цвету»
Цель: называть названия фруктов и овощей; учить классифицировать плоды по цвету.
Воспитатель предлагает детям распределить плоды по цвету: на одно блюдо положить плоды с красным оттенком, на другое – с жёлтым, а третье – с зелёным. Игровой персонаж (например, Вини-Пух) тоже участвует в этом и совершает ошибки: например, жёлтую грушу кладёт к зелёным плодам. Воспитатель и дети доброжелательно и деликатно указывают на ошибку медвежонка, называют оттенки цвета: светло-зелёный (капуста), ярко-красный (помидор) и т.д.
***
Игра «Распределение плодов по форме и вкусу»
Цель: учить детей классифицировать плоды фруктов и овощей по вкусу и форме.
Воспитатель предлагает детям разложить плоды иначе, по форме: круглые – на одно блюдо, продолговатые – на другое. После уточнения даёт детям третье задание: распределить плоды по вкусу – на одно блюдо положить плоды сладкие, на другое – несладкие. Вини-Пух радуется – он любит всё сладкое. Когда распределение заканчивается, он ставит блюдо со сладкими плодами к себе: «Я очень люблю мёд и всё сладкое!» «Вини-Пух, разве это хорошо всё самое вкусное брать себе? – говорит воспитательница. – Дети тоже любят сладкие фрукты и овощи. Идите мыть руки, а я разрежу фрукты и овощи и угощу всех»
***
Игра «Вершки-корешки»
Цель: учить детей запоминать место произрастания овощей: в земле, над землёй.
Дети сидят в кругу. Воспитатель называет овощи, дети делают движения руками: если овощ растёт на земле, на грядке, дети поднимают кисти рук вверх. Если овощ растёт в земле – кисти рук опускают вниз.
***
Игра «Узнай и назови»
Цель: учить детей запоминать лекарственные растения; знать место произрастания; части, которые употребляются время сбора лекарственных растений; называть лечебные свойства.
Педагог берёт из корзинки растения и показывает их детям. Уточняет правила игры: вот лежат лекарственные растения. Я буду показывать вам какое-нибудь растение, а вы должны рассказать о нём всё, что знаете. Назовите место, где растёт (болото, луг, овраг). И наша гостья, Красная Шапочка, поиграет и послушает о лекарственных травах вместе с нами. Например: аптечную (цветы) собирают летом; подорожник (собирают только листики без ножек) - весной и в начале лета; крапиву – весной, когда она только-только вырастает - (2-3 рассказа детей).
***
Игра «Да – нет»
Цель: воспитывать у детей внимательность; умение угадывать животного или растение по словесному описанию, по отдельным признакам.
На все вопросы ведущего можно отвечать только словами «да» или «нет». Водящий выйдет за дверь, а мы договоримся, какое животное (растение) мы ему загадаем. Он придёт и будет нас спрашивать, где живёт это животное, какое оно, чем питается. Мы ему будем отвечать только двумя словами.
***
Игра «Где снежинки?»
Дети идут хороводом вокруг разложенных по кругу карточек. На карточках изображены различные состояния воды. Это - водопад, река, лужа, лёд, снегопад, туча, дождь, пар, снежинка, капля и т.д.
Во время движения по кругу произносятся следующие слова:
Вот и лето наступило.
Солнце ярче засветило.
Стало жарче припекать,
Где снежинку нам искать?
С последним словом все останавливаются. Те, перед кем располагаются нужные картинки, должны их поднять и объяснить свой выбор. Движение продолжается со словами:
Наконец, пришла зима:
Стужа, вьюга, холода.
Выходите погулять.
Где снежинку нам искать?
Вновь выбирают нужные картинки, и объясняется выбор.
Усложнение: Лежат 4 обруча с изображением четырёх времён года. Дети должны разнести свои карточки по обручам, объяснив свой выбор. Некоторые карточки могут соответствовать нескольким временам года.
***
Игра «Чудесный мешочек»
В мешочке находятся: мёд, орехи, сыр, пшено, яблоко, морковь и т.д. Дети достают пищу для зверей, угадывают, для кого она, кто, чем питается. Подходят к игрушкам и угощают их.
***
Игра «Где спряталась рыбка»
Цель: развивать умение детей анализировать, закреплять названия растений, расширять словарный запас.
Материал: голубая ткань или бумага (пруд), несколько видов растений, ракушка, палочка, коряга.
Описание: детям показывают маленькую рыбку (игрушку), которая «захотела поиграть с ними в прятки». Воспитатель просит детей закрыть глаза и в это время прячет рыбку за растение или любой другой предмет. Дети открывают глаза.
«Как же найти рыбку?» - спрашивает воспитатель. – Сейчас я расскажу вам, куда она спряталась. Воспитатель рассказывает, на что похож тот предмет, за которым «спряталась рыбка. Дети отгадывают.
***
Игра «Почтальон принес посылку»
Дидактическая задача: описать предметы и узнать их по описанию.
Игровые действия: составление загадок (описание) и отгадывание предмета.
Правила: рассказывать о том что ты получил, нужно не называя предмета.
Оборудование: воспитатель вкладывает овощи и фрукты по одному в бумажный пакет, а затем помещает их в коробку.
Ход игры: коробку (посылку) приносят в группу. Воспитатель говорит: сегодня нам почтальон принес посылку. В ней разные овощи и фрукты» педагог дает нескольким детям по пакету и просит заглянуть в них. «А теперь, не называя что там расскажите по очереди что вы получили в посылке, но так, чтобы все догадались». Дети по описанию называют овощи и фрукты. Отгаданные предметы кладут на стол. В конце игры надо угостить детей и попросить их назвать точно вкусовое ощущение, его неоднородность (кислое, сладкое и т д).
***
Игра «Угадайте, что в мешочке»
Дидактическая задача: описать признаки, воспринимаемые на ощупь.
Игровые действия: угадывание на ощупь предмета.
Правила: выбирая предмет, смотреть на него нельзя. Описать, ощущая раками.
Оборудование: овощи и фрукты характерной формы и различной плотности (лук, репа, редька, свекла, помидор, сливы, яблоки, груша, и др) лежат в мешочке
Ход игры: воспитатель напоминает детям о том, что они знают игру «чудесный мешочек», и говорит, что играть в нее можно по-иному. «тот, кому я предложу достать из мешочка предмет, не будет его вытаскивать, а, ощупав, назовет характерные признаки». Педагог приглашает к себе одного ребенка и просит выполнить задание. Ребенок рассказывает, все дети называют предмет, которые пока не видят, после этого ребенок вытаскивает его из мешочка и показывает, что в руке. Названный предмет обратно в мешочек не опускают.
***
Игра «Созрело – не созрело»
Дидактическая задача: определить спелость овощей и фруктов по внешним признакам.
Игровое действие: поиск пары.
Правила: искать спелое или неспелое можно только по сигналу воспитателя.
Оборудование. Вначале нужно подбирать овощи и фрукты с яркими признаками спелости, выраженными в окраске. Например, помидоры, сливы, абрикос и другое. При повторении игры можно предлагать фрукты (овощи) с менее заметными признаками спелости. Например, яблоко, груша и другое.
Ход игры. Игру можно провести как подвижную. Половине группы детей воспитатель раздает спелые овощи и фрукты, а остальным неспелые. По сигналу дети ищут свою пару ,т.е. товарища, у которого в руках такой-же предмет, но дугой степени зрелости. В ходе игры дети несколько раз меняются овощами и фруктами, чтобы лучше узнать признаки спелых и неспелых овощей и фруктов.
***
Игра «Съедобно - не съедобно»
Содержание знаний: напомнить детям о том, что овощные культуры выращивают для питания. У одних в пищу идет наземная часть – вершки, у других подземная – корешки. Накануне прочитать ребятам сказку «Мужик и медведь», а затем предложить детям вспомнить ее содержание. Мужик и медведь решили вместе пахать и сеять, а урожай делить пополам. Хитрый мужик все время выбирал съедобную часть - вершки или корешки, в зависимости от того, какой овощ посеян, а остальное отдавал медведю.
Дидактическая задача: выбрать растения, используемые в питании.
Правила: нельзя называть фрукты и ягоды, так как они сеются не на один год и медведю легко будет узнать, какая часть съедобная. Мужик должен выбирать для посева такие овощи, чтобы ему доставалась съедобная часть.
Оборудование: на столе лежат овощи и фрукты со съедобными корешками (морковь, свекла, репа, редька, лук и др.) и со съедобными вершками (капуста, помидоры горох огурцы и др.)
Ход игры: воспитатель вызывает двух ребят - один из них будет исполнять роль мужика, другой - роль медведя. Мужик предлагает такие овощи для посева, чтобы ему достался плод ,а медведю – ботва или корни, которые не едят. Например, он говорит: «Будем сеять редис, осенью я возьму себе корешки». Медведь же выбирает себе другую часть растения, не употребляемую в пищу: «Я уже брал раньше корешки, они не вкусные. В прошлый раз сеяли (например капусту), возьму сейчас вершки».
При повторении игры на эти роли выбирают новых детей.
***
Игра «Детки на ветке»
Дидактическая задача: подобрать предметы по принадлежности к одному растению.
Игровые действия: поиск своей пары.
Правило: искать пару можно только после сигнала.
Ход игры: игру можно провести как подвижную. Детей делят на две подгруппы, одной раздают листья (ветки), другой – овощи (деток). По сигналу «Детки, найдите свои ветки!» – каждый ищет пару, то есть становится так, чтобы предметы у него и товарища совпадали по принадлежности к одному и тому же растению.
Правильность выборов проверяют волшебные ворота - воспитатель и ребенок или двое детей. Ворота закрываются (поднятые руки опускаются) если пара выполнила задание не правильно. При повторении игры дети меняются листьями и плодами.
***
Игра «Что сначала, что потом»
Дидактическая задача: определить степень зрелости овощей и фруктов по внешним признакам.
Игровые действия: поиск своей группы.
Правило: искать свое место среди товарищей можно только по сигналу.
Оборудование: овощи и фрукты (4-5 названий) разной степени спелости. Например, помидор зеленый, начинающий краснеть, бурый и красный.
Ход игры: овощи и фрукты воспитатель раздает детям и предлагает их «перепутать». По сигналу: «найди свой овощ!»- дети в руках у которых овощи , собираются в группки. Причем внутри каждой группки они должны стать так, чтобы было видно, что сначала, что потом, то есть соблюсти последовательность созревания – от неспелого к спелому. Выигрывает то звено, которое соберется быстро и встанет в правильной последовательности. В ходе игры дети несколько раз меняются предметами.
***
Игра «Овощехранилище»
Содержание знаний: напомнить детям о том, что колхозники выращивают овощи на огороде, а фрукты – в садах. Урожай привозят в город и хранят в овощехранилищах. Некоторые овощи и фрукты заготавливают на зиму свежими (картофель, лук, морковь); другие солят (огурцы, помидоры). Дети должны знать, что есть овощи, которые хранят и свежими, и солеными (капуста). Овощи и фрукты, которые хранят свежими, надо часто перебирать, удалять мятые, вялые.
Дидактическая задача: отобрать и сгруппировать предметы по способам использования их в быту.
Правило: распределять овощи и фрукты для хранения так, чтобы они не испортились, сохранялись зимой и весной.
Оборудование. В ряд расставляют три стола: на одном – овощи и фрукты, приготовленные к отправке овощехранилище, на двух других - приёмные пункты овощехранилища. Один стол предназначен для приёма продуктов на хранения в свежем виде (на «вывеске» - овощи, хранящиеся свежими -картофель, свекла, морковь и др.),на другой будут складывать то, что подойдёт на засолку (на «вывеске»- бочка с огурцами или с чем- то другим).Подготовить «тару» для перевозки овощей и фруктов(коробки, банки, тележки).
Ход игры. Воспитатель говорит: «Колхозники вырастили большой урожай для всех нас. Его надо сохранить так, чтобы всего хватило до следующей осени. Кладут овощи и фрукты для этого в овощехранилище». Затем педагог с детьми распределяют и уточняют роли в игре: часть ребят будет приемщиками, остальные – колхозниками. «Колхозники привозят урожай», а «приемщики» определяют способ хранения; «приемщик» должен рассказать, почему он отбирает овощи и фрукты для определенного способа хранения.
***
Игра «Магазин «ОВОЩИ - ФРУКТЫ»
Первый вариант
Содержание знаний: Напомнить ребятам, что в городах овощи и фрукты покупают в магазинах. Дети должны знать характерные внешние признаки овощей и фруктов, уметь называть их. Рассказать дошкольникам, что свежие овощи и фрукты, квашенную капусту, огурцы привозят в магазин из овощехранилища. Спросить, есть ли в магазине компоты, соки, сухофрукты? Из чего их приготовили? Как переработали?
Дидактическая задача: сгруппировать предметы по категориям. Описать и найти растения по характерным признакам.
Правила: описывать покупку, не называя её.
Оборудование: подготовить вывески «ОВОЩИ», «ФРУКТЫ» с изображением некоторых растений. На двух столах оборудовать витрины и прилавки.
Ход игры. Воспитатель предлагает детям исполнить роли директора, продавцов, покупателей. Директор магазина должен подготовить всё к работе: распределить товары по отделам, рассортировать солёные овощи, переработанные фрукты. Покупатели описывают, что хотят купить, называют отдел, где продаётся нужным им продукт, говорят, из чего и как он приготовлен. Продавец называет покупку и выдаёт её покупателю.
Второй вариант.
Содержание знаний: провести с детьми беседу о том, что овощи и фрукты и все что из них приготовляют, покупают в магазине. Туда их привозят из овощехранилища, с консервного завода. В магазине покупают продукты питания для приготовления различных блюд. Рассказать, какие овощи и фрукты нужны для борща, супа, винегрета, компота и др. напомнить внешние признаки овощей и фруктов и их название.
Дидактическая задача: перечислить признаки предмета, найти их по этим признакам. Сгруппировать их по способу использования.
Правила: директор должен сказать, откуда привезли продукты, и разнести их по отделам. Покупатель должен описать, что хочет купить, и назвать место произрастания, а также отобрать все нужное для приготовления желаемого блюда. Продавец узнает продукт по описанию и говорит, в каком отделе его можно купить.
Оборудование: вывески двух отделов, витрины, продукты.
Ход игры: назначают детей на роли шоферов, директоров магазина, покупателей, продавцов. Шоферы привозят в магазин продукты с консервного завода и овощехранилища. Директор готовит магазин к работе: распределяет привезенные продукты по отделам: овощному, фруктовому; называет место переработки плодов. Покупатели описывают покупку: говорят, что хотят купить, и называют места произрастания того, что выбрали; подбирают и описывают все продукты, необходимые для приготовления какого-нибудь блюда: борща, супа и т. п. продавец находит товар, называет покупку и отдел, получает деньги, выдает покупку.
***
Игра «Магазин СЕМЕНА»
Содержание знаний: рассказать детям о том, что каждое растение имеет семена. Познакомить их с внешним видом семян наиболее знакомых овощей (морковь, огурец, помидор, капуста и др.) Напомнить дошкольникам некоторые способы посева крупных и мелких семян (по одному в ямку, по одному в бороздку, «щепотью»). Дети должны усвоить, что овощи выращивают огородники, а цветы – цветоводы.
Дидактическая задача: группировать растения по месту произрастания и использованию в быту. Описать предметы и найти их по описанию.
Правила: директор должен разложить семена по отделам, не называя их. Покупателю нужно сказать, кто он по профессии (цветовод огородник), описать семена и покупку, стараясь не пользоваться подсказкой (рисунком на коробочке).
Оборудование: вывеска с рисунками и надписями: «СЕМЕНА ОВОЩЕЙ», семена в спичечных коробках, обклеенных целлофаном, набор небольших картинок растений, семена которых лежат в коробочках (можно изобразить только одно, наиболее знакомую детям часть: корнеплод, цветок).
Ход игры: воспитатель назначает по желанию детей на роли директора, продавцов, покупателей. Директор готовит магазин к открытию: расставляет вывески, раскладывает семена по отделам. Продавцы занимают места за прилавком, в магазин приходят покупатели. Часть из них – цветоводы, остальные – овощеводы. Каждый покупатель называет свою профессию и затем описывает семена и растение, которое из них вырастет, называет способ посева. Продавец должен узнать семена по их рассказу, назвать покупку и выдать её покупателю. Директор (и все дети) контролируют правильность выполнения задания.
***
Игра «Консервный завод»
Содержание знаний: рассказать детям о том, что на консервном заводе овощи и фрукты перерабатывают для дальнейшего хранения. Из фруктов и ягод варят варенье, делают соки. Овощи идут на консервы для супов, салатов, фрукты и овощи иногда сушат для приготовления разных блюд. Прежде чем отправить на переработку, овощи и фрукты сортируют. Самые спелые отбирают для соков.
Дидактическая задача: определить спелость плодов по внешнему признаку (окраске, величине, плотности), сгруппировать овощи и фрукты по степени спелости.
Правила: разносить овощи и фрукты по цехам можно только правильно отобрав и объяснив, какие из них зрелые, а какие нет. Определить, из чего можно приготовить соки, что законсервировать или отправить сушить.
Оборудование: на трех - четырех столах ставят «вывески» цехов: сухофруктов, соков, консервов, варенья. На столы вместо вывесок можно поставить готовые продукты: сухой компот, томатный сок, консервированные овощи или фрукты, варенье.
Ход игры: дети исполняют роли заведующего и рабочих. Заведующий складом выдает продукты и распределяет их по цехам, в зависимости от степени зрелости: самые спелые - на сок, спелые мягкие - на варенье, спелые плотные - на компоты, остальные – сушить. Он старается правильно отобрать продукты и дать точные объяснения рабочим, какие плоды брать, а какие нет, в какой цех их относить. Рабочие отбирают и сортируют овощи и фрукты, помня полученные указания и ориентируясь на вывеску. Остальные наблюдают и проверяют правильность выполнения заданий, оценивают работу.
Игра «Времена года»
Цель: знать времена года и называть их в определенной последовательности; находить, соответствующие данному времени года картинки; оживлять композицию фигурными карточками; развивать зрительную память, внимание, речь; любить природу в разное время года.
Задачи: учить определять время года по его характерным признакам; закреплять знания детей и представления об особенностях каждого времени года; упражнять детей в составлении короткого рассказа: «Что изображено на картинке и когда это бывает»; воспитывать бережное отношение к природе; учить наблюдать и видеть взаимосвязь явлений в природе.
Материалы: картины, а их четыре, с изображением дерева в разное время года; фигурные карточки с изображениями характерными признаками того или иного времени года.
***
Игра «Выбери и объясни!»
Ход игры: На игровом поле дети выбирают одно из четырех времени года. Ведущий показывает карточку соответствующие определенному времени года. Дети выбирают и называют изображение, если оно соответствует выбранному ребенком времени года. Выигрывает тот, кто безошибочно и вперед всех использует эти предложенные ведущим карточки.
***
Игра «Что не так?»
Ход игры: Можно разместить несколько несоответствующих картинок в разных секторах и предложить детям поставить их туда, где они должны находиться. Или устроить соревнования: одни расставляют, а другие решают, правильно или нет.
Для усвоения материала и более интересного поведения развивающей игры «Времена года», возможно присутствие воспитателя в игре для активизации речевой деятельности, использование загадок.
Отгадайте время года:
Жаркая стоит погода.
Рано солнышко встает.
Днем и греет, и печет,
Речка манит нас прохладой,
В лес за ягодами надо,
Землянику поспевай,
Не ленись, да собирай.
Ответ (лето).
Расчудесная погода
Улыбается природа!
Изумрудная пора
Рада, рада детвора!
Солнышко румяное,
Утречко туманное.
Ответ (лето).
Дни стали короче,
Длинней стали ночи,
Кто скажет, кто знает,
Когда это бывает?
Ответ (осенью).
Несу я урожай, поля вновь засеваю,
Птиц к югу отправляю, деревья раздеваю,
Но не касаюсь сосен и елочек, я.
Ответ (осень).
Дел у меня немало - я белым одеялом
Всю землю укрываю, в лед реки убираю,
Белю поля, дома, а зовут меня.
Ответ (зима).
Рыхлый снег
На солнце тает,
Ветерок в ветвях играет,
Звонче птичьи голоса
Значит, к нам пришла.
Ответ (весна).
***
Игра «Когда это бывает?»
Задачи: Закрепить знания о природных явлениях. Формировать представления о временах года, о месяцах. Развитие внимания, зрительного восприятия.
Задание: Подобрать картинки и предметы, соответствующие определенному времени года.
Правила: вспомнить характерные особенности данного времени года.
Помогать друг другу в ходе игры.
Вариант 1. Разместить несколько несоответствующих картинок в разных секторах и предложить детям разложить правильно.
Вариант 2. Устроить соревнование: одни дети расставляют, а другие определяют правильность выбора.
Вариант 3. Сделать два одинаковых задания и дать двум группам детей на скорость его выполнить, со сладким призом для победителей и утешительным призом для проигравших.
Вариант игры для детей от 3 до 5 лет.
На основном круге дети рассматривают картинки и соотносят их с определенным временем года.
***
Игра «12 месяцев»
Задачи: Учить соотносить каждое время года с определенным цветом. Способствовать формированию математических представлений: счет от 1 до 4, от 1 до 12; умение разбивать фигуры на несколько частей и составлять целые фигуры из их частей; умение называть последовательность месяцев в году. Развивать логическое мышление, внимание, память.
Вариант для детей от 3 до 4 лет.
На основной круг выкладываются четыре части. Дети соотносят каждую часть с определенным цветом ко времени года. В процессе игры закрепляется счет от 1 до 4 и последовательность времен года.
Вариант для детей от 4 до 5 лет.
К временам года добавляются месяца в определенной последовательности. В процессе игры формируются представления о том, что год делится на четыре времени года – на три месяца, а также закрепляется счет от 1 до 12.
***
Игра «Круглый год»
Задачи: Учить детей называть времена года. Развивать связную речь, формировать умение составлять описательный рассказ; умение слышать друг друга. Активизировать и обогащать словарь. Развивать воображение, фантазию, мышление.
Вариант игры для детей от 3 до 5 лет.
На основной круг выкладываются части с изображениями месяцев. Дети называют вид деятельности детей и одежду по сезону.
Вариант игры для детей от 5 до 7 лет.
Дети берут карточки с месяцами, на которых написана примета, каждому ребенку нужно составить рассказ по карточке и запомнить примету. Также предложить назвать слова, начинающиеся с первой буквы в названии месяца.
Например: март – «М» - молоко, мыло и т.д.
Можно использовать вариант игрового упражнения «Исправь ошибку».
***
Игра «Дорисуй картинку»
Задачи: Учить создавать сюжет по фрагменту картины; учить использовать различные методы изобразительной деятельности. Развивать чувство цвета, фантазию, воображение, мышление.
***
Игра «Назовите растение»
Цель: Развивать ориентировку в окружающем. Закреплять знания детей о комнатных растениях, строении, способах ухаживания. Упражнять в назывании цветов.
Воспитатель предлагает назвать растения (третье справа или четвёртое слева и т.д.). Затем условие игры меняется («На каком месте бальзамин?» и т.д.)
Воспитатель обращает внимание детей на то, что у растений разные стебли.
- Назовите растения с прямыми стеблями (с вьющимися, без стебля). Как нужно ухаживать за ними? Чем ещё отличаются растения друг от друга?
- На что похожи листья фиалки? На что похожи листья бальзамина, фикуса и т.д.?
***
Игра «Угадай, что в руке?»
Цель: учить детей определять названия фруктов и овощей на ощупь.
Дети стоят, выстроившись в круг, руки держат за спиной. Воспитатель раскладывает в руки детям муляжи фруктов. Затем показывает один из фруктов. Дети, которые определили у себя такой же фрукт, по сигналу подбегают к воспитателю. Смотреть на то, что лежит в руке, нельзя, предмет нужно узнавать на ощупь.
***
Игра «Цветочный магазин»
Цель: закреплять умение различать цветы, называть их быстро, находить нужный цветок среди других. Научить детей группировать растения по цвету, составлять красивые букеты.
Ход игры: Дети приходят в магазин, где представлен большой выбор цветов.
Вариант 1.
На столе поднос с разноцветными лепестками разной формы. Дети выбирают понравившиеся лепестки, называют их цвет и находят цветок, соответствующий выбранным лепесткам и по цвету и по форме.
Вариант 2.
Дети делятся на продавцов и покупателей. Покупатель должен так описать выбранный им цветок, чтобы продавец, сразу догадался, о каком цветке идёт речь.
Вариант 3.
Из цветов дети самостоятельно составляют три букета: весенний, летний, осенний. Можно использовать стихи о цветах.
***
Игра «Четвёртый лишний»
Цель: Учить классифицировать животных, выделять лишнее, обосновывать свой ответ.
1. заяц, ёж, лиса, шмель;
2. трясогузка, паук, скворец, сорока;
3. бабочка, стрекоза, енот, пчела;
4. кузнечик, божья коровка, воробей, майский жук;
5. пчела, стрекоза, енот, пчела;
6. кузнечик, божья коровка, воробей, комар;
7. таракан, муха, пчела, майский жук;
8. стрекоза, кузнечик, пчела, божья коровка;
9. лягушка, комар, жук, бабочка;
10. стрекоза, мотылёк, шмель, воробей.
***
Игра в слова
Цель: Учить детей подбирать слова, характеризующие животных, птиц, насекомых, растения.
Я прочитаю вам слова, а вы подумайте, какие из них подходят муравью (шмелю, пчеле, таракану).
Словарь: муравейник, зелёный, порхает, мёд, увёртливая, трудолюбивая, красная спинка, пасека, надоедливая, улей, мохнатый, звенит, река. Стрекочет, паутина, квартира, тли, вредитель, «летающий цветок», соты, жужжит, хвоинки, «чемпион по прыжкам», пестрокрылая, большие глаза, рыжеусый, полосатый, рой, нектар, пыльца, гусеница, защитная окраска, отпугивающая окраска.
Вариант игры: какие слова подходят к овощу (фрукту и т.д.)
***
Игра «Земля, вода, огонь, воздух»
Играющие становятся в круг, в середине – ведущий. Он бросает мяч кому-нибудь из играющих, произнося при этом одно из четырёх слов: земля, вода, огонь, воздух. Если водящий сказал «земля», тот, кто поймал мяч, должен быстро назвать того, кто обитает в этой среде; на слово «вода» играющий отвечает названием рыб, на слово воздух - названием птиц. При слове «огонь» все должны несколько раз быстро повернуться кругом, помахивая руками. Затем мяч возвращают водящему. Тот, кто ошибается, выбывает из игры.
***
Подвижная игра «Ходят капельки по кругу»
Воспитатель предлагает детям поиграть в интересную и волшебную игру. Но для этого нужно превратиться в маленькие капельки дождя. (Звучит музыка, напоминающая дождь) воспитатель произносит волшебные слова и игра начинается.
Воспитатель говорит, что она – мама Тучка, а ребята – её детки капельки, им пора отправляться в путь. (Музыка.) Капельки прыгают, разбегаются, танцуют. Мама Тучка показывает, что им делать.
Полетели капельки на землю. Попрыгаем, поиграем. Скучно им стало по одиночке прыгать. Собрались они вместе и потекли маленькими весёлыми ручейками. (Капельки составят ручей, взявшись за руки.) Встретились ручейки и стали большой рекой. (Ручейки соединяются в одну цепочку.) Плывут капельки в большой реке, путешествуют. Текла-текла речка и попала в океан (дети перестраиваются в хоровод и движутся по кругу). Плавали-плавали Капельки в океане, а потом вспомнили, что мама тучка наказывала им домой вернуться. А тут как раз солнышко пригрело. Стали капельки лёгкими, потянулись вверх (присевшие капельки поднимаются и вытягивают руки вверх). Испарились они под лучами солнышка, вернулись к маме Тучке. Молодцы, капельки, хорошо себя вели, прохожим за воротники не лезли, не брызгались. Теперь с мамой побудьте, она без вас соскучилась.
***
Игра «Магазин цветов»
Цель: учить детей по определённым признакам отгадывать название растений.
Сейчас каждый из вас загадает комнатное растение, расскажет нам о нём, не называя его. А мы по рассказу отгадаем растение и назовём его.
***
Игра с мячом «Я знаю»
Цель: Называть названия животных, рыб, насекомых, деревьев, цветов,
Дети становятся в круг, в центре – воспитатель с мячом. Воспитатель бросает ребёнку мяч и называет класс объектов природы (звери, птицы, рыбы, растения, деревья, цветы). Ребёнок, поймавший мяч, говорит: «Я знаю пять названий зверей» и перечисляет (например, лось, лиса, волк, заяц, олень) и возвращает мяч воспитателю.
Аналогично называются другие классы объектов природы.
***
Игра «Птицы, рыбы, звери»
Воспитатель бросает мяч ребёнку и произносит слово «птица». Ребёнок, поймавший мяч, должен подобрать видовое понятие, например «воробей», и бросить мяч обратно. Следующий ребёнок должен назвать птицу, но не повториться.
Аналогично проводится игра со словами «звери» и «рыбы».
***
Игра «Воздух, земля, вода»
Цель: Учить детей называть среду обитания. Развивать быстроту реакции.
Воспитатель бросает мяч ребёнку и называет объект природы, например, «сорока». Ребёнок должен ответить «воздух» и бросить мяч обратно. На слово «дельфин» ребёнок отвечает «вода», на слово «волк» - «земля» и т.д.
Возможен и другой вариант игры: воспитатель называет слово «воздух». Ребёнок, поймавший мяч, должен назвать птицу. На слово «земля» - животное, обитающее на земле: на слово «вода» - обитателя рек, морей, озёр и океанов.
***
Игра «Цепочка»
Цель: Составлять цепочку действий, определений.
У воспитателя в руках предметная картинка с изображением объекта живой или неживой природы. Передавая картинку, сначала воспитатель, а затем каждый ребёнок по цепочке называет по одному признаку данного объекта, так, чтобы не повториться. Например, «белка» - животное, дикое, лесное, рыжее, пушистое, грызёт орехи, прыгает с ветки на ветку и т.д.
***
Игра «Кто где живёт»
Цель: Учить детей распределять животных по месту обитания.
У воспитателя картинки с изображением животных, а у детей – с изображениями мест обитания различных животных (нора, берлога, река, дупло, гнездо и т.д.). Воспитатель показывает картинку с изображением животного. Ребёнок должен определить, где оно обитает, и если совпадает с его картинкой, «поселить» у себя, показав карточку воспитателю.
***
Игра «Летает, плавает, бегает»
Цель: Закреплять знания детей о способах передвижения. Развивать умение передавать эти движения.
Воспитатель показывает или называет детям объект живой природы. Дети должны изобразить способ передвижения этого объекта. Например, при слове «зайчик», дети начинают бежать (или прыгать) на месте; при слове «карась» - имитируют плавание.
***
Игра-сказка «Фрукты и овощи»
Наглядный материал: картинки с изображением овощей. Воспитатель рассказывает: - Решил однажды помидор собрать войско из овощей. Пришли к ней горох, капуста, огурец, морковь, свекла, луковица, картофель, репа. (Педагог поочерёдно выставляет на стенд картинки с изображением этих овощей) И сказал им помидор: «Много желающих оказалось, поэтому ставлю такое условие: в первую очередь в войско моё пойдут лишь те овощи, в названии которых слышаться такие же звуки, что и в моём пооммиидоорр». - Как вы думаете, дети, какие овощи откликнулись на его призыв? Дети называют, выделяя голосом нужные звуки: горроох, морркоовь, картофель, репа, огурец, и объясняют, что в этих словах есть звуки р, п, как в слове помидор. Картинки с изображением названных овощей воспитатель передвигает на стенде поближе к помидору. Проводит помидор различные тренировки с горохом, морковью, картофелем, репой. Хорошо им! А остальные овощи опечалились: звуки, из которых состоят их названия, никак не подходят к звукам помидора, и решили они просить помидора сменить условие. Помидор согласился: «Будь по-вашему! Приходите теперь те, в названии которых столько же частей, сколько и в моём». - Как вы думаете, дети, кто теперь откликнулся? Сообща выясняется, сколько частей в слове помидор и в названии оставшихся овощей. Каждый отвечающий подробно поясняет, что в словах помидор и, например, капуста одинаковое количество слогов. Картинки с изображением этих растений также передвигаются в сторону помидора. - Но ещё больше опечалились лук и свекла. Как вы думаете, дети, почему? Дети объясняют, что количество частей в названии не такое, как у помидора, и звуки не совпадают. - Как помочь им. Ребята? Какое новое условие мог бы предложить им помидор, чтобы и эти овощи вошли в его войско? Воспитатель должен подвести детей к тому, чтобы они сами сформулировали такие условия: «Пусть приходят те овощи, в названии которых ударение в первой части» или «Принимаем в войско тех, в названии которых слышаться одинаковые звуки (лук, свекла)». Для этого он может предложить детям послушать и сравнить, где ударение в оставшихся словах – названиях овощей, сравнить их звуковой состав. - Все овощи стали воинами, и огорчений больше не было! – заключает воспитатель.
***
Игра «Похожи – не похожи»
Цель: развивать у детей умение абстрагировать, обобщать, выделять предметы, сходные по одним свойствам и отличные по другим, сопоставлять, сравнивать предметы либо изображения.
Материал: игровой лист (экран) с тремя «окнами-прорезями», в которые вставляются ленты с условными обозначениями свойств; ленты-полоски с обозначением свойств предметов. В первое и третье «окно» вставляются полоски с изображением предметов, во второе – полоска с обозначением свойств.
Вариант 1. Ребёнку предлагается установить «экран» так, чтобы в первом и третьем окне разместились предметы, обладающие свойством, указанным во втором окне. На начальном этапе освоения игры свойство задаётся взрослым, затем дети самостоятельно могут устанавливать понравившийся признак. Например, первое окно – яблоко, второе окно – круг, третье окно – мяч.
Вариант 2. Один ребёнок устанавливает первое окно, второй – выбирает и устанавливает свойство, которым данный предмет обладает, третий – должен подобрать предмет, подходящий к первому и второму окну. За каждый верный выбор дети получают фишку. После первого тура дети меняются местами.
Вариант 3. Используется на заключительных этапах освоения. Играть можно с большой группой детей. Ребёнок загадывает «загадку» - выстраивает в первом и третьем окне изображения, обладающие общим свойством, при этом второе окно скрыто. Остальные дети догадываются, чем изображённые предметы похожи. Ребёнок, верно назвавший общее свойство, получает право открыть второе окно или загадать новую загадку.
***
Игра «Выбери нужное»
На столе рассыпаны предметные картинки. Воспитатель называет какое-либо свойство или признак, а дети должны выбрать как можно больше предметов, которые этим свойством обладают. Например, «зелёный» - это могут быть картинки листочка, дерева, огурца, капусты, кузнечика, ящерицы и т.д. Или: «влажный» - вода, роса, облако, туман, иней и т.д.
***
Игра «Две корзины»
На столе муляжи или картинки овощей и фруктов. Дети должны их разложить на две корзины. При этом предметы могут делиться не только по принадлежности к фруктам или овощам, но и по цвету, по форме, твёрдости – мягкости, вкусу или даже запаху.
***
Игра «Береги природу»
На столе или наборном полотне картинки, изображающие растения, птиц, зверей, человека, солнца, воды и т.д. Воспитатель убирает одну из картинок, и дети должны рассказать, что произойдёт с оставшимися живыми объектами, если на Земле не будет спрятанного объекта. Например, убирает птицу – что будет с остальными животными, с человеком, с растениями и т.д.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.