Муниципальное автономное учреждение
дополнительного образования
«Дворец детского и юношеского творчества городского округа Анадырь»
Сценарий развлекательно-познавательного мероприятия,
посвящённого Международному дню защиты детей,
«Экологический абордаж»
Возраст аудитории – 7-10 лет
Автор:
Ульянова Светлана Викторовна,
Педагог - организатор
|
г. Анадырь, 2019 год
Цель: Закрепить и проверить знания детей о видах экологических проблем и способах их решения. Вызвать стремление деятельности школьников по защите природы.
Задачи:
- заложить основу экологического воспитания;
- прививать любовь к природе, готовность сохранять и защищать ее, понимать закономерности происходящего в ней;
- развивать интеллектуальные способности учащихся, познавательный интерес к изучению природы.
Ход мероприятия:
Ведущий: Здравствуйте ребята. Сегодня мы с вами поговорим о… А давайте вы сами отгадаете о чем мы будем говорить. Договорились? Просмотрите внимательно слайды и ответьте на мои вопросы:
- Что изображено на первой картинке? Голубика
- А сколько ягод голубики было изображено? 1
- Кто изображен между оленем и горбушей? Белек
- Какое слово написано на слайде с изображением котика? Дятел
- Какое слово лишнее? Почему? Работа
- А сколько изображено конюг? 6
Ведущий: Просмотрите слайды еще раз и обратите внимание на слова, написанные на них. Какое слово можно составить из начальных букв данных слов? (Природа).
А что такое природа? К сожалению, в последнее время человек очень сильно влияет на изменение природы и поэтому возникают проблемы – экологические проблемы. А что такое экология?
Экология — это наука. Ученые-экологи изучают, как изменения в окружающей среде влияют на жизнь растений, животных и человека. И вот сегодня вы мне поможете разобраться в этих самых экологических проблемах.
А для начала – разминка.
«Да» или «Нет»
1. Может ли кулик прикусить себе язык? (Нет, у птицы нет зубов)
2. Может ли медведь танцевать и петь? (Да, если он дрессированный)
3. Может ли баклан нырнуть в океан? (Да, они отличные ныряльщики)
4. Может ли морошка сойти за картошку?
5. Может ли горбуша голубику кушать?
6. Может ли белуха оглохнуть на одно ухо?
7. Может ли волк знать в ягодах толк?
Если дымно и туманно -
Так, что вам не видно ног,
Это значит — воздух грязный.
Тот туман зовется... (Смог.)
Не собирайте здесь грибы
И не сушите вы гербарии.
Завод когда-то здесь стоял,
На нем случилась вдруг... (Авария.)
Если что-то нам не жалко,
То несем скорей на свалку.
Загрязняют землю, воды
Бытовые все... (Отходы.)
Ведущий: Но что это? Нам пришли телеграммы! Срочные! Вот, пожалуйста: «Срочно. От Бабы-Яги. Пропадаю, погибаю. Сломала последнюю костяную ногу о мусор, который туристы оставили». Вот вам и первая проблема — засорение окружающей среды. (Слайды) Очень часто люди ведут себя в тундре неправильно. А как нужно вести себя в тундре? Предлагаю поиграть в игру. Я вам читаю рассказ, а вы, увидев ошибку в поведении детей, анализируете, оцениваете их действия и говорите, что сделано неправильно.
«Ребята пришли на поляну, где и решили расположиться. Девочки пошли прогуляться по тундре. Нина неожиданно увидела в кустах гнездо, в котором лежало пять аккуратненьких яиц. Она осторожно взяла одно, положила к себе на ладонь полюбоваться им. А потом вернула на место. К чему приводит неправильное поведение у птичьих гнёзд, хорошо сказано в эссе Н. Сладкова «Мы только посмотрим!».
- Мы только посмотрим, как птичка вьёт гнездо!
Посмотрели, птичка перепугалась, бросила начатое гнездо.
- Мы только взглянем, как птичка на гнезде сидит!
Взглянули, напугали, птичка насиживать перестала.
- Мы только поглядим, какого цвета в гнезде яйца!
Поглядели, птичка крик подняла. Услыхала ворона и, когда все ушли, яйца проглотила.
- Мы только сосчитаем, сколько в гнезде птенчиков!
Стали считать, тыкая пальцем, птенчики испугались и выбросились из гнезда раньше срока.
- Мы только подержим лесного цыплёночка и отпустим! Подержали, погладили, а тетёрка других цыплят уже далеко увела. Потерялся тетеревёнок!
Столько в округе птичьих гнёзд было - ни одного не осталось!
Столько насмотрелись, что и смотреть больше не на что...
Лена же увидела евражку и стала гоняться за ней с криками, пытаясь накрыть кофтой. Диких животных, их детёнышей и птенцов нельзя уносить из природной среды. Жилища людей для них чужды. К тому же, птенцов очень трудно выкормить в домашних условиях. Выращенные в неволе животные оказываются не приспособленными к свободной жизни.
Когда вернулись мальчишки, дети решили разжечь костер. «Вот и кострище. Давайте сделаем здесь костер», - предложил Алик.
«Зачем здесь? Идемте вон под тот куст, там уютнее»,- возразили девочки. Мальчики пошли туда, куда они показали, выкопали яму, землю откинули подальше, чтобы не мешала. Костры без крайней необходимости не разводят, но если без костра, не обойтись, используют старое кострище, чтобы не делать новый ожог на земле. Если кострища нет, готовят для него место: стараются аккуратно выбрать и сохранить дернину, чтобы после отдыха вложить её назад. Место для костра не должно быть рядом с сухими деревьями. Костёр всегда тщательно тушат.
Пока мальчики занимались костром, девочки заскучали. Нина отметила: «Что-то тихо совсем. Даже птицы не поют. Скучно» Вдруг Лена вспомнила: «У нас же есть магнитофон!» и включила его на всю громкость. Девочки стали танцевать, петь, срывать для украшения цветы и траву. На лоне природы слушают тишину и звуки природы.
После того, как дети поели и отдохнули, Алик предложил убрать мусор. Ребята вырыли под кустом яму и сложили в нее весь мусор, который появился после их отдыха. Природные сообщества - леса, луга, берега водоёмов - не место для захоронения мусора. Все отходы после отдыха нужно увозить с собой в город, особенно стеклянную посуду и упаковки из искусственных материалов. В природе нет организмов, которые бы их разлагали. Копать ямы для мусора - значит усиливать на природу своё воздействие.
Только Вадим ходил по поляне с пустой жестяной банкой в поисках чего-либо подходящего, чтобы завернуть ее и положить в рюкзак. «Чего ты носишься с этой банкой, - крикнула ему Лена. - Брось ее в кусты - и дело с концом». Вадим так и сделал.
«Посмотрите, что я нашла!» - закричала Нина.
Ребята подбежали к ней и увидели на траве птенца, не умеющего летать. Они поискали вокруг гнездо, из которого он выпал, но не нашли и решили взять его с собой.
«Ребята, - вдруг заметил Алик, - у нас же осталась каша.
Куда нам ее?». Нина предложила: «Брось в костер. Он еще горит».
Алик так и сделал, бросив вместе с кашей в костер и пару пластмассовых стаканов. Пищу никогда не сжигают и не делают её непригодной для еды.
Если рядом есть водоём, подкормите рыбу тем, что осталось.
Хотя летом корма для всех достаточно, однако то, что вы оставили, кто-либо из животных съест.
Сжигать полиэтиленовую плёнку, изделия из поролона, пенопласта, пластмассы нельзя нигде. В воздух попадают очень вредные вещества, образующиеся при сжигании, даже следовые количества которых могут влиять на наследственные структуры человека и животных. Кроме того, в золе остаётся смола, которая не разлагается естественным путём. Всё это нужно было взять в город, чтобы выбросить в общий мусоросборник, содержимое которого уничтожается централизованно.
Радостные и довольные дети вернулись домой.
Ведущий: Молодцы, ребята! Предлагаю немного размяться.
2. Посадить цветы. Чья команда быстрее прикрепит цветы (вырезанные из цветной бумаги) на «поляну».
Ведущий: Еще одна телеграмма, от кулика: «Это что же такое делается, граждане? Родное гнездо душегубы разорили. Без крыши над головой на старости лет оставили. Я теперь не большой кулик получаюсь, а бомж. Примите срочно меры, хулиганы вы этакие». Так кулик и погибнуть может! Поэтому следующая экологическая проблема — резкое сокращение представителей растительного и животного мира на планете. Сейчас ежегодно в мире гибнет несколько видов животных и растений. Вы знаете, кто такой вомбат? Это сумчатый грызун, живет в Австралии, напоминает маленького бурого медвежонка. У него есть одна особенность — за 10 минут он способен прогрызть дыру в толстой бревенчатой стене. Это животное стало редким. Каких еще редких и исчезающих животных, обитающих на территории нашего парка, вы знаете?
1. Ребята отвечают, получают жетоны. Проводится конкурс для команд «Кто больше назовет животных, обитающих на территории парка Берингия». Проигравшая команда лишается одного игрока.
2. Сканворды
Ведущий: Пришла телеграмма от белого медведя: «Срочно. Помогите! Айсберги тают. Скоро не на чем будет плавать». Вот и следующая проблема - потепление климата. А что это такое? Постепенное повышение температуры на всей Земле приводит к перемене климата и к таянию ледников, а значит, к повышению уровня воды во всем мире. В ледниках вода находится как бы «в запасе», ведь в них только пресная вода. (Опыт – лед и оставить)
1. Конкурс «Запаси воду» заключается в переносе ложкой воды из полной емкости, стоящей на расстоянии, в пустой стакан, установленный на старте. Участники команд бегают по очереди до тех пор, пока первая емкость не опустеет. Побеждает команда, уровень воды в стакане которой оказался выше. Игрок из проигравшей команды переходит в команду победителей.
2. «Осуши болото». Губкой набрать воду в тазике и выжать ее в другую посуду. Чья команда быстрее.
Ведущий: Телеграмма от Красной Шапочки: «У бабушки в огороде солнце выжгло всю капусту. Не с чем делать пирожки. Помогите! Голодаем». Почему же сгорела капуста у бабушки? Над огородом нарушился озоновый слой. А что же такое озоновый слой и где он находится? Озон скапливается на высоте 15-60 км, образует защитный экран, спасающий нас от ультрафиолетовых лучей, от которых бывают ожоги и кожные заболевания.
Если озона становится мало, то появляется «озоновая дыра», причиной которой являются аэрозоли. А что такое аэрозоли?
Это баллончики, из которых мы распыляем краску, лак для волос, освежители воздуха и т.д. В этих баллончиках содержатся вещества, разрушающие озоновый слой, т.е. в атмосфере получается эффект как от аэрозолей. Но озоновый слой способен восстанавливаться. Вы замечали, как легко дышится после грозы? После нее образуется озон. А теперь посмотрим, кто из вас чаще гуляет после грозы.
1.Командам выдается одинаковое количество воздушных шариков, которые нужно быстро надуть. Побеждает команда, у которой надутые шарики будут большего размера. Проигравшая команда лишается одного игрока.
2. Нарисовать животных, которые получатся в результате экологической катастрофы.
Ведущий: Телеграмма от белочки: «После дождя пожелтели все листья, попадали все шишки с деревьев, не могу их найти, помогите!» Почему же шишки попадали после дождя? Вот и еще одна экологическая проблема — кислотные осадки. Все вы видели летом на материке после дождя на лужах желтую пленку, после таких дождей обычно желтеют огурцы на грядках. Откуда появляются кислотные дожди?
Кислотные дожди бывают после выбросов или аварий на заводах, если нет специальных защитных фильтров. В воздухе ядовитые вещества смешиваются с водой в облаках и получается жидкая кислота, которая в виде осадков выпадает на землю. Например, после выбросов Саяногорского алюминиевого завода в округе погибли растения и животные. Вернемся же к нашей белочке, нужно помочь ей искать шишки.
1. Шифровка. Каждой команде выдается шифровка. Расшифровать предложение.
2. Кроссворд
А теперь вопрос для самого внимательного. Сколько экологических проблем мы сегодня с вами рассмотрели?
Назвавший цифру пять и перечисливший проблемы получает жетон.
Ведущий: Все эти проблемы возникают под влиянием человека. Никогда человек не имел такого влияния на окружающую его природу, как теперь, никогда это влияние не было так разнообразно и так сильно. Давайте беречь нашу природу!
Ведущий: И в заключении предлагаю всем вместе спеть песню.
1.Мы на свет родились, чтоб природу любить
Чтоб цветы
поливать и деревья растить,
Чтоб зверей не обидеть и птиц накормить
Чтобы чистой
планету свою сохранить.
Припев:
Так давайте же реки беречь и моря
Чтоб ручьи на земле протекали не зря.
Чтобы воздух был чистым, прозрачным вода,
Чтоб планете родной не грозила беда.
2.Мы хотим, чтобы вечно шумели леса,
Чтоб весною звучали в них птиц голоса
Чтоб Анадырь родной был красивым всегда
Чтобы солнышко нас согревало всегда.
Припев.
3.Мы
на свет родились, чтобы радостно жить,
Экологию знать и природу любить
Чтобы Родине нашей и жить, и цвести,
Чтобы детям
здоровым и сильным расти.
Припев.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.