РЕАЛИЗАЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ЧЕРЕЗ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ «РАЗВИТИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ» И «ТАЙНЫ ПРИРОДЫ», РЕАЛИЗУЕМЫЕ В МБУ ДО «ДЕТСКИЙ ЭКОЛОГО-БИОЛОГИЧЕСКИЙ ЦЕНТР»
Оценка 5

РЕАЛИЗАЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ЧЕРЕЗ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ «РАЗВИТИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ» И «ТАЙНЫ ПРИРОДЫ», РЕАЛИЗУЕМЫЕ В МБУ ДО «ДЕТСКИЙ ЭКОЛОГО-БИОЛОГИЧЕСКИЙ ЦЕНТР»

Оценка 5
Научные работы
docx
биология
Взрослым
08.06.2020
РЕАЛИЗАЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ЧЕРЕЗ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ «РАЗВИТИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ» И «ТАЙНЫ ПРИРОДЫ», РЕАЛИЗУЕМЫЕ В МБУ ДО «ДЕТСКИЙ ЭКОЛОГО-БИОЛОГИЧЕСКИЙ ЦЕНТР»
РЕАЛИЗАЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ЧЕРЕЗ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ «РАЗВИТИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ» И «ТАЙНЫ ПРИРОДЫ», РЕАЛИЗУЕМЫЕ В МБУ ДО «ДЕТСКИЙ ЭКОЛОГО-БИОЛОГИЧЕСКИЙ ЦЕНТР»
Бурлака_ОА статья.docx

Реализация Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования через дополнительные общеобразовательные программы «Развитие экологических представлений» и «Тайны природы», реализуемые в МБУ ДО «Детский эколого-биологический центр»

 

О.Г. Сомова, О.А. Бурлака, Детский эколого-биологический центр

 

Аннотация: в статье представлен опыт реализации программ «Развитие экологических представлений» и «Тайны природы» учреждения дополнительного образования «Детский эколого-биологический центр» в рамках требований ФГОС в процессе занятий. Рассмотрены взаимосвязи средств формирования целевых ориентиров и методов и форм раскрытия содержания программ.

Федеральный государственный образовательный стандарт направлен на решение задач, одна из которых затрагивает дошкольное образование:

7) обеспечения вариативности и разнообразия содержания Программ и организационных форм дошкольного образования, возможности формирования Программ различной направленности с учетом образовательных потребностей, способностей и состояния здоровья детей [4].

Программы «Развитие экологических представлений» и «Тайны природы», реализующиеся в МБУ ДО «Детском эколого-биологическом центре» г. Железногорска направлены на:

·         создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности;

·         на создание развивающей образовательной среды, которая представляет собой систему условий социализации и индивидуализации детей. Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать реализацию различных образовательных программ [1].

Содержание Программ обеспечивает развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывает познавательное и речевое развитие детей.

Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира.

 На этапе завершения дошкольного образования ребенок должен сформировать определенные целевые ориентиры. К целевым ориентирам дошкольного образования, формируемым в обозначенных ДОП, относятся следующие социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка:

·           ребенок проявляет инициативу и самостоятельность в игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности;

·           ребенок обладает установкой положительного отношения к окружающему миру; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх;

·           ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания;

·           ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы; склонен наблюдать, экспериментировать.

Программа «Развитие экологических представлений» рассчитана на детей 5-6 летнего возраста и направлена на формирование пропедевтических знаний по природоведению с основами экологии [2]. Она знакомит обучающихся со строением и функциями растений, особенностями произрастания в различных климатических зонах, их видоизменениями, обучает дошкольников умению выделять взаимосвязи растений и животных со средой обитания и т.д.

Программой предусмотрено развитие умственных способностей детей через наглядное моделирование путем формирования у детей действий по построению и использованию объемных и графических моделей. Особое место занимает ознакомление с логическими отношениями – с помощью средств – моделей, схем (круги Эйлера, древо и т.д.) дети упражняются в анализе-синтезе, делать умозаключение, выводы. Модель в данном случае - схема, макет, изображение, некоторый материальный или мысленно представляемый объект или явление, замещающий упрощением оригинальный объект или явление, сохраняя только некоторые важные его свойства, например, в процессе познания (созерцания, анализа и синтеза) или конструирования.

Цель программы – приобретение дошкольниками опыта исследовательской деятельности через построение моделей экологических объектов и явлений.

Дошкольное образование занимает особое место в системе непрерывного экологического образования, где целенаправленно закладываются основы экологической культуры детей.

Детям свойственна доброта и любознательность, но не хватает опыта и знаний, поэтому программа предусматривает включение дошкольников в разные виды деятельности экологической направленности.

 Программа «Тайны природы» направлена на расширение кругозора, развитие сенсорики, наблюдательности, речи, умения устанавливать причинно-следственные связи [3]. Дети учатся видеть красоту природы, понимать ее через такие виды деятельности как рисование, аппликация, лепка.

Занятия направлены на развитие личности в целом, основаны на принципах:

  • доступности и последовательности построения учебного процесса от простого к сложному, от близкого к далекому;
  • наглядности (широкое использование наглядных и дидактических материалов, технических средств);
  • связи теории с практикой, результативности: что узнают дети, чему научатся;
  •  актуальности: приближенность содержания программы к реальным условиям, к жизни и деятельности дошкольников;
  • научности;
  • учета индивидуальных и возрастных особенностей.

Занятия построены в соответствии с изменениями, происходящими в природе по временам года. Предусмотрено использование художественной литературы: чтение стихов о природе, рассказов, загадывание загадок, пословицы и поговорки, а для развития мышления задания на прогнозирование: что произойдет в природе, если…, что будет, если…, рассматривание картин, иллюстраций о природе, экологические беседы: зачем лесу грибы, Планета Земля в опасности и др.

Развитие познавательного интереса дошкольников осуществляется через игровые ситуации, игры, экскурсии. Используется на занятиях и моделирование. Это эффективный способ формирования у дошкольников экологических понятий, поскольку дает возможность демонстрировать процессы, которые нельзя показать в природе.

В настоящее время становится все более актуальным использование мнемотехники. Это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание. В качестве дидактического материала используются мнемотаблицы - схемы, в которые заложена определенная информация, то есть происходит преобразование из абстрактных символов в образы.

Таким образом, прослеживаются взаимосвязи средств формирования целевых ориентиров и методов и форм раскрытия содержания программ.

Задания по формированию универсальных учебных действий 1 год обучения. Исследование уровня развития умения взаимодействовать со сверстниками.

Задание к теме «Творческое задание по применению усвоенных детьми средств в новых ситуациях».

Инструкция педагога к выполнению задания.  Обучающиеся работают парами. Выдаются изображения частей растения. Составить модель растения.

1511_html_m3e92715c

Время выполнения 5-7 минут.

Критерии оценивания:

·         правильность составленной модели: почва – корень – стебель – лист – цветок – плод;

·​ умение детей договариваться, приходить к общему решению, умение убеждать, аргументировать и т.д.;

·​ взаимный контроль по ходу выполнения деятельности: замечают ли дети друг у друга отступления от первоначального замысла, как на них реагируют;

·​ взаимопомощь по ходу составления модели,

·​ эмоциональное отношение к совместной деятельности: позитивное (работают с удовольствием и интересом), нейтральное (взаимодействуют друг с другом в силу необходимости) или отрицательное (игнорируют друг друга, ссорятся и др.).

Показатели уровня выполнения задания:

1) минимальный уровень (1 балл) – в модели нет логической последовательности; дети не пытаются договориться или не могут прийти к согласию, настаивают на своем, нет взаимопомощи, эмоциональное отношение к совместной деятельности отрицательное, взаимный контроль отсутствует;

2) средний уровень (2 балла)– сходство частичное: отдельные звенья цепи последовательности совпадают, но имеются и заметные отличия, дети делают попытки договориться, пытаются оказать взаимопомощь, эмоциональное отношение к совместной деятельности нейтральное, есть попытки взаимного контроля;

3) максимальный уровень (3 балла) – модель логически составлена; дети активно обсуждают возможный вариант; приходят к согласию относительно последовательности звеньев цепочки при составления модели; сравнивают способы действия и координирую их, строя совместное действие; следят за реализацией принятого замысла, присутствует взаимный контроль.

 

Список литературы

1.      Основы экологии – младшим школьникам: Практическое пособие/ Сост. Черемисина Л.Е. – М.: Аркти, 2006. – 88с.

2.      Программа «Развитие» (основные положения). – М.: Новая школа, 1994. – 64с. (Детский центр Венгера).

3.      Подольская Т.Н., Котельникова Л.Е. ДОП «Тайны природы». – Железногорск, 2017.- 12с.

4.      Федеральные государственные образовательные стандарты\ интернет ресурс [режим доступа: https://xn--80abucjiibhv9a.xn--p1ai/]

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Реализация Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования через дополнительные общеобразовательные программы «Развитие экологических представлений» и «Тайны природы», реализуемые в

Реализация Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования через дополнительные общеобразовательные программы «Развитие экологических представлений» и «Тайны природы», реализуемые в

Программой предусмотрено развитие умственных способностей детей через наглядное моделирование путем формирования у детей действий по построению и использованию объемных и графических моделей

Программой предусмотрено развитие умственных способностей детей через наглядное моделирование путем формирования у детей действий по построению и использованию объемных и графических моделей

Инструкция педагога к выполнению задания

Инструкция педагога к выполнению задания
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
08.06.2020