Реализация Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования через дополнительные общеобразовательные программы «Развитие экологических представлений» и «Тайны природы», реализуемые в МБУ ДО «Детский эколого-биологический центр»
О.Г. Сомова, О.А. Бурлака, Детский эколого-биологический центр
Аннотация: в статье представлен опыт реализации программ «Развитие экологических представлений» и «Тайны природы» учреждения дополнительного образования «Детский эколого-биологический центр» в рамках требований ФГОС в процессе занятий. Рассмотрены взаимосвязи средств формирования целевых ориентиров и методов и форм раскрытия содержания программ.
Федеральный государственный образовательный стандарт направлен на решение задач, одна из которых затрагивает дошкольное образование:
7) обеспечения вариативности и разнообразия содержания Программ и организационных форм дошкольного образования, возможности формирования Программ различной направленности с учетом образовательных потребностей, способностей и состояния здоровья детей [4].
Программы «Развитие экологических представлений» и «Тайны природы», реализующиеся в МБУ ДО «Детском эколого-биологическом центре» г. Железногорска направлены на:
· создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности;
· на создание развивающей образовательной среды, которая представляет собой систему условий социализации и индивидуализации детей. Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать реализацию различных образовательных программ [1].
Содержание Программ обеспечивает развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывает познавательное и речевое развитие детей.
Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира.
На этапе завершения дошкольного образования ребенок должен сформировать определенные целевые ориентиры. К целевым ориентирам дошкольного образования, формируемым в обозначенных ДОП, относятся следующие социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка:
· ребенок проявляет инициативу и самостоятельность в игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности;
· ребенок обладает установкой положительного отношения к окружающему миру; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх;
· ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания;
· ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы; склонен наблюдать, экспериментировать.
Программа «Развитие экологических представлений» рассчитана на детей 5-6 летнего возраста и направлена на формирование пропедевтических знаний по природоведению с основами экологии [2]. Она знакомит обучающихся со строением и функциями растений, особенностями произрастания в различных климатических зонах, их видоизменениями, обучает дошкольников умению выделять взаимосвязи растений и животных со средой обитания и т.д.
Программой предусмотрено развитие умственных способностей детей через наглядное моделирование путем формирования у детей действий по построению и использованию объемных и графических моделей. Особое место занимает ознакомление с логическими отношениями – с помощью средств – моделей, схем (круги Эйлера, древо и т.д.) дети упражняются в анализе-синтезе, делать умозаключение, выводы. Модель в данном случае - схема, макет, изображение, некоторый материальный или мысленно представляемый объект или явление, замещающий упрощением оригинальный объект или явление, сохраняя только некоторые важные его свойства, например, в процессе познания (созерцания, анализа и синтеза) или конструирования.
Цель программы – приобретение дошкольниками опыта исследовательской деятельности через построение моделей экологических объектов и явлений.
Дошкольное образование занимает особое место в системе непрерывного экологического образования, где целенаправленно закладываются основы экологической культуры детей.
Детям свойственна доброта и любознательность, но не хватает опыта и знаний, поэтому программа предусматривает включение дошкольников в разные виды деятельности экологической направленности.
Программа «Тайны природы» направлена на расширение кругозора, развитие сенсорики, наблюдательности, речи, умения устанавливать причинно-следственные связи [3]. Дети учатся видеть красоту природы, понимать ее через такие виды деятельности как рисование, аппликация, лепка.
Занятия направлены на развитие личности в целом, основаны на принципах:
Занятия построены в соответствии с изменениями, происходящими в природе по временам года. Предусмотрено использование художественной литературы: чтение стихов о природе, рассказов, загадывание загадок, пословицы и поговорки, а для развития мышления задания на прогнозирование: что произойдет в природе, если…, что будет, если…, рассматривание картин, иллюстраций о природе, экологические беседы: зачем лесу грибы, Планета Земля в опасности и др.
Развитие познавательного интереса дошкольников осуществляется через игровые ситуации, игры, экскурсии. Используется на занятиях и моделирование. Это эффективный способ формирования у дошкольников экологических понятий, поскольку дает возможность демонстрировать процессы, которые нельзя показать в природе.
В настоящее время становится все более актуальным использование мнемотехники. Это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание. В качестве дидактического материала используются мнемотаблицы - схемы, в которые заложена определенная информация, то есть происходит преобразование из абстрактных символов в образы.
Таким образом, прослеживаются взаимосвязи средств формирования целевых ориентиров и методов и форм раскрытия содержания программ.
Задания по формированию универсальных учебных действий 1 год обучения. Исследование уровня развития умения взаимодействовать со сверстниками.
Задание к теме «Творческое задание по применению усвоенных детьми средств в новых ситуациях».
Инструкция педагога к выполнению задания. Обучающиеся работают парами. Выдаются изображения частей растения. Составить модель растения.
Время выполнения 5-7 минут.
Критерии оценивания:
· правильность составленной модели: почва – корень – стебель – лист – цветок – плод;
· умение детей договариваться, приходить к общему решению, умение убеждать, аргументировать и т.д.;
· взаимный контроль по ходу выполнения деятельности: замечают ли дети друг у друга отступления от первоначального замысла, как на них реагируют;
· взаимопомощь по ходу составления модели,
· эмоциональное отношение к совместной деятельности: позитивное (работают с удовольствием и интересом), нейтральное (взаимодействуют друг с другом в силу необходимости) или отрицательное (игнорируют друг друга, ссорятся и др.).
Показатели уровня выполнения задания:
1) минимальный уровень (1 балл) – в модели нет логической последовательности; дети не пытаются договориться или не могут прийти к согласию, настаивают на своем, нет взаимопомощи, эмоциональное отношение к совместной деятельности отрицательное, взаимный контроль отсутствует;
2) средний уровень (2 балла)– сходство частичное: отдельные звенья цепи последовательности совпадают, но имеются и заметные отличия, дети делают попытки договориться, пытаются оказать взаимопомощь, эмоциональное отношение к совместной деятельности нейтральное, есть попытки взаимного контроля;
3) максимальный уровень (3 балла) – модель логически составлена; дети активно обсуждают возможный вариант; приходят к согласию относительно последовательности звеньев цепочки при составления модели; сравнивают способы действия и координирую их, строя совместное действие; следят за реализацией принятого замысла, присутствует взаимный контроль.
Список литературы
1. Основы экологии – младшим школьникам: Практическое пособие/ Сост. Черемисина Л.Е. – М.: Аркти, 2006. – 88с.
2. Программа «Развитие» (основные положения). – М.: Новая школа, 1994. – 64с. (Детский центр Венгера).
3. Подольская Т.Н., Котельникова Л.Е. ДОП «Тайны природы». – Железногорск, 2017.- 12с.
4. Федеральные государственные образовательные стандарты\ интернет ресурс [режим доступа: https://xn--80abucjiibhv9a.xn--p1ai/]
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.