Реализация компетентностного подхода в преподавании учебного предмета «Человек и мир» на I ступени общего среднего образования (из опыта работы)
Чехунова Алла Ивановна,
учитель начальных классов
ГУО «Средняя школа №2
г. Костюковичи»
Уровень сформированности образовательных компетенций является показателем качества образования, что возможно только в результате реализации компетентностного подхода.
Учебный предмет «Человек и мир» выделяется среди предметов, изучаемых на I ступени общего среднего образования тем, что он закладывает основы формирования естественнонаучных и обществоведческих знаний как элементов научной картины мира.
Специфика предмета обуславливает превалирующее значение формирования учебно-познавательных и информационных компетенций, к которым относятся навыки осуществления мыслительных операций (сравнения, классификации, анализа, синтеза, обобщения и др.), навыки работы с информацией (поиска, преобразования, представления, переработки), навыки смыслового чтения, навыки моделирования, в том числе с помощью знаково-символических средств.
Компетентно ориентированные задания способствуют организации дифференцированной работы на уроке, повышению познавательной мотивации учащихся, формированию общеучебных умений и навыков, развитию самостоятельности мышления.
Выполнение компетентностных заданий предполагает свободное оперирование программным содержанием не только в знакомой, но и в измененной ситуации; самостоятельное объяснение, аргументированное обоснование и доказательство, раскрытие сущности понятий и установление причинно-следственных взаимосвязей в изучаемых явлениях; выдвижение гипотез, формирование выводов, творческий характер применения знаний.
В то же время содержание заданий в каждом классе имеет свои отличительные особенности.
Задания для учащихся 1 класса предполагают практико-ориентированный подход с опорой на опыт учащихся; возможность применения полученных знаний во внеурочной деятельности; формирование умений выделять главное в учебном материале; коллективное обсуждение при работе с таблицей, схемой, диаграммой; проведение опытов с последующим анализом полученных выводов; создание логических цепочек.
Во 2 классе вводятся задания с лишними или недостающими данными, задания, направленные на формирование умения проводить простейшие эксперименты, выдвигать гипотезы и делать умозаключения, составлять устные сообщения с помощью алгоритмов, определять общие и отличительные признаки сравниваемых объектов, понимать необходимость сравнения по существенным признакам объектов, устанавливать причинно-следственные зависимости и истинность предлагаемых умозаключений.
Приращение умений у учащихся 3 класса обеспечивается за счет заданий с использованием физических карт (картой полушарий и картой Республики Беларусь); заданий, направленных на овладение приемом аналитического описания объектов на основе наблюдения, приемом изменения свойств и признаков объекта; заданий, направленных на сравнение и анализ информации, полученной из разных источников; использование форм краткой записи (табличной и словесной); высказыванием собственного отношения к полученной информации и умением давать обоснованные суждения.
Используемые мною задания выступают опорой для создания аналогичных на основе изучаемого программного материала.
Например, задания, направленные на формирование умения выделять существенные и несущественные признаки объектов и явлений.
Прочитай описание клюквы. Подчеркни существенные признаки растения, по которым его можно узнать в природе.
Задания, направленные на формирование умения сравнивать объекты и явления. Дополни сравнительную таблицу (общие и отличительные признаки одуванчика и ландыша). Сделай вывод.
Задания, направленные на формирование умения осуществлять классификацию. Прочитай. Исправь ошибки, зачеркни лишние слова.
При выполнении данных заданий необходимо сохранять и поддерживать индивидуальность каждого ученика на основе учета его жизненного опыта, познавательных и психологических способностей.
Выполнение заданий в 1 классе организуется под руководством учителя. Учитель создает условия для активизации познавательной деятельности учащихся. При этом рекомендуется придерживаться подхода вариативности правильных ответов, т.е. даже в случае ошибок перед их исправлением необходимо выслушать соответствующую аргументацию учащегося.
Во 2 классе выполнение заданий может быть организовано не только фронтально, но и в процессе парной и групповой форм работы. Желательно обеспечивать возможность «контекста открытия». Данные материалы предполагают активную поисковую деятельность учащихся, в процессе которых учащиеся учатся аргументировать свою точку зрения, сотрудничать, участвовать в дискуссиях. В процессе выполнения заданий предусматривается опора на использование различных источников, в том числе Internet.
Основной формой организации учебного процесса при выполнении заданий в 3 классе является групповая работа. Эффективность обеспечивается за счет совместного целеполагания, планирования, реализации плана, контроля и оценки. Рекомендуется обсуждение действий всех групп после каждого этапа работы для обеспечения включенности всех учащихся в продуктивную деятельность.
Компетентно ориентированные задания могут быть использованы на любом этапе урок зависимости от образовательных целей, для организации дифференцированного подхода при выполнении домашних заданий, для активизации внеурочной деятельности по предмету (проведении предметных олимпиад, конкурсов, выполнении работ исследовательского характера, создании творческих продуктов и др.).
По-моему, использование компетентностно ориентированных заданий в процессе обучения позволит учащимся не только достичь высоких результатов в учебе, но быть успешными и во взрослой жизни.
Список использованных источников
.1. Компетентностно ориентированные задания. Конструирование и применение в учебном процессе: уч.- метод. пособие / под ред. Н.Ф. Ефремовой. – М.: Национальное образование, 2013.
2. Хуторской, А. В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы образования / А. В. Хуторской // Народное образование. – 2003. - №2. – С. 58-64.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.